Пламенный привет уважаемому сообществу владельцев японских машин. Давненько не писал отзывов, последний был про Тойоту-Камри, на которой мне удалось проехать около 1000 км. Отзыв был честный, непредвзятый, машина не на продажу, чужая, своих ошибок в плане выбора машины оправдывать необходимости не было. Правда, напутал там маленько с некоторыми параметрами, да это и простительно, машина чужая, не вникал. Этот же отзыв будет о моем друге, товарище, члене семьи, которым он является уже скоро пять лет. Герой моего рассказа замечательный японский автомобиль Тойота-Краун в 151-м кузове. Для начала несколько слов о написании отзывов вообще. Для чего люди пишут свои отзывы и впечатления и стоит ли им, собственно, верить, объективны ли они? Трудно сказать. Многие знают, что рано или поздно машину придется продавать, поэтому ругать её – вредить себе. И сам грешен, было такое со Спасией, никак не мог её втюхать, написал хвалебный отзыв… да, не очень хорошая мысль была. Ну и ладно. Ничего там особо плохого на самом деле и не было, так, просто машина для девушки… Думаю, многие исходят из этих соображений, чего там греха таить. Некоторые пишут отзывы, пересев на японку с какой-нибудь шестерки или Нивы. Этим вряд ли можно верить. Салон не бренчит и вот оно – счастье! Ну, а если там гидроусилитель, то всё, это уже почти космолет. Примерно по тому же сценарию события развиваются, когда человек пересаживается с Короллы на Марк, или, там, другой какой Цедрик. Иными словами, с объективностью здесь негусто. Другое дело, когда отзыв пишет искушенный японовод-японовед, человек с серьезным послужным списком владения разноплановыми и разноклассными японскими авто. Тут уже всё серьезно, это уже внушает доверие, к этому можно относиться всерьез, правда, тоже надо присмотреться, не на слив ли предназначена машина, нет ли там пиар-составляющей. Многие из тех, кто отзывы читает, подыскивают вариант покупки, многие вариант выбрали, пытаются получить подтверждение правильности выбора. Тут объективности тоже не густо, т. к. в этом случае люди больше обращают внимание на плюсы своего выбора, от критических отзывов больше отмахиваются, типа, не повезло человеку, со мной такого не случится. Но это так, размышления, к делу отношения не имеющие. Постараюсь написать о Крауне непредвзято и объективно, всё так, как оно есть на самом деле. До Крауна у меня были пара Королл – 100. Начинал в 96-м с Короллы в комплектации DX, самой деревянной из всех Королл. Далее была Королла уже с суперсалоном, как тогда говорили, Корона в 190-м кузове, потом Карина, затем Марк-II 90-й кузов, потом Королла Спасио, потом Креста-100, после чего остановился на Крауне и не могу с ним расстаться. В августе будет вот уже пять лет, как мы вместе отдыхаем, работаем, развлекаемся, путешествуем. Почему именно Краун? Во всех предыдущих машинах чего-то не хватало, комфорта, мощи, размера, наворотов, солидности. В Крауне я нашел всё. Считаю, что в японских машинах-седанах с правым рулем я достиг потолка. Можно и новее, и дороже, и больше, но, думаю, кардинально уже ничего не изменится. Получается, что это уже восьмая по счету японская машина. К слову, все были Тойоты, других не юзал, сравнивать не с чем. Маленько покатался на Субару-Форестер. Табуретка табуреткой. Этот Краун был первой и единственной моей японской машиной, купленной с аукциона. Все предыдущие приобретались на рынке, из них три оказались не битые, остальные – деланное битье. Подозреваю, что у не битых машин был подкорректирован пробег, хотя не факт, теперь уже не проверить. Я считаю, что основная причина хорошего состояния и беспроблемной эксплуатации Крауна кроется именно в этом – покупке машины из Японии, с прозрачной историей и родным пробегом в 100 000 км. До этого смотрел Крауна на рынке, и уже даже прокатился. Остановило то, что увидел наклейку, какие-то работы проводились на 212 000 км, хотя на одометре было 146 000. В итоге отрыл в бардачке аукционный лист и оказалось, что родной пробег был 246 000. Не стал больше дрочить судьбу на рынке, решил ждать, дождался и не пожалел. Всё, что было указано в аукционном листе, соответствовало действительности. Было это в 2004-м году. Теперь, говорят, аукционные листы рисуются на рынке, тогда такого не было. Оценка 4С, потертость на боковой накладке сиденья, и небольшая вмятинка на задней двери, едва заметная. Получил машину 5 августа, 6-го уже пылил на маломорку, отдыхать на Байкал. К первым впечатлениям от вождения был готов, до этого ездил на Марке и на Кресте. Езда на Крауне разительно от них не отличается, как, к примеру Марк от Короны. Однако авто выше классом, плавней идет, мягче, больше, шумоизоляция лучше, при закрытых окнах находишься в своем мирке, тихом и спокойном. Теперь это чувство притупилось, то ли время берет свое, то ли просто привык, и воспринимаю это, как должное. В горах машина не очень приспособлена, длинная база, однако пока искали базу отдыха, прополз все горы, и, хотите верьте, хотите нет, умудрился ни разу даже не шоркнуть днищем, так трепетно я его берег. Хотя там дороги были почти джиповые. Что есть в машине? Двигатель 2,5 литра, 200 л. с. 1JZ, кузов JZS-151. Год выпуска март 1999 г. Цвет комбинированный, верх белый металлик, типа снежная королева, или как его там, низ золотисто-серый. Родной чейнджер на 12 компакт дисков, 6 колонок, 2 пищалки. Звук в машине средний, меломана вряд ли удовлетворит, но на потребности обычного человека вполне достойный. Меня устраивает, только когда слушаю музыку с компакта. Магнитофон не практикую, ФМ – звук достаточно унылый. Есть сенсорный мультифункциональный дисплей, на который выводится управление всем и вся, от музыки до печки. Основное предназначение мультика – навигационная система и телевизор, которые задействуют 80 процентов возможностей дисплея. К сожалению, у нас эта фишка (нави) бесполезная, ТВ то же не того формата, поэтому, в наших условиях лучше обычная магнитола, можно поставить хороший аппарат на свое усмотрение, мультидисплей этой возможности лишает напрочь. Кроме того, мультик поначалу, в первые дни, зависал периодически, потом как-то прошло. Если говорить об аппарате, то на отрицательных температурах, если попытаться включить компакт, или магнитофон, вся система зависает, в колонках раздаётся треск, и начинает работать только когда машина полностью прогреется. Косяк, но я приспособился. Когда включаешь на морозе радио, тогда все пучком. Есть еще пылесос-ионизатор. Я им не пользуюсь. Как то не привык, да и толком не знаю, для чего он. В машине никто не курит, а больше зачем его включать? Так и болтается, как бесполезная примочка. Что еще? Автосвет, конечно, режимный автомат, обычный, работает как часы швейцарской фирмы Павел Бурэ :-) Управление музыкой для задних пассажиров, подлокотник-типа бара в задней спинке, хорошая игрушка детям. Оптитронная панель приборов, с регулируемым светом, регулировка руля во всех направлениях в большом диапазоне. Вроде мелочь, но такого диапазона регулировок я не встречал больше ни в одной машине, а для меня это важно. Электрическая регулировка водительского сиденья (в т. ч. накачка сиденья, спинки), ручная – пассажирского. В солнцезащитных козырьках – зеркала с подсветкой, при включении поворотника в темноте подсвечивается боковая обочина. Интеллектуальная подсветка салона. Потрясающее качество велюра, такого велюра тоже редко где встретишь. Настолько «жирная», мягкая обивка салона, ковры на полу, всё, можно сказать, роскошное, чувствуется порода автомобиля. После такого велюра, после салона Крауна, в салонах машин ниже классом у меня начинается клаустрофобия. Кондишн, конечно, честно говоря редко пользуюсь, больше кайфую от ветра в харю… Машина крепко сбитая, теплая, но исключительно теплолюбивая. При морозе ниже -25 лучше не трогать, пускай стоит, целей будет. Завести можно максимум при -27, завожу в случаях необходимости, но здесь нужно как саперу не ошибиться, у меня свой алгоритм действий, если с первого раза не завел, больше дрочить не стоит, пересос – проблема, о которой лучше не думать. Сразу на веревку и в теплый бокс. Сделал вывод, что при ниже -25 лучше на такси, дешевле получается, да и машина целей. Так и получается: не любит мой Крауняга низких температур, и музыка глючит и заводится уверенно только до -23 градусов. И аккумулятор новый, и масло хорошее, но… не знаю, такой характер.
После покупки, примерно через месяц, словил в лобовину булыжник от уазика на повороте. Стекло пробило почти насквозь, родное, тойотовское стекло, за целостность которого я рубился на аукционе, аки тигр. Будь они прокляты, российские направления, я чуть не заплакал. Пришлось менять. Поменяли в хорошем сервисе, сделали, как надо. 7 000 руб.
Проехал на сегодняшний день 66 000, теперь пробег 166 000. Что менял за это время: После Байкала заменил свечи на новые иридиевые, хотя старые были нормальные, сменил колодки, дексрон, охлаждайку менять не стал, подженил с концентратом японским красным. Свечи менять тот еще гемор, зимой нечего даже и соваться, нереально. На 124 000 менял ремень ГРМ. К слову старый ремень ГРМ выглядел как новый, только чуть вытянулся, сразу сменил натяжной ролик и ремень генератора. Сальники менять не стал, сухие, чего их трогать… Приспособы для откручивания шкива коленвала примитивные, заказал на заводе за 200 р. Ничего особо сложного, у японцев все продумано, от работы просто получаешь удовольствие. Купил книгу по устройству, сделал всё по технологии, ни кому не доверяю, не то, что бы денег жалко. Пока менял ремень слил антифриз, залил потом новый. Ну, конечно, сменил тормозные колодки. Всё покупаю оригинал, цены приемлемые, ничего критичного. С запчастями проблем никаких, сложностей не помню. Установил мультилок, сигналку с иммобилайзером, это сразу. Поставили аккуратно, нареканий нет. Захотел поставить ТВ-ДВД адаптер, что бы работал от штатных кнопок, такой вариант оказался невозможен, управление только с пульта. Меня это не устроило, пришлось от идеи отказаться. В прошлом году попал в ДТП. Уходя от вылетевшего на встречку мудака, правой стороной колесом на выходе из уворота хватанул бордюр. Удар был мощный, колесо ушло назад. При выяснении оказалось, что загнуты два рычага передней подвески. Думаю, если бы такой удар был по подвеске какой-нибудь Короллы, вырвало бы всю сторону. Но подвеска Крауна легендарно прочная. Нижний рычаг купил с разборки, второй, продольный, заказал новый. Пока менял, выяснилось, что болтаются нижние шаровые. На одометре было 150 000. Заказал шаровые, до кучи на всякий случай, (всё равно разбирать) заказал рулевые наконечники. Всё поменял. Ещё тысяч через пять возникло чувство, что просел зад автомобиля. Один едешь, никак не ощущается, вчетвером, уже проседает. Заказал и поменял задние пружины и стойки. Всё пришло в норму. Зад стал упругим. Оригинальные стойки с пружинами обошлись в 12 000 р. В то же время стало подстукивать чего-то спереди, посмотрел, вроде как продавились резиновые втулки - подушки стабилизатора. Заказал, поменял, всё нормально, задние тоже были заказаны, но так и лежат, не менял, да и нет необходимости. Так… по подвеске вроде всё перечислил. Били машину дважды. Оба раза стояла у подъезда. Один раз процарапали бочину, две двери, машина была грязная и, казалось, нанесен серьезный ущерб. Виновник заплатил 15 000. Когда машина была вымыта, оказалось, что верхняя, светлая часть дверей не задета, просто сшоркана грязь. Однако низ был подмят. Низ дверей поправили, покрасили. Нормально. Обошлось в 13 000 р. Второй раз въехали в переднее правое крыло, возле двери. Неудачно то, что не удалось выцепить того, кто въехал. А удачно, что повреждено было только крыло, дверь не задета. На разборке купил крыло даже в своем цвете и поменял его. Ничего не заметно, в сервисе бы точно так не сделали. Кузовщики загадывали 15000 за ремонт, а крыло купил за 5500. Когда поменял, понял, почему японцы не правят, а только меняют. Намного дешевле и проще. На замену крыла ушло часа четыре. Еще одно мелкое ДТП было уже по моей вине. Зимой по гололеду проезжал перекресток следом за ТАЗ 2108 на мигающий зеленый. В последний момент таз ударил по тормозам, я под веселый стрекот АБС въехал ему в зад. Несильно въехал, без видимого ущерба. Выскочил кавказец, посмотрел на свой бампер, удивился, что такой удар и ни царапины. -Что ж ты, - говорю, -тормозишь-то, бля! Он чего-то начал кудахтать, что ему что-то там показалось. Как ни крути, я сзади, значит виноват… Разъехались без взаимных претензий. Подъехав к дому, открыл капот, а там… пластиковые уши крепления фар рассыпались на морозе от удара. Пластиковый дефлектор радиатора (такая накладка сверху) раскрошился. Потом успокоился, могло быть и хуже. Всё поправил, дефлектор заказал, поменял, уши фар подпаял паяльником, думаю заказать корпус левой фары, но жалко 5 000. Однако всё равно придется покупать, не люблю, когда в машине косяки. Менял лямбда-зонд, просто решил попробовать, думал, может расход упадет. Может и упал, но я не заметил. Да и вообще, никаких изменений не заметил. Ну и ладно, поменял, да поменял, хуже не будет. Расход по городу твердые 15 литров, по трассе 11.5 – 12 литров на сотню. Менял еще фильтр тонкой очистки топлива, сзади под днищем, на яме минутная процедура, без проблем. Неделю назад покрыл задние колесные арки полимерно- битумной мастикой из баллончиков. По одному баллончику (120 руб.) на каждую арку. Красиво получилось и практично. Остатками покрыл пороги снизу. Сутки сушил, теперь хороший антикор. Как-то по зиме отказала печка. Мороз под 25, печка не работает. Такое впечатление, что из-за такой мелочи машина стала куском железа на морозе. Доехал до автоэлектрика, он взял 150 руб., стукнул кулаком в район моторчика, всё запело. Рецидивов не было уже полтора года. Думаю, это неспроста и моторчик рано или поздно придется менять. А может и нет. Масло меняю каждые 10 000, заливаю Кастрол Магнатек, частенько простегиваю этот момент и меняю через 11000 – 12000. Тем не менее, масло от заливки до заливки не добавляю, уровень стоит на середине щупа. Один раз доливал около литра, не знаю, почему, больше расхода не было. Ну вот, вроде, и все работы, за эти пять лет. Не знаю, много это или мало. Мне кажется вполне приемлемо, никаких проблем мне это не доставило. Машина никогда не подводила, мне нравится с ней возиться, уделишь ей внимание, такое чувство, что она даже урчать начинает по-другому. Вообще у нас с ней взаимное чувство, так мне кажется.
Динамика. Краун может ехать так, как тебе надо. Хочешь зажечь, 200 сил в твоем распоряжении. Ездил в Тайшет, разогнал до максималки достаточно легко, стрелка зашкалила, потом как будто кто-то чуть за жопу придержал – отсечка, гонял так раз несколько, хочет ехать, а не дает ограничитель, затем на маломорку Хонду какую –то угонял на 180-ти, потом подумал и решил, что не надо это, попадешь в пару волн на нашем асфальте и смерть будет долгой и мучительной, ибо Крауняка, конечно, постарается спасти, обняв всеми своими подушками-аирбэгами, но даже и он может оказаться бессильным. С тех пор езжу плавно и степенно. Выше 120 не езжу, а обычно 90 -100 по трассе. Такая езда тупо доставляет наслаждение. По трассе Краун идет как корабль. Этакий магистральный автомобиль, однако и горы на маломорке я на нем все облазил. Для городской езды – достойный, степенный автомобиль, в котором приятно и комфортно. Езда по городу не утомляет совершенно, говорю абсолютно честно. С другой стороны динамики хватает, что бы стартануть со второстепенной при интенсивном движении. Длинная база – трасса его стихия. Неровную дорогу норовит зачерпнуть днищем. Меня как-то проносило, но тенденция такая есть. Кузов несущий, рамы нет, подрамники, как теперь модно говорить, интегрированные в кузов. Машина сделана изумительно прочно, надежно, недаром в Японии такси и, говорят, полиция – Тойота-Краун. Салон плотный, сбитый, не бренчит, на гравийке бубнит самую малость, в пределах не раздражающих психику. Материалы салона достаточно дорогие и качественные. На спинках задних сидений рукоятки. Мелочь, но опять же класс машины подчеркивает, дьявол в мелочах, как говорится. Привод задний, это все знают, на зиму крайне желательна хорошая резина. На заднем приводе неудобств не испытываю никаких, зато подвеска прочней и надежней, чем на переднеприводных, и управляемость другая. На переднеприводных руль как живчик в руках, живет своей жизнью, на заднем приводе руль мягкий, ватный, это мне больше нравится. Основательней как-то, что ли. Двигатель 1JZ - рядная шестерка, отработанный, надежный мотор с системой VVTi – изменяемые фазы газораспределения, кто знает. Проблем никаких, что менял, всё написал. Фильтры, конечно, воздушный, масляный… Бензин АИ 92. Покупал очиститель впускного тракта, брызгал по инструкции. Баловство ИМХО, так, попридуриваться. Расходы на налоги: до восьми лет транспортный был 10 тыс. в год, ОСАГО около 4 тыс. После 8 лет от роду, транспортный стал 6100 р.
Ну вот, вкратце, и всё. Вообще-то я про него, и наши с ним поездки, могу хоть книгу написать, но пора закругляться. Что сказать? Краун – машина с большой буквы. Достоинства и недостатки, вроде, описал, резюмирую: Достоинства: Надежность, комфорт, хорошая динамика, ощущение прочности. В машине не устаешь, всё удобно, продумано до мелочей, посадку можно отрегулировать под любые параметры. Большая, просторная машина, в которой сидишь совершенно свободно и уютно. Мощный, идеально сбалансированный двигатель. И всё в этом духе. Классная машина, кто-то говорил, что одна из лучших серийных машин в мире. Я склонен этому верить.
Недостатки: Не знаю, можно ли назвать их недостатками, решайте сами. Высокий расход топлива; моя машина плохо заводится при низких температурах, (УТТ - утренний трабл тойоты); длинная база, что плохо, если вы часто ездите по бездорожью; маловат размер багажника, хотелось бы побольше, как у Марка – 90 много места съедает бензобак. Но это напрягает только тогда, когда собираешься на отдых, в повседневной жизни хватает с лихвой. Подустаревший дизайн кузова, на любителя. Не знаю, ребята, не могу больше придумать, какие недостатки написать. Как ни странно основным недостатком своей машины могу назвать то, что после него трудно пересесть на что-то другое. Везде всё не так, все сравнивается с Крауном, а переплюнуть эту машину сложно во всех отношениях.
Вот и всё. Завтра, как обычно, пойду на стоянку, и мы с верным помощником Крауном, как обычно, попрем преодолевать трудности. Я прожил с ним изрядный кусок жизни, и очень рад, что в свое время сделал правильный выбор и у меня есть такой друг, надежный, безотказный, благодарный и неприхотливый. Я белой завистью завидую молодым, не зашуганным запретами правого руля, тем, у кого впереди радость общения с новыми моделями автомобиля - Toyota CROWN…