Доброго времени суток, всем собравшимся прочитать это техническо-литературное произведение на тему жизни Toyota Levin 4AGE 20v AE101 в России :-)
Не претендую на абсолютную правду, но свою историю расскажу :-)
Приобретение и поиск:
И так весна 2003го года, печально знаменитые пошлины на машины старше 7 лет в конце 2002го года... (это потом мы узнали, что для машин с объёмом двигателя 2 литра разницы почти нет ;-) в то время, для небольших и недорогих псевдоспортивных автомобилей 1.6-1.8 л это означало, что без пробега взять машину не удастся.
Собственно пару слов о поиске. Критерии поиска: 4AGE, НЕ SuperStrutSuspension и наличие ABS - обязательно, механика - желательно. Время поиска: с февраля по май. Способ поиска: по объявлениям в газетах (интернет продажи были в начальном состоянии), на барахолку не выезжал.
В результате посмотрел 2 машины, удовлетворяющие условиям поиска: одну в конце марта, вторую в мае. Первая не понравилась тем, что на ней помпа подтекала, была бита передом и пробег был нереальным для почти 10 летнего авто. Вторая машина, которая в последствии и была куплена из неисправностей имела: убитые резинки стабилизаторов и одну подуставшую переднюю стойку, а так же разнопарную по рисунку резину сзади (Grid I и Grid II :-), но при этом родную номерную планку под капотом и пробег 130 ткм. (как потом выяснилось при замене деталей ГРМ пробег бы похож на родной) ;-)
Выводы: первое, если долго искать, то обязательно найдёшь то, ну или почти то :-) второе, мы покупаем НЕ новый автомобиль и некоторые коцки и дефекты на нём всё равно будут, касаемо псевдоспортивных автомобилей, обязательно будут.
Обслуживание и эксплуатация.
Первым делом на Левине кончились передние тормозные колодки и почти сразу (через километров 200 :-) задние, всё это было совмещено с заменой резинок стабилизаторов. (*Кстати, задние тормозные колодки должны иметь выступы (наплывы) в средней части для ручника, на некоторых неоригинальных тормозных колодках для Тойот с дисковыми задними тормозами и двухлитровыми двигателями их нет, ручника после замены тоже нет %)
Далее ближе к зиме настала очередь тосола, термостата, датчика давления масла (стал влажным и я решил не проверять сколько он ещё отходит), свечей и ремня ГРМ. Свечи всё время брал платиновые NGK BKR6EP-11, детали ГРМ все оригинальные Toyota. Первый недочёт: не поменяли ролик ГРМ, т.к. по виду он был «нормальный», результат: поменяли его летом, вместе с помпой, чтобы точно туда больше не лезть (но потом всё-таки ещё раз пришлось при замене муфты VVT :-) Мораль: когда меняешь ремень ГРМ надо менять сразу всё, что им крутиться, очень сильно помогает сэкономить время и деньги.
Далее какое-то время Левин меня радовал и особых хлопот не доставлял, до поры до времени, ибо в один из «прекрасных зимних дней», при прогреве после отпускания педали сцепления появился воющий звук, говорящий о том, что пора менять выжимной подшипник... а раз туда лезть, то и диск сцепления за кампанию. А ещё той зимой мне «повезло» и у меня начал кончатся приводной подшипник… его тоже поменяли вместе с вышеописанными работами по трансмиссии.
Из дальнейших особо и не особо :-) плановых замен было:
- линки переднего стабилизатора (*они другие (не сварные, а запресованные) и по длине существенно отличаются от Королловских, не верьте продавцам в автомагазинах у которых они одинаковые для короллы 5А и Левина 4AGE :-) кстати оригинальные линки стабилизаторов отлично пережили 4 сезона с летней резиной 195/50R15
- амортизаторы 4 шт. (Tokico, довольно жёсткие и обошлись на 1-1.5 круб. дешевле, чем Kayaba)
- муфта VVT и ремень ГРМ (при пробеге близком к 180 ткм, стала стучать жёстко (громко), при снятии обнаружили первые подтёки масла – вывод: муфта не может стучать вечно, но рано или поздно тысячам к 200-250 может и развалиться :-/ ремень ГРМ поменяли просто так :-)
- радиатор (стали засыхать уплотнительные элементы и сверху появились подтёки и грязь) абсолютно случайно нашёл контрактный по цене равной 2/3 от нового китайского (при этом продавец был дико рад тому, что наконец продал его… видимо на автоматные спрос выше, а для механики спрос редкость)
- тормозные шланги задней оси (стали подсыхать и появились трещины, старость – не радость :-)
- ТО передних и задних тормозных механизмов (внимание! ремкомплекты только под заказ)
- высоковольтные провода (дело было летом, в дождь машина стала глохнуть по поводу и без повода, думали недолго, т.к. смена свечей и места заправки ни к чему не привела). Купил дубликат NGK для 4AGE 20v Левин был рад и счастлив и перестал прикалываться :-)
Вывод: псевдоспорт это хорошо, но даже на псевдоспортивную Тойоту запчасти по большей части под заказ :-/
Резина и диски
В зиму обул машину в шипованную Medeo 185/65 R14Q (делали по лицензии и с контролем качества GoodYear на их оборудовании, но с использованием российских материалов). В результате резина недорогая, за счёт рисунка Ultra Grip 400 обладала неплохими сцепными качествами на всех покрытиях, минусы тяжёлая и шумная. И ещё один плюс, который выяснился на третий год – износостойкая (за четыре сезона потеря не более 5-7 шипов с колеса). Кстати: до сих пор пара колёс (те, что стояли сзади) из комплекта ездит на FunCargo. В последний год эксплуатации купил пару GE Ultra Grip Extreme 185/65 R14T, в результате появилось интересное прогнозируемое поведение при резком сбросе газа и повороте руля на скользких покрытиях, но в смысле удовольствия от вождения до 4ВД конечно далеко.
На второе лето решил переобуться в 15ые колёса. Не долго думая, а точнее быстро посчитав на шинном калькуляторе понял, что наиболее близкие к штатному размеру 185/60R14 это 195/50R15. В результате с Владивостока мне привезли отличный комплект 15ых дисков 4х100 шириной 7 дюймов с резиной Yokohama S-306 195/50R15. Из всего этого счастья резина оказалась не самым сильным звеном (износ процентов 40, поэтому в холод и дождь она понемногу «всплывала» %), но тем не менее на два сезона её хватило :-) а потом была куплена новая Pirelli PDRAGON того же размера, в дождь это было «небо и земля». Вообще после первого опыта езды на низкопрофильной резине я врят ли когда либо захочу ездить летом на машине с высотой боковины более 10 см.
Вывод: Резина должна быть новой, независимо от того летняя она или зимняя, а для мощных авто ещё желательно с профилем не выше 50го :-)
Приятные мелочи или тюнинг
Первое, сигнализация – SherKhan IV (всё ОК, только почему нет бесшумного режима у брелка?!?!? на лекциях/переговорах напрягало :-)
Второе, тонировка – какой чёрный Левин без тонировки, 15шка вкруг, кроме лобовика, 5ка полоска на лобовике ;-)
Третье, музыка – тут я не фанат: шумка передних дверей, передняя акустика (штатная померла от старости) и CD MP3 Pioneer
Четвёртое, выпуск от катализатора – купил через посредника на аукционе yahoo новый, но не сильно brand. В результате без сайленсера громкий просто трындец, но на верху тысяч с 7000 и до отсечки мотор стал крутиться веселее, чем со стоковым, жаль гаишники не разделяют всех этих радостных эмоций мотора :-) но а вообще две банки в стоке это напряг, постоянно съезжая где-нибудь чуть-чуть да чиркнешь забыв про одну из двух :-( Мораль: лучше brand, в хорошем состоянии б/у, чем новый noname за те же деньги.
Пятое и последнее, подсветка днища синяя неон и диоды – сзади места в бампере нет вообще, ни для неона, ни для диодов. Спереди диоды в бампере, по бокам неон – разница, как говориться налицо :-)
и наконец самое приятное, после кучи времени и средств потраченных на ТО это ВОЖДЕНИЕ!
Первое это вовсе не мотор, а тормоза. По сравнению со многими автомобилями на которых мне удалось поездить, Левин в первую очередь запомнился мне своими точными и мощными тормозами. Отчасти это связано с тем, что, имея тормозную систему по параметрам близкую к Toyota Carina/Corona по массе это всё же Corolla.
Второе это мотор, да он любит оригинальные запчасти и бензин не ниже 96го, кстати, ещё он любит пристыкованную к нему МЕХАНИКУ, а НЕ автомат ;-) но он даёт незабываемые ощущения от вождения, когда стрелка тахометра с лёгкостью преодолевает отметку 6500 об/мин и с удвоенной силой идёт дальше к 7000, а потом к 7500-8000 ты забываешь обо всём, быстро переключаешься на следующую передачу и благодаря короткой коробке снова начинаешь разбег с 5000-5500 об/мин до 7500-8000 об/мин.
В заключении выскажу своё мнение о семействе Levin/Trueno/Ceres/Marino/Corolla/Sprinter c 4AGE 20v на механике в целом: да в стоке 4AGE это не B18C и даже не B16A, но и при скромном бюджете машина с данным мотором даёт понять, что бывают автомобили для всех, а бывают для тех, кто ценит удовольствие от вождения (динамику, управляемость и индивидуальность) больше, чем экономичность и практичность (например горный велосипед не входит в купе ни с двумя, ни с одним, ни без колёс вообще ;-) Пусть подобные Тойоты не самые быстрые и простые в обслуживании, но как первый псевдоспортивный автомобиль с возможностью для тюнинга, это пожалуй оптимальный вариант, т.к. ещё довольно длительное время у потенциальных покупателей, в отличие от B16A/B18C (из-за их малой численности), будет возможность выбора среди автомобилей Toyota с 4AGE 20v.
В качестве PS…
- Почему продал? - спросите Вы
- Просто вырос из купе и появилась жизненная необходимость в универсале… естественно быстром универсале ;-) но свой первый Levin я буду помнить и вспоминать с теплом в душе всегда :-)
PPS Прошу прощение если очень много букв, но и проехал я почти 70 ткм на своём Левине, поэтому есть о чём рассказать :-)