НАМ СЕГОДНЯ 20 ЛЕТ!
Привет Всем!
В 1989 году я заканчивал 9-й класс, когда отец засобирался в Находку за авто - на леспромхоз пришло несколько машин. До этого в семье были только мотоциклы. Жили мы тогда в затерянном в Сихотэ-Алине поселке Мельничное. Вернулся он ближе к ночи и сразу же предложил нам прокатиться по деревне на новой машине. Это была TOYOTA CARINA II только что сошедшая с конвейера с нулевым пробегом. Была зима и автомобиль цвета "мокрый асфальт" выгодно выделялся на фоне подсвеченного луной снега. До этого момента я ездил несколько раз пассажиром Москвича (сносно, но нещадно трясло по проселку, особенно по траковым колеям от "трелевочника" (кто не знает - трактор для вывоза спиленных стволов с волоков до склада, извините). С внешней стороны машина меня не очень впечатлила, но когда мы расселись в салоне я, натурально, очутился в инопланетном корабле. С заднего сидения в темноте салона я никак не мог понять что передо мной не млечный путь - светятся мириады разноцветных огоньков, я никак не мог определить до них расстояние, поэтому казалось что все это вспыхивает и мигает до самого переднего бампера. Абсолютно незнакомые символы не укладывались в сознании. При кренах кузова все это перемешивалось в глазах и вызывало полный шок. Привычного бурчания движка просто небыло. Когда автомобиль начал очень резво набирать скорость, все вокруг тихо зашуршало (как бы по кузову покалывали тысячи маленьких иголок). Мои и мамины глаза округлились, но отец объяснил, что это шуршит снег. Резвый двигатель при ускорениях приятно утапливал тело в сиденье. В 1989 году это был автомобиль, шокирующий наповал. Так не бывает, этого не может быть, нет это невозможно, - мысли любого, кто садился в автомобиль.
Потом было долгое "паломничество" односельчан. Отцу приходилось сгонять народ с дверей, чтобы те не провисли (первым же делом надо было обязательно опереться на открытую дверь). Защитное стекло приборной панели было настолько прозрачным, что его чуть не пробили насквозь, пытаясь потрогать стрелку спидометра и с удивлением натыкаясь на невидимое препятствие. Местность у нас гористая и все дороги - сплошные перевалы и серпантины. Огромное удивление вызывало то, что автомобиль при движении на самые крутые подъемы НАБИРАЛ СКОРОСТЬ, а не чах на первой передаче!!! При перегоне авто из Находки отец сам для себя совершил открытие: половину дороги двигался на четвертой передаче, а потом обнаружил, что короба-то - пятиступенок!
Потом по всему Приморью началась "охота" на эти машины. Периодически приезжали люди и пытались перекупить эти авто. Что только за них не предлагали. Квартиру в любом городе, мебель в дом, обмен на 2-3 жигуля и т.п. Многие меняли свои авто на несколько жигулей, но отец был непоколебим в этом плане. Я честным и тяжелым трудом заработал на этот автомобиль и хочу ездить только на нем - был его ответ всем суровым дядькам. Года через три волна "нездорового" ажиотажа спала и нас оставили в покое.
Во Владивостоке отец купил Дальзаводской сборный гараж и мы смонтировали его во дворе. Все это удовольствие обошлось родителям полной растратой всех финансов. 11500 рублей - авто и 1500 гараж для него.
Отец сразу "доработал" нижнюю защиту моторного отсека от камней - вырезал из куска жести и хитро спрофилировал защиту под блоком ГРМ и ремнями. Изнутри бампера затянул все отверстия для охлаждения двигателя металлической сеткой. То же самое проделал и с решеткой перед радиатором с надписью TOYOTA - результат - до сих пор чистый от насекомых и не посеченный камнями радиатор. Вместо штатного датчика давления масла вкрутил жигулевский манометр на 5 очков, который встроил в приборную панель в районе регулятора подсветки приборов. А штатный датчик установил сразу под масляным фильтром где редукционный клапан. Дело в том, что штатный датчик срабатывает, когда масла в двигателе уже давным давно нет, его, видимо, такой вариант не устраивал. Да и фактическое давление масла в двигателе все таки приятней отслеживать по стрелочному прибору.
Хоть автомобиль и укомплектован по минимуму, но приятно удивляли наличие зеркальца в пассажирском козырьке против солнца, подсветка перчаточного ящика и пепельницы, синализация невыключенных габаритов при выключении двигателя и открывании водительской двери, блокировка открывания задних дверей изнутри (защита от случайного открывания двери ребенком). Коробка отлично заточена - короткие хода, вариантность скоростных режимов.
Долгие годы автомобиль служил верой и правдой. Первым кончился аккумулятор - 11 лет эксплуатации! Потом вышел из строя демпфер на карбюраторе(перфорация мембраны). Автомобиль повел себя странно - на скорости при отпущенной педали газа не сбрасывал обороты. Тогда еще небыло широкой литературы по двигателю и авто и отец исписал полтетради, пытаясь разобраться в работе двигателя на разных режимах. В конце концов удалил демпфер совсем, заткнул заглушками трубки ведущие к нему, поднастроил карбюратор и все пришло в норму.
В 2007 году этот автомобиль перешел ко мне по наследству. Здоровье его пошатнулось за годы эксплуатации по грунтовым дорогам родного отечества. Более того автомобиль сменил климатические условия - из сухого континентального климата переехал в сырой Владивосток. Машину угоняли лет 5 назад в Хабаровске. Результат угона: оторванное с багажника название автомобиля CARINA II,выломанные полностью обе ручки окрывания передних дверей, выдранный с корнем пластиковый короб под рулем, разломанные пластиковые панели в области руля и замка зажигания, выдранный с мясом и сам замок. Все пришлось восстановить до, хотя бы, приличного вида. Ручки на двери новые, сменил все замки, поставил новый замок зажигания, установил сигнализацию (все делаю сам), раскуроченный пластик спаял и склеил как мог. За первый год эксплуатации морской климат добил машину совсем. Зацементировался воздушный фильтр, рыкает проржавевшая труба перед катализатором, загудели передние ступицы, развалились пыльники на приводах, шаровые, линки, стойки, вдобавок грохнулся карбюратор и т.п. Началось великое подымание авто из убитого состояния.
Передние стойки. Сразу купил б/у и заменил, через полгода вытекли полностью, купил два картриджа по 1500 рублей штука KYB разобрал контрактные стойки, поставил картриджи. При разборке одной стойки выявил, что какой-то умелец собрал ее исключительно неправильно (с закрытыми глазами что-ли?). Заменил шаровые опоры (650 р/штука). Заменил линки передние (1900 рублей оригинал). Заменил манжетки и чехлы на рабочих тормозных цилиндрах задних колес (600 руб/комплект). Правда, пришлось купить два разных комплекта - в одном манжетки не те, в другом чехлы грязезащитные не такие. Разобрал передние ступицы, выколотил гудящие подшипники (подшипник 2500 р/шт + ремкомплект 600 руб (два сальника+защитная пластинка). При замене подшипников столкнулся с отсутствием съемника чтобы стянуть половинку внутренней обоймы подшипника с вала ступицы. Не знаю как у Вас с сервисом, но я Владивостокским был разочарован. В двух местах в автосервисе мне предложили турбинкой сделать в обойме косой пропил и дальше с помощью зубила, кувалдометра и той-то матери расколоть обойму и снять ее с вала. Я посомневался в таком способе и купил съемник, хотя меня отговаривал механик с 7-летним стажем работы, утверждая, что обойму съемником не стянешь. Отлично подошел САТОвский - губки не толстые и сделаны отлично. На фото иллюстрация процесса съема. WD-40 и обойма снимается за секунды. Съемник обошелся в 2500 руб. Воздушный фильтр заменил новым, та же участь постигла и топливный, правда не смог найти топливный с нормально развернутыми штуцерами - приспособил другой, сменил идущую на него трубку на более длинную. Диски старые оказались сильно деформированны - на 80 км/ч на руле отлично ощущалось биение, молчу про 140 км/ч. Поставил литье - все ОК. Сменил все колодки. При покупке задних тормозных колодок (барабанного типа) разговорился с продавцом недавно заработавшего автомагазина по процессу замены этих самых колодок. После того, как сняли колесо и добрались до тормозного барабана продавец тоже начал рассказывать про кувалдометр, которым этот самый тормозной барабан надо сбивать, чтобы добраться до колодок. Господи, пришлось объяснить, что с обратной стороны есть овальный лючок, и надо всего-то взять две отвертки минусовых, одной приподнять рычажок-фиксатор, а другой, вращая зубчатое колесико, свести колодки. Тогда они отпустят тормозной барабан и он снимется элементарно. Заменил крышку радиатора (так, превентивные меры). Неожиданно завис датчик уровня топлива в бензобаке. Повезло - дело было на стоянке. Прогревал две машины - свою и жене. Сидел в соседней. Когда пришла жена, пересел в свою, порадовался, что двигатель так тихо работает, а когда присмотрелся - а он заглохший. Вечером стал разбираться в чем дело, оказалось сухой бак, хотя на приборной панели - указатель стоит на четверть бака. Теперь внимательнее отслеживаю уровень. Заменил "гранату" на коротком приводе (хрустела). Сниматься "граната" не захотела - видимо колечко разошлось от времени слегка и этого оказалось достаточно, чтобы его стало закусывать, да и внешний торец "гранаты" практически 90 градусов (с внутреннего отличный косой заход градусов в 30). Пришлось расколотить внутренний сепаратор на куски, вынуть все шарики и уже затем стягивать "звездочку". Вообще говоря, этот способ ремонта не совсем правильный - должен меняться приводной вал с одетой на него "гранатой", по крайней мере в мануалах написано: не разбирайте внешний ШРУС. ("граната" обошлась в 1200 рублей). Сменил все четыре пыльника на приводах, поставил силиконовые, морозоустойчивые (400 руб/шт). Думал, придется сменить сальники в КПП на приводах, но они оказались в отличном состоянии. Купил ремкомплект для главного тормозного цилиндра - буду менять (кажется педаль тормоза слишком мягкая). Начал подтекать бензонасос, тоже сменю в ближайшее время. Задние амортизаторы пустые, уже купил KYB. Продольные рычаги требуют замены. Карбюратор вышел из строя после крутого подъема в горку по разбитой бетонке - на спуске двигатель просто заглох. Ткнул ему третью - завелся, отпустил газ - заглох. Опять завел, думал что опять завис датчик топлива в бензобаке. Кое-как дотянулся до заправки с перегазовками (на ХХ глохнет). Залил 20 литров. Завел - непомогло. Двигатель работает с перебоями на последнем издыхании, трясется. С трудом, но доехал до стоянки. Все проверил - уткнулся в карбюратор. Заводишь двигатель, пока держишь обороты - работает, сбросишь газ дергается и глохнет. Слегка барабанишь пальцами по рычагу ускорительного насоса - начинает исправляться. В общем, как ни страшен был паук-карбюратор, полез. Естественно попытался сначала промыть очистителями - эффект нулевой - они со свистом улетают во впускной коллектор и там исчезают бесследно. Таким способом абсолютно ничего не отмоешь. Демонтировал весь карбюратор с впускного коллектора (можете этого и не делать - достаточно аккуратно снять верхнюю крышку карбюратора (около десятка винтов под плюсовую отвертку). Разобрался в работе всех механизмов, полостей, емкостей, тупиков и каналов - поразился, насколько все просто, элементарно и вместе с тем надежно сделано. Да, грязь была и налеты были, но не сильно (см. фото). Обратил внимание на систему ХХ и все что с ней связано (криминала не нашел). Все перемыл-перечистил, собрал обратно. Как инженер, понимаю, что все старые прокладки уже выжались и надо бы их заменить на новые, тем более, что они формируют и воздушные каналы карбюратора, а в некоторых местах достаточно скромные по площади соприкосновения, и малейшая негерметичность может просто все испортить, да где ж их взять новые? Поставил карб на место. Завел - вроде все работает, заметил только, что совсем пропали прогревные обороты. Проехался по стоянке туда-сюда - вроде нормально. Стал разворачиваться в небольшую горку, смотрю, а у меня откат чуть не полметра при трогании (для водителя из Владивостока откат=0). Стал экспериментировать - выяснил - куда-то пропало "тягло". Все лошади из двигателя куда-то разбежались. Раньше газнешь - вспыхивает лампочка экономайзера - принудительно впрыскивается через систему экономайзера в ГДС-1 (главная дозирующая система №1 (карбюратор выполнен по двухдиффузорной схеме))хорошая порция дополнительного топлива. А тут лампочка и не думает загораться. Вспомнил, что побоялся трогать клапан экономайзера и не промывал его. Опять все разобрал. Вынул клапан экономайзера - оказалось совсем просто - обычный кусок металла, но боковая поверхность клапана очень хорошо и плотно подогнана под его цилиндр так, что его и не закусывает, но и разряжения во впускном коллекторе достаточно, чтобы "дернуть" его в нужный момент. Все промыл, собрал обратно, прокатился, порадовался - лошади вернулись в двигун обратно. Начал выяснять куда делись прогревные обороты. В мануале, к сожалению не очень хорошие чертежи этого механизма, но выяснил, что как-будто не хватает в механизме одной пружины. Руками выставишь сектор прогревных оборотов как надо, заведешь двигатель - все ОК, отличные прогревные держатся, а так полностью пропадают. Видимо, пружина подгнила и, когда я в подъем по разбитой дороге поднимался пружина совсем развалилась и соскочила вообще. Общая грязь в воздушной заслонке довершила свое черное дело. В мануале форму этой пружинки не указали. Хочу изваять новую, охочусь за такой же машиной - бегает по городу малинового цвета CARINA II c движком 4А-F. Так что если хотите вычистить карбюратор, достаточно, в принципе, снять только верхнюю крышку. Заклинил трос ручного тормоза левого колеса. Меняю. В салоне регулятор температуры печки перестал работать - выскочила рубашка тросика. Там все элементарно привести в порядок. Продольные рычаги тоже надо менять - люфты в сайлентах. При работе двигателя на ХХ слышится тикающий звук в правой половине. Не могу понять с частотой коленвала или частотой распредвалов. Еще отец ездил - стучало. Все на сервисе дружно склоняются, что это вкладыши, но стучит-то уже много лет? Я думаю, что это что-то из навесухи - помпа водяная или где-то рядом. Под нагрузкой стук становится почти не различим. Отец наездил на машине 170000 км. Сейчас уже 196000 км.
В общем, планомерно привожу авто в порядок. В мастерские не обращаюсь - лучше сам все сделаю. У кого такая же марка авто - пишите, поделюсь опытом (стараюсь сфотографировать весь процесс ремонта) или сам чего узнаю.
По поводу расположения руля: до этого года три ездил на правом руле. Сейчас могу сравнить оба. Из моих наблюдений за автомобилями: при приближении к пешеходному переходу на небольшой скорости на левом руле левая боковая стойка лобового стекла очень часто закрывает переходящего дорогу пешехода. Их относительные скорости совпадают и как раз уже на подходе пешеход "обгоняет" стойку и неожиданно вываливается из-за нее под левый угол машины. На правом руле такого нет. Пешеходов справа отлично видно, а те что слева просматриваются на протяжении всего лобового стекла. Парковаться на левом руле не всегда получается удачно - как бы хорошо Вы не чувствовали габариты своего авто, нет нет да и промажешь, а отступать от бордюра чуть дальше для Владивостока не всегда самое хорошее решение - все таки не деревня - машин много, улицы забиты до предела. На правом с парковкой проблем нет. После того как припарковался на левом - приходится выжидать просвет между машин, чтобы спокойно выйти, но самое главное - закрыть дверцу и покинуть, практически, середину полосы. На правом - спокойно выходишь на тротуар. При перестроениях, да и просто при движении на левом - постоянно приходится жестко контролировать правую сторону автомобиля - правило "помехи справа" никто не отменял, а "ворон" и "подставных" во все времена хватало, но для этого приходится постоянно крутить головой вправо все время теряя переднее поле зрения. Хорошо если отличное зрение и быстрые реакции Вашего организма позволяют, держа Вас в постоянном напряге, избегать всяческих неприятностей. На правом руле - "мертвая" зона с правой, "подставной" стороны отлично контролируется в правое зеркало, а для контроля за левой вполне достаточно чуть отвернуть голову влево не теряя при этом вид впереди. При движении вне населенного пункта в темное время суток на дорогах с отсутствующей разметкой края проезжей части на леворукой машине приходится жаться к середине дороги - правый край отгорожен кузовом, а при высоких скоростях движения кажется, что он совсем рядом. Безопасности манера езды вдоль осевой не добавляет, да и правила настоятельно рекомендуют располагать транспортное средство как можно ближе к правому краю проезжей части. На правом руле я спокойно прижимаюсь правее и край отлично контролируется. Самая любимая всеми тема -обгон. Сейчас я пройдусь катком по этой теме. Прошу Всех не обижаться - правила есть правила. ВНЕ НАСЕЛЕННОГО ПУНКТА СКОРОСТЬ ДВИЖЕНИЯ ДОЛЖНА СОСТАВЛЯТЬ 90 км/ч!!! Исходя из этого скоростного режима наносится разметка, означающая допустимые зоны для обгона. А теперь дружно вспомним на каких скоростях нас обгоняли или мы обгоняем? На правом руле я всегда держу дистанцию до переднего 5-10 метров, что дает мне нормальный обзор на встречную полосу. И обгон я начинаю только в тех местах, где трасса просматривается на приличном расстоянии, а еще лучше - плавно уходит влево. Если же участок для обгона небольшой, да еще и закрытый, то лучше я буду ехать 75 км/ч - мы все равно все сегодня приедем (один потерянный час в жизни ничего не изменит). Таким образом на правом руле обгон совершается только при самых лучших для этого маневра обстоятельствах. Жаль, что этому не учат в автошколах. Не беру в расчет "летчиков" - им до лампочки руль - был бы газ. Левый руль дает отличный обзор на встречную полосу (если, конечно, впереди водитель помнит о "как можно правее", если же он "топчет" осевую, то никакого обзора у Вас нет). Следовательно начать обгон на леворукой проще, следовательно совершать обгон Вы будете гораздо чаще, чем на праворукой машине, и не тогда, когда вам светит 100% успех сего опасного мероприятия, а, согласитесь, при малейшей на то возможности. Исходя из теории вероятности - чем чаще совершать опасные маневры, тем больше шанс завершить их плачевно. Фары на леворукой машине светят куда надо - это хорошо. По крайней мере они освещают обочину с пешеходами и т.д. На праворукой - обочина темная, другая светит в сторону встречки. Приходится левый луч опускать регулировками вниз. С удовольствием поставил бы на праворукую машину нормальные фары, но никто не догадался их начать выпускать и заполонить ими весь ДВ, хотя бы из чувства безопасности.
Свою Каринку-2 менять не собираюсь - авто отличное и простое. Пусть нет в ней гидроусилителя руля - его отсутствие даже плюс. Сразу учишься держаться за руль двумя руками а не пальцем, хваты выполняешь так как нужно, иначе уедешь не туда. На стоящей машине руль не вертишь. Да и не мечешься по полосам как заяц по весне в березовой роще, учишься заблаговременно до сантиметра рассчитывать траекторию маневра. Стекла без стеклоподъемников - не беда, при великом желании стеклоподъемники можно спокойно поставить. Отсутствие кондиционера это конечно уже хуже, но дело привычки. На двигателе есть все необходимые посадочные места и для гидроусилителя и для кондея.
Автомобиль мне очень дорог тем, что когда-то им управлял мой отец, крутил вот эту баранку, гонял именно эту магнитолу и смотрел именно в это зеркало. Спасибо тебе батя, что выбрал в те далекие годы такой отличный шедевр Японского автопрома!
В этом году автомобилю 20 лет! С юбилеем, МАШИНКА!!!