Почему именно Спаська?
Жена дала волевую команду – покупаем машину исключительно для семьи. До этого были: старый угловатый Цивик 84 года рождения, который у меня проходил полгода. Именно после него я дал себе слово – никогда с Хондами больше не связываться.
Потом две Камри – одна 87 года, в 20 кузове, двигатель 1S с центральным впрыском (одна из первых таких машин), вся такая ухоженная и красивая, но откровенно убитая предыдущим владельцем в техническом плане. Пару лет я с ней промучился, потом плюнул и продал - по хорошему требовалась замена двигателя и автомата, что по деньгам для меня тогда было совершенно неподъёмно. Потом вторая Камри 92 года с 4S, какая-то нестандартная. Битая и мятая, вся в коцках и вмятинах, полуоторваный бампер, море мелких отказов, но бегала здорово, пять лет у меня честно отходила. Продавать было жалко. Поцеловал её в капот и отдал ключи покупателям… и в ту же ночь её не стало, парни нажрались и разбили машину в хлам, не доехав до дома.
Пять лет был безлошадным, передвигался на общественном транспорте или пешком. Первый год было откровенно тяжело, потом привык.
Затем жизнь стала давать повороты, и без машины стало совсем грустно. Пришлось купить старую Висту в 32 кузове с 3S, с расчётом отъездить год, особо с ней не заморачиваясь. Очень удачная и крепкая модель Висты – такие до сих пор бегают в Хабаре и во Владике. Бедная Виста год у меня и отходила… глупейшее ДТП и машина встала. Продал за копейки, не восстанавливая.
Тут после всех жизненных заморочек стало что-то проясняться, на ближайшее время наметился план жизни. Жена сказала – машина только семейная. Сама лазила по сайтам. Наконец мы пришли к общему знаменателю: одним из вариантов была Тоёта-Спасио. Наличных денег – 300 рублей на всё про всё.
Решили покупать в Хабаровске или Комсомольске и гнать машинку своим ходом 600 км (мы живём в Ванино). Связались и договорились с продавцами и сели вечером автобус. В Хабаре с утра быстро посмотрели пару машин, увы, ничего достойного, откровенные дрова за совсем не бесплатно. Остановились на третьей машинке.
Покупка.
Продавец сразу сказал, что это конструктор, по документам он обычная Королла 85 года выпуска. И что он на ней недавно попал в аварию, машину восстановили, но прав его лишили на два года, поэтому смысла держать машину в гараже нет никакого.
Беглый осмотр показал, что Спаську хорошо приложили, весь правый бок был снесён. Но вроде как сделано неплохо. Машинка полностью разбиралась-перебиралась, перекрашивалась, салон вылизан-вычищен. Всё вроде как работает (потом оказалось, что не всё).
Быстро оформляем документы (при этом хлещет совершенно проливной дождище!), ночуем у родственников и с утра вперёд, в путь-дорогу. Ехать по нормальному часов 10-12, а если погода подкачает, то и больше. Дорога от Лидоги до Ванино идёт по горам, асфальт есть далеко не везде, а местами и в асфальте такие ямищи попадаются! Кроме этого, в одном месте дорога идёт прямо в облаках, можно встрять ночью в это дело, так будешь тащиться типа ёжик в тумане, дальше капота ни фига не видать!
Во время дороги понял: машина тупая, ехать не хочет. Подвеска мягкая, посадка низкая. Радио нет. Жрёт много.
По поводу расхода топлива я чуть не вляпался. На Камрюхе или Висте мне бака до Хабары хватало запросто. Ну, тут бак не намного меньше, а двигатель всё же не 2000 кубов. Должно хватить на перегон. Чёрта с два! За 60 км до Ванино у меня уже горела лампочка (точнее, табло) резерва. Не зная, на сколько хватит мне бензина, пришлось возвращаться на заправку (километров 10 или 15), заправляться и уже по темноте ехать. Ну и по закону подлости, конечно-же, сели облака, а ближе к Ванино ещё и туман, и дождь – ё-маё! Километров за 20 до выезда я влетел в такую ямищу! Сразу же спустило правое переднее колесо и вылетел из гнезда правый передний поворотник. Скорость была не более 50. Матерясь, в кромешной тьме и под дождём ставлю на зад банан, на передок переставляю заднее колесо, жена подсвечивает телефоном. Жесть!
Вот такая получилась покупка.
Косяки.
Дома сразу давай осматривать, что за агрегат я купил. Заехал на эстакаду и полез.
Нормально. Кузов сварен из трёх. Правые двери не родные. Лобовое и заднее стекло заменены. Кузов немного поведён, сход-развал вроде в норме. Кожух заднего вентилятора на радиаторе разбит на две части и висит на честном слове. У расширительного бачка отломана горловина – его склеили какой-то дрянью, но всё отвалилось. Батарейка… с помойки, что ли? И крепление не родное. Радио не работает просто потому, что перерезан высокочастотный провод антенны. Ну, то есть антенна вместе с крышей от другого кузова, провод просто болтается. Трамблёр тупо воткнули, лишь бы было. Опережение позднее до упора, потому машина и не едет. Болты в кузове где не прикручены, где не затянуты (как задняя дверь не вывалилась на ходу, вообще непонятно). Клипсы и защёлки – самый минимум, оба бампера висят натурально на честном слове. Чуть позднее перестали работать стеклоподъёмники – вывалился разъём в блоке переключателей на водительской двери (его просто не до конца вставили и от вибрации он выпал). При нажатии тормоза гасли задние габариты – горе-электрики намудрили с проводкой. Пришлось приводить в соответствие с принципиальной схемой (и заодно покупать книгу по Спасио).
Сломана пружина на крышке горловины бака.
Что-то жутко гремело сзади на кочках. Облазил всю машину, нашёл за обшивкой багажника слева... сломанный молоток и гнутый торцовый ключ на 22. Кое как достал. Кто их туда засунул и главное - зачем?
Двигатель и вправду, наверное, от старой Короллы 85 года, откапиталенный. Но тянет вроде неплохо. Масло поджирает малёхо и на затяжных тяжёлых подъёмах немного подванивает (перегретый). Но в принципе, у людей бывает и куда как хуже!
Эксплуатация.
За год машина прошла 22 тыс км. По самым разным дорогам. Зимой пару месяцев так вобще как по стиральной доске - обледенелый асфальт не брала никакая дорожная техника.
Осенью (через пару месяцев езды) умерли два задних линка – поменял на сервисе ближе к весне (самому было лень). Через 11 месяцев также на сервисе поменял 4 пыльника на стойках, три из них были совсем убитые.
Зимой оторвал защиту под двигателем и правым колесом. Она там и так была – одни слёзы, но я доломал. Купил по весне новую, поставил.
Ах, да. Сразу поменял музыку. Стояла старая японская магнитола «Пионер» с кассетой. Выкинул, заехал в магазин автомузыки, там и поменяли.
Каждые полгода масло и фильтр, как положено.
С нынешнем осенним ТО придётся менять передние колодки.
Вроде всё.
Впечатления.
Скажу честно, после Камри и Висты к Спаське пришлось привыкать.
Спасио – чисто городская машинка для мамы с детьми, чтобы ездить по магазинам или в детский сад. Она для этой цели подходит очень хорошо. Манёвренная, с прекрасным обзором, шустрая.
Ездить по лесу и вообще съезжать с асфальта на ней противопоказано. Малый просвет – иной раз даже на лежачих полицейских скребёт выхлопной трубой. Очень мягкая подвеска отлично глотает мелкие ямки, и даже по укатанной грунтовке машина едет прекрасно. Но стоит появиться ямке или кочке сантиметров 7-10 – амортизаторы пробивает до упора. Поэтому я поставил резиновые прокладки между витками пружин, продаются такие в автомагазинах. А если сзади посадить пару немаленьких товарищей, то пипец, машина натурально ползёт на брюхе.
Высокооборотный двигатель 4А, чёрт бы его побрал. На мокрой глине шлифует, на траве – шлифует, на снегу тем более. Горы у нас везде, сопки. Зимой тяжело бывает трогаться – чуть педалькой резко сработал, и всё, приехал. Доставай лопату. На более тяговитых и низкооборотных моторах в этом плане намного проще.
Кстати, тут некоторые товарищи говорили, что Спаська легко заводится при -40. Ну-ну… У меня это уже пятая машина, и я взял за правило – если ночью ожидается ниже -20, то батарейку снять и нести домой. А при -30 на запуск лучше прихватить с собой ещё и полторашку тёплой воды и полить впускной коллектор. Заведётся, как молодая!
В морозы Спаська начала интересно глючить: на табло горит чёрте-что, какие-то непонятные отказы, а то и просто было так, что высветились ВСЕ индикаторы и табло. Пока в салоне не потеплело, сигнализация так и продолжала гореть. Народ сказал, такое бывает в мороз на многих машинах с перебором цифровой автоматики. Печка действительно слабая для такого салона. Да, ещё в морозы плохо работает автомат прогрева. В смысле обороты долго не падают, потом вроде упали, поехал... пока ехал, гдето чёто на ветру остыло, останавливаешься, а мотор снова на повышенных оборотах рычит. Както нехорошо, надо будет порешать проблему (переехать в Краснодар, к примеру).
А вот по расходу топлива я доволен. Да, на трассе на ней не погоняешь. Из-за большого кузова и слабого мотора приходиться топить педальку, что вызывает перерасход. Но вот по городскому циклу она вполне умеренно кушает, уж куда как меньше той-же Висты. Лично я больше 120 практически никогда и не разгоняюсь (да и особо негде – горный рельеф и дерьмовый асфальт, знаете ли…)
На Спасио нет шкальных приборов-будильников, а стоит дисплей. Нормально привыкаешь, но наши, блин, законодатели придумали включать днём фары – в результате дисплей вполовину тухнет, и в солнечный день на нём ни х… (ни чего) не видно! Совсем! Всё же придётся ставить ходовые огни и мутить с их отдельным подключением, как это не печально.
Насчёт шумоизоляции - правда. Действительно немного шумноватая машинка. Ещё, видимо, и из-за особенностей аэродинамики. Но это не страшно, и уж тем более - не смертельно.
Последнее
Дизайн машины спорный. Подиум под задними седушками – это, безусловно, «шедевр» инженерной мысли!
Но как это не парадоксально, Тоёта-Спасио в 111 кузове – на редкость живучая и надёжная машина. Хотя и сделана из фольги и пластмассы, как большинство современных автомобилей. И запчасти доступные и недорогие. Наверное, именно поэтому их столько по прежнему бегает по дорогам .
Продавать пока Спаську не собираюсь.