Владею автомобилем уже чуть более полутора лет, нашел время и силы написать отзыв. Дром в свое время много в чем мне помог, чувствую себя в долгу перед сообществом, поделюсь своим опытом.
Выбор автомобиля и приобретение.
В конце 2013 года в моем владении в качестве авто на каждый день был Chaser JZX100 Avante (1997 год, 200 сил), он служил верой и правдой с 2008 года, но уже хотелось чего-то поинтереснее и поновее. В целом Чайзер меня почти всем устраивал, отсюда постепенно сложились требования к будущему автомобилю – комфортный надежный седан, задний привод, примерно 200-250 сил. В отзыве я буду часто сравнивать Краун с Чайзером, во-первых, потому, что они призваны (для меня) выполнять те же функции, а во-вторых, потому что многие потенциальные покупатели Крауна имели во владении маркообразное авто и им будет удобно иметь в виду распространенный автомобиль для сравнения.
Долгое владение JZX100 несколько завышает требования к автомобилю (качество материалов, плавность хода и т.д.), поэтому чтобы купить что-то действительно лучше или новее, нужно было сильно доплатить. Хорошим кандидатом на эту роль был Mark X GRX120, но его достаточно скучная «округлая» внешность мне не приглянулась. Когда в поле зрения попал GRX130, я решил, что вот оно – счастье. Почти то же самое по начинке, но с новым экстерьером. Минимальный бюджет на беспробежный автомобиль был вполне подъемным, но меня ждало большое разочарование – в дешевых комплектациях Икса нет вообще ничего. Купить автомобиль того же класса, на 12 лет новее и в три раза дороже, но при этом хуже оснащенный… нет, спасибо! Чтобы взять вариант, который не стыдно было бы везти в Россию, нужно было добавить около 100 тыс. Что ж, поднажмем, добавим. Внезапно оказалось, что цена приличного Mark X всего на 50 тыс. ниже, чем базового GRS200 Royal Saloon. Базовый Краун при этом выше классом, лучше оснащен, да и нравится мне намного больше, единственное но – придется смириться с пробегом 80+. Что ж, поднажмем, добавим. Но тут уже в бюджет пусть и со скрипом, но начинают попадать всякие GS300, Infinity M, Е200 и прочие неплохие автомобили с пробегом по РФ. Однако, выбор все-таки пал на аукционный автомобиль без пробега по России, который будет на 200% юридически чист и не потребует очень дорогого КАСКО для защиты от угона (привет, IS250 и GS300!).
Особенно хочется отметить, что модель, к сожалению, пришлось выбирать исключительно по картинкам в интернете. Знакомых на Краунах в 200 (и даже в 180) кузове у меня не было, в Москве их вообще практически нет… На момент окончательного решения на Дроме был всего один отзыв по 200 кузову, да и тот о неделе вождения арендного автомобиля в Японии. Негусто! Делать нечего, Гугл в помощь, постигал всё сам, дистанционно.
Для привоза автомобиля была выбрана одна из фирм на Дроме, я давно следил за их работой, к которой не было никаких нареканий, что позволяло с уверенностью отправлять немалые деньги за тридевять земель. Будучи немного параноиком, я не был готов к скану договора на почте и во время зимнего отпуска побывал в офисе во Владивостоке, чтобы подписать бумаги и отдать задаток лично. В начале января 2014 года начались мои попытки урвать на аукционе живой Краун в минимальный бюджет. При этом в стране потихонечку наметилась рецессия и рубль начал плавно (пока плавно) дешеветь. Каждый день я наблюдал, как итоговая цена автомобиля при той же ставке становилась всё выше. Из-за разницы во времени приходилось ночами смотреть утренние японские лоты, что в сочетании с постоянным нервяком на тему «снова не сыграло» и «сегодня еще +5 тыс. руб к бюджету» несколько изматывало. Прошло полтора месяца и я уже почти потерял надежду на первый в своей жизни «б/п по рф», но в конце февраля ставка-таки сыграла! Белый Royal Saloon Navi с пробегом 115 и оценкой 4B. Через 2 месяца без каких-либо проблем и трудностей автомобиль был в Москве. Итоговый бюджет с момента, когда впервые просчитывал аукционный GRX130, вырос примерно на 200 тыс. рублей. Работа поставщика была сделана четко, профессионально и без проблем, очень радует, что в 21 веке можно цивилизованно и дистанционно приобрести автомобиль, без торгов с мутными продавцами на зеленке и иных приключений.
Комплектация, оснащение, потребительские качества
На площадке транспортной компании Краун стоял очень пыльный и с мертвым аккумулятором, подкурили его от Элантры, завелся, заговорил по-японски. Круто! Сел, выезжаю. Первое впечатление – очень высокая для седана посадка, по сравнению с заниженной Альтеззой, на которой мы приехали в компанию, вообще как джип (голова водителя в Крауне выше, чем крыша Альтеззы). Второе впечатление – почему не работает двигатель? Это ведь не гибрид! Оказалось, что до 1500 его просто не слышно, если сильно не прислушиваться. После первых впечатлений поехали вместе с другом тестировать его: как едет, как поворачивает, как музыка работает.
Я не был полностью уверен в том, что машина, которая в 3,5 раза дороже Чайзера, стоит своих денег и будет действительно намного лучше его. Тест-драйв в целом развеял сомнения. Хорошее качество материалов, принципиально новый уровень акустического комфорта, хорошее поведение на дороге, простор в салоне. Вердикт друга был таков: «Помнишь, я тебе говорил после поездки на Е350, что японцы так не могут? Беру свои слова назад».
Итак, мой экземпляр был почти в самой бедной комплектации Royal Saloon Navi, в которую входит:
• двухзонный климат с ионизатором и режимом Swing,
• передние электросиденья,
• «вежливый» руль с регулировкой в 2-х направлениях,
• круиз,
• система бесключевого доступа,
• подвеска Tems (регулировка жесткости),
• 10 подушек,
• 10 динамиков,
• голосовое управление (на японском языке),
• управление телефоном и мультимедиа на руле,
• TRC+VSC,
• подсветка пространства вокруг автомобиля при приближении водителя в темное время суток,
• AFS (адаптивные фары головного света),
• подключение телефона и музыки из него по Bluetooth,
• доводчик багажника,
• камера заднего вида
Плюс есть еще не работающая в России навигация и некоторые плюшки типа G-Book на японском (то есть не позволяют использовать их). В топовых комплектациях помимо мощных моторов у Краунов есть много всяких высокотехнологичных и не очень штук, из них я бы не отказался от:
• памяти руля и сидений,
• активного круиза,
• системы ночного видения,
• люка,
• шторки на заднем стекле.
Плюс не помешал бы подогрев руля, электропривод багажника (дверь довольно тяжелая и часто бывает грязная), но в Краунах такого вообще нет.
В салоне хороший велюр (почти как на автомобилях старой школы), который каким-то образом остался в весьма хорошем состоянии за 115 тыс. пробега и 5 лет эксплуатации, руль и панель оформлены с применением кожи, все кнопки и рычаги приятно и плавно работают. Нет нигде откровенной халтуры, чувствуется, что автомобиль делали для уважаемых людей. Пассажирское сиденье имеет дублирующие кнопки регулировки на спинке, что, видимо, является чисто японской фишкой. На форумах встречал версию, что они нужны, чтобы при необходимости подвинуть заснувшего пассажира, но думаю, что это сделано для заднего пассажира, который хочет увеличить пространство для ног, отодвинув сиденье. Светлый салон довольно сильно пачкается, но неплохо поддается чистке, в том числе коврики. Химчистка пару раз в год – плата за уют и приятный внешний вид. Из Японии мне достались классические ажурные OEM чехлы на сиденьях, сначала хотелось их убрать, но потом за неделю-другую мы с женой привыкли и я решил не убирать их, тем более что сегодня их встретишь всё реже. Такой мимолетный привет из прошлого, ностальгия по Дальнему Востоку.
Салон очень просторный, визуально кажется намного больше, чем в черном интерьере Атлета. Если опустить сиденье вниз то у меня (182 см рост) над головой очень много свободного места, тестировал также приятель ростом 200 - усаживается без проблем. На втором ряду тоже достаточно просторно, несмотря на толстые спинки сидений, за водительским креслом умещаюсь с запасом. Регулировка наклона спинки заднего ряда предусмотрена только для богатых комплектаций с трехзонным климатом и кнопками управления в заднем подлокотнике. На задних сиденьях есть крепления для детских кресел IsoFix и TopTether.
Багажник после Чайзера просто огромный! Здесь стоит обратить внимание, что если Краун приобретается как семейный автомобиль (как в моем случае), то предпочтительнее брать тот, в котором нет холодильника и отдельного климата для заднего ряда, поскольку они забирают часть багажника и туда будет сложнее упаковать коляску (и, возможно, не каждая войдет). Впрочем, даже в «маленьком» варианте багажник больше, чем у многих среднеразмерных седанов. Лючка в салон из багажника нет, лыжи перевезти будет проблематично.
Эксплуатация и обслуживание
Первый вопрос, который любят задавать насчет автомобиля такого класса – расход. Он меня приятно удивил, в городе в теплое время года я укладываюсь в 10-10,5 литров (JZX100 – 12), по трассе – в 7 (JZX100 – 9). Я использую «прописанный по паспорту» 98 бензин, не вижу смысла экономить на нем. После рестайлинга в моторе 203 силы, ему «прописан» 95й, возможно, для кого-то это будет критично при выборе. Стоит оговориться, что я езжу спокойно и стараюсь избегать пробок, поэтому у других водителей показатели могут быть заметно выше. Для отжигов есть другой автомобиль. Зимой в городе получалось примерно 11,5 литров. Максимально экономичный режим – равномерное движение со скоростью 75-85 км/ч, получается порядка 20 км/литр (5 литров на 100 км), в городе по магистралям можно двигаться с такой скоростью, поэтому средний выходит небольшой. Максимальный расход получается при коротких поездках и долгих прогревах, холостой простой прямо на глазах снижает средний пробег на литре бензина. Средний расход за все время эксплуатации (примерно 80% город, 20% трасса) составляет 10,2 километра на литр (9,8 л/100 км) 98-го бензина. В Москве не везде он есть, это накладывает некоторые неудобства, но в бак входит 70 литров, так что можно на нем уехать очень и очень далеко.
Достаточно современный автомат А960 и мотор 4GR-FSE с фазовращателями на всех валах позволяют почувствовать некоторую динамику при 1600 кг массы при активном педалировании. С места автомобиль трогается резче, чем старые Тойоты, скорее всего из-за более эффективного автомата и короткой первой передачи. Динамики в целом хватает для обычной эксплуатации, упражнения типа «обогнать автомобиль, едущий со скоростью 110», «встроиться со второстепенной в поток, едущий 80 км/ч» выполняются уверенно и без проблем. Мотор имеет приятный звук на высоких оборотах. Подвеска достаточно мягкая, но при этом нет уводов на колеях, дорогу и траекторию автомобиль держит очень хорошо на скоростях до 150-160, быстрее ездить не приходилось. На колеи реакции почти нет.
Тормоза по своей эффективности примерно равны родным от TourerV/Altezza, то есть вполне хватает для гражданских скоростей, хотя выглядят они несерьезно в больших арках.
Краун достался мне на стоковых для данной комплектации 17-х колесах (215/55/17), через некоторое время мне удалось купить диски, которые давно хотел – Work Varianza Schwert SC4 размерностью 18х8,5/9,5JJ с резиной 225/45 и 255/40. Новые колеса в сборе заметно шире и тяжелее старых, груз с ними (с учетом картонок и пакетов) весил 98 кг. После перехода на «модные тапки» расход увеличился примерно на 0,5 литра (с 10 до 10,5), на низких оборотах автомобиль стал тупее разгоняться, резкие неровности типа стыков и снятого асфальта стали жестче. Стандартные колеса влезают в багажник в количестве 3 штуки, Варьянзы – только 2, это создает большие неудобства, учитывая песочный цвет салона. Интересно, что однажды пришлось везти Варьянзы на Аллионе – там в багажник влезает только одно такое колесо )).
Габариты GRS200 не сказать, чтобы слишком большие, но уже весьма внушительные. Иногда приходится чуть дольше искать место для парковки, т.к. его нужно много. Отчасти это неудобство компенсируется камерой заднего вида с траекториями и хорошим выворотом. На многих паркингах есть ограничительная труба-бордюр, чтобы можно было упереться колесами и не удариться в стену, но у Крауна очень большой задний свес, можно не доехать колесами до ограничителя, но уже упереться бампером. Клиренс на фото кажется маленьким, но это из-за большой длины автомобиля, на самом деле его хватает для города вполне, даже на некоторые бордюры можно заехать без повреждений. Например, у «кроссовера» Mercedes GLA клиренс 157, у Крауна – 155.
К оснащению и функционалу салона претензий никаких нет, за исключением того, что нижнюю часть (в ногах) японцы могли бы сделать темного цвета, чтобы меньше была видна грязь. На 210 кузове, по-моему, они это воплотили в жизнь, повысив практичность без ущерба внешнему виду. Кнопки управления пассажирским сиденьем на спинке на практике оказались очень полезными в двух случаях: 1) когда устанавливаешь сзади кресло с ребенком и необходимо сдвинуть спинку на пару сантиметров – не нужно лезть куда-то, открывать переднюю дверь и пр., 2) когда в машине едут не очень знакомые с кнопками люди и надо изменить положение сиденья – не приходится долго объяснять, что там такая пипочка вот там-то и там-то, просто делаешь это сам сидя за рулем.
Багажник очень вместительный, туда без проблем входит громоздкая коляска и куча других вещей, однако у него есть пара существенных недостатков – довольно высокая погрузочная высота и узкий по высоте проем. То есть некоторые вещи, типа коробки с микроволновкой, по габаритам могли бы войти в него, но не пройдут под углом в проем. Под полом запаска-докатка и куча всяких ниш и ящиков для инструментов и прочего хлама.
За время владения я довольно много перечитал форумов и выяснил, что у Крауна есть некоторое количество болячек:
• облезает хром на решетке (в большой мороз, обычно после мойки),
• умирают стойки темс (в большой мороз),
• закисают и/или разбиваются направляющие задних суппортов (требуют смазки 1-2 раза в год, в случае проблем – замены),
• скрипят какие-то пластмасски на стекле (отрезаются ножом).
Мне либо повезло, либо морозов больших не было, но с подобными вещами не сталкивался. Из обслуживания пока только менял расходники, которые, кстати, взаимозаменяемы с заднеприводными лексусами. Стоимость оригинальных запчастей и жиж умеренно-высокая, я к этому уже привык на предыдущих автомобилях. При замене масла в автомате и в редукторе сложилось впечатление, что до меня их никто ни разу не менял, это, конечно минус японцам. При этом состояние сидений, руля и т.д. было просто великолепное, как будто на автомобиле ездил педант-аккуратист (в Японии был 1 хозяин). С заказом запчастей проблем нет, все, что угодно, можно привезти в сжатые сроки. В сервисах (конечно, не во всех) есть сканеры, которые «видят» мозг Крауна, то есть опять же ошибки можно прочесть без звонка в Токио. Единственная «аллергия на Россию», которую я обнаружил в своем автомобиле, состоит в том, что от мелких камушков с дороги страдает решетка радиатора, там двуслойное покрытие и верхний слой скалывается точками, но это заметно только вблизи.
Мультимедийная система мне очень понравилась, за исключением того, что не имеет гнезда USB (этот недостаток исправлен в рестайлинговом GRS200). В один из первых дней после покупки при включении музыки стало слышно сильное дребезжание на низких частотах, как будто отошла обшивка двери/панели. Оказалось, что это дребезжит заводская целлофановая пленка, в которой до сих пор нижние части дверей, убрал пленку – звук чистый и четкий. Как известно, люди делятся на меломанов и аудиофилов. Первые любят музыку, а для вторых она – просто способ протестировать аудиосистему. Я явно не отношусь ко вторым и не слишком к первым, поэтому качество звучания меня на 200% устраивает и я совсем не жалею, что у меня нет Toyota Premium Sound или Mark Levinson. Сразу после покупки я планировал перепрошить бортовую систему на русский или английский язык, но оказалось, что ни во Владивостоке, ни в Москве, ни в Питере, этим кузовом никто не занимается. Это очень сильно меня удивило, ведь немало людей покупают такие авто за 1,5-2 миллиона. Выходит, все довольствуются иероглифами…. Но вскоре языковой барьер был во многом преодолен, методом тыка и чтения форумов. Вот краткие итоги «дружбы» с ним:
• радио – принимает только часть частот, но там полно радиостанций, хватает,
• СД/мп3 – читает, с СД можно копировать на жесткий диск и оттуда слушать,
• голосовое управление – разгадал порядка 10 основных команд, иногда балуюсь,
• ДВД – не пробовал,
• навигация – не работает, но и не нужна, ибо все равно не покажет пробки (для этого есть смартфон),
• календари, телефонная книга и пр. – не пользуюсь, ибо все на японском,
• подключение телефона – не пробовал, хотя инструкция на Дроме есть.
Поскольку машина редкая и японская, иногда она вызывает повышенный интерес как со стороны работников моек/сервисов, так и обычных людей. Особенно часто интересуются владельцы других (в большинстве старых) праворульных автомобилей, после вопросов о цене грустнеют или вспоминают, что «можно же купить новую Камри». Среди остальных наиболее частые вопросы – «что за машина?» (на капоте нет значка тойоты) и «что за бабушкины занавески на сиденьях?» Последнее несколько бесит. Ну и, конечно же, классика типа «а разве правый руль не запретили?». Впрочем, машина покупалась для себя, а не для того, чтобы впечатлять кого-либо. Для этих целей есть более «модные» марки и модели.
Особенности зимнего использования
Отдельно хочу остановиться на эксплуатации автомобиля в холодное время года, тут есть несколько не очень хороших особенностей. Во-первых, отсутствует подогрев сидений, руля, зоны дворников и пр. Учитывая, что дискомфорт начинает ощущаться примерно при +5, я удивлен, что японцы не ставят эти опции в такой дорогой автомобиль. Из этого списка для Краунов доступен только подогрев сидений, но только в версии с кожей. В моем есть только подогрев зеркал.
Мотор на холостом ходу прогревается до рабочей температуры очень долго, поэтому в случае обмерзания переднего стекла надеяться на то, что оно оттает от тепла, не приходится. В этом плане старый добрый джейзет намного лучше (с ним уже через 10 минут в салоне тепло, а лед можно сгрести дворниками). При включении печки на недогретом моторе холостые поднимаются до 1500-1900 (!) об/мин, что создает дискомфорт при попадании в пробку. С отпущенной педалью тормоза автомобиль может разогнаться до 35-40 км/ч на таких холостых, это несколько необычно: отпускаешь газ, а машина ускоряется, пусть и вяло. Если же ехать, а не стоять, то салон прогревается довольно быстро. При простое на холоде мотор быстро остывает, примерно в 2 раза быстрее джейзета.
Когда на улице слякоть, очень сильно забрасывается грязью задняя часть багажника и бампер, поэтому открыть багажник, не испачкав руки, практически нереально. Притом грязью покрывается даже кнопка его открывания, которая обращена вниз. С другой стороны – боковые стекла довольно долго остаются чистыми, видимо, дело в аэродинамике.
Зимняя резина родного размера 215/55/17 встречается не очень часто и стоит достаточно дорого, комплект Yokohama IG50 еще по старым ценам вышел почти в 30 тыс.
Несмотря на задний привод, наличие VSC практически полностью исключает заносы и другие экстремальные зимние явления, с вождением справится и ребенок. Если не пытаться специально пустить машину боком, то о скользком покрытии напоминает только мигание значка на приборке. Если же отключить все системы (это можно!), то автомобиль ведет себя как классический длиннобазный седан – очень мягко и предсказуемо выставляется боком, держит дугу, легко выводится из заноса. Правда, коробка A960, в отличие от легендарной A340, обладает некоторыми конструктивными особенностями, которые не позволяют злоупотреблять такими режимами, так что лучше ездить спокойно и не мучать её.
В целом автомобиль за полтора года оставил положительные эмоции, оправдал возложенные на него надежды и, думаю, будет еще долго радовать меня и семью. Своих денег он стоил, абсолютно и точно. Единственное сомнение только в том, что, может, стоило продать обе машины и брать версию 3.5. Но это уже совсем другая история.
Если у кого-то остались вопросы по эксплуатации, комплектации или еще каким-то практическим вещам – постараюсь ответить, пишите комментарии. Рассказывать о том, что можно было купить «нормальную машину с нормальным рулем» не стоит. Мой отзыв для тех, кто ищет весьма скудную в рунете информацию о конкретном автомобиле, а не для того, чтобы агитировать за императорское качество.