Часть первая: выбор, покупка:
Дело было в ноябре 2007 года, я был студентом 5 курса политеха и работал за 10 тыс. руб. в месяц. До этого момента имел опыт владения:
ВАЗ 21063 93г.в.,
ВАЗ 21053 05г.в.,
T corolla 87г.в. ae91 5a-f АКП,
T Carina ED 91г.в. st182 3S-FE МКП,
T Chaser gx-70 86г.в. 1g-e АКП,
N Cefiro 95г.в. 32кузов vq20de АКП,
T Sprinter 95г.в. ae100 5A-FE АКП.
Хотел приобрести что нибудь быстрое, экономичное, неприхотливое, желательно МКП, и естественно дешево! На руках было около 30т.р. и Sprinter AE-100 5A-FE АКП 95г.в., который я продавал. Рассматривал: T Corona st190, T mark/chaser/cresta gx90, T ED/Exiv st202, после просмотра двух бочек пришел к выводу, что эти машины в хорошем состоянии стоят дорого, GX90 отпали по причине высокого расхода топлива, единственное, что радовало в этих машинах, это задний привод! И вот, однажды, в очередной раз просматривая объявления, увидел T Carina ED 1994 г.в. 3S-FE, МКП, Литье R15, 140 т.р.!!! Если состояние хорошее, то это то, что мне нужно, звоню, договариваемся о встрече. Приезжаю в гаражи в районе ул. Курчатова. Хозяин, мужик, лет 35-40, летчик, семейный, дети вырастают, пора менять маленькую машину на более вместительную. Говорит, что
ездил не много, потому, что постоянно в рейсах, в основном за город с семьей! Машина своим ходом пришла в Улан-Удэ, через месяц в Иркутск к нему, купил он ее 4 года назад. Отлично, подумал я! Заводим, смотрим, катаемся, сначала он катает, потом я сам. Брякало что-то в руле и кажется оба стабилизатора передний и задний нуждались в замене крепежей, хозяин сказал, что за 4 года ничего с машиной не делал вообще. Она мне понравилась, было с чем сравнивать, ED у меня уже была, куча положительных эмоций! Очень много решений было передано по наследству этому авто от предшественника. В общем сбил цену на 10т.р. и понял, что нужно искать деньги, СРОЧНО! Что то говорило мне, что это мой автомобиль. В общем через полторы недели я продал Sprinter и сразу же позвонил хозяину ED, он сказал, что к концу недели приедет и отдаст мне ее... 4 дня были просто невыносимыми! Короче, взял машину по ген. доверенности, попутно сбил еще 2 т.р. В общем, счастливый и довольный везу теперь уже бывших хозяев домой, он передает мне запасные ключи и коробку от сигнализации, прощаемся.
Часть вторая
эксплуатация: тех. часть:
Поездил пару дней и понял, пора освежить машину, такая резвая машина нуждалась в крепкой подвеске, хороших тормозах, ну и музыка ей не помешала бы! Первым делом поехал в автоцентр Mobiss auto на замену расходников:
Двигатель: Mobil rally formula 5w50 около 4 литров + масляный фильтр Fram (около 1500р.)
Коробка: Mobil Mobilube (по моему) 75w90 не помню, сколько.(около 1500р.)
Воздушный фильтр (250р.), топливный фильтр, был в ужасном состоянии (около 500р.), свечи неоригинальные по каталогу (150р./шт.) Для полного набора, вытащил бензонасос и промыл очистителем карбюратора (Hi-gear 150руб.) сетку приемника, на ней было много грязи, после промывки все чисто!
В радиаторе плавало что то похожее на тосол смешанный с деревянными опилками и мелкими частицами металла, но менять не стал, потому что радиатор подтекал сверху, решил разобраться с течью, а потом и заменить с промывкой ОЖ. Сделал это только перед продажей, поставил новый радиатор, сделали промывку водой, потом залили антифриз.
Жидкость в гидроусилителе, тормозуха были в норме и по уровню, решил оставить, тем более бюджет был не резиновый. Прокатился, ехать стала по резвее особенно в диапазоне 3000-6000 об. С расходниками почти разобрался, стало по легче на душе! Спустя 2 недели приобрел все 4 линки (стойки стабилизатора) и все 4 чемодана (втулки стабилизатора) по цене 450р./шт. и
50р./шт. соответственно. Заменил сам за 2 часа неторопливой работы, никаких сложностей не возникло, главное что бы был инструмент, попутно посмотрел все остальное: пыльники на гранатах целые без трещин, хомуты свежие, наверно недавно меняли, при нажатии на пыльник чувствовалось, что смазка внутри есть. Хотя через 3 месяца левая наружняя граната начала хрустеть, а еще через месяц и правая :((( Cайлент-блоки немного потресканы но еще достаточно упругие, один из них я заменил зимой (1000р. с работой), в лютый мороз начал стучать. Рулевые наконечники были в очень хорошем состоянии, хотя были уже немного ржавыми. После ремонта пропали звуки в подвеске. Решил активненько покататься: резкие повороты с ускорением, торможением, резкие разгоны и резкие замедления. Машина изменилась,чувствовалось, что ей уже лучше, но избыточные крены иногда смущали, в затяжном повороте с ускорением, центр тяжести сильно смещался в противоположную повороту сторону, что негативно влияло на управляемость. Решил заняться стойками. Сначала заехал к своему знакомому, который занимается ремонтом стоек, что бы он посмотрел состояние стоек, пружин, пыльников и опор! Пружины были уже заменены, состояние отличное. Пыльники не порваны, опоры тоже вроде ничего. передние стойки переделаны под заменяемые картриджи + на корпусе стойки зачем то был вварен золотник(!), видимо это было сделано до переделки стоек для "прокачки", задние тоже с золотниками и все 4 уже были усталыми. Поехал в автоград, цены были разбросаны от 1500 за шт. до 6000 за шт. Бюджет никак не растягивался на такие суммы, тем более самые дешевые стойки имели не лестные отзывы о себе, год и все, опять замена! Поехал опять к знакомому, сказал, ремонтируй стойки все 4, ок, задние 700р. за стойку, передние 900р.(необходимо убирать картридж и переделать в простую стойку). Кратко о технологии: Снимается стойка, разбирается полностью, со штока снимается сальник и пластмассовая втулка, вытаскивается шток, который проверяется на неровности, затем выливается все то, что там было, тщательно промывается, заливается новая жижа, новый сальник, а во втулке протачивается небольшое углубление, что бы масло не выдавило наружу в морозы. Все собирается, проверяется - если шток выходит с равной скоростью полностью, все, стойка готова к борьбе с иркутскими дорогами! Итого 4 стойки: 3200р. 5часов делов! Гарантия 3 месяца. Поехал опять активненько кататься, так же как и в прошлый раз, стало еще лучше, машина идет как по рельсам, наклоны минимальны! Оставалось ощущение схода с траектории, но теперь дело уже за развалом! Доставало только бряканье в руле, купил крестовину (300р.) решил менять в сервисе, замена 500р. 2 часа мучений и крестовина перепрессована! Поехал по дороге с мелкой рябью, все!!! наконец то тишина!!! Но она была не долгой... Поздним вечером того же дня, звук вылез в том же месте, но теперь, по моему еще громче! Спецы сказали, надо менять карданчик в сборе б/у (500р.) но они лежат, как правило в большой куче, поэтому нужно снимать свой и подбирать. Короче он так и остался там до продажи, если играла музыка, то его почти не было слышно:). В общем подвеска в меру жесткая, энергоемкая и имеет небольшой ход. За год подвеску пробивало 2 раза и оба на трассе, на скорости примерно 120 км/ч.Если при прямолинейном движении, одна сторона попадает в ямку, то колесо не проваливается в яму, а лишь немного углубляется и
проходит ее передавая лишь упругие толчки на кузов. Покачать машину, надавливая на крыло не получится, жесткие пружины не дают, можно оставить вмятину на крыле.В течении года в подвеске не делалось ничего вообще, кроме замены колодок вкруг! Кстати тормоза довольно хваткие, дисковые спереди и сзади, а вот ручник на барабанах! Итого 12 колодок в машине!
Эксплуатация: салон, кузов:
Через неделю после покупки, все стекла, кроме лобового были затонированы пятнашкой. Кузов был в неплохом состоянии, зазоры для такого года выпуска, были сносными, до меня ремонтировалась крышка багажника, задняя правая дверь, передний бампер, капот, паяные габариты и левая передняя фара, но это не так уж и страшно, на некоторых машинах, которые я рассматривал к покупке вообще весь перед был переварен вплоть до лобового стекла!!! Год выпуска и характер автомобиля дает о себе знать :)
Под капотом стояла заводская растяжка, как и на ST-182. Салон был грязным, на сиденьях одеты чехлы, сшитые по сиденьям, но один недостаток заставил снять их, ворс на ткани был очень "скользким" и при торможении пятая точка съезжала вперед, глупо и в тоже время не удобно, одной ногой тормозить, а другой выжимать сцепление и удерживать себя в седле! После снятия все ОК!
Салон за день весь вычистил обычным Profoam 2000 (3 бутылки по 100р./шт.+ нетканое полотно 5/2 метра около 300р.) Форма сидений меня очень порадовала, хорошая боковая поддержка, регулировки водительского сиденья: вперед-назад, наклон спинки, высота задней части нижней подушки, не хватало только поясничного подпора :( Педали находились очень далеко в сравнении с другими Toyota и особенно Nissan и Subaru, с пассажирского сиденья их не сразу было видно! Для меня это подарок, учитывая мой рост 195см. и вес 87кг. Посадка за рулем низкая, но это придает ощущение спортивности, как у одноклассников Celica/Curren ST-202. Все органы расположены удобно, особенно порадовала близость ручника и рукоятки КПП. Задние сиденья удобны, с хорошей боковой поддержкой, но к сожалению для двух человек ростом не более 160 см., если выше то нет места для ног, на затылок давит крыша и ухом бъёшься об боковую стойку. Со временем была установлена магнитола Sony 3350 и активный сабвуфер 150 вт в багажник, при желании в передние двери устанавливаются огромные динамики (сказали, что на 20) твитеры уже установлены с завода. Задние динамики находятся на задней полке. Шумоизоляция сносная, на скорости более 120 км/ч саб уже не так долбит. Заднее сидень разрезное 2/1 складывается внутрь салона, образуя проход в багажник. В общем салон на любителя.
Эксплуатация: Двигатель, КПП
Двигатель особых проблем не доставлял, заводился без проблем всегда с первого раза! В -38 не завелся только из за аккумулятора, первый раз чиркнул стартером - прокрутил, а на второй раз уже не хватило и все! Пришлось заводить с толкача, вернее на буксире. Совет: Скорость не более 20 км/ч, 3 передача, при этом двигатель не получает резкого вращения, а плавно крутится в районе 1100 об/мин. Как только начнет работать самостоятельно, включаем N и ждем, когда двигатель прогреется.
У меня двигатель завелся практически сразу, после того, как я отпустил сцепление. Не очень быстро прогревалась машина и в салоне было холодно, замена термостата (700р. с работой) в том же mobiss auto решила проблему, но воздух, попавший в радиатор через дырку давал о себе знать, в салоне могло быть и по жарче! Но, в общем то, я один раз ездил в крещенье, после купания в проруби, в одних трусах и не замерз! Меня беспокоила мысль, что же подумает, остановивший нас ГАИшник если увидит пятерых экстремалов в одних трусах в 30 градусный мороз :))) Про бензин. Мнений много, но я всегда заправляюсь на ЮКОСе или на КрайсНефти, там стабильное качество бензина марки АИ92, к тому же 92 отлично переваривает 3S-FE, стабильно работает, стабильно заводится, стабильный расход и тд. Пробовал заливать 96, мне понравилось больше, динамика заметно улучшается, расход тот же. Еще пробовал 98, но разницы с 96 не заметил, правда, после него обороты ХХ стали стабильнее, видимо ацетон повлиял, а его там предостаточно. Никогда не заливаю 95, в нем очень много присадок октан-корректоров, которые отлегают в топливной системе, тем самым ухудшая работу системы питания двигателя. Эту информацию подтвердили эксперты какой то иркутской лаборатории, которые брали бензин на анализ. От замены до замены двигатель съедал 2 литра масла, многовато, НО я думаю, если обороты будут не больше 2500, то и расхода такого не будет, потому что при больших оборотах происходит увеличения давления в двигателе, а вслед за ним и прорыв картерных газов в камеру сгорания. Многие, кто покупает новые авто из салонов, утверждают, что у них стабильный расход масла 1 литр от замены до замены, поэтому все не так уж и плохо :)) На лето заливал Mobil extended life 10w60, с ним расход масла составил чуть больше литра!
Коробка передач 5 ступенчатая, проблем тоже не доставляла, единственный минус именно моей коробки - затрудненное включение первой передачи скорости более 10 км/ч, при том что на старой ED я включал ее без проблем и на 50 км/ч.! Вообще, после замены масла плавность включения передач заметно улучшилась! Передаточные числа сближены, что заставляет не выпускать ручку КПП из руки! В городе очень легко подобрать передачу для подрыва с любой скорости движения! Но есть обратная сторона такой конструкции коробки, на прямой трассе при скорости 100 км/ч обороты держатся в районе 3000! При 140 уже 4500 об/мин. При 180 - 5900 об/мин., что соответственно влияет на расход топлива! Ни о каких 6-8 литров и речи не идет, ну если только держать скорость 60 км/ч, но поверьте мне это очень сложно Вобщем, опять дело вкуса, кого то прикалывает тыркать ручку, а кто то вообще в городе тошнит только до 3 передачи! О вкусах не спорят! Такое сочетание КПП и двигателя очень актуально на трассе Иркутск-Култук, при скоростном прохождении поворотов с визгом резины, всегда есть в запасе пару тысяч оборотов для ускорения! На Carina ED эта трасса меня просто завораживала, напряжение угнетало страх и в результате в Култуке я стоял жрал рыбу и смотрел как из под колес идет вонючий дымок, который исходит от колодок! :))) В общем, мое мнение, что коробка вкупе с двигателем дает в городе не плохие возможности для маневров и выстрелов со второстепенной дороги, тоже на любителя. В то время, как в общем потоке переключение 1-3-5 без проблем! Сцепление на редкость мужественно переживало свое уничтожение! Когда покупал, педаль была информативной и легкой, когда продавал, педаль стала тугой. Причем, чем дальше давишь на нее, тем она туже, если кто знает причину, поделитесь плиз!
Гонки:
Ездил пару раз на гонки в хомутово, вставал с несколькими GX90 2.5 и несколькими GX100 тоже 2.5, кроме них, T Camry SV40 2.0 АКП, T Carina GT АКП. Короче проиграл я только одному Mark2 GX100! он на месте стоял и шлифовал, говорит обычный движок! Думал, что проиграю Carina GT, но он был на автомате, в то время, как я переключался со второй на третью передачу, он только с первой на вторую, но на второй он начал меня стремительно догонять, ведь 4A-GE крутится до 8000 об/мин! Был бы финиш подальше - я проиграл! Как то гордо мне стало за мою машину после гонок, думаю все дело в МКП!
Резюме:
Машина неплохая, крепкая, не дорогая в обслуживании, всегда можно найти запчасти и даже выбрать по цене! Прекрасный выбор для энергичной и экономной молодежи и как ни странно, я бы посоветовал ее девушкам, но только на автомате. Легкая в управлении, она непременно понравится как опытной, так и начинающей автолюбительнице! По крайней мере это не Platz, Vitz, или March, хотя это опять дело вкуса :) Жаль, что ST-202 не перешел в ST-220, наверно это было бы грандиозно, я бы ее обязательно купил, но модель закончила свое существование в конце 1998 года. Не рекомендую брать 4WS, это не практично, запчастей практически нет, зато управляемость просто супер! Машину продал в сентябре своему коллеге, как есть. Он чел толковый в тачках, присматривать будет за моей малышкой :)