Приветствую всех интересующихся!
Представляю объективный отзыв про Toyota CALDINA, 1993 г. дорестайл 1-го поколения.
Впервые с этой машиной познакомился в начале далеких нулевых. Приближался школьный выпускной, мой родственник приехал на ней, чтобы меня отвезти туда. Я запомнил уют настоящего японского велюра и скрип ходовки прямо как у средневековой телеги. Внешне выглядела неплохо, хотя чувствовалось, что хозяин ее не балует.
Прошло 10 лет…
После двух лет активной эксплуатации моя Toyota Corolla Runx наконец-то была продана. Необдуманно приобретенная мной у перекупов, ранее битая и криво восстановленная, но в моих руках доведенная до ума и в целом хорошо сохранившаяся (начинавшаяся коррозия на порогах и левой задней арке не в счет, кузова этого поколения часто начинают гнить в самых разных местах). Трудная судьба была у этой машины - впоследствии новые хозяева ее разбили в очередном ДТП, потом опять восстановили, и дальнейшая судьба ее неизвестна.
Встал вопрос о новом средстве передвижения. Закрытие кредита заставило бюджет трещать по швам. После насквозь пластмассового Runx очень хотелось настоящую, железную машину. Обязательно 4WD. Под требования подходили японские авто 90-х годов. Перед глазами был пример машины близкого друга – Toyota Corolla AE100 4WD, казавшаяся тогда надежной и неубиваемой.
И тут мой родственник предлагает забрать у него Калдину. Он как раз покупал себе новую машину и перед ним стояла нелегкая задача по освобождению для нее гаража) В последнее время ездили на Калдине только на дачу. В зимнее время она не эксплуатировалась и пылилась в этом самом гараже.
Двери гаража распахнулись. Что в итоге имеем:
• Родной пробег 73000 км. Да, это не ошибка и не результат вмешательства кривых ручек недобросовестных людей. Родственник тогда часто ходил в моря, и машина стояла без движения. Я еще обрадовался – вот она, капсула времени, почти без пробега)
• Масло в двигателе 50 оттенков черного. Родственник - опытный судовой механик - сказал, что доливал масло с нужными каталожными характеристиками стаканом, по мере его расхода. Как на судовом дизеле, Карл! Поэтому, дорогие читатели, знайте – у любой машины факт наличия хозяина-судового механика является активным аргументом для торга. Через некоторое время эти последствия скупости и отсутствия здравого смысла перерастут в неприятные последствия (но про них далее, пока молчим, молчим…).
• Замятый левый порог.
• Кузов пыльный, потускневший, весь поцарапанный ветками. Ранее несколько раз какие-то твари притерли и свалили. Все лонжероны целые.
• К лонжеронам сзади приварены железные крючья, окрашенные в цвет кузова – японец крепил на них подставку для велосипедов.
• Летняя резина марки «Лысьен» спереди и средней убитости зимний Bridgestone сзади. Диски штамповка - спереди обычная, сзади – какая-то оцинкованная, тяжелее раза в полтора. В придачу родственник отдал еще несколько зимних Bridgestone с хорошим остатком, как стояли на задней оси.
• Тонировка отсутствует.
• Сигнализация отсутствует.
• Передние штатные японские коврики отсутствуют – родственник забрал для своей новой машины марки Mitsubishi (!)
• Кассетная магнитола и пяток кассет впридачу.
• Салон под импровизированными чехлами из старых полотенец (!) хорошо сохранился.
• Ходовка отсутствует как класс. Грохот перекрывает звуки хилой штатной музыкальной системы.
• Полная пошлина, 1 хозяин, ПТС оригинал 100%.
Что было сделано сразу после приобретения:
1. Замена масла на Mobil 10W40 минералку с промывкой.
2. Замена ОЖ
3. Замена ремней ГРМ и навесного оборудования
4. Замена сайлентблоков, линков и втулок.
5. Тонировка.
6. Установка сигнализации Starline с автозапуском.
7. Летняя резина Maxtrek SU-830.
8. Антигравийная / антикоррозийная обработка днища и арок.
9. Нормальная магнитола вместо имеющейся кассетной хрени.
10. Укрепление полотен зеркал и оптики.
11. Новый аккумулятор.
12. Замена ступичных подшипников.
В итоге получена фактически беспробежная (хе-хе) машина, способная исправно выполнять возложенные на нее задачи.
Начались суровые будни эксплуатации.
Кузов
Скругленные формы эпохи биодизайна. Но при этом сохраняется индивидуальность, в отличие от однотипных обмылков современных кузовов. Довольно толстый металл отличного качества. Заводское ЛКП достаточно толстое. При условии более-менее регулярной мойки сопротивляется ржавчине довольно долго. Сколы до металла начинают зацветать очень медленно, а те, которые до грунта – так и остаются. Слабые места – рамка лобового стекла, пороги и задние арки. Несколько раз покрывал задние арки дополнительно антигравийным покрытием. В итоге они начали ржаветь только спустя почти 7 лет активной эксплуатации. Пороги не обрабатывал вообще, на момент продажи машины ржавчины там практически не было.
Однажды на трассе немного не хватило клиренса для того, чтобы переехать через лежащую металлическую трубу. Удар пришелся в днище на месте ног заднего пассажира. Днище ощутимо выгнуло внутрь, но металл выдержал.
Качество пластика (бампера, молдинги, юбки) – отменное. Зимой он не дубеет, довольно устойчив к царапинам и повреждениям.
Конструкция дверей, дверных проемов и замков такая, что зимой после мойки, даже если будете все тщательно просушивать, они примерзнут. Несколько раз пришлось залезать в машину через багажник. Обработка силиконовый спреем резинок проемов и места выхода тросика защелки бензобака обязательна!
Салон
Царство настоящего японского велюра и пластика. В целом приятный на ощупь и очень хорошо сохранился. После приобретения сразу выкинул импровизированные «чехлы». Очень вместительный, задние сиденья раскладываются в ровный пол.
У водительского сиденья – дополнительная ручная регулировка по высоте, есть поясничный валик (тоже регулируется вручную). Бардачок с двумя отделами. Очечник. Электрификация - лучше многих современных бюджетных авто. Куча подсветок, включая индивидуальные. Электрические стеклоподъемники на всех дверях и электрические регулировки зеркал, кнопочное управление климатом.
После замены ОЖ печка стала греть как надо. Кондиционер морозил исправно, за все время эксплуатации даже не пришлось заправлять.
Во время первого моего включения печки из дефлекторов полетела пыль, пух и листья. Родственник не ездил зимой, а саму печку включал довольно редко. По этой причине воздуховоды немного забились, и у моторчика печки появилась особенность – в холодное время года при его работе было еле слышное попискивание. В теплое время года оно пропадало. Так как это никого не раздражало – забил и ездил так.
Вместительность салона на высоте. Перевозил все – вещи, стройматериалы, туристический инвентарь, крупную собаку. Хилые штатные задние пружины заменил на каталожные грузовые. Грузоподъемность выросла с 350 до 500 кг.
Внедорожные возможности
Постоянный полный привод с межосевой блокировкой (есть кнопка C.Diff), полноценная раздатка (в моторном отсеке – отдельный щуп для нее). Нет никаких перегревающихся и отказывающих в неподходящий момент вискомуфт и прочей ерунды.
После цепляния днищем при полной загрузке по дороге на б. Витязь в Хасанском районе установил проставки на 2 см. Это подняло уровень проходимости. Немного портили картину передний и задний свесы – все-таки легковое авто!
Двигатель
3S-FE, объемом 2 литра, рядный, 4-цилиндровый, трамблер - сама простота и надежность. Чугунный блок, без модных изысков типа непосредственного впрыска, фазорегуляторов, пластиковых коллекторов, отключаемых цилиндров и т.д. Переваривает спокойно 92-й бензин с любой заправки. Предыдущий хозяин, с его слов, и 76-м (!) заправлял, и машина ехала.
На пробеге около 170 000 км спекся катализатор. В результате упала динамика, расход бензина перешагнул 20 литров. Был беспощадно выбит. В результате машина стала немного резвее, расход вернулся в норму. Чек не загорелся, дополнительно ничего устанавливать не пришлось.
Реально слабое место этого двигателя – трамблерная система зажигания. При пробеге около 150 000 км машина однажды перестала заводиться. Диагностика показала отсутствие искры (родной трамблер, RIP). Был установлен неоригинальный тайваньский. Хватило ровно на год (даже умер в ту же дату, хе-хе). Потом тайваньские трамблеры еще дважды приобретались в разных магазинах, и их хватало на год (плюс-минус 2-3 дня).
В конце концов, когда разбирались с катализатором, трамблер, кислородный датчик и бензонасос были заменены на оригинальные, с японского распила. Это решило все проблемы. Тайваньский трамблер отправился на полку с запасными частями.
В моторном отсеке все расположено очень удобно для обслуживания. Для замены чего-либо не нужно разбирать половину содержимого. Не удобно расположен только болт, подтягивающий ремень ГУР – для этой процедуры нужно снимать колесо. Было даже два бачка омывателя (насос первого активировался традиционно, кнопкой на подрулевом переключателе, второй – отдельной кнопкой на торпедо).
Когда пробег перевалил за 125000 км, двигатель начал активно расходовать масло. Вскрытие показало эллипсы и задиры в цилиндрах. Первопричина – эксплуатация человеком, перепутавшим судовой дизель с японским автомобильным двигателем. Поэтому была сделана капиталка, машина поехала бодрее и масло расходовать почти перестала. Масло стали лить синтетику Molly Green 5W-30, затем перешел на Autobacs 5W-30.
Хватило капиталки почти на 70000 км. Потом двигатель снова начал потихоньку подъедать масло. Переход на полусинтетику на некоторое время решил проблему. До момента продажи масло потихоньку доливал.
Родной радиатор потек - был заменен на тайваньский неоригинал. Все крепления встают ровно в штатные места.
АКПП
Надежный, простой 4-х ступенчатый автомат AISIN. Есть режимы «ECO» и «POWER» (ни разу не пользовался). Жидкость менялась только на оригинал раз в 70 000 км, гонками не мучил – все нормально работало, нигде не текло, не гремело, не пиналось.
Ходовая часть
Сзади и спереди установлены обычные стойки с пружинами. Задние пружины, как упоминал ранее, были заменены на грузовые. Но следует помнить о том, что это не мостовая Калдина-«хозяйка», сильно перегружать ее не следует.
Тем не менее ходовая часть довольно прочная. При поездке в Хасанский район в дождь на въезде в Барабаш правой стороной угодил в огромную яму. Увидев летящий колпак, решил, что вырвало колесо. Но колесо было на месте. Штамповка спереди от удара погнулась, колесо наполовину спустило, но выдержало. Диск был выправлен молотком на ближайшем пункте шиномонтажа, колесо докачано. Заднее колесо уцелело. Стойка начала немного потеть, но также выдержала. Немного погнуло рулевую тягу справа.
В процессе эксплуатации пришлось менять:
- Уже упомянутую рулевую тягу.
- Подушка заднего редуктора – 2 раза.
- Задние ступичные подшипники – 1 раз.
- Линки и втулки стабилизаторов
- Передние шаровые опоры.
- Задние тормозные диски.
Поперечные тяги, отьездив положенный срок, треснули и были заменены на неоригинал. За контрактные просили какие-то сумасшедшие деньги. Неоригинальные тяги оказались немного короче. Результат – поехавший развал-схождение (подъедало резину с внешней стороны). Встал выбор – убирать лифт или почаще менять резину сзади. Так как в запасе были несколько шин с хорошим остатком, решил лифт не убирать. Также при сильно загруженной машине продольные и поперечные тяги могли немного постукивать друг о друга. Но на эксплуатации это не сказалось.
В процессе эксплуатации была заменена бочка глушителя. Сам глушитель снят и переварен.
Бесполезная функция ABS на этом поколении Калдины отсутствует как класс.
Аварии
1. Крючья крепления подставки для велосипедов – причал для оленей всех мастей. Несколько раз реально защитили от повреждений.
Однажды на небольшой скорости причалил олень на Noah. Учитывая ощутимую разницу в весе и звук удара, я подумал, что задняя часть Калдины будет сильно повреждена. Но весь удар принял на себя правый крюк, он погнулся почти вплотную к бамперу. Вот это качество японского металла!
Олень на Fit, причаливший уже в левый крюк, остался с разбитым передним бампером и пробитым радиатором. У меня – пара царапин на пластиковой юбке заднего бампера, все остальное цело.
2. Какая-то тварь сильно притерла левое переднее крыло и свалила. Прямо напасть какая-то! Колесо и ходовая часть были в порядке. Пришлось покупать контрактное крыло и переставлять. Меняется все просто – достаточно снять колесо, и все болты крепления доступны.
3. Лобовое столкновение с грузовичком Hi-Ace, выезжавшим со второстепенной дороги. Если бы не иней на утренней дороге – успел бы оттормозиться. Итог – разбитая правая фара головного света, слегка повреждены капот, передний бампер и правое переднее крыло. Телевизор, радиатор и все патрубки остались целы. Способность к передвижению сохранилась. Пришлось покупать только фару, остальное ребята в сервисе восстановили и покрасили.
В заключение
Машина с душой, символ безвозвратно ушедшей теплой ламповой эпохи. На ней спокойно можно было положить стрелку, ехать за многие тысячи километров и не бояться, что она встанет на полдороге. Пережила активный туризм, несколько переездов и строек.
Но время, к сожалению, не щадит никого, даже при своевременном обслуживании. За 7 лет эксплуатации кузов покрылся сколами от летящих камней. Начали трескаться и рассыпаться пластиковые разъемы электропроводки. В моторном отсеке на ходу однажды выгорел провод массы двигателя (машина заглохла, дотолкал к обочине и из подручных средств соорудил новый провод, позволивший доехать до сервиса). Двигатель после почти 200 000 км пробега начал подъедать масло. Потихоньку загремела ходовка. Цены на запчасти и ОСАГО (все-таки 1993 год выпуска) тоже возросли.
Поэтому, посчитав дальнейшие возможные вложения, было принято решение о продаже. Цену поставил выше средней по рынку. Но, тем не менее, через неделю после минимального торга продажа состоялась, и машина теперь радует нового владельца.