Всем привет. Наверное все потенциальные гибридоводы и прочие автолюбителю одним из первых вопросов по эксплуатации гибридов задают про долговечность высоковольтной батареи. Многие полагают, что она почти вечна, кто то уверен, что этот «аккумулятор» не выдержит зимы и кончится при первых морозах, а производитель обычно даёт гарантию 5 лет или 150т.км.
Так кто прав? Я отвечу, что все и никто... Это как с ДВС, которое может ходить и 300т.км без ремонта, а может уже на 30 т.км. стукануть.
Итак, я заменил высоковольтную батарею (далее ВВБ) на своей Эстиме-сан. Это случилось…:-) Думал, что ещё годик покатаюсь, но видимо пришло её время. Причины? Я думаю – это кончился гарантийный срок равный 5 годам, ну т.е. так и должно быть, хотя возможно, если бы не моя агрессивная езда (виноват…) ,то это произошло бы позже и ещё причина, это слабое место Эстимы вентиляция охлаждения ВВБ, которая, по мнению многих Эстимоводов-гибридоводов слабовата. Обычно кончается верхняя часть ВВБ, которая состоит из нижнего и верхнего "этажа". Нижняя батарейка редко когда подводит, да и есть в продаже более доступно. Поэтому, обычно меняют верню батарейку, которая состоит из девяти элементов, а вся ВВБ Аквы состоит из двадцати элементов. Т.е. нужно взять 18 блоков батарейки Аквы и заменить ими 9 блоков батарейки Эстимы.
Итак. Сначала где-то год назад была ошибка, которую я пропустил мимо. Потом это произошло около 3-х мес. назад. И затем каждую неделю, а с наступлением жары (30-35 град.) через каждые 2-3 дня. И как же быть в таком случае? Ездить с ошибкой…нет, нужно решать проблему. Есть несколько вариантов: а) купить новую ВВБ, но это шибко дорого, б) купить бу в сборе, но это тоже не дёшево, да и редко встретишь, в) купить новые элементы – тоже редкость и не дёшево, г) купить бу элементы, можно даже по-штучно, но опять таки редко попадаются и обычно годов 12-13, да и в совокупности с родными могут работать не долго, ибо возможна разница по ёмкости и наконец, вариант д) купить ВВБ от Аквы (Приус 20) в сборе или по элементам (но с одной машинки) и приложив «золотые руки», трезвую голову, ясный ум и …не очковать - переделать корпус родной ВВБ под элементы Аквы.
Выбор очевиден! Покупаю батарейку от Аквы! Два элемента от Аквы равны по всем параметрам одному элементу Эстимы. А вот размеры, с.ка, малость не сходятся…но об этом позже. Я бы наверное не решился на этот шаг, если бы не первопроходец Estims с форума где он подробно описал что и как делать и опробовал на своей Эстиме ВВБ от Приуса. За что ему большущее спасибо! Спасибо и форумчанину Константин Тот, который сделал подобный опыт и выложил фото сего действа. https://forums.drom.ru/hybrid-eco-cars/t1152220449-p4.html Опираясь на труды этих рукастых и смелых Эстимоводов, я и решил всё тоже сделать сам! Думаю, что мой опус так же будет полезен, как и работы обозначенных выше уважаемых коллег.
Начнём`с! Первое – купил ВВБ от Аквы 2015г. с пробегом 24 т.км.
. Замерил вольтаж – норма на всех. Некоторое время ВВБ лежала в гараже, ибо я выжидал и думал, что родная батарейка ещё послужит, да и честно сказать, мандражировал малость, т.к. процесс для меня новый и сложный…как никак «главный андронный коллайдер» :-) менять. Да только глаза боятся, а руки … чешутся.
Пока батарейка готовилась к предстоящей трансформации, я сделал контактные пластины для соединения элементов Аквы из медной трубки от кондиционера.
Ими буду стягивать элементы Аквы меж собой. Пришлось малость повозиться.
Купил «штанги» на 5мм для стяжки + гайки + смазку для контактов + шумку (поролон) + набор гаражных инструментов….и по порядку….
Т.к. я уже снимал кожух ВВБ, т.е. «обнажал» батарейку, то повторно эта процедура заняла около 40 минут.
Далее, снял ВВБ с Эстимки. Высверлил заклёпки и разобрал конструкцию.
Родные элементы отложил на всякий случай.
Элементы от Аквы собирал соблюдая полярность, не забыв хорошенько закрутить контакты, которые до этого почистил и смазал спец. смазкой.
я замерил в см. обе ВВБ и понял, что разница в ширину около 1,5 см. в длину около 1см.
Однако хренововасто, ибо кожух батарейки имеет совсем не большой зазор
… И тут я включил мозг…или он автоматически включился… и я стал размышлять, какие варианты есть, чтобы как можно меньше вмешиваться в конструкцию корпуса ВВБ, но при этом, чтобы всё вошло в родные размеры, чтобы хорошо было стянуто (я имею в виду элементы ВВБ) и чтобы хорошо вентилировалось…думал…думал. Сделал один вариант
– не проканало, пришлось переделывать. Потом, подумалось, что нужно просто заменить пластины, которыми стянута ВВБ, на чуть большего размера. Делов то…казалось бы. Купил шампуры из нержавейки и … нет шашлыки потом….и нарезал их полосками, просверлив отверстия по краям.
Высверлил заклёпки родные. Поставил новые платины снизу, установил ВВБ, но вышло не ровно и слишком свободно для элементов,
а их нужно стягивать, дабы при эксплуатации их не «пучило». А неточность в один мм. уже «кособочит» конструкцию. Опять высверливаю. Т.к. времени в обрез, мыслей нет, вот и решил сделать, как братья-эстимоводы, т.е. стянуть «штангами» и не изобретать велосипед.
Для этого при помощи молотка и наковальни выпрямил все ушки
боковин корпуса подрезав чуть с краёв, чтобы не «рвать» железо
, сточил им верхушки, чтобы они не мешались, когда я буду надевать кожух,
Нарезал стяжки – сверху по 19,5 см., а снизу по 20 см.(т.к. снизу конструкция чуть шире). И как же накрутить гайку и при этом стянуть мощно?…как-как! Руками – фигушки! Конечно же с помощью струбцин! Купил большие струбцины и дело пошло!
Стянул элементы! Стяжки аж выгнулись под натягом...
Кстати пришлось срезать один ряд "сосков" на которые одевается трубка отвода газов. Т.к. эти пупырки не давали вставлять стяжку.
.
Всё стянул и снизу.
.
Нужно закрыть "центральные" контакты, дабы защитить и изолировать их друг от друга и чтобы поток вентилируемого воздуха стремился не в это «окно» (куда легче), а проходил между элементами (где и положено). Закрыл я это «окно» полоской отрезанной от пластикового уголка.
Собираем контактную группу и провода. А они, опять шире на 0,8см (примерно) и выше на 1,5-2см. (примерно).
Что делаем? Надо же одеть на контакты родной защитный корпус. Пришлось разрезать «мостики», чтобы корпус раздвинулся.
А крышку разрезать. Места защёлкивания тоже прошки подрезал, чтобы крышка защёлкнулась.
Контактные медные пластины заменил на аквовские. Т.е. корпус родной, а пластины от Аквы, т.к. отверстие в аквавских больше. В общем пластины от Аквы, корпус от Эстимы и далее после доработки корпуса всё встаёт на 95% отлично. Дабы более чётенько всё держалось – закрепил изолентой.
Итак. Элементы собрал. Контактную группу установил. ВВБ в корпусе. Всё готово к установке в авто.
Для замера температуры всасываемого воздуха не забыл закрепить сверху термодатчик, а в поддон (под ВВБ) установил два датчика, чтобы мерить температуру после элементов. На них потом подключу термометр.
Продолжаем. И опять возникает проблемка. По длине ВВБ не встаёт в поддон (+1-1,5см.), а зависает на конце поддона
. Что делать – «резать к чёртовой матери не дожидаясь перитонита» :-). После «обрезания» корпус встал в корыто.
Опять же ради того, чтобы всасываемый поток проходил между элементами и не имел возможности проходить в щели, теряя при этом свою силу, я заклеил скотчем по периметру щели снизу между стыком корпуса ВВД и поддоном. Так я надеюсь не будет «подсоса» как с боков, так и с обрезанной задней части корыта. Моё мнение, что т.к. вентилятор всасывает сверху вниз, то все щели снизу должны быть закрыты. В противном случае поток будет идти по пути меньшего сопротивления и будет всасываться снизу, а не сверху, проходя между элементами. Как говорил Мимино – «Я так думаю!» :-)
Далее… «пополневшая» ВВБ требует усилий, чтобы корпус ВВБ наделся на новую батарейку. Для этого мы ранее подточили ушки скоб для стяжек, чтобы сверху не мешали притягивать корпус. А нижние стяжки, даже после обклейки поролоном и скотчем в общем-то не особо мешали установке.
Но…ска…опять препятствие. Из-за того, что контакты у элементов Аквы на примерно 2 см. выше, чем родные, это мешает установке крышке ВВБ. Передний правый крайний провод упирается в выступ гайки крепления корпуса к боковой пластинке и отверстие через которое он проходит не достаточно для него.
Срезаем к хренам эту пупырку и применяем более коротенький болтик. Края обрезанные защищаем обклеив шумкой, дабы острые края не повредили провод.
Ииииии….всё встаёт! Ура!
Но (очередное но) ВВБ у нас подросла и расширилась и поэтому отверстия крепления корпуса ВВБ к поддону отошли от родных дырочек, сместились. Мы отмечаем,
растачиваем отверстия, чтобы болты крепления без проблем встали в родные места.
Можно поставить широкие шайбы, для лучшего захвата площадки корпуса. Расточили – примерили – закрепили! Уфффф…
По идее все основное сделано. Ушло около трёх дней с перекурами, переделками, закупом нужного и не нужного. В общем устал
Ещё немного фото смотрите ниже. Может не всё выложил в хронометрической последовательности, но старался :-)
Далее всё соединяем, проверяем, закрепляем, прикручиваем, защёлкиваем. И нажимаем кнопку……………..ЕССС! Ready! Уф….как я очковал…. :-) Всё завелось. Ошибки нет. Прокатился = всё ок. После, через ELM-327 проверил параметры ВВБ.
В общем, сейчас прошло около месяца, всё, слава Богу, работает. Разницу в поведении авто не заметил. По расходу пока не понял, может чуть меньше стало кушать. Динамика та же.
Но, теперь на моей Эстиме заменяемая ВВБ, более популярные, дешёвые и более ходкие элементы от Аквы (Приуса30). Думаю на 4-5 лет мне их хватит :-)
Далее задача сделать более продуктивную вентиляцию батареи.
Всем спасибо за внимание. Доклад окончен! :-)