Вот прошло уже почти шесть месяцев с момента приобретения Toyotы ВВ. Появился кое-какой опыт владения данным сабжем, чтобы можно было поделится со всеми, кого не оставляет равнодушным дизайн этой машины. Первая эйфория владения этим чудом прошла где-то через месяц. Да и у окружающих не стало того пристального внимания, которое я наблюдал в первые недели.
И так. Все – по порядку. Первые пятьсот км с машиной ничего не делал абсолютно. Машина в Японии пол года стояла, и поэтому я решил - пусть все жидкости, которые были залиты еще в Японии, хоть немного прокачаются в системе. Но пятьсот км пролетели быстро и … Какое масло лить и нужно ли промывать двигатель? После поисков советов (достаточно противоречивых) в Интернете решил отказаться от тоетовского минерального сразу (хоть банка красивая, железная, но… Toyota масло не делает, и то что было в двигателе залито – у нас в бедной России и маслом-то не назовешь). Мастера, кстати, посмотрев на щуп подтвердили мои выводы. Это и понятно: японцам не надо, чтобы машина 300-500 тысяч машина бегала. 70-80 тысяч и все. На щупе были отложения красновато-коричневого цвета. Промывать двигатель решил дорого: полусинтетика Castrol magnatec с заменой масляного фильтра (фильтр корейский). Общая цена вопроса 760 руб + 75 рублей. Воздушный фильтр - только чистка, салонный- аналогично, только со стиркой стиральным порошком. На такой «промывке» решил ездить до потемнения масла. Я рассчитывал, что это 1000-1500 км. Прошел полторы тысячи – масло светлое. Уже даже решил, может «паленое» масло. Но нет, еще одна поездка на 700 км и масло заметно потемнело. Первый раз менял на станции, но ничего нового для себя не увидел, решил делать все сам. И вовсе не потому что 200 рублей жалко, а просто в первый раз эти умельцы налили масла выше максимума, и соответственно пришлось откачивать. Машину в гараж на яму. Все очень удобно. Фильтр открутил руками, масло слил. Попробовал компрессором старое масло еще чуть-чуть выгнать. Особо не получилось. Оставил на ночь пробку вывернутой. Утром заметил, грамм 100 еще вытекло. Залил новое Castrol magnatec синтетика, масляный фильтр японский. Вот теперь уже заменил и воздушный фильтр. Все обошлось в 1290 рублей. Фильтр воздушный купил корейский, старый стоял точно такой же. Как оказалось, японцы фильтр поставили сикось-накось. Паз не совпадал с вырезом. Первый раз, когда чистил фильтр, поставил его так же криво, как он и стоял. Плохо, что крышка в этом случае все равно закрывается – сразу можно не понять. А вот новый фильтр поставил уже правильно.
За это время к машине «прикипел» еще больше. Нравится посадка, управление, внешний вид. Практически привык к нестандартным габаритам машины, хотя когда сажусь в обычный седан, сдаю задним ходом как-то увереннее и резвее. И мое личное ощущение, когда пересаживаюсь на леворульную машину, мне очень неудобно левой рукой включать поворотники. Или я застарелый правша, или все-таки в праворульной эргономика лучше. В городе машина очень жесткая, особенно когда дороги не очень. Все неровности отдаются прямо в «высокую посадку». Но если скорость больше 60, дорога сразу становится ровнее. Сказываются диски на 15. На трассе практически без замечаний. Коробка автомат располагает к езде по городу в вальяжном, неторопливом режиме. Не напрягает даже скорость 40 км в час. На ручной коробке чаще возникает чувство, что надо быстро дойти до четвертой скорости – езда начинается только там. На автомате же едешь комфортно, возможно, даже на второй. От этого расход топлива в городе резко увеличивается, по сравнению с загородным режимом, но удовольствия от езды несомненно больше. Большие боковые стекла, в которые все видно, вносят некоторую некомфортность. И вот в чем. Если передние окна приоткрыты, при закрывании дверей такой звук стекла о металл и такое ощущение, что стекла выпадут, или просто разобьются.. Все-таки звукоизоляция дверей оставляет желать лучшего. Видимо без проклейки герленом не обойтись. Когда на этой машине первый раз включил фары – фантастика. Все видно, но не там где надо. По методике загнул усики у ламп (они с цоколем Н1) и повернул лампу против часовой стрелки. Одну и вторую. Луч явно изменился, встречные водители перестали «моргать», но свет куда-то делся. Вроде бы и светит, но как-то тускловато. Но фары покупать европейские пока не собираюсь. Просто стараюсь ночью ездить поменьше и помедленнее. Иногда думаю, что корректор фар не помешал бы. Но сам себя успокаиваю, для такой конструкции и жесткости он наверное не пригодился бы. Действительно, при загруженном заду (или заде) я не могу сказать, что свет направлен на звезды. А вот штатные противотуманки продолжают светить встречным в глаза. В чем дело, пока не понял, но есть волшебная кнопка «Выкл - Off». Из ненужного купил столик раскладной, который крепится к переднему сиденью. На сиденья натянул «майки», за бесценок купил отечественную кочергу противоугонную. Не столько помогает, как подошло по цвету к подставке для телефона. Пытался вымыть родные ворсистые коврики, но видимо японская грязь въелась туда навсегда, сколько не мой, не выбивай – пыль все равно летит как первый раз. Купил на рынке кусок ковролина на резиновой основе, вырезал ножницами по старым размерам, поставил в обувной мастерской кнопки, вставил в старую резиновую основу и… красота. Новое есть новое. И цена вопроса – 300 рублей. Теперь грязь с покрытия очень быстро удаляется, хочешь пылесосом, хочешь щеткой. Все таки новое покрытие – это новое.
С самого начала машину тянуло чуть-чуть вправо. Ездить можно, но неприятно. Заехал на станцию – сделал развал, схождение, или что-то одно (не помню что в этой модели делается). На компьютере видел сам расхождение. Мастер все подкрутил. Цифры попали в зеленую зону допуска. Заплатил деньги – уехал. Как уводило в сторону – так и уводит. Вернулся, высказал мастеру все, что о нем думал. А он и говорит: «В данном случае, я уверен на все 100, что я подкручивал - оно сейчас нормально – даю гарантию». Для моего успокоения, а для своего имиджа перебросили бесплатно передние колеса: слева направо, справа – налево. Чтобы исключить вероятность влияния деформации дисков и резины. Но диски то родные и резина японская. Поехал домой. Как машину вправо уводило – так и уводит. На следующий день надо было срочно уехать в другой город, поэтому ругаться не пошел. И только вечером на обратном пути я понял, что машина то прямо едет. То ли за эти триста км колеса одинаково подтерлись, толи со стойками что-то произошло, толи руки криво рулили, но проблемы теперь нет.
Несколько раз заглядывал в расширительный бачок. Без фонарика ничего не видно. Очень плотная пластмасса и естественный свет плохо в эту часть моторного отсека попадает. Непонятно, уровень выше или ниже нормы? Цвет бледно зеленый. Наконец, когда температура воздуха стала в отдельные ночи опускаться до 0 градусов, а мне стало лень пытаться одним глазом заглянуть в расширительный бачок, взял трубку, отлил жидкость в пузырек и - в холодильник, где она благополучно и замерзла. (Кстати незамерзайка, которая была в омывательном бачке тоже замерзла при минус 5 град – да вот такая она Япония). Вывод: надо менять. Красной Toyota long life в магазинах, разумеется, не нашел, причем продавец по каталогу сказал что вообще нужна синяя жидкость (исходя из модели и года выпуска). Опять в Интернет – опять самые противоречивые мнения. Поступил, как с маслом – купил на свой страх и риск сине-зеленый концентрат Castrol – жидкость одноименную с залитым мной же маслом (чтобы уже точно помнить – что я заливаю в машину). Меняю сам. Нашел краники подставил емкости. Руки у японцев точно меньше. Наши российские не лезут в эти места. С горем пополам подлез, открутил, полилось. Да еще с какими-то зелеными лохмотьями. Вот вам и дважды знаменитый японский сервис. Из блока почти ничего не вытекло. На секунду, две включаю двигатель – после этого полилось и оттуда. Промываю дистиллированной водой первый раз. Жму на резинки, выпускаю пузыри, потом прогреваю. Сливается вода почище, но с зеленоватым оттенком. Второй раз заливаю, прогреваю, сливаю – опять оттенок зеленоватый. И только третья попытка выдала, на глаз, назад прозрачную воду. Развожу концентрат до минус тридцати. Учитываю, что литр дистиллята где-то остался в машине. Заливаю, прокачиваю воздух в патрубках, добавляю в расширительный бачок оставшуюся жидкость, завожу. Все работает, и такое ощущение (правда субъективное), что стало лучше, чем было. Прогреваться машина стала быстрее, и вентилятор включаться перестал (но может просто на улице стало уже не жарко).
Умные люди меня убедили: «К зиме свечи поменять не мешало бы». Вроде бы все просто. Иду в магазин, прошу свечи. Мужик смотрит по каталогу и дает мне NGK BKR5EYA-11. Но пытливый ум заставляет залезть в Интернет. И вот облом – на мой двигатель 1,5 литра нужны такие же свечи, только на конце нет цифр «11». Именно эта цифра обозначает зазор 1,1 мм, а нужен зазор 0,8 мм. Иду в магазин – прошу обменять – проблем нет. Достаю ключ для свечей – вроде бы отечественный – не китайский. Усилие, но свеча держится отлично, а ключ заворачивается в спираль. Делать нечего, достаю 100 рублей и к мастеру. Он достает самодельный ключ… и выворачивает свечу. Разумеется, вдобавок он говорит, что свеча дохлая, изоляторы никуда не годятся. Сам же я вижу красноватый нагар и… очень большой зазор. Смотрю на маркировку – на конце «11». Вот и приплыли. Но я же помню, что в Интернете все было расписано. Свеча с зазором 1,1 на двигатель 1,3; без маркировки «11» на мой двигатель. Ничего не понимаю, но заворачиваем купленные свечи (100 рублей мастер хочет отработать). Опять в Интернет. А там на одном сайте одна информация, на другом другая. Вот и что тут будешь думать? А еще вспоминаю в одном из отзывов говорится: «Меняйте свечи, а то зазор увеличится и пробъет дорогие катушки». А тут получается, искусственно увеличили зазор аж на 0,3 и катушки не пробились. Да еще я теперь и сам не уверен, правильные ли свечи стоят? Но заводиться холодная машина стала хуже. Ощущение, как будто, хватает один цилиндр, а потом все остальные подхватывают. А зазор-то теперь меньше. И картина-то должна быть совершенно другой. А может эти NGK в Адыгейском ауле делали.
Теперь о том красноватом налете, который был на свечах. Как я понял, это от нашего 95 бензина, которым я сначала заправлялся и, как правило, на Лукойле, хотя многие меня предупреждали: «Нет у нас 95-го»! Впредь для себя решил, если еду куда-то далеко и бак будет сразу же израсходован, то лью 95. Если машина будет дня три-четыре стоять – то 92. Красный цвет – он от железа, которое после разрушения и распада присадок остается в бензине. Кстати ощутимой разницы в динамике машины с разным бензином не заметил. Но если и заметил, то чуть-чуть. В общем, может просто так показалось, потому что сам заливал бензин. В Интернете этому тоже посвящены целые страницы, но конкретных рекомендаций нет.
Чтобы еще сказать о машине, чтобы не перехвалить ее. Нет подсветки в багажнике – неудобно – жуть. Собираюсь что-нибудь поставить, пока же вожу с собой маленький фонарик. Резина нужного размера, что предлагают в розничной продаже, имеет очень скудный ассортимент. В основном это Yokohama. Может особенность региона? Наклон лобового стекла бесподобен, видно все как из автобуса. Но ночью, почему-то блики от встречных машин попадают в глаза более неприятно, чем в автомобиле с низкой посадкой. Может не наклон стекла виноват, а разрез глаз? На фоне огромного лобового стекла и великолепной обзорности со временем начинаю понимать, что не все так гладко. «Мертвые» зоны от передних стоек кузова, однозначно, есть и на этой машине. И это очень опасно, потому что аквариумное ощущение и расслабленность может сыграть злую шутку. Почти полгода езжу на машине, но понять режимы работы дворников – не для средних умов. С первого раза ничего не получается. Сначала все елозит, брызгает, скрипит. Потом уж приноравливаешься и запоминаешь какой-то один режим, а если потом надо после лобового стекла почистить заднее – опять вся учеба сначала. А обозначения на ручке – так вообще для «ботаников». Резинки на всех дворниках, кстати, поменял на силиконовые Хорс. Проблема только с задним дворником. Зажимы там пластмассовые, поэтому надо крепление резинки продумать, чтобы не съезжала. Можно закрепить даже шелковой ниткой, а можно раз в неделю просто руками подправлять. Резинки поставил ядовито синие под цвет машины – прикол еще тот. Через два дня, любуясь на цветные щетки, увидел, что передние левый дворник отличается от правого. А я, разумеется, не запомнил, какие откуда снимал. Да я и не уверен, что японцы их правильно поставили. Экспериментально пробовал менять их местами, разницы не заметил. Может кто прочитает это произведение – подскажет?
В самом начале эксплуатации авто, нашел тумблер, который ничего не включал. И только через несколько месяцев эксплуатации, когда я уже искал заглушку, чтобы тумблер этот вытащить, нашел для чего он нужен. Если включен свет, то этим тумблером можно менять подсветку приборов. Цвета меняются от красного до синего, есть зеленый, оранжевый, желтый, голубой. Надо же до чего японец, или японка додумались. Убирать не стал, хотя иногда это напрягает, потому что, кто из пассажиров об этом знает, пытается включить цвет под настроение. А поскольку настроение меняется – едешь как на новогодней, мигающей разными огнями, елке. Ну чем не Дед Мороз?
Расход бензина на этой машине, как я понял, может изменяться от 5 литров на 100 км, до 10. Первая поездка мне как раз и дала 5 литров за городом. Я даже сам себе не поверил. Но нет, это правда. Бензин 95, скорость 85-95, очень плавный разгон, никакого кик-дауна, желательно попутный ветер, при переключении скорости не надо навязывать машине большую скорость нажатием педали, лучше ждать пока после переключения машина скорость увеличит за счет передаточного числа (как бы придерживая педаль при переключениях). Очень помогает при этом тахометр. Но так ездить не получается, как правило. Поэтому реальный расход однозначно больше. Прогрев машины тоже сжигает не мало. Средний расход от 8 до 9 литров на 100км, что не много, но и не мало.
Двигатель и днище машины за пол года стали однозначно грязнее. Причем наша грязь от японской отличается. Машина ко мне пришла с немытым двигателем. Грязь в двигателе выглядела как ровный нетронутый толстый слой пыли, так что на экспертизе пришлось кисточкой смахивать пыль с номера двигателя, чтобы номер проявился, днище же было чистое и новое как после магазина. (Причем еще тогда обратил внимание на задние пружины. Они очень тонкие, как будто детские, но… работают в отличие от «взрослых» толстых жигулевских.) Теперь на днище и в моторном отсеке появились отечественные брызги, подтеки, грязь кусочками, отпечатки пальцев и т.д. Дороги что ли у нас разные?
Пережил нашествие мышей в гараж. Сожрали резиновый уплотнитель капота и резиновую защиту резинового же патрубка. Борьба с ними началась уже после потерь. Однако в салон они залезть не смогли, хотя в соседних боксах салоны Жигулей были съедены вместе с аптечками и чехлам. Я даже не говорю про результат естественных надобностей мышей (антоним еде). Не могут наши мыши пролезть через японское уплотнение, что очень радует.
Постепенно у меня рождается мысль, что ездить с правым рулем, в городе с правосторонним движением, удобнее, чем с рулем традиционным, и особенно в пробках. Да и за городом все меньше остается дорог без полос обгона. А учитывая размер штрафов за «сплошную», то и проблем пока нет. Хотел поставить перископные зеркала – смутила цена, потом решил поставить видеокамеру для обгона фур – но понял, что не смогу каждый раз на стоянке телевизор прятать от воров. Видимо так и буду ездить.
В итоге можно подвести итог, что Toyota ВВ приличное средство передвижения, надежное и очень практичное, как и многие авто из Японии, но та изюминка в особом аскетичном дизайне этой машины, те смелые решения, которые воплощены в данной модели дополняют полезное приятным. Конечно, не каждый в нашем обществе созрел до того, чтобы купить себе за деньги, причем за свои, нечто, что потом возможно очень трудно будет продать. У нас ведь многие, после покупки машины, на второй, день вешают постоянную табличку «ПРАДАЮ» (и чего покупал…?). Toyota ВВ не для них! Для этой категории – Mark II. А все остальные – не бойтесь – доставьте себе удовольствие.