Хочу оставить отзыв о моей первой машине. Не столько о ее потребительских качествах, которые за долгие годы обсосаны уже на сотни раз и уже вряд ли кому-нибудь актуальны, поскольку таких машин почти не осталось, сколько о ее легендарной надежности, неприхотливости и дружелюбности.
Права я получил сразу же, как мне исполнилось 18 лет - в 2001 году. Надежды на собственный автомобиль у меня тогда не было, просто было немного денег и свободного времени, а также - много желания сделать все, чтобы сесть за руль. Время шло, и к весне 2004 года я уже начал собирать деньги на какую-нибудь машинку. Хотя всерьез о покупке я пока не думал, все равно завел тему на новосибирском автофоруме, чтобы потрепаться о выборе между "девяткой" и праворулькой (в то время я всерьез подумывал, не купить ли мне "девятку" для начала), между началом вождения в летнее время или среди зимы, да и вообще...
Совершенно неожиданно один из форумчан предложил купить "короллу" своего оффлайнового знакомого, как раз за имевшуюся у меня сумму. О японском автопроме я тогда имел очень смутное представление. Но случилось так, что в точно такой же машине я три месяца отъездил пассажиром, более-менее представлял ее себе изнутри и вдоволь наслушался сравнений ее хозяина с его бывшей "восьмеркой".
Посмотрев на аппарат вживую, я его купил, даже не загнав на сервис - изрядная неосторожность, как я сейчас понимаю, но все обошлось, да и рекомендация была надежная.
Месяца полтора после этого я не делал с машиной вообще ничего: нужно было работать и писать диплом. Работал я в центре, а учился в НГУ - это почти 30 километров. И машина очень помогла мне везде успеть. В первые же выходные после покупки я совершил пробную поездку "в город", как называют остальной Новосибирск жители Академгородка и окрестностей, и был очень удивлен отсутствием дрожи в ногах и тряски в руках - я как будто ездил на этой машине всю жизнь. Немалая заслуга в этом, конечно, была у коробки-автомата: хоть я и умею и даже люблю ездить на "палке", в те первые месяцы автомат позволил мне не отвлекаться на дополнительные раздражители и обращать внимание только на дорогу.
Когда суета с дипломом кончилась, я наконец впервые поменял масло-фильтры-свечки. А летом поехал в отпуск и в первую большую поездку. Алтайский край, Бийск, Барнаул, обратно в Новосибирск, потом - Горный Алтай. Запомнилась первая попытка обгона на межгороде, когда я не совсем верно оценил расстояние и скорость встречного КАМАЗа, и 30 километров разбитой гравийки "по бору" на границе НСО и Алтайского края - потом я проезжал этот участок еще не раз, но так плохо и обидно за машинку мне больше не было.
Первой же зимой я обнаружил у своей "короллы" огромный плюс. Ее совершенно не было жалко. Не в том смысле, что "убивай - не хочу", просто какие-то неприятности с ней совершенно не пугали: ремонт недорог, запчастей - валом, товарный вид даже от кузовного ремонта не особо пострадает, угонщикам она нафиг не нужна. Поэтому я с абсолютно спокойной душой начал участвовать в любительских ледовых покатушках (очень интересное занятие, но с реальными шансами немного покоцать машинку), не боялся оставлять ее на ночь где угодно безо всяких стоянок (всех неприятностей за три года - украденные "светлячки" с капота, разбитое боковое стекло и панель от магнитолы: стоянка обошлась бы на порядок дороже).
А главное - на второй год я решился съездить в Питер. Решиться мне помогло, в частности, то, что в худшем случае машину можно было бы просто бросить. Потеря оказалась бы неприятной, но не смертельной. К счастью, так делать не пришлось. Машина показала себя достойно, разве что в Питере пришлось сменить декстрон, и благополучно прошла 10 000 километров туда-обратно. Ехал я один - попутчиков как-то не нашлось, поэтому в итоге получилось, что дешевле было бы слетать самолетом. Но на машине -гораздо интереснее!
Вообще, эксплуатировал я машинку довольно интенсивно. За три года проехал практически ровно 100 тысяч километров. Никогда не понимал людей, которые сначала покупают дорогого турбомонстра с чудовищным расходом, а потом трясутся над каждой царапинкой и вынуждены подсчитывать расходы на бензин, иной раз отказывая себе в интересной поездке.
Теперь про ремонт. За те самые три года и 100 тысяч километров не самой тепличной эксплуатации машина 1990 года поначалу вела себя очень неплохо.
Сразу после покупки выяснилось, что воет подшипник передней ступицы (как потом выяснилось при замене резины, диски стояли с разным вылетом). Первым летом в поездке в Горный Алтай умерли задние стойки. Поставленная вместо них Каяба честно отходила 80 тысяч километров, включая сорокоградусные морозы зимой 2005-2006, и начала стучать только этой зимой, хотя с потеплением стук пропал.
С передними стойками повезло меньше. Их я заменил через год, тоже на Каябу. Лето они отходилии нормально, а вот с наступлением зимы выяснилось, что даже при небольшом минусе масло в них дубеет напрочь. Причем жуткие холода тут ни при чем, проблема началась еще с осенними заморозками. Выяснил по форумам, что на поддельную Каябу попали многие. Несмотря на это, весной купил еще одну пару - уже у официального дилера с заменой в авторизованном сервисе с гарантией. Эти оказались нормальные: хоть и подушатались за 50 тысяч, но уже не замерзали.
Вообще же в подвеску полтора года фактически не лазил, не считая стоек. Во вторую зиму, кроме пары передних стоек, заменил некоторые сайлент-блоки, рулевые наконечники, одну шаровую, а к весне - захрустевшую левую "гранату" и потекший задний тормозной цилиндр.
В двигателе, кроме расходников, со временем заменил ремень ГРМ с роликом, ремни генератора и ГУРа, лямбда-зонд (NGK однопроводной), ВВ-провода, прокладку термостата, прокладку клапанной крышки.
Периодически менял свечки. Несколько раз приходилось их выкручивать и сушить, когда машина отказывалась заводиться. Случалось это в основном после попыток завести с брелка при температуре ниже -27. Руками машина отлично заводилась до -30 по технологии "чиркнуть стартером, подождать секунд 20, крутить до запуска". Ниже - уже не рисковал особо, ставил на прогрев через 3 часа. Когда зимой 2005-2006 опускалось ниже -35 - ставил прогрев через 2 часа. В те морозы я ездил постоянно, каждый день: добираться из "Щ" в центр на маршрутках в такую погоду - увольте. Но все-таки однажды, когда ночью явно было холоднее -45, машина замерзла. Пришлось унести аккумулятор в тепло и подождать потепления.
Кстати, той же зимой в посленовогодние праздники машинка достойно проявила себя, доехав до Алтая при -35 на трассе. Ехал, конечно, не один, а в компании еще четырех машин велосипедистов. Багажники с велосипедами на крышах смотрелись в такую погоду очень забавно. На наше счастье, как и предсказывали синоптики, на следующий день на Алтае потеплело до -18, и мы неплохо откатались несколько дней.
Кондиционер первой же весной пришлось дозаправить и почистить радиатор испарителя. Процедура недешевая, но стоит того: эффект был огромный. Думал повторить ее и нынешней весной - все-таки за три сезона холодить опять стало хуже - но продал машину.
Однажды вечером после работы на панели загорелись лампы катализатора и аккумулятора одновременно. Я поехал домой (30 км), там не оказалось Интернета, утром я доехал до работы (еще 30 км) и узнал, что это значит. До дома я не дотянул: аккумулятор "кончился" на полпути. Пришлось звать на помощь коллегу и тащить машинку к электрикам (благо, было недалеко). Умерли щетки генератора, 600 рублей с заменой.
За два года и почти 70 тысяч километров все это вполне терпимо. А вот последний год запомнился множеством разочарований, которые понемногу, шаг за шагом, склоняли меня к продаже.
Прошлой весной после очередной поездки на Алтай потек радиатор. Причем как-то мгновенно: за неделю я намотал 2000 километров по трассам, и все было нормально, а наутро после возвращения домой под машиной растеклась зеленая лужа. Сменил радиатор на таваньский новый (около 4000 р. с работой). Радиатор больше не беспокоил, зато летом умер бензонасос. Как назло, в этой модели он установлен в баке, и через лючок под задним сиденьем до него не добраться. Пришлось вновь тащить машину в сервис. А месяца полтора назад отказался работать стартер - заклинило бендикс. Стартер здесь тоже расположен коряво, и опять пришлось ехать в сервис! Разборка, чистка и смазка решили проблему, а заодно пропал иногда появляющийся скрежет после заводки, но вера в надежность машины была подорвана всерьез.
Впрочем, я, может быть, и после этого не стал бы ее продавать и откатался бы еще полгода-год, если бы не нужда в кузовном ремонте. Перед Новым Годом мне в зад на Бердском шоссе приехал "Патрол" с кенгурятником. Крышка багажника - под замену, крылья и пол - в ремонт, бампер, что характерно, не пострадал вообще. Два месяца я собирал документы для страховой: то праздники, то некогда, то не хочется. Не было стимула - ведь ездить-то можно, все положенные фонари горят, разве что левый стоп треснул, ну и багажником пользоваться нельзя.
Когда, наконец, я собрал все документы, а езда без багажника меня окончательно утомила - я решил начать с покупки крышки багажника. Уже позвонил в магазин и вышел на улицу, чтобы поехать за ней - как вдруг увидел торчащую из двери визитку "Куплю ваш автомобиль".
Позвонив по указанному телефону и прикинув цену, я всерьез задумался. Ведь кроме мятой задницы у машинки хватало и других косяков: мятая и надорванная левая передняя дверь (КАМАЗ притерся в пробке), вмятина в левой задней (тот же КАМАЗ), вмятина в правой задней (дамочка на CR-V "удачно" отпарковалась), вмятина в переднем крыле (это уже я притерся к УАЗику в чудовищной толчее на площади Ленина из-за сломавшегося троллейбуса), чуть-чуть отогнутый передний бампер (последствия вылетов на снежный бруствер на ледовых покатушках), вмятина в задней арке (осталась еще от прошлого хозяина). В общем, найти на такое покупателя было бы непросто, а чинить - себе дороже.
И я решил - продам. Что вскоре и сделал. Хотя расставаться было очень жалко: все-таки она первая, да и висящая ипотека оставляет не очень-то много денег на новую машину. Сейчас вот пытаюсь решить: взять кредит и привезти с аукциона Цивика Ферио (в будущем вообще-то хочу Аккорд, но пока явно не тяну), или не выпендриваться и взять пробежную Короллу/Спринтер года так 97-98. Но, хотя Королла известна мне досконально и в общем-то вполне устраивает за свои деньги, брать ее еще раз не очень хочется. Ведь это, несмотря на более свежий год выпуска, та же самая машина - очень хорошая, но уже порядком поднадоевшая.