Первый японский автомобиль, который я приобрел для себя – Toyota Carina 1.8 2007 г.в. в максимальной комплектации, который я купил на авторынке в Новосибирске. Было это в далеком 2001 году. Я заплатил за неё 7000 баксов. В то время это были приличные деньги, ведь самые крутые жигули 10 модели стоил 160000 рублей, а курс рубля к доллару был 32 к 1. Автомобиль мне показался настоящей сказкой. А мне было с чем сравнивать. Ведь я как раз до этого в течение двух лет и ездил на десятке. Как она меня достала, причем крупных поломок не было, все по мелочи. Десятку я купил у своего хорошего знакомого с пробегом 25000 км. Пять раз мне ремонтировали генератор, четыре – стартер, три – замок зажигания, два – компьютер. Я каждый раз шел в гараж со страхом, что в этот раз жигуль мне заготовил. Я его продал с пробегом 70000 км и поехал за иномаркой. Что я получил в замен. Комфорт, простор в салоне, большой багажник, 115 лошадей под капотом, множество опций, о которых я и мечтать до этого не мог, такие как ГУР, АВС, кондиционер, подушки безопасности, обалденная музыка и т.д. И, самое главное, в ней ничего не ломалось. И тогда я сказал себе, я хоть и патриот своей страны, но никогда в этой жизни я больше не буду ездить за рулем отечественного автомобиля. Пока я выполняю свое обещание и нисколько об это не жалею.
Наслаждаясь ездой на японском автомобиле, я потихоньку начал читать в интернете материалы о покупках автомобилей непосредственно на японских аукционах. Прочувствовал эту тему и рассказал об этом своему сослуживцу. Он загорелся, помоги купить японское авто на аукционе. Я помог. Об этом узнали другие. И понеслась.
В общей сложности я помог для друзей и своих знакомых приобрести через аукционы более десятка авто, от бюджетных, типа Toyota Vitz, до премиум класса, типа Land Cruiser, с пробегами от 17000 до 90000 км. Большинство из них уже продали свои авто, но есть и такие, которые ездят на них до сих пор.
Я не зарабатывал на этом деньги, просто это было моё хобби. Кто-то собирает марки, кто-то монеты, кто-то выпиливает лобзиком. А мне было просто интересно, найти авто, которое нравится человеку, сказать ему, за сколько он его может взять, и, при его согласии, сделать ставку и выиграть, если повезет, этот автомобиль. Конечно, нечасто удавалось купить автомобиль с первого раза, потому что всегда хочется взять авто по минимальной цене. А там дураков нет. Японец лучше снимет автомобиль с продажи, заплатив при этом штраф, чем отдаст автомобиль ниже среднестатистической цены. Иногда приходилось гоняться за авто чуть ли не месяц. Но проколов никогда не было. Все заказы я выполнил. Технология была простая: перед аукционом тщательно изучаешь статистику продаж автомобиля, затем находишь на аукционе авто, которое, по твоему мнению, во-первых, соответствует заявленным параметрам, и, во-вторых, должно пройти по цене. После этого сообщаешь фирме, с которой работаешь, номер аукционного листа автомобиля и максимальную цену, по которой, ты его можешь купить. Я сотрудничал только с ИП Фисуненко из г. Ванино Хабаровского края. До 2009 года, пока не ввели заградительные пошлины, это была одна из самых крупных и серьезных фирм на Дальнем Востоке по продаже японских автомобилей. Хорошая фирма, о работе с ними у меня остались только приятные впечатления. Немного о самих аукционах. Только у нас первый вопрос, который задается при покупке авто – это год выпуска авто. Пробег практически никогда не спрашивается, а если и спрашивается, только так ради проформы, потому что считается, а во многих случаях, это правда, что его тупо скручивают, тем более, существует множество способов как это сделать, и наказаний за это деяние у нас нет никаких в принципе. У японцев совершенно все по-другому. Я ни разу не сталкивался с тем, чтобы авто, приобретенное на японском аукционе, было продано со скрученным пробегом. Во-первых, у них менталитет другой, во-вторых, наказание за это следует незамедлительно. Поэтому и неудивительно, что автомобиль, например, 2003 года выпуска с пробегом 30000 км, уходил с аукциона гораздо дороже, чем такой же автомобиль 2005 года, но с пробегом 100000 км. Я, конечно, не знал японского языка, и для того, чтобы читать аукционные листы пришлось буквально по крупицам выискивать в интернете, что означает тот или иной иероглиф. К счастью, их оказалось не так много. К чести японских экспертов, те косяки, или, наоборот, хорошие качества авто, которые они отмечали, в основном, соответствовали действительности. Если есть царапина, значит, она есть, если была замена элемента кузова, значит, она была, если элемент красился, значит, так оно и было и т.д.
Параллельно, собрав достаточную информацию, решил купить для себя второе авто в семью. Выбрал Honda-HRV, 1998, 1600, 4WD, JS4, 125 л.с., пробег 85715 км, белая красавица. Сделал ставку и 26.11.2004 г. автомобиль стал моим.
Хороший, юркий, стильный автомобиль, с приличным клиренсом. Особенно он хорош для езды по городу. Но при езде по трассе, из-за своей короткой базы, козлит. На скорости более 120 км/час из-за больших оборотов двигателя начинает прилично хавать бензин. Да и тесноват, он оказался для меня. В, общем, поездил я на нем недолго.
Осенью 2005 года я начал поиски следующего автомобиля. Выбор мой остановился на Toyota Kluger. Продав свой автопарк, я начал делать ставки. Через пару недель поисков, а именно, 11.11.2005 г., моя ставка сработала. Toyota Kluger, 2001, 2400, 4WD, ACU25, 160 л.с., пробег 87313 км, черный. Автомобиль оказался просто обалденный. Мощный двигатель, огромный салон, тачскрин с камерой заднего вида, состояние, близкое к идеальному, что еще нужно человеку, чтобы спокойно встретить старость. Три года я ездил на этом автомобиле, намотал в общей сложности еще полтинник, и получал только удовольствие от езды. Менял исключительно расходники, плюс по кругу заменил тормозные колодки, свечи, ремень, правую переднюю и заднюю тяги. И это все. Перед продажей, протрясли автомобиль на вибростенде и проверили все параметры работы двигателя и никаких отклонений от заданных не нашли. Сказали, что родные стойки проходят еще как минимум 20000 км, и это при пробеге 137000 км.
Я может быть до сих пор ездил на Клюгере, но осенью 2008 года усиленно начали муссироваться слухи о резком повышении таможенных пошлин. И я, поняв, что следующей покупки на японском аукционе может и не быть, решил наступить на горло своей песне, а именно, поменять Клюгера. Так как я хотел взять автомобиль надолго, то основной упор я решил сделать на пробег автомобиля, чем он меньше, тем лучше. После долгих поисков я нашел его: Toyota Harrier, 2005, 3000, 4WD, MCU35, в полном фарше, в том числе три камеры, кожа и что довольно редко для япов, это подогрев передних сидений, цвет серебро, и, самое главное, пробег всего 17800 км. Я сделал ставку, и 02.10.2008 г. на аукционе в Токио я взял его. А потом начался мучительный период ожидания прибытия автомобиля. Ведь ни один я знал, что с Нового года резко увеличатся пошлины, поэтому резко возрос спрос на импортные автомобили. Ну, ничего, все обошлось, 9 декабря автомобиль растаможили, а на Рождество 07 января 2009 г. я получил его в Омске.
Свой рассказ об опыте эксплуатации своего нынешнего автомобиля Toyota Harrier я решил провести в сравнении с Toyota Kluger, потому что при выборе автомобиля на форуме часто задают вопросы, что лучше:
1. Кузов Toyota Kluger (Highlander) или Toyota Harrier (Lexus RX 300).
2. Двигатель 1AZ-FE -2.4 или двигатель 1MZ-FE – 3.0.
А так как до этого я три года ездил на Toyota Kluger 1AZ-FE -2.4, которого купил с пробегом 87313, а продал с пробегом 137000 км, а сейчас уже 4 года езжу на Toyota Harrier 1MZ-FE, который я купил на аукционе с пробегом 17800 км, а сейчас пробег составляет 64750 км, то я попробую это сделать.
Двигатель. В городе двигатель 2,4 однозначно лучше 3.0. Аппетит у шести горшков по сравнению с четырьмя при стоянии в пробках, частых прогревах зимой, малой скорости гораздо больше. А то преимущество, которое получает треха при старте на светофоре, сходит на нет уже на следующем светофоре, ведь зеленая волна обычно настроена на 60 км/час. Разница в расходе может достигать до 5 л и более на сотку, в пользу 2,4. На трассе же треха однозначно лучше. Особенно это было заметно на больших скоростях. Так, если при скорости в 100 км/час, расход у них примерно одинаковый, около 9-10 л на 100 км, то при скорости 130 км/час у 3.0 расход – 10-11 л, а у 2,4 уже 13-14 л. Я думаю, связано это с более резким увеличением оборотов двигателя у 2,4 (2000 у 3.0 и 3000 у 2.4). Ну и просто огромное преимущество треха получает на трассе при обгоне автомобилей, особенно фур. Так что здесь мой вывод такой: если ездишь в основном по городу лучше 2,4, если в основном трасса – тут без вариантов, однозначно 3.0. Масло в двигатель во все автомобили, которые у меня были, заливаю одно и то же LIQUI MOLY Synthoil High Tech. Только в Клюгер лил 5W-40, а в Харриер - 5W-30. В первый раз по прибытию авто из Японии меняю масло обязательно с промывкой, а потом только с заменой фильтра без всякой промывки. Замена масла строго через каждые 10000 км.
Расход топлива. На обоих автомобилях всегда перед глазами расход топлива, что считаю большим плюсом, так как это невольно заставляет водителя не так сильно давить на педаль газа. Сначала цифры на компьютере, кажутся непонятными, так как показывают, сколько км ты можешь проехать на 1 литре. Но сейчас я уже автоматом в голове перевожу их в более привычные для нас, а именно: 5,0 – это 20 л на 100 км, 5,3 – 19, 5,6 – 18, 5,9 -17, 6,3 – 16, 6,7 – 15, 7,1 – 14, 7,7 – 13 и т.д. Как я уже отмечал, на Клюгере я проехал в общей сложности 50000 км, из них половина город, и половина трасса. Средний расход: город – 13-16 л, трасса – 10-13 л. Первые 20000 проехал на 92 бензине, остальные – на 95-ом. У нас в Омске, хотя в розницу и отпускают разные продавцы, Газпромнефтегаз, Топ Лайн, Октан и т.д., но, в конечном счете, все они берут топливо с одного крана, а именно, крана Омского НПЗ. Единственное исключение – это Лукойл. Но у них цены на 10-15% выше, да и заправка всего одна. Почему перешел на 95. Мне показалось, что динамика автомобиля стала немного лучше, хотя существенной разницы в расходе я не ощутил.
Toyota Harrier. Проехал за 4 года и 4 месяца 46950 км, из них 2/3 город и 1/3 трасса, причем с каждым годом процент езды по городу постоянно увеличивается, а ежегодный пробег уменьшается (за последний год пробег 7000 км). Лил только 95 бензин. Оплачивал за бензин только по безналу, поэтому есть вся история заправок. Всего сжег 7448 л. При общем пробеге 46950 км, средний расход топлива составил 15,86 л на 100 км. Мой рекорд – летом 2010 года по трассе Омск-Черлак я проехал 120 км со средней скоростью 90 км/час, и при этом расход топлива составил 12.3 км на 1 литре, или 8,1 л на 100 км. Мой антирекорд – в период с 13,10.12 по 25.04.13, проехав исключительно по городу 3930 км, я сжег 703 л, при этом расход составил 17,9 л на 100 км.
Кузов. По моим ощущениям, я объемы, конечно, не замерял линейкой, объем кузова, особенно багажника, у Клюгера больше чем у Хорька. Поэтому если вам придется возить много барахла, то это Клюгер. По уровню комфорта Клюгер однозначно уступает Хаю. Если в бюджетной комплектации они почти одинаковые, то в максимальной - Клюгер тихо курит в сторонке. У меня, например 9 динамиков, кожаные сидения с подогревом, подсветка порогов, AFS и т.д. Да и внешне, хотя это конечно это моё сугубо личное мнение, Хорек лучше, чем Лесник. У него более красивые и тонкие линии, более модерный и спортивный вид. Так что по кузову для меня, да простят меня обладатели Клюгеров, однозначный вывод – Toyota Harrier лучше.
Но, а что объединяет эти автомобили, это их исключительная надежность. У меня ни разу не загорался check engine. Затраты на ремонт минимальные, в запчастях вообще нет никого дефицита. Но вот по качеству сборки Харек проигрывает Клюгеру. Не знаю, может это просто Toyota стала делать хуже автомобили, ведь я попытался сравнить авто 2001 и 2005 годов выпуска. Вот некоторые косяки, которые выявлены у Харька и, которых не было в Клюгере:
1. На клюве Харька еще два года назад появились ржавые точки на сколах от мелких камешков. На Клюгере такого не было в принципе.
2. При пробеге 64500 на Хорьке потек радиатор. Оказалось, япы сделали неудачную конструкцию для наших сибирских морозов, боковые бачки пластмассовые, а центральный – алюминиевый. Пришлось его заменить на новый полностью алюминиевый радиатор. Сложность возникла при установке этого радиатора. Старый радиатор крепился посредством планок, а новый – крепится на четырех кронштейнах. Пришлось дополнительно заказывать эти четыре кронштейна.
3. На Хорьке при пробеге 64700 потекли передние стойки. Поменяли на новые. На Клюгере при пробеге 137000, передние стойки – полет был нормальный.
4. На Хорьке только электрическое открытие замка дверей багажника, стоит датчик. И когда он перестает работать, а у меня именно это и случилось, дверь багажника можно открыть только из салона.
А теперь немного общего:
1. На обоих автомобилях стоял TV-тюнер, который расположен под задним правым сидением, а также навигатор, коробка, с диском которого находится в передней части багажника. Тюнеры я менял сразу, так как у нас совершенно другой формат, на TV-тюнер TOYOTA TN2001. Один работал на Клюгере без проблем, только пришлось сломать защиту от просмотра TV при движении, а также без ручника. Второй, который установили на Харьке, начал сразу глючить, но ребята из Новосибирска поменяли его по гарантии, и вот уже более 3-х лет у меня к нему нет никаких претензий. Показывает TV приемлемого качества. На обоих авто сразу ставил DVD, с показом на существующем тачскрине через TV-тюнер. Единственное отличие: на Клюгере DVD-плеер устанавливал под передним сидением, а на Харриере – в верхней части бардачка, что считаю, во-первых, более удобным для пользования плеером и, во-вторых, меньше пылится. Единственный минус, приходится откручивать два самореза при замене салонного фильтра, но меня, если честно, это совсем не напрягает. Навигация работает, но показывает только территорию Японии. Как я понял, вставка другого диска или перепрошивка проблему не решит. Нужен совершенно другой навигатор.
2. Второй комплект дисков я не покупаю, только второй комплект резины. Считаю, что это экономически нецелесообразно. Переобувка два раза в год мне обходится в 2000 рублей. Нормальное литье стоит около 20000 рублей. То есть окупаемость дисков 10 лет, да и то, если я буду менять колеса самостоятельно. Согласитесь, овчинка выделки не стоит.
3. Не стоит слишком рьяно вылизывать японские автомобили. Ведь это прежде всего средство передвижения, а не средство поклонения. Только регламентные работы. Вот я, например, недавно прочитал, меняю мол масло в двигателе через каждые 7500 км. Конечно, маслом кашу не испортишь. А может быть вместо этого нуждающимся лучше помочь.
Кроме выше перечисленного, в Toyota Harrier при пробеге 61000 км были заменены передние тормозные колодки, а при пробеге 64700 км – одновременно с заменой передних стоек была произведена замена отбойников этих стоек, а также замена втулок заднего стабилизатора и стоек передних стабилизаторов. И это всё. Всё остальное, и это показал вибростенд, в идеальном состоянии.
В заключении. Мне хотелось рассказать лишь о некоторых нюансах, которые присущи этим автомобилям и которым, как мне кажется, до этого уделялось не слишком много внимания. Удалось это мне или нет, Вам решать. А так в целом автомобили отличные, классные, очень надежные, и не зря они уже давно находятся на первых строчках мировых рейтингов надежности автомобилей.TOYOTA рулит! Следующий автомобиль, если он будет, это авто этого же класса, а это, из существующих, или Lexus RX350, или, так как я сейчас в основном езжу по городу, Lexus RX450. Спасибо.