Молодцы в Toyota, ай молодцы. Пока другие компании, «глобализируя» в сторону общего коммерческого пространства, скупают с полок автомобильного супермаркета планетарного масштаба лежалый и не очень товар, мегакорпорация «не стоит в очередях», судясь за бренды и производственные мощности, а сама создает последние, опираясь на свой авторитет и многообразие модельного ряда. Желаете — колесные олицетворения престижа марки Lexus для тех, кому за сорок. Хотите — забавные машинки марки Scion для слегка подросших тинэйджеров. bB ярко-рыжего цвета у меня почему-то больше ассоциируется именно с американским «Ростком», как переводится название молодежного заокеанского бренда, нежели непосредственно с Toyota.
Возможно, потому, что своими характерно выраженными двумя объемами, своей харизмой bB — это бумбокс, современная музыкальная шкатулка. Настроение! Красивый он или нет — вопрос второстепенный. В конце концов, и страшненький автомобиль рождает эмоции, а этот еще и заставляет выделять его из потока даже сейчас, когда былая эксклюзивность растворена сотнями ему подобных. Выделять и благодаря тому, что обладатель машины для своей супруги (основной ее хозяйки) обыграл с помощью известного читателям «Автомаркета» Сергея Чистохина тему кота Гарфилда, хорошо вписавшуюся в рыжий цвет кузова. Я же со своей стороны приведу слова друга, поклонника дизайна таких автомобилей, как последняя Honda Accord и Mazda6, однажды заявившего, что «bB — прикольная машинка».
За океаном он не столько приколен, сколько популярен (хотя в отношении подобных моделей эти два понятия — сиречь одно и то же). Как и вся, пять годков тому назад рожденная марка! В 2005-м без малого 160 тысяч проданных на рынке Северной Америки экземпляров. Почти 58% экономического роста. Лучшее достижение за год, если не за последнее десятилетие. Целевая аудитория — успешная молодежь не сильно за двадцать, посещающая днем колледж, вечером зарабатывающая в твердой валюте. Молодежь, для которой даже компактный по американским меркам и американский же седан — что ящер мезозойской эры, непонятно каким Спилбергом клонированный на соседнем парковочном месте. А патриотизм — не более чем формулировка, лингвистически схожая с легендарным комплексом ПВО времен «первой Иракской», о котором что-то там говорил учитель истории.
Таких тойотовские психологи бьют в самое сердце. Нетривиальностью форм, возможностью самовыразиться, ценами. Последние — извечная российская мука на тему «ну почему они там зарабатывают больше, а машины у них стоят меньше». За 14 с небольшим тысяч «портретов», в которые там оценивается двойник bB Scion xB у нас можно приобрести примерно полтора автомобиля, но года третьего, не позже. Благо, в отличие от не озабоченных стоимостью бензина американцев, и в версии с 1,3-литровым 2NZ-FE.
Будто специально для американской молодежи и интерьер — слияние недорогого черного материала, пластмассы «под карбон» и ровных, словно строй камуфлированных пехотинцев или стилистических сочетаний торпедо Hummer, линий. С эргономикой здесь все o`key, с обзорностью, а что сиденье переднее — почти диван без ярко выраженного рельефа, рассчитанный «на двоих с половиной», так то специфика жанра и рынка сбыта. Молодежь-то оценит!
Для нее — масса других мелочей, в «университетском» возрасте важных как стеклянная безделушка для ацтека времен конкистадоров. Никелировка металлических накладок на порогах дверей, разноцветие подсветки спидометра (изменяемое принудительно), выполненного в стиле дедовского будильника, «светомузыка» в карманах дверей и фонарики, интегрированные в колпаки акустики.
Сама «музыкалка» не Бог весть что — скорее, достаточный не меломану максимум, поставленный частично в Японии, частично уже в Иркутске. CD-MD «голова» Eclipse и DVD-проигрыватель на потолке с 10,2-дюймовым монитором. Вот нынешний bB — это уже нечто иное. 300-ваттный музыкальный центр с сабвуфером между передними сиденьями и девятью динамиками. Кстати, Scion, в отличие от чистокровного «японца», более «дискотечен». 160 ватт аудиосистемы Pioneer, за доплату чейнджер и «саб». Правда, в Японии популярность bB этого поколения — сродни культу среди представителей музыкального тюнинга.
Диванчик сзади замечателен только пространством в ногах и над головой, но по профилю он недалеко ушел от лавок спартанских универсальчиков. Вот с багажником тойотовцы не поскромничали. Подтверждая квадратизм внешних форм, он, лишь слегка урезанный с боков арками, готов поглотить в себе 600 литров. А при сложенном заднем сиденье — в два раза больше. Достаточно для того чтобы сотворить здесь нечто развлекательное (чем, как говорилось, и пользуются). Или разместить какой-нибудь «спортинвентарь». Впрочем, для «активистов» здорового образа жизни, мы помним, у Toyota на базе bB был пикапчик Open Deck, чьи трансформации не ограничивались просто складыванием дивана, а позволяли с помощью единения салона и багажника получить грузовую платформу почти во всю длину автомобиля. И релинги ему полагались, и изображался он в рекламе с антуражем в виде горных лыж и досок для серфа. Но выпускался Open Deck всего два года, американцам не предлагаясь.
В принципе, делая сноску на заокеанскую ориентацию, требовать от bB какой-то драйв-эмоциональности не стоило бы. Скорее, ездовой релаксации как отображения штатовских вкусов. Но ведь Scion бренд молодежный, да и в Toyota уже готовы или, лучше сказать, пришли непосредственно к этому — навязывать собственные представления о том, как должен передвигаться автомобиль. Тем паче, что среди моделей, базирующихся на платформе B-класса, у компании — большое разнообразие ходовых сочетаний. От довольно мягких до откровенно «табуреточных» с промежутком в виде прекрасного соотношения того и другого, которому, как ни странно, не мешает цельный задний мост в полноприводной версии.