Три года! Три года как я расстался с мечтой юности – TOYOTA FJ Cruiser… Пора поделиться трезвым безэмоциональным отзывом о авто.
Впервые увидел FJ в далеком 2008. Под Донецком пронесся навстречу серебристый FJ, и произвел на меня эффект НЛО. На тот момент инфы о машине было мало. Раздобытая информация с бумажного каталога Автобазара (да, да, в те времена машины покупали не через сайты) с кратким описанием 4.0 бензин, автомат и ценником под 60 килобаксов, студенту 2 курса не позволяла даже мечтать о приобретении сего чудо-агрегата. А когда через пол года в Крыму увидел его вблизи, да еще и в желтом цвете, испытал эстетический оргазм. Хорошо хозяин был не возле машины, иначе вызвал бы полицию… нет, тогда еще милицию
Долгие годы ожидания, изучение профильного форума, и вот на 31 день рожденья сделал себе подарок - желтый FJ. Покупал без мам, пап и кредитов по верхней цене рынка за 23000$, и не пожалел. Состояние почти стоковое, пробег 66 тыщ. миль, 2006 год выпуска, американец, максимальная комплектация, автомат. Из доработок только передняя дуга с туманками, пороги с подножками, подлокотник пассажира (его нет даже в максимальной комплектации) и сетка-овоська в багажнике. Пробег скорее всего не скручен, т.к. ходовка вся в заводском исполнении, все элементы подвески, включая резинки, стоковые. Правда сайленты к тому времени все потрескались, амортизаторы и некоторые элементы требовали замены, но это не пугало. Зато один хозяин, родной пробег и целый кузов в родной краске, хотя для рамной конструкции кузов не так важен. Рама тоже целая, но краска начала ее покидать. Салон целый, не прокуренный, в общем все как в описании опытных перекупов.
Покупал исключительно для гражданской эксплуатации. Лифтовать, ставить внедорожное оборудование и лезть в говна не планировал. Машину купил исключительно из-за эксклюзивного дизайна и харизмы размером с прибор Rocco Siffredi ))) Кто не понял о чем я, НЕ гуглите картинки с этой фамилией.
И начались приятные моменты повседневной эксплуатации. К сожалению, был сей момент не долог, и продлился менее пол года. Снова переезд, мать его… Но сколько же положительных эмоций подарил мне желтый FJ Cruiser, словами не описать. Когда-нибудь опишу в мемуарах. По техничке влезть особо никуда не успел, кроме замены всех жиж и фильтров. Но и эта замена расходников вышла не слабо. Одна только замена масла с фильтром в коробке у официалов обошлась в 400$.
В технические тонкости авто вдаваться не буду, их найдете на форуме, все равно в двух листах всего не описать. Буду делиться впечатлениями.
Комплектации у FJ-ев очень скудненькие. Четырехзонный климатконтроль, дистроник, алькантара, электроприводы рулевой колонки и педального узла, система удержания в полосе и распознавания дорожных знаков – за всем этим топают в салон Мерседес или Лексус. Здесь только хардкор. Кондиционер, эл.стеклоподъемники, механическая регулировка рулевой колонки, круиз-контроль, пожалуй и все. Для особых ценителей комфорта предусмотрены боковые солнцезащитные козырьки над дверями. Экранчик магнитолы размером с бегущую строку пейджера Моторола 97-го года выпуска умеет менять цвет подсветки. На нем можно установить приветственное сообщение, которое при включении покажет «PRIVET, DIMA». Рейлинги, управление магнитолой на руле, задний парктроник и сабвуфер есть далеко не во всех комплектациях. Нет даже подогрева зеркал, а для наших зим это большой минус. Зато есть компас и креномер, раздатки, понижайки и блокировки, A-Trac, огромный клиренс, большие колеса R17 с высокопрофильной резиной, неубиваемая подвеска, могучий двигатель и огромный потенциал для внедорожного тюнинга. Ну и конечно основной аргумент - знаменитое качество Toyota.
Двигатель и коробка аналогичная Prado, рама тоже, только на 10 см короче. Когда крутишь стартер, при запуске двигатель издает благородный басовитый гул, похожий на взрыв и свист турбины реактивного самолета, а кузов слегка покачивает по направлению вращения коленчатого вала. Кто хоть раз поворачивал ключ в замке зажигания такого монстра, тот испытал эти эмоции. После нескольких секунд акустического наслаждения, обороты спадают и 1GR-FE работает довольно тихо и ровно, уверенно гоняя свои 6 поршней по V-образной траектории. В 2010 году двигатель немного доработали, сделали чуть мощнее и экономичнее. Классический гидротрансформаторный автомат на 5 ступеней работает плавно, почти незаметно и по Тоетовски надежно, но заменой масла и фильтра пренебрегать не стоит. Для особо буйно помешанных на покорении бездора, есть версии с шестиступенчатой механикой.
Посадка в салон мягко говоря неудобная даже с моими 190 см роста - машина очень высокая. С задним рядом еще веселее. Попасть туда можно только открыв переднюю дверь, откинув сиденье переднего ряда, и открыв против хода движения половинку задней двери. Центральной стойки кузова просто нет У человека, который видит этот процесс впервые, невольно отвисает челюсть. Места на заднем ряду достаточно разве для ребенка дошкольного возраста. Взрослым там будет не комфортно. Даже бардачок, и тот вместительным не назовешь. Но никто и не ждет от FJ удобства минивена. Для комфорта покупают Sienna и Voyager.
За рулем чувствуешь себя мехводом Т34. Все ручки, кнопки, переключатели сделаны очень массивно, даже сказал бы монументально. Весь пластик дубовый, но очень крепкий. Все кнопки размером, как в антивандальном исполнении лифта девятиэтажки. Селектор переключения АКПП вообще многие называют «фаллос терминатора».
Салон и багажное отделение зашито пластиковыми накладками. Бытует мнение, что мыть их можно щеткой и водой со шланга. Не проверял, но судя по конструкции очень похоже. Грузить габаритные вещи в багажник неудобно из-за выступающего бампера. Серебристые «клыки» бамперов выступают за пределы кузова, и для не очень аккуратного водителя они расходник.
Авто довольно высокое. Хотел снять гараж – FJ не пролез по высоте в стандартный проем.
Обзорность у машины препаршивейшая! Лобовое стекло стоит почти вертикально, без наклона, крыша вынесена далеко над водителем, если близко подъехать к светофору, то его не видно. Некоторые даже клеят сферическое зеркало на торпеду, чтоб видеть светофор. Зеркала плоские и без подогрева, обзорность в них хреновая. Зная это, ушлые продаваны зеркал просят за 2 сферические стекляшки с подогревом астрономические 200$. Сзади треть стекла закрывает запаска, висящая на задней двери. Немного спасают ситуацию парктроники, но система кругового обзора не помешала бы. Задний дворник тоже необычной конструкции. В спокойном положении он опускается на металлическую часть двери. Спереди вообще три дворника. Три дворника, Карл! Другого технического решения очистить узкое лобовое стекло узкоглазые инженеры не придумали. А в летний день еще и капот отражает лучи звезды по имени Солнце прямо водителю в глаза. Вот почему иногда можно увидеть ФЖ с матовой пленкой на капоте.
Крыша у всех FJ белая для эксплуатации в жарких странах. Кто помнит школьные уроки физики, понимает почему. Вот и красят с завода крыши в белый, чтоб помочь кондиционеру справиться с охлаждения салона. Не хватает на этой крыше люка. Я не любитель люков, и ни на одном из своих авто им не пользовался, но FJ люк нужен для дополнения образа.
Говорить что у авто плохая шумоизоляция не буду. Ее просто нет. Когда до покупки машины читал про отпратительную шумку, не думал что может быть настолько все плохо. Когда купил – убедился лично.
Расход бенза - отдельная тема для разговора. А чего можно ждать от такой машины, естественно Matiz потребляет раза в 3-4 меньше. По трассе меньше 12 литров на 100 км у меня не получалось. А реально если не экономить, но и без активации «форсажа» - стабильно 15 литров горючки через выхлопную трубу покидало бензобак. Благо нашу ослиную мочу, гордо именуемую 92-м бензином, тоетовский мотор переваривает без проблем. Узкая заливная горловина топливного бака создает неудобства при заправке, пистолет постоянно отстреливает и приходится держать его в руках. Зимой это не есть гуд. Дизелей для FJ не предусмотрели, но знаю некоторые умельцы пытались воткнуть 3.0 дизель от родственного Прадо. О успехе сихманипуляций инфы не нашел.
Постоянный привод – задний. Поскольку у меня это первое заднеприводное авто, да еще и довольно мощное, при прохождении поворотов на обледенелой дороге испытывал стремные ощущения. Зад постоянно пытался обогнать морду, бывало срабатывала система стабилизации и душила мотор. С газом в повороте на льду аккуратнее. Авто с механической коробкой постоянно полноприводное FULL TIME.
Внедорожные характеристики превышают все ожидания. По заснеженным улицам без проблем ехал там, где снега легковушкам по зеркала. Припарковаться в любой сугроб, переехать бордюр или ограничительную полусферу тоже не составит труда. Эдакое ощущение вседозволенности. Перед вылазками на серьезное бездорожье обязательно изучите особенности включения раздатки и блокировки, чтоб не повредить механизмы. Ехать по сухому асфальту с включенными блокировками категорически запрещается. Также не забывайте про регулярное шприцевание карданов.
Т.к. авто из США, основная разметка спидометра в милях, а при запущенном двигателе ближний свет горит постоянно. Родной галогеновый свет не очень, моя довольная рожа за рулем FJ светилась ярче. Благо тюнинговой диодной оптики на FJ валом. На трассе меня спасали огромные туманки Хелла, но включал их только на пустой дороге, иначе у встречного авто обгорала краска бамперов )))
Зимний комплект колес ставил на машину сам ручками. Признаюсь, даже с моими физическими данными сделать это не легко. Мало того, что колеса весят прилично, так еще и огромный ход подвески не позволяет штатным домкратом вывесить колесо. Для этих целей возите в багажнике шлакоблок.
Машина напоминает конструктор «сделай сам». Элементов для тюнинга в продаже множество. Некоторые умельцы даже компрессор от TRD ставят. Стоимость доработок может неоднократно превысить стоимость самого автомобиля. Но помните, тюнинг – дело неблагодарное, при продаже никогда не окупится. Весь тюнинг для ФЖ стоит прилично. Одни только коврики от WeatherTech чего стоят. Так что покупая такое авто, нужно трезво сопоставлять свои доходы с прожорливостью FJ. Пару раз считал, его городская эксплуатация дороже, чем передвигаться на такси.
Если решитесь покупать ФЖ, внимательно смотрите на раму и крепление крыльев, возможны трещины и разрывы. А править раму занятие мало приятное, как по сложности исполнения, так и по финансам. После проведения экспертизы не забудьте защитить номер рамы, не редки случаи коррозии. В продаже есть комплекты усилителей крыльев (или как оно правильно называется, спецы поправьте).
При всех ее недостатках, FJ – машина мечты. Она дарит огромное количество положительных эмоций при каждом запуске двигателя, на каждом преодоленном километре. Все мы любим внимание к собственной персоне. При управлении ФЖ создается впечатление что вокруг снимают кино, а ты в главной роли. Или FJ…
Городок, где я жил маленький, такое авто в диковинку. На парковке люди возле него фотографируются, пешеходы оборачиваются, дети удивленно кричали: «Мама, смотри какая машина!». А молодые мамы и сами ее замечали, и нередко оказывались на заднем сидении… харизма делает свое.
Купил бы я снова FJ – однозначно да, но только даже не второй, а третьей машиной для нечастых вылазок. А как машина на каждый день она подходит двадцатилетнему мажору, живущему на лазурном берегу Ялты, Сочи, а еще лучше Калифорнии. В моих мечтах иметь 3 авто: как жоповозку – среднеразмерный кроссовер (сейчас езжу на Хайлендер), для поездок на отдых с детьми – американский бус вроде Шевроле Экспресс, для души – только FJ. Эх, жаль его сняли с производства.