Приветствую всех, кому неравнодушен этот автомобиль, и кто решил прочитать мой отзыв!
Для начала опишу положение вещей «до».
Эта машина была куплена в качестве первой спустя всего полгода после получения прав. Я не любитель активного отдыха, не отбитый наглухо поклонник Stance и JDM, и я не планировал покупать, извиняюсь, жоповозку – мне нужен был автомобиль с намёком на характер, индивидуальность, можно сказать «не такой как все». Камри универсал на V6, да ещё и с ведущим передним приводом – это уж точно что-то с чем-то. В нашей семье достаточно давно уже была такая Gracia, но на переднем приводе. Именно катаясь на ней, тогда ещё сзади за водительским сиденьем, где машиной управлял мой отец, я ощутил то чувство, когда от динамики разгона сердце сбивается с ритма. Я знал, что купив эту машину, я получу универсальный инструмент на каждый день. В процессе накопления необходимой суммы я присматривался к разным вариантам… Среди лидеров были Toyota Corona Premio, Toyota Levin/Trueno на 4A-GE, конечно же машины семейства JZX100, кои уже в то время было тяжело найти с разумным соотношением цена/качество. На Toyota Crown я как-то в силу возраста не смотрел, они казались излишне большими и неоправданно «жирными» (хотя на самом деле Gracia по габаритам не меньше Крауна S140). Но в сердце всё равно засела одна единственная – Camry Gracia, она казалась Святым Граалем в категории машин «за 250». Я не ездил на смотрины каждый день, достаточно было просматривать Дром по ключевым аспектам – двигатель 2MZ, универсал, цена менее 270000, Приморский край. Машин было не сказать что много, и появлялись они крайне неохотно, но однажды самый оптимальный вариант появился, и как раз было достаточно денег. Правда, появился он за 200 км. от меня… но ничего! Двухцветный универсал на 2.5 литрах, да к тому же ещё и полный привод – идеально, подумал я тогда, и вскоре мы поехали… Опущу детали процесса покупки, но скажу что удалось выторговать 10000 р., и это, как оказалось, было очень даже в пользу продавца – истинное состояние машины раскрылось значительно позже. Мне, как человеку, покупающему первую свою машину, было тяжело с ходу увидеть все недостатки машины.
Что же я получил «после»?
А после я получил порцию новых для меня приключений в области автомобильного ремонта. Для простоты повествования разобью на блоки.
Кузов
Автомобилю на момент покупки было 19 лет, и в целом он выглядел бодрячком для этого возраста. Уголки переднего бампера были стёрты до черноты, что свидетельствовало о частых ошибках владельца касаемо габаритов авто. На крыше заметное механическое повреждение, которое просто закрасили. Задний бампер местами весьма потёрт. В остальном всё было хорошо, никакой ржавчины, никаких оторванных молдингов или треснутых фар, все зеркала на месте, лобовое стекло без трещин, «метла» на заднем стекле тоже в наличии. Но после того, как мы изучили машину поподробнее после покупки, стали известны новые факты. Самый очевидный, но который ускользнул из поля зрения – левая передняя дверь стоит от Mark II Qualis, родного брата Camry Gracia. Она отличалась внешним видом молдинга и отсутствием уголка для ВЧ динамика внутри. Делаем вывод – родная дверь была повреждена в ДТП, о котором предыдущий владелец предупредил – приехали в левую переднюю часть. К этому я вернусь в следующем блоке. Сильно данный факт не шокировал, но было неприятно что «не по фен-шую». Новая порция неприятных открытий произошла, когда я решил поставить нормальную музыку в машину. К слову стоял там «классический» Addzest, который когда-то давно был крутым медиацентром, но сейчас годился только для прослушивания радио. После снятия части панели взору стала доступна крепёжная балка – она была обильно покрыта мелкой ржавчиной. Я не эксперт в автомобилестроении, но мне кажется, что такой труднодоступный элемент конструкции, находящийся внутри салона, не мог просто взять и покрыться ржавчиной без прямого контакта с водой. Но это полбеды. Когда мы решили проклеить задние крылья изнутри шумоизоляцией, то обнаружили справа обилие интересных точек – отметин в металле, расположенных близко друг к другу и локально. Вывод напрашивался сам собой – правое крыло выдалбливали кузовщики. Как подтверждение теории спустя год владения машиной краска на правом крыле начала местами пузыриться, а на арке стали заметны элементы ржавого металла, вылезающего из-под облупившейся под действием дорожного мусора краски. Ситуация неприятная, но терпимая, благо Toyota делала машины не из фольги.
Подкапотное пространство
Здесь впечатление испортилось уже в тот момент, когда машина подъезжала на место встречи. Звук двигателя. Ещё при закрытом капоте был слышен не очень приятный цокот на всём диапазоне оборотов. Я искренне надеялся услышать мягкий бас 2.5 литров, но это было сложно. Также бывший владелец предупредил, что этот двигатель контрактный, и текущий его пробег около 90000 км. при цифре на одометре в 197000 км. Правда или нет не мне судить, но проехав уже 20000 км с того момента я не столкнулся ни с какими проблемами, только один раз зимой по собственной глупости залил свечи, пришлось греть. Если находиться в салоне, то этот лишний звук был почти не слышен, и наконец-то можно было получить удовольствие от двигателя. Он спокойно бормочет себе на холостых, а если чуть посильнее надавить на педаль, то отзовётся приятным в меру глубоким рокотом. Да, звук V6 для меня на тот момент являлся «рокотом», ведь весь мой опыт вождения сводился к ученическому Solaris на 1.6, да рядной четвёрке 3RZ. Возвращаясь к недостаткам и тому самому ДТП в левую переднюю часть. Его последствием также явились повреждённая коробка воздушного фильтра и слетевший с крепежей блок предохранителей. Первое было куплено на разборке, а блок вернули на место своими силами. Также были заменены вентиляторы на радиаторе, старые уже почти не крутились. Да и крутиться им было незачем – лишь спустя 2 года, в особо жаркую летнюю пору я решил заправить кондиционер, и оказалось, что фреона нет ни капли в системе, хоть она и на 99.9% герметична. Была заменена верхняя подушка двигателя, она совсем истрепалась. Связка двигателя и автомата работает без особых нареканий кроме эффекта памяти, когда автомат подстраивается под манеру вождения. Иногда это мешает, но это уже личное мнение. 200 л.с. для машины весом 1.6 тонны, как мне кажется спустя 2 года владения – это чуть меньше, чем хотелось бы. Да, она едет, и едет быстро. Отсечка в районе 5500 оборотов, чувствуется запас мощности при езде на скорости 100-120 км./ч., а разумный максимум скорости, который я смог получить – около 170 км./ч. И немного сухих фактов о технической части. Факт №1 – на разборке за установку контрактного двигателя и автомата у меня попросили 40000 р. Факт №2 – почитав форумы я понял, что неприятный звук есть почти у каждого владельца подобного двигателя, а один моторист, запросил 15000 рублей за избавление от этого шума.
Салон
В салоне царит атмосфера японского автопрома конца 90-ых. Серый мягкий пластик, «дерево» (не менее пластиковое), и знакомый всем велюр. В целом салон не вызывал никаких нареканий, местами, конечно, были потёртости и повреждения ткани, но никаких прокуров и залысин. Вся электрика салона тоже работала, в том числе круиз контроль, печка, кондиционер (пустой), лампочки, регулировки, люк, магнитола. Из срочных покупок первой была новая магнитола - Pioneer занял место весьма ограниченного по функционалу Addzest’а, и теперь даже можно было услышать остатки качества родных колонок. Конечно же, понравилась возможность разложить задний ряд в одну плоскую поверхность, пару раз выручало, когда надо было перевезти много всякого (начиная с переезда со съёмной квартиры заканчивая сдачей металлолома). Езда доставляет удовольствие. Подвеска съедает очень много неровностей, а мягкие диваны и хорошая шумоизоляция не пропускают лишние звуки и вибрации. Не было возможности сравнить в одинаковых условиях Грацию и какого-нибудь Крауна, но владелец Аксио 2010+ года отметил, что в салоне Грации ему приятнее сидеть и ехать.
Обслуживание
Теперь о самом интересном – сколько сил надо приложить к такой машине. Сразу скажу, за 2.5 года владения я не проехал и 20 тыс. километров, так что износ, можно сказать, был минимальный. За всё время было сделано:
- установлен комплект новых всесезонных колёс – 1 шт.;
- поменяно масло в двигателе – 2 раза (продал на 6900 км. пробега после последней замены);
- немного обновлялось масло в автомате;
- обновление подвески (сайлентблоки передних рычагов, передние линки, задние стойки, задние рычаги).
Из глобальных технических доработок было проведено следующее.
Замена корпуса воздушного фильтра. После одной из аварий кто-то из предыдущих владельцев решил не заморачиваться, и оставил повреждённую коробку воздухана. Был скол пластика на наружном верхнем углу, через который виднелся сам фильтр. Желательно было это всё исправить, чтобы в двигатель не летела всякая гадость, поэтому на разборке был куплен корпус воздушного фильтра от Toyota Windom, старый снят (сначала крепления воздуховода, затем открываем защёлки, снимаем крышку, откручиваем шурупы на дне корпуса, убираем), и установлен новый. Быстро и безболезненно.
Крестовина рулевого. Спустя какое-то время эксплуатации у рулевого колеса появился едва заметный люфт. Прикинув варианты и пощупав рейку, был сделан вывод, что надо менять крестовину. Задачка не из лёгких, мягко говоря… Достать саму крестовину – это лишь 40% успеха, остальные 60% - загнать её обратно в цапфу ничего не сломав и оставив в целости резинки, после чего вернуть на место. Естественно всё это делалось в условиях «батиного гаража», где нет специализированных прессов и тому подобного. Результат операции подтвердил диагноз – люфт исчез.
Горловина бака. Опять же спустя какое-то время я заметил, что при заправке авто брызги бензина оказываются на полу под машиной. Я понимал, что где на «трубопроводе» от горловины до бака есть пробой, скорей всего ржавчина, но я не ожидал что всё настолько плачевно. Однажды, когда мне надоело наблюдать, как по мере заправки мой купленный бензин вытекает на пол, я решил подыскать на разборках этот трубопровод. В моём городе его, конечно же, не оказалось, но и в других было неясно, то или не то. Поэтому волевым решением была приобретена деталь от Грации-седана, переднеприводного. Согласно каталогу эта деталь несовместима с полноприводным универсалом, но мы решили рискнуть, и не зря. Форма трубы полностью повторяет ту, что стояла у меня, лишь за одним исключением – крепежное ушко не совпадало с родным отверстием в кузове на примерно 10-15 мм. Делать нечего, если отверстия нет, значит надо его организовать. И пара слов про старый «толпивопровод». Он сгнил в труху. По моим предположениям из-за не совсем удачного инженерного решения. Дело в том, что если машина заедет на бездорожье и будет буксовать, то вся грязь полетит в пластиковый кожух, который вроде как должен защищать топливную трубку, но у него открыта нижняя плоскость, он не уходит полностью под кузов. Соответственно если буксовать много, то вся трубка будет снаружи покрыта грязью, начиная от горловины и далее вниз на примерно 40-50 см., и всё это непременно со временем начнёт гнить. Возможно, японцы не ожидали, что на такой машине кто-то будет преодолевать брод.
Шумоизоляция. Тут ничего сложного. Дверные карты снимаются без особых проблем, внутри по наружной стороне был проложен вибропласт, затем размещен войлок, также войлоком были изолированы потенциальные нежелательные точки соприкосновения карты с кузовом. Проклеили «тазик» под запаской, багажное отделение, крышку багажника. Двери налились весом, и теперь их приходится закрывать с приличным таким усилием.
Замена салонного фильтра. Это тоже ещё то удовольствие. Лючок доступа к нему расположен недалеко, но крайне неудобно – за центральной консолью в ногах у водителя. Чтобы к нему добраться, надо открутить «подиум» для левой ноги, отогнуть достаточно крупный кусок ковролина, и смотреть влево. Там будет вертикальная заглушка, за которой располагается фильтр, и вынимать его придётся по секциям. Выбирать угольный или нет зависит только от вас.
Топливный насос. Его менять мне пришлось дважды. В первый раз его замена была больше профилактикой – залило свечи зимой, и для уверенного запуска было принято решение заменить и насос в том числе. Во второй раз это уже было необходимостью – машина просто не заводилась. Стартер крутил как надо, но химических реакций под капотом не происходило. Факт поломки насоса был установлен после того, как достали свечу: даже спустя несколько попыток завестись она до сих пор была сухой. Хоть проблема и была примерно диагностирована, решили доехать до гаража (10 км.), а завелись за счёт того, что потревожили насос, видимо не хватало контакта щёткам. После очередной остановки двигателя машина снова не завелась, но крепкий удар кулаком в область насоса (который, кстати, расположен под задним левым сиденьем и защищён пластиковой прокладкой, закреплённой на клей), привёл его в чувство. Одним из признаков такой неисправности являются плавающие обороты уже на холостом ходу и при движении. Заменили насос на достаточно дешевый аналог, весьма шумный, надо было потратиться на Масуму или что-то поинтереснее.
Итог
Не хотелось расставаться с машиной, но зная всю её историю, осознавая её невысокую историческую ценность и низкий спрос, надо было искать что-то другое. Можно было вложить в неё одну, две, три сотни тысяч, но она от этого не стала бы легендой, и я бы всё равно однажды вырос бы из неё. Это, несомненно, отличный автомобиль, он является ярким представителем философии золотого века японского автопрома – совмещать абсолютно несовместимые вещи. Взять модель около-бизнес класса, которая всегда была седаном, превратить её в универсал, поставить под капот спортивно-ориентированный V6, расположив его поперечно, сделав тем самым ведущий передний привод на 200 л.с. Просто читая это можно подумать «что вы там курили?», но это всё превратилось в очень интересный автомобиль, который прошел проверку временем, радуя владельцев даже спустя 20 лет после схода с конвейера. Может кузов MVC21/MCV25 и не стал таким же легендарным, как JZX, но он обладает индивидуальностью, которой сейчас лишена почти вся линейка Тойоты. Я рад, что моя история владения личным авто началась с Toyota Camry Gracia.