Как я одержал победу над чудо изобретением Toyota-строителей – 4WS.
Начну с приятного, (для себя) осенью 2007г. я стал очень счастливым обладателем этого стильного истребителя Toyota Carina ED (см. пред. отзыв). Первые пару месяцев гонял не глядя вообще ни на что. Позже стал присматриваться к устройству автомобиля, обзавелся литературой и стал стремительно вникать во все узлы и схемы. Скажу сразу, что еще при покупке знал, что некоторые из них не функционируют, поэтому вникать было куда. В этот раз расскажу, как я одержал победу над чудо изобретением Toyota-строителей – 4WS, может кому будет полезно.
Действительно удобная штука, особенно когда правильно работает. У меня же по какой-то (описанной ниже причине) задние колеса поворачивались только в одном направлении с передними, поэтому радиус поворота получался обалденный, при этом аварийная лампа 4WS не горела. Последнюю неделю держалась температура около "нуля" – сидел дома, а в выходные жахнул мороз под двадцать (иб*ный Сибирь) и мне, конечно же, приспичило тащиться в гараж. Но это я так, отступил от темы, благо гараж бетонный и туда зима приходит обычно дня через три после улицы.
Помыслив логически (насколько это на морозе возможно) пришел к выводу что аварийная лампа не горит по причине того, что предыдущий хозяин просто выжег ее, что бы при продаже не возникало вопросов. Начал с того, что по схеме определил ее местоположение на разъеме блока 4WS. Это средний разъем (с большим количеством контактов), контакт №14. Кстати, контакты считаются при подключенных к блоку управления разъемах с их обратной стороны (стороны проводов), слева направо в каждом ряду, начиная с верхнего. Прозвонив цепь лампы (относительно плюса, а не "массы") убедился в своих догадках.
Следом проверил напряжение подводимое к блоку (есть ли оно вообще) на контактах №1-№22. Напряжения конечно же не оказалось. Полез проверять предохранители в моторном отсеке "4WS №1", "4WS №2" и "ECU-B" и в салоне под рулевой колонкой "IGN" и "ECU-IG". Один паленый – заменил и на блоке появилось 12 вольт – поряд'ОК. В двух штанах, толстенной кофте и грязной (но теплой) фуфайке лезть в салон для того, что бы извлечь панель приборов и заменить лампочку, как-то не втыкало, поэтому пошел на хитрость. Взял лампу из новогодних гирлянд (если 220В разделить на количество лампочек = 11В) и втыкнул ее в контакты №1-№14, что есть параллельно лампе на панели приборов. И, о чудо, при включении зажигания она загорелась на постоянно, сигнализируя тем самым о неисправности системы 4WS. Кстати, она у меня так и висит до сих пор в багажнике на виду, а то ведь неисправная 4WS – штука опасная. Летом заменю на панели приборов и тогда уберу.
Прежде чем определил код неисправности выполнил стирание диагностических кодов выниманием предохранителя "ECU-B", ведь неизвестно что и как давно там сидит – пусть определяет заново. Далее замыкал контакты диагностического разъема "Е1"-"Тс" и посчитал код. Список кодов неисправностей и метод считывания описывать не буду, потому как на разных машинах могут быть различия, да и к тому же эту информацию (как и я) можно без труда отыскать в интернете. Скажу лишь, что у меня система диагностики показала код "22" – разрыв цепи главного электродвигателя. Не веря, что все может быть так просто, полез искать этот главный электродвигатель. Мое недоверие оправдалось – там ваще писец. Почти весь корпус механической части 4WS алюминиевый и болты туда вкисли как следует. Яма под машиной в этом деле обязательна, я весом в центнер и хорошим пивным животиком ни в какую не смог бы пролезть под ED'ху. Хотя мой тощий дружбан умудряется сквозануть под моторный отсек и скрутить сливную пробку с картера. Но это я опять влево…
Первым делом снимаю защиты проводов и редуктора и оцениваю внешнее состояние проводки – грязно, но вроде без косяков. К редуктору прикручены два электродвигателя, один соответственно главный, другой – заднего хода (на вид как в стеклоподъемнике). Нахрена он там вообще, наверное уже не знает и тот японец, который его туда придумал – ведь все тоже самое может делать и главный эл.двиг.? Да и мороз уже как-то пох*ю… В багажнике отсоединяю разъемы двигателей от блока и прозваниваю мультиметром. Итог – эл.двиг заднего хода показывает совсем маленькое сопротивление, а вот гавный эл.двиг. около 10кОм! Явно многовато для трехамперного двигателя. Ценой невероятных усилий, содранной шкуры на тыльной стороне ладони и "волшебных заклинаний" отделил редуктор направления от поворотного редуктора вместе с двумя электродвигателями. Но вот двигатели от корпуса редуктора я открутить так и не смог, пришлось спиливать шляпки и потом высверливать и нарезать резьбу по новой.
Открыв главный эл.двиг. обнаружил, что до меня там копалось крайне криворукое и бездарное существо – отломан край канавки под уплотнительное кольцо, пополам сломана гетинаксовая шайба на которой крепятся щетки и тепловой предохранитель. Щетки были сношены до самых проводов, почти не касались якоря и контакты на якоре были покрыты зеленым ядом. Якорь почистил мелкой наждачкой, щетки выточил на наждаке из больших (от электродрели, например), а шайбу выстрогал новую из стеклотекстолита. Собрал все обратно, крышку посадил на герметик, проверил – поряд'ОК.
Попутно решил проверить и эл.двиг. заднего хода – подал на него 12В, а он – х*й! Только искры летят, да провода греются. К тому же корпус у него весь изъеден ржавчиной так, что краска вся вспучилась. Ну, думаю, друг – закис. Вскрыл его и удивился – изнутри он в идеальном состоянии, даже щетки не стертые, а вот якорь не вращается. С некоторым усилием все же провернул якорь и вытащил его наружу. Наверное когда главный мотор перестал фунциклировать, система залуп*лась и долгое время просто бездействовала, за это время вал якоря эл.двиг. заднего хода просто прикис к втулке и поэтому не вращался. Почистил, смазал, собрал обратно, а он опять х*й! – в тепловом предохранителе (такой же как в утюге) обгорели контакты.
Но вот все собрано, проверено, снова выполняю стирание диагностических кодов и опять пробую самодиагностику. Лампочка часто и монотонно мигает, значит неисправностей не обнаружено. Вынимаю перемычку из диагностического разъема, включаю зажигание – лампочка моргнула, погорела пару секунд и потухла, а бля, наша-Раша! На последнем этапе выполнил проверку работы системы на большой скорости (контакты "E1"-"Tc"- "Ts" диагностического разъема) и проверку режимов "REWS 4WS" и "SPORT 4WS".
В общем, я потратил около 6 часов выходного дня и ни одного рубля денег, пиво не в счет. Зато теперь я могу развернуться прямо в гараже, да и сорваться в занос на большой скорости теперь явно меньше шансов. В автосервисе скорее всего эти двигатели предложили бы заменить на новые, да и за работу бы содрали как следует, а то и еще бы чего нашли. Короче, не стоит бояться всяких примудренных японских примочек и кормить жадные автосервисы если есть время, пиво и голова на плечах.
Удачи!
Дмитрий, г.Прокопьевск
28.12.2007