Приветствую камрады и поклонники прошедшей эпохи правого руля! Осмелюсь сказать, что правый руль для зауральной России в конце 90-х и начале 2000-х это целая культура, образ жизни и способ выжить. Что говорить когда это еще и связано с первой машиной, как с первой любовью.
Первая "праворулька" появилась в нашей семье в 1991 году. Трехлетка Тойота Карина 1,8 ярко-красного цвета на автомате, с электропакетом, ионизатором, кондиционером и даже холодильником. До этого у отца были Жигули-"двойка", 21-я Волга, "Копейка". У меня, в ту пору еще дошкольника, к машинам было стойкое отвращение, обусловленное морской болезнью. Проще говоря, не мог проехать на заднем сиденье и пяти километров, чтоб не обшлакать полсалона. Поездка родителей со мной на дачу (порядка 40 верст от Иркутска) по выходным оборачивалась настоящим хоррором. Поэтому после пары таких внеплановых химчисток,батя предпочитал ехать на машине один со всем шмурдяком, как белый человек, а мы с мамой налегке на электричке. К счастью моей автофобии пришел белый пушистый зверек когда родители накопили 3000 американских президентов и смогли позволить себе купить "Каринку". Теперь я с удовольствием ехал с родителями в магазин, на рынок или "барахолку", чтоб закрывшись мог сидеть охранять машину, попутно тыча во все кнопки в салоне, слушая магнитолу и вдыхая ионизированный воздух как бы "с Японии". Как говорили в старину, зерно попало в благодатную почву. Потом родители поменяли еще много машин. Было время, несколько лет батя вообще ездил только на "волжарике" 31029. Но нашу самую первую "японку" я уж точно не забуду.
Пролетели школьные годы. К маю 2001 родители снова накопили на этот раз всего 600 баксов и предложили сделку в стиле американских агентов АТО: или эти деньги пойдут на учебу в институте или мне на машину. Фортануло мне и сбережения не попали под гранит науки, а нашли другое применение. Буквально через неделю после зачисления на первый курс универа батя через знакомых нашел вариант по продаже "Короллы" 1985 года за 18 тыс. руб. С мотором 2Е (1300), на меху и на полном ходу. Из недочетов были треснутые стекла встроенных в бампер поворотников, вмятина на левой задней двери с переходом на крыло после притирания к чему то камазоподобному и шкурка белки, натянутая через ротовое отверстие посредством физического насильственного акта на рычаг переключения передач. После заключения нотариальной доверенности на 3 года, шкура белки, как и проперженная подстилка с водительского сидения были возвращены предыдущему владельцу. С разбитыми стеклами поворотен справился оранжевый скотч. А замятую бочину батя залатал в гараже-мастерской за пару вечеров. Другое дело, что "Короллка" все равно пока встала на прикол, потому как до получения заветных прав в силу возраста мне надо было подождать еще полгода. Конечно же я потихоньку репетировал, в основном за гаражами. Сдал на права, которые еще месяц лежали в гаи и я смог их официально получить только после дня рождения. Буквально на следующий день поехал на учебу-работу. Тогда еще в Иркутске пробки были большой редкостью, но мне повезло. В первый же день попал в пробку на Курорте Ангара. Заглох раз десять. Габариты машины в междурядье не понимаю. Прижался к тротуару, чтоб хоть одну сторону более менее контролировать. Открыл мясорубками все окошки. Мечусь от одного окна до другого чтоб реально оценить расстояние до "соседей". Мокрый как мышь. Хотя на дворе первые числа апреля и как бы погода "не май месяц". Проехал Ангарский мост и по запаре за каким то автобусом так и завернул за ним под кирпич. Тут меня сразу гайцы и прихватили. Они там раньше частенько паслись - иногородних подсекали. Объяснения что первый день за рулем им по барабану. Решение вопроса сто рублей на месте. А хер ли, в то время это треть бака почти на моей "Королле".
В общем, первая колом, вторая соколом. Начал ездить, а заодно и вникать в суть узлов и механизмов. "Короллка" моя была ровная не только как сейчас говорят по костям, но и по всем остальным хрящам и тканям. Конечно, толщиномером тогда никто не мерил, но батя говорил что кроме его шпаклевки вся она была в родной краске. О том чтобы поискать и найти пятна ржавчины тоже и речи не шло. За два года накатал я на ней 20 тысяч км. Из ходовки в ремонт под восстановление попала только левая передняя стойка, да передние колодки. Значит надо полагать подвеска стояла еще оригинальная в большинстве узлов. Периодически не радовал только двигун и система подачи топлива. Бывало постоит 2-3 дня в гараже и вдруг откуда не возьмись переставала заводится. В качестве превентивных мер ни замена свечей, ни высоковольтных проводов, ни замена фильтра топлива, ни чистка карба и дроссельной заслонки не помогали. Оставалось одно: открыть капот, снять корпус воздухана вместе с фильтром и плеснуть в карб напрямую любой горючки, и только тогда с пятой-десятой попытки машинка оживала. Ну к слову, было это только когда на улице был конкретный минус. Что касается мотора 2Е: полагаю что свои 75 японских пони он выдавал. Сравнить то особо не с чем. "Девятка" на старте делала, потом догонял и максималка выше у меня была. И хотя часто я двигун не крутил (до отсечки, гггг), но масло он стал жрать на второй год у меня не по-детски. В багажнике всегда канистра лежала синяя "ТНК" или "Юкоса" какого-нибудь погуще. Литра полтора на тысячу уходило. Батя колпачки маслосъемные задубевшие тогда поменял. Аппетит снизился грамм на триста может, да видать уже кольца заложило, так и ездил пока бы совсем не встала видать.
Что касаемо эктерьера. В дань тогдашней моде и юности конечно же "Короллка" была затонирована без лба. Установлен то ли "томагавк" или "старлайн" по типу лишь бы открыть-закрыть. В гараже повдоль кузова нанесли черные полосы аля "нидфоспид", китайский ксенон и пара наклеек типо "живи в кайф". Дальше не уродовать машину ума хватило, слава яйцам. А может, тогда еще фантазии производителей так не буйствовали: ни тебе синих писалок, ни надписей во весь лобовик с китайской тушенки и тому разное подобное. К слову, лет пять назад видел в Иркутске свою "Короллку", за рулем - пенсионер, полосы кое как, где с краской отодраны - представляю как меня "благодарили". Еще мне очень повезло с резиной: на "Короллке" стоял комплект всесезонной "таганки", с каким то редким параметром во высоте 155/80R13. Когда я по неопытности во время дождя провалился передним колесом в дыру возле трамвайного рельса на Степана Разина, то шинке пришел полный и окончательный звиздец. Торчавший в яме кусок арматуры не оставил ей шанса. В итоге, объехали с батей весь Иркутск, но так и не нашли, не то что таких редких, выпущенных к юбилею Брежнева колес, а вообще хоть чего то такой размерности. Пришлось брать какого то лютого ярославского "медведя" с размерностью 165/70R13. А что к зиме самое то, сказал батя. Ну и ухли, подвел меня этот "медведь" плюшевый на первом же гололеде. Покатился я значит как на санках прямо в зад "икарусу", нежданчиком перестроившемуся справа налево в мой ряд. "Икарус", сцуко, издав зловонный выхлоп и тряхнув своей гармошкой губной даже не остановился так и ушагал. Остановился я, ущерб прикинуть: с правой стороны бампер слетел с креплений и ушел сантиметров на пять в глубь арки и стекло на фаре раскололось. В общем, бампер выставили на место, стекло заменили - всех делов на 600 рублей. С крещеньицем, так сказать. Первое, оно же последнее ДТП.
Интерьер. Вообще фотографий "Короллки" всего одну нашел, поэтому фотки салона сп@зжены у "дрома". Ну а содержание все так и есть, только где ракетки лежат и меня бита обычно валялась... Как сейчас помню, изначально в машине стояло 2 радиолы однодиновые, которые на ура работали попеременке на выбор "маяк" или "игтрк". Ну ИГТРК для АЗЛК. Пришлось зарабатывать на нормальную "потеху". Да и двух штатных колонок тоже будет маловато. За июнь 2002-го на стройке 4-го корпуса ИрГУПСа заработал на кассетник "пионер" и 4 колонки. Вот так раньше студентам платили, как говорят французы "а ху ли же". Еще и на оплетку на руль из кожи пожилого дермантина хватило. Осенью, когда работы меньше - учебы больше - стал частным извозом практиковаться - тогда еще чехлы путние одел. Больше в салон никаких модернизаций не вносилось. Все как с завода. Кондей как не работал при мне, так я думаю и после меня. У меня к кондеям с детства неприязнь. Как то с родителями после купания в Иркуте, в машину запрыгнули в жару и домой поехали. Ну вот батя и врубил кондей в любимой "мазде люси" - я после этого все каникулы с пневмонией провалялся. Так что ну их нах эти кондеи. Главное, чтоб печка в мороз кочегарила - к ней у меня вопросов не возникало, что там налито было тосол или антифриз я даже не интересовался. Из всяких там редких в то время жиж - один раз долили грамм сто в гидрач, а больше куда то лазить нужды не было.
Вот так мы и прожили с моей "Короллкой" душа в душу как душевно почти два года золотого студенчества. И все бы ничего если б не конский масложор. Вот и пришел холодный расчет: контрактный 2е это почти половина стоимости автомобиля. "Короллка" хорошая, но еще 85 год сильно режет слух. Тогда еще тяги к антиквариату ни у кого не было. Так стоит ли закопать в нее еще 20 - 25 штук. Короче надо поихоньку избавляться, тем более для меня появился вариант взять 213-ю Ниву одиннадцатью годами моложе в те же деньги, за которые потенциально можно двинуть "Короллку". Сьездил на пару выходных сессиий на "барахолку" в Рабочем. Без результата. Дал обявления в две газеты. Ждем. Была пара просмотров: цыгане и еще какой то додик, мечтающий купить и съездить на машине до Петропавловска-Камчатского и обратно, не дав себе умереть, не узнав какой он Петропавловск-Камчатский. Короче клиника. Снова даю объявление: пошли звонки от таксистов-рассрочников. Опять не мой варик. Надо все и сразу. И много. Ждем-с. Мечтаю о "Ниве". Благо, что родственник с продажей вообще не торопится. После третьей публикации объявы в газете - нашелся мой дурачок, который как известно хочет купить - в чем я ему полностью солидарен. Я то уже давно того... хочу продать. В общем, показ-просмотр-тест драйв. Сошлись на сорока пяти тысячах. Переоформили на нового хозяина в ГАИ на Узловой. Официально я так хозяином и не был. Два года на халяву прокатавшись по доверке.
В общем капиталки на "Короллке" я избежал. Видел ее через пару месяцев потом в городе - дымила как паровоз Черепановых. А я добил еще пятерку и взял таки "Ниву". На которой примерно через то же время стуканул движок и я намотался на кап.ремонт. Карма видать сработала. Удачи на дорогах! И помните вашу первую машину как и первую любовь.