Нет у меня уже этой машины. В силу разных причин пришлось её продать. Но поведать о ней в массы считаю обязательным. Машина интересная, она заслужила уважение владельцев давно и заслуженно. В модельном ряду компании Toyota модель Crown – визитная карточка на азиатских рынках. Примерить на себя этот автомобиль нужно непременно, раз уж есть шанс это сделать.
Модель Crown вышла в свет в далеком 1955 году. Crown’ов тринадцатого поколения (те, что с 2008 по 2014 г.) в Россию ввезено немного, и львиная доля всех эксплуатируется на Востоке. Причины понятны: слишком много денег за правый руль. Так считают многие, но не все. И я в их числе. В Новосибирске, где я живу, 13-ых краунов около десяти. Комплектация, что досталась мне на аукционе зовется «Anniversary». «Годовщина»… Хм, модели, может быть или чего еще, кто знает… Интернет четкой картины по поводу названия комплектации, к сожалению, не прояснил. Может кто знает?
В городском потоке машина вызывает немало любопытства среди автовладельцев. Первое время это радовало, однако в какой-то момент повышенное внимание стало напрягать. Почти каждый день одно и то же: едет, к примеру, Camry, сначала за мной, затем едет сбоку, объезжает чуть вперед - как результат, опускаю стекло по его просьбе на светофоре и отвечаю на стандартные вопросы: "Это какой год?", "Как машина?" "Внешне – красавец! Сколько стоит?". Бывает, что интересуются настолько, что просят остановиться и поподробнее рассмотреть – типа «удели пару минут» и так далее. Кучи восторгов – обычное дело, единственное замечание – правый руль. Но это кому как…
Почему CROWN?
До крауна я владел (без малого 6 лет) великолепным автомобилем – Honda Accord euroR в кузове CL7. Владел бы дольше, если бы не ДТП, пусть и косметическое. Так вот, это моя любимая машина до сих пор. EuroR - очень редкий по характеристикам, эмоциям и универсальности автомобиль. Для меня он стал другом, 100 000 по России, согласитесь, немало. Жаль, что он стал битым, по моей вине в том числе (можно таки было увернуться) – вот и продал… Буквально за 10 дней, первый же, кто ее посмотрел, тот и забрал. Покупатель поблагодарил за отзывы: «приятно покупать, когда вся история машины написана. Теперь я вижу, что всё в отзывах – правда, и у меня сомнений нет. Беру» - его слова. Скинул символические 5 тысяч, причем это была моя идея, потому как покупатель торговаться вообще то ли забыл, то ли не за что было. Но аккорд аккордом, я же стоял на пороге выбора нового друга.
Так-так… Ну и что купить-то? В голове туман и я, как и все «нормальные» люди, окунулся в муки выбора. А выбор большой – сумма приличная. Не покидали мысли о том, нужна ли мне машина за миллион?
Drom.ru теперь стал сайтом № 1 в компьютере и на смартфоне, более того, он уже реально снился. И это нисколько не напрягало. Эдакий головняк с удовольствием...
Друзья, братья – помогите! Да не вопрос: «Леха, ты чо – с ума сошел, зачем тебе за лям правый руль, иди проспись», «бери новую с салона», «бери Мерседес», «бери Хонду, ты же хондавод», «бери джипа», «бери Бэху питерку чо…» и т.п. Сколько исписано аськи, скайпа, воцапа в доводах, обсуждениях и спорах про тот или иной автопром, тактильные ощущения, динамику, правый и левый руль, ликвидность и черти про что еще - перечитать невозможно! Однако это было приятное общение и интересный опыт, так как своих друзей и знакомых я уважаю, к мнениям их прислушиваюсь. К слову, сколько помню статей и комментариев про Crown – никогда не встречал негатива. Эти тачки любили почти все и всегда. Хотя для меня без разницы, уважают мою машину или нет, просто интересное наблюдение.
GRS200 нравился внешне, очень. Athlete или Royal Saloon – не важно, второй даже больше подходил для такого класса авто. Задние мысли тоже посещали: «зачем мне Тойота, правый руль за такие деньги – ее же не продашь даже в идеальном состоянии, это неликвид. Опять же, все на иероглифах…» И так далее. Но все же люблю я седаны, уважаю все техническое с надписью “Made in Japan”, серьезно подумываю о безопасности, люблю электронные фишки-примочки, и люблю ездить на машине, каких мало (всегда по жизни был белой вороной).
Вот и купил. Что интересно, эмоций было немного. Да, доволен, но восторгов нет – радость, не более чем. Может быть, потому, что не Хонда? Или я старее стал. Или то, что машина далеко не первая. Черствеем с возрастом, знаете ли, и удивить нас сложнее… 26 декабря 2013-го снял с вагона, такой вот получился подарок на НГ ;-) И поехал.
Чем похвастает?
Обсуждать дизайн не стану. Внешность – дело вкуса: смотрите фотографии и решайте сами. По моему мнению, машина нарисована классно – дизайнеру респект в квадрате, безо всяких оговорок. Что по фишкам снаружи: фары ближнего света поворотные и регулируемые по высоте (при большой нагрузке на заднюю ось регулируются автоматически – проверено), задние фонари - светодиодные, логотип на решетке стеклянный (особенность моей комплектации, за ним радар стоит – о нем позже, тот еще «дружок»), smart-key работает на любой из дверей - удобно. Если вы идете к машине, она подсветит вам дорогу под боковыми зеркалами, если вы не до конца закроете любую дверь или багажник - доводчики «дотянут» их, а при парковке зеркала опустятся, чтобы вы не поцарапали колесные диски о бордюр… Такие вот «мелочи», весьма приятные, надо сказать.
На дороге: ну что, как едет? Хорошо едет, для 2.5, конечно. Двигатель 4GR (V6) везет более чем достойно для своей удельной мощности. Пробовал засекать ускорения подручными средствами – около 8 сек до 100 км/ч. Быстрее не получается, да и бог с ним, это же не МакЛарен какой. Хотите быстро – берите гибрида (3.5 л.) или 3.0 л. Звук двигателя благородный, его приятно слушать. На трассе курсовая устойчивость отличная, 180 км/ч этот корабль набирает очень уверенно. Однако, при сильном боковом ветре очень чувствуется боковая раскачка и курсовые сносы в сторону, пусть и небольшие, но все же присутствуют.
Расход топлива стандартный для такого объема двигателя: при размеренной городской езде около 12 л., если охота, как говорится, «протопить», 15 л. легко. По трассе 6-диапазонный автомат хорошо делает свое дело, получается около 8 литров на 120 км/ч. Скорость не чувствуется абсолютно, несколько раз ловил себя на мысли угадать, сколько еду, когда думаешь что 100 – на деле 130. Такая вот дельта.
Коробка работает очень плавно и вполне быстро, но у нее есть одна особенность. При остановке, спустя 5-10 секунд она частенько «пинается», чем передергивает немного всю машину. Такие симптомы замечают и другие владельцы краунов, даже с небольшим пробегом. Однако за год это не прогрессировало, да и пинается не всегда, поэтому голова не болела. При активации режима “sport” руль наливается усилием, коробка работает гораздо быстрее, мотор крутится резвее и отсечка повыше, однако до упора крутить его не нужно, в диапазоне 2.5 -4.5 тыс. об/мин у двигателя оптимальный крутящий момент.
Тормоза хороши, лишь слегка масса машины (более 1600 кг) чувствуется при торможении: 225-е колеса справляются неплохо. Но, конечно, это не euroR (стоп! Я все понял, больше не сравниваю). Поставил новые оригинальные колодки - отлично работают. И АБС не вступает раньше времени, дает достаточно свободы в дозировании усилия водителю.
Подвеска задумана и реализована отлично, кроме излишней мягкости. Оно и понятно, машина для других целей. 2-рычажная схема спереди и multilink сзади. Подрамники и стабилизаторы присутствуют. Заводские амортизаторы TEMS (кто не знает - Toyota Electronically Modulated Suspension) умерли через несколько дней при морозах до -15 градусов. Климат, Сибирь… Застучала правая передняя стойка, следом обе задних. Наконец, дело дошло и до левого переда. Машину стало кидать вверх-вниз на каждой неровности, серьезный дорожный стык всегда преодолевался с содроганием сердца. Было невыносимо больно все это слушать, так что спустя пару недель решил купить комплект новых стоек. Думал, что взять, коиловеры или просто добротные стойки, выбор, конечно же, пал на вторые, приобрел KYB New SR (JDM). Быстренько все оформил, через 10 дней пришли за 17 тыс.руб. с доставкой из Владивостока новые (голубого цвета стойки). Поставил – красота! Меньше раскачка, более уверенные повороты, но… ну вы поняли. Не возмущайтесь, просто есть с чем сравнить. Да, Crown – это комфорт, а не гонки. В общем, работу подвески с точки зрения комфорта могу оценить как «очень хорошо», все плавно, упруго, с запасом прочности, даже в больших ямах все проходит комфортно. На гравийной дороге подвеска работает превосходно! Никаких напрягов: где все плетутся 40 – я ехал 90 (клянусь, не вру!) и никаких сложностей в управлении не было. Это очень впечатлило. Одним словом, принимаю работу подвески такой, какая есть, все в принципе сбалансировано.
Да, кстати, радиус разворота приятно удивил! Передние колеса не загружены приводами, поэтому машина очень маневренная при своих габаритах. А теперь о том, что внутри…
Присядем, оценим
Для чего люди покупают автомобили бизнес-класса? Очевидно, для комфорта и безопасности. Понятия «комфорт» и «Crown» в принципе тянут на синонимы. Быть может, хотелось лишь шумку немного получше. Зажрался? Возможно, но мне есть с чем сравнить (не euroR)… А что с безопасностью? Да круто все, просто пример для подражания! Подушек безопасности здесь… 12! 2 фронтальных, 2 в коленях, 2 в боковинах передних кресел, 2 боковые шторки в стойках лобового стекла, сзади 2 подушки в боковинах задних кресел и 2 шторки по бокам в стойках заднего стекла. Каково? Как в коконе, ей Богу! По краш-тестам также все отлично (есть видео в инете и отчеты на иероглифах), посмотрите, кому интересно.
Панель приборов считаю простоватой для авто такого класса, но привык быстро и дизайн стал мне импонировать. Цветовая гамма приятная. На фото смотрите.
Автомобиль заводится с кнопки, руль помнит положение, очень мягкие электроприводы везде по салону. Доводчики дверей и багажника работают почти бесшумно. А вот стеклоподъемники тянут громко, при этом жестковато и дергано. Не по классу решение…
Руль: как в КАМАЗе! Большой, с деревянными вставками, не совсем вписывается по размерам, однако по форме и исполнению все сделано замечательно. За него приятно взяться.
Материалы салона: отдельная песня, твердая пятерка с плюсом. Салон крауна – вообще один из лучших, в котором я имел удовольствие ездить. Здесь красива каждая деталь, все удобно и под рукой. Нравится цвет вставок под дерево, кожаные вставки на передней панели, на дверях и переднем подлокотнике. Бардачки огромные и их много, что тоже плюс. Карманы в передних дверях откидываются на примерно 20 градусов, можно положить внушительную вещицу. Салону присущи понятия, мягкость, плавность, автоматичность… Порадовали микролифты в почти всех подвижных деталях, отдельное спасибо за кнопки управления передним пассажирским креслом (на фото), расположенные на боковине со стороны водителя (ребенок, например, засыпает в кресле, откидываю спинку и он почти как в кровати). Супруге приглянулись задние ручки в передних креслах, большое количество места для ног задних пассажиров, очень теплая задняя часть салона. Говорит, ноги не мерзнут в морозы - пол обогревается быстро, и пятая точка в задних креслах не подмерзает, когда мороз, хотя обогрева кресел не предусмотрено в этой комплектации. Как сказала любимая, «это самый теплый задний диван из всех машин, где я ездила».
Тактильные ощущения: очень приятно нажимать кнопки, нигде таких не встречал, классно сделано! Но я так и не пойму Тойоту, бледно зеленая подсветка кнопок по всему салону – как-то не вяжется с цветовыми решениями. Такое же свечение было в 90-х, в 80-х… и Тойота упорно его использует. Может быть, кто-то найдет это решение стильным, я не нашел.
Машина не была тонирована, и это меня не расстраивало: обзорность прекрасная, мертвых зон не заметил, зеркала делают хороший охват. Так и ездил в аквариуме. Нам скрываться не от кого.
Багажник – очень большой. Он огромный! Но все же проем в него не так велик, как хотелось бы, и спинки кресел в салон не опускаются, но оно и понятно, ранг не тот ;-) Вызывайте ГАЗель’ку хлам возить.
Жаль, что пол и коврики салона – кремового цвета. Очень тяжело в наших суровых по чистоте условиях держать все это в пристойном виде. А резиновые коврики класть на пол в такую машину считаю кощунством и безвкусицей, можно и на мойку лишний раз заехать.
Послушаем, посмотрим
Мультимедиа система в машине впечатляет: много чего умеет и понимает. Как оказалось, не все там на иероглифах ;-) Качественный CD, отличный звук по Bluetooth (слушал с телефона .flac и .wav форматы). Помнит несколько телефонов, очень удобное переключение, быстро разобрался. При воспроизведении обычных CD напрягает центральный канал, очень много средних частот (возил с собой журнал, им затыкал центральный спикер), однако когда слушаешь музыку с DVD в 5.1 AC3 – все сбалансировано. Диски кушает все, что у меня есть, а у меня их много (фирменные, нефирменные, копированные, самодельные). Сабвуфер тоже есть в задней полке (тип саба – Free Air), играет глубоко, раскатисто, однако в быстрых ритмах запаздывает, не самый лучший саб под мои стили музыки.
Монитор большой с классной графикой, очень высокого разрешения, на солнце не бликует, с хорошей теплой цветовой гаммой. Иероглифов не много, как оказалось, многое на английском языке – вполне понятно. 5 баллов.
А минусы-то есть?
Есть один минус – радарный (следящий) круиз-контроль (далее – КК), на базе которого построена система предупреждения столкновений. Вот к ней, собственно, и вопросы. И дело даже не в этой системе, а в наших дорогах. Корпус радара расположен за решеткой радиатора (поэтому шильда Crown нарисована на стекле, а не в виде фигурки из рельефного пластика). Как работает радарный КК?
Есть два режима: стандартный и следящий. В стандарте все понятно, как у всех. По следящему режиму: рычажок справа внизу на руле, торцевая кнопка активирует КК, на статус баре панели приборов появляется надпись RADAR READY (смотри фото). Нажатие рычажка вниз включает следящий режим, который активен от 40 до 115 км/ч. Кнопка на руле позволяет выбирать три дистанции до впереди идущего автомобиля. На трассе удобно на дальней дистанции, максимально радар "видит цель" примерно на 50-70 м., скорость также влияет на дистанцию. В грязную погоду (дождь и снег) радар часто не хочет включаться и пишет на японском "вы не можете использовать радар в плохую погоду" (Google переводчиком переводил - очень удобно кстати, перевод по фоткам). Радар также видит идущих по обочинам пешеходов и выбегающих на дорогу идиотов. Вы, читая это все думаете, "ух ты, как классно"...
Классно-то классно, но система предупреждения столкновений основана на индукционном принципе действия. Проще говоря, срабатывает на количество металла при определенном расстоянии или на фигуру пешехода. Пешеходы это хорошо, а вот из за встречающегося металла на дороге я и все мои пассажиры на тот момент реально чуть не поседели.
Привожу пример: представьте мост, разделенный большими металлическими (это важно) сцепками. На этом мосту асфальт выкатан, и эти поперечные металлические сцепки торчат выше полотна. Еду я 80 км/ч по мосту, подъезжаю к такой металлической панели, и что происходит? В меня буквально впиваются ремни (преднатяжители срабатывают), машина экстренно тормозит чуть ли не до визга покрышек! Все происходит за 1 секунду. Машина, конечно, за эту секунду не успевает останавливаться с 80 км/ч до нуля и, проехав направляющую из железа, резко отпускает ремни в рабочее положение. И едет дальше как ни в чем не бывало! Что за…?! Для других участников движения это как минимум куча матерков, для не пристегнутых – чревато полететь по салону и набить синяки. Как, вы не пристегиваетесь? Мне вас жаль, готовьтесь. А дети? Даже если ребенок в кресле – испугается легко! А если без кресла? У меня все пассажиры пристегиваются, всегда. Я как водитель – само собой. То же самое касается и проезда трамвайных путей, где железной плиткой выложена дорога в месте переезда путей. И после таких случаев начинаешь побаиваться мостов, трамвайных рельсов и т.п. Кто его знает, что опять случится… Лотерея, не иначе.
Вот вам и чудеса электроники. Радар (система предупреждения столкновений) работает всегда, даже при выключенном КК. Cамо собой, в Японии таких проблем не возникнет, у них дороги ровнее. Следовательно, корень зла этого минуса – в русских дорогах.
Ну и все таки…?
Так какой же он, 200-й краун? Отбросьте все сомнения, он отличный, пусть и с весомыми оговорками. И их природа зависит от нашей Российской действительности, как это ни странно. Как по мне, при всех своих плюсах даже среди одноклассников, это не моя машина. Мои впечатления всегда были двойственные, когда я садился за руль. В ней даже время бежит медленнее. Это как классный костюм, который ты сильно хочешь, но он тебе не идет. Все вроде то, да не то.
На машину наговаривать не буду. Это я для нее не подхожу. Согласитесь, после Хондагонки, садиться в мягкую, комфортную ванну – совсем уже другие ощущения. К этому надо быть готовым, иначе это уже тянет на необдуманный поступок. С парковкой проблем нет, но для крауна места надо заметно больше. Отвлекаюсь за рулем больше, повышенное внимание к машине стало надоедать, напрягала грязь в светлом салоне (со светлыми ковриками и напольным покрытием). Работа радара вызвала у супруги серьезную озабоченность, и это также послужило одной из причин продажи мною этой машины. В итоге, когда продал, никакого сожаления не было ни у меня, ни у нее.
Резюмирую, не про меня эта машина. Потому и расстался я с ней без особых сожалений, как и купил без особых восторгов. Продал быстро, новый хозяин машиной доволен, следит хорошо, регулярно отчитывается ;-) Я рад за него и за авто.
На этом прощаюсь. В комментариях отвечу на все вопросы. Смотрите фото. Всем удачи!