Здравствуйте, уважаемые форумчане! Наконец-то созрел для написания небольшого отзыва о своем автомобиле Toyota Harrier Hybrid и об этапе его приобретения. Так получилось, что это мой первый отзыв, хотя и не первая Тойота, до этого были: Корона 1.8, 89 г., Карина 1.8 99 г., Виста 1.8, 2001 г., Харриер 2.2 , 2 WD, 1999 г. Все предыдущие машины меня полностью устраивали и никогда не подводили, поэтому для очередной покупки рассматривал только Тойоту. Отзывов на сайте про эти машины предостаточно поэтому смысла в еще одном я не видел. Про Харриера-гибрида пока написано 2 поэтому я решил внести небольшую вклад в копилку обладателей данного авто. Не судите строго.
И так, в 2012 году мои приоритеты были сделаны в сторону гибридов, немало литературы было мной прочитано, плюс товарищ приобрел Приуса 2008 г.в., таким образом, взвесив все за и против, я загорелся на приобретение гибрида. Так как на тот момент у меня был Хорек, то как-то пересаживаться на обычный седан мне уже больше не хотелось, а так как моя семья состоит из 3 человек (я, супруга и дочь), то в микроавтобусе необходимости не было. На тот момент, были проштудированы отзывы о Лексусе RX 400h и о Тойоте Харриере-гибриде, основные минусы, которые меня настораживали в этой машине стали: инвертор и рулевая рейка в первых сериях автомобиля. Левый руль в принципе никогда не рассматривал, так как мой выбор давно уже сформирован, и предпочтение остается в пользу чистокровного японца. Еще немаловажным критерием оставались еще и финансовые возможности, автомобиль должен быть не дороже 1 млн. руб. Так как Харьков гибридов на момент покупки было в статистике продаж
Drom.ru не более 30 вариантов (и все на ДВ) то я стал медленно и упорно ожидать. Каждый день просматривал сайты по продаже авто, смотрел соседние области и Москву, на тот момент на Западе (г. Москва) продавался лишь один белый Хорек-гибрид 2005 г. С пробегом под 90 тыс.км., созвонился с продавцом, по телефону про свою машину он рассказать ни чего вразумительного не смог, так как владел автомобилем не более 2 месяцев, (наверное, перекуп подумал я) да еще и под сомнения поставил меня пробег так как на момент ввоза он был 69 тыс.(пробил по статистике), а машина в РФ была почти 4 года , плюс еще зная особенности московских условий эксплуатации авто, этот вариант сразу же отпал. И вот он появился: серебристый в полной комплектации S, 2005 г.в., один хозяин в РФ, таможня Краснодарская январь 2009 года, пробег около 130 тыс., машина была в Волгодонске, Ростовская обл. Фотографий было в объявлении не очень много, поэтому как-то автомобиль сразу не зацепил. Созвонился с продавцом (Сергей), уточнил номер кузова, дату ввоза, аукционная или нет (для меня этот факт первостепенный, так как можно узнать о состоянии авто на момент ввоза в РФ). Из разговора был сделан вывод, что за машиной следили. По статистике аукционов выяснилось, что машина ввезена с пробегом 33 тыс. км и оценкой 4,5 А (в РФ ровно 3 года). Копию птс и паспорта продавца получил по почте и еще раз удостоверился о «чистоте» авто. Продавец оказался моим земляком (иркутянином), может и поэтому хорошо подвинулся в окончательной цене за авто. Было решено надо брать, но у меня во владении был еще белоснежный Хорек (99г., аукционный, отличное состояние). Провел фотосессию, разместил объявление и через 2 недели он ушел к новому владельцу. С мифом о плохой ликвидности автомобилей с правым расположением руля на Западе я не согласен. Главное, чтобы автомобиль был в хорошем состоянии, и цена соответствовала, улетают только в путь, даже из других регионов приезжают.
Подбив необходимый капитал денежных средств, проанализировав сложившуюся ситуацию, было решено, наличку с собой не вести, а перевести все деньги в сертификат Сбербанка, так вроде как безопасно и на сердце поспокойней. В компаньоны взял с собой товарища – приусовода, как ни как, а опыт у него в эксплуатации электричек уже имелся. Из Воронежа выехали вечером на автобусе, утром уже были в Волгодонске. Всю дорогу шел снег, было как-то не очень спокойно на душе, переживал за состояние трассы на обратном пути следования. На автовокзале нас встретил Сергей и отвез на стоянку, где нас поджидал Хорек. В ту пору Ростовскую область «засыпало снегом» пришлось чуть-чуть откапать, благо, что кузов был отмыт, и можно было оценить его лакокрасочное покрытие. Внешним осмотром были выявлены незначительные сколы на капоте, переднем и заднем бампере, зазоры все ровные, стекла родные, лонжероны ровные, износ тормозных дисков минимальный, резинки все целые за исключением вертикальных сайлентблоков на передник рычагах (их уже меняли на полиуретановые ).
После скрупулезного осмотра было решено запускать и ехать на тест-драйв. Управляемость и динамика меня порадовала, дорогу держит великолепно, в этом заслуга электронных систем (???), которыми оснащен авто. Более подробно останавливаться не буду, все уже до меня раскрыто в предыдущих отзывах. Салон и эргономика водительского места тоже меня порадовала. По всем качествам автомобиль полностью устраивал мои потребности. По первым ощущением в управляемости и динамике я почувствуется большую разницу после предыдущего Хорька (теперь понял почему 2.2 не едет). По словам Сергея из всех операций по ремонту авто за весь срок его владения было выполнено:
- замена заднего левого ступичного подшипника;
- замена ремня ГРМ со всем валиками/роликами;
- произведена замена тормозной жидкости и передних тормозных колодок;
- произведена замена передних вертикальных сайлентблоков, которые в ближайшее время нужно было заменить.
По инвертору и рулевой рейке проблем не возникало, поэтому в представительство Тойота в РФ по их замене по отзывным компаниям он не писал.
Учитывая все несущественные недочеты, было решено брать! Благо городок небольшой, быстро сняли с учета, переоформили и отправились домой. Обратная дорога была непростой, так как на трассе была каша из мокрого снега, хорошо, что в этом аппарате имеются системы, которые не позволяют уйти в занос и обеспечивают безопасную езду. В полночь мы приехали домой, машиной очень был доволен, моему напарнику тоже очень понравился такой гибрид, и у него сразу же появилась новая мечта.
Теперь остановлюсь более подробно на самом автомобиле.
КУЗОВ: Дизайн вполне современный, непросто же японцы до сих пор выпускают Хорьки в таком кузове. Недостатки, конечно, имеются, но куда, же без них. Мне не понравилось:
- как у большинства машин с таким кузовом - имеется такой недостаток как запотевание головных фар, данная участь коснулась и моего Хорька, в зимнее время, после мойки чуть-чуть запотевает левая фара, летом все ок;
- передняя часть капота подвержена повреждению в результате попадания камушек, поэтому имеет место много сколов, к сожалению, предыдущий хозяин не приобретал мухобойку и не обклеивал капот прозрачной пленкой. Для устранения коррозии в местах сколов я приобрел средство для удаления ржавчины и штрих (краску) под цвет кузова;
- когда на улицах грязь задняя дверь автомобиля быстро пачкается, на спасение приходит опция – автоматическое открывание задней двери, как с брелка, так и с салона автомобиля (чтобы руки не марать, очень удобно).
С положительных сторон можно выделить следующие аспекты:
- красивый современный внешний вид;
- большой дорожный просвет;
- удобный доступ в салон (автоматическое открытие передних дверей при подносе руки к ручки);
- хорошая видимость при управлении во время движения, позволяет легко ориентироваться и правильно оценивать окружающую обстановку.
ИНТЕРЕР.
Достоинства:
- темный салон, на котором практически не заметны следы загрязнений, сиденья обтянуты перфорированной черной кожей с подогревом, имеющие электрическую регулировку. Подогрев имеет как нижняя часть кресла, так и спинка, очень выручает зимой;
- имеется подсветка в ноги, а также в месте, где размещен футляр под очки, подсветка порогов выполнена в виде фирменного логотипа «HARRIER» оранжевым цветом;
- размеры багажника вполне устраивают, здесь же имеется две розетки одна на 12 В, а вторая 110 В, объем может быть увеличен за счет складывания задних сидений, имеется два больших бардачка, куда помещается огнетушитель, аптечка, компрессор, аварийный знак, буксировочный трос и еще всякая мелочь. Чтобы не загрязнять ковровое покрытие багажника купил пластиковый коврик (цена вопросы 700 руб), очень полезная вещь.
Недостатки:
- скрипучий в некоторых местах салон.
ОПЦИИ.
- рулевая колонка с памятью, регулируется как по высоте, так и по вылету;
- штатная мультимедиа оснащена CD-чейнджером на 6 дисков и выдает через акустику JBL потрясающего качество музыки. К сожалению, новая аудиосистема с HDD, позволяющая воспроизводить файлы mp3 идет на более свежих моделях. Управление аудиосистемой осуществляется как на ее панели, так и при помощи кнопок, расположенных на рулевом колесе;
- в автомобиле имеется телевизор, большое спасибо Сергею, что он выполнил его доработку и теперь можно просматривать основные телеканалы, качество картинки при хорошем сигнале очень даже ничего, выручает, когда кого, то ждешь или стоишь в пробке;
- климат-контроль двухзонный, полностью электрический, работает на 5 баллов, в ближайшее время хочу провести его чистку (дезинфекцию);
- имеется навигатор, но без прошивки он не работает;
- имеется функция согласования телефона через Bluetooth, голосовое управление (на японском языке), в бортовой компьютере есть автомобильный календарь, который позволяет оповещать водителя о необходимости выполнения операций по замене расходников (в зависимости от пройденного пробега);
- имеется заводская сигнализация (иммобилайзер);
- камера заднего вида очень помогает при езде задним ходом, на экране дисплея отображается траектория предполагаемого движения в зависимости от разворота передних колес, а так же расстояние до препятствия;
- в машине японцем установлен ионизатор воздуха, работающий от солнечной батареи;
- есть люк, выручающий в жаркую погоду, он может полностью задвинуться в горизонтальной плоскости либо отклониться в вертикальной плоскости на угол ~ 150;
- система автоматического включения дворников выручает при резком загрязнении лобового стекла автомобиля (особенно когда машину окатили);
- яркость приборной панели, а также монитора зависит от освещенности и меняется автоматически;
- круиз контроль работает до скорости 117 км/ч, на трасе пользовался, когда перегонял автомобиль из Волгодонска в Воронеж, удобная штучка, но при его использовании расход возрастает примерно на 1 л/100км, иногда включаю, когда еду по городу на работу по прямому участку (5 км) ставлю около 68 км/ч, чтобы обезопасить себя от проезжающих мимо камер видео-фиксации скоростного режима.
СИЛОВАЯ УСТАНОВКА.
ДВС – V-образная шестерка объемом 3300 см3 (3MZ) фактическая мощность с электродвигателями 280 л/с, по ПТС 211. ГРМ – ремень (жаль, что не цепь). В разных источниках периодичность его замены колеблется на интервалах от 100 до 150 тыс.км., на моем авто заменили на 100 тыс.км. Свечи иридиевые (срок эксплуатации 100 тыс.км.) менялись вместе с ремнем ГРМ, поэтому очередная замена выше перечисленного оборудования будет примерно при пробеге 200 тыс.км. За ремнем ГРМ необходимо следить и менять вовремя, так как при его обрыве загибает клапана. Заправляю 95-м, экспериментировал с 92-м, не понравилась приемистость и расход, раньше у меня была книга на Хорька 99, там указано было, что на двигатель 1MZ рекомендовали 95-ый, думаю, что на 3MZ требуется такой же, но не ниже. Масло в ДВС начал лить 5W-30 Mobile 1 ESP Formula (синтетика), до меня Сергей лил Тойота 0W-20 я посчитал, что оно очень жидковатое, плюс, скорее всего как и все масло фирмы Тойота (для японского рынка) минеральное. После смены масла двигатель стал работать плавнее (исчезли рывки при его подключении и отключении). С момента смены масла проехал примерно около 5 тыс. км., уровень не меняется.
Электрическая часть машины состоит из высоковольтной батареи (моноблочной), инвертора + система охлаждения (помпа, патрубки, радиатор), 2-х асинхронных двигателей переменного тока (один на каждую ось). Основным недостатком (конструктивным браком) был признан плохой пропой токопроводящих дорожек между силовыми транзисторами в блоке инвертора (первые серии инверторов 48021, 48031). Данная проблема может быть легко устранена путем обращения через эл. почту в представительство Тойота на территории РФ. Это связано с тем, что Тойота проводила отзывную компанию (http://toyota.jp/recall/2011/0629_1.html) по выявленному дефекту инверторов. После покупки Хорька я так и поступил, написал письмо, подождал около 2-х месяцев и поменял старый инвертор (серии 48031) на новый (серия 48080 - цена 532 000 руб.) в СЦ Тойота Воронеж, на новый инвертор дали гарантию 1 год, за все про все не взяли не гроша. Очень было приятно. Хотелось бы поблагодарить Александра из Владивостока (Sasha 101) за созданный раздел на форуме «Гибридные автомобили» - «Бесплатный ремонт негарантийного Хорька», а так же за советы при обращении с различными вопросами по эксплуатации авто. Думал приобрести новую помпу (6000 р. на Exist.ru), но потом передумал, так как, проштудировав форум Lexus RX 400h обсуждений по отказам помпы системы охлаждения инвертора не обнаружил. Периодически посматриваю на наличие пузырьков в расширительном бочке системы охлаждения инвертора. Будут «лишние деньги» может и куплю.
Что касается ТРАНСМИССИИ, то она выполнена как и в Приусе по принципу работы планетарной передачи (по отзывам очень надежная часть авто). По ее работе, ни каких претензий не возникало, после покупки поменял в ней масло и в заднем редукторе. Сложного ничего нет, откручиваешь две пробки, сливаешь, затем закручиваешь нижнюю ( сливную) и заливаешь пока не начнет бежать из верхней (контрольной), замена в заднем редукторе аналогичная, на все про все около 6 литров масла Toyota ATF (WS), мне обошлось с работой чуть больше 3000 руб. Интервал замены как и в вариаторах и АКПП (40 тыс. км.).
ТОРМОЗНАЯ СИСТЕМА имеет свои нюансы (чуть-чуть нужно привыкнуть) они заключаются в том, что при легком торможении колодки сразу же не прижимаются к дискам в этом случае ДВС отключается и электродвигатели переходят в генераторный режим (вырабатываемая электрическая энергия расходуется на подзаряд ВВБ), поэтому для более быстрого и стремительного торможения необходимо приложить более мощное усилие на педаль тормоза. Говорят, что тормозные колодки на гибридах ходят дольше, эксплуатация покажет. Недавно поменял как передние, так и задние, не стал заказывать оригинал, поставил Nisshinbo, они как раз были в наличии и продавец уверял, что это не подделка (2500 руб за все). Первая 1000 км показала, что колодки ведут себя неплохо, дальше посмотрим.
Что касается РАСХОДА ТОПЛИВА, то он весьма разнообразный и колеблется в зависимости как от манеры вождения, от окружающей температуры так и от того сколько электрифицированного оборудования, работает в процессе движения. С моей манерой вождения в городе с учетом пробок 60-75 км/ч, по трассе 105-120 км/ч такой: город (лето/зима) 8-9л/11-12л/100км; трасса (лето/зима): 9/10 л/100км. Расходом полностью доволен так как оказался не больше чем у Тойот с 1.8 по городу. Я считаю, что городской режим это как раз стихия гибридов.
Что касается подвески, то она здесь (на всех гибридах) обычная, не пневмо. По комфорту схожа с Хорьком (10-15 кузове) и по комплектующим не дороже.
РУЛЕВОЕ УПРАВЛЕНИЕ имеет электроусилитель, по отзывам RX 400h встречаются выходы их из строя, но это лишь касается авто, выпущенных для внутреннего рынка США. По моему запросу Тойота ответила, что мой автомобиль по этой отзывной программе не проходит и вообще по Хорькам гибридам в Японии таких отзывных компаний не проводилось (просмотрел все отзывные компании на сайте Тойоты в Японии).
СИСТЕМА ПОЛНОГО ПРИВОДА E-FOUR. Машина с электроприводом на задние колеса (кардана нет). Штука по ходовым характеристикам уступает классическому полному приводу с карданом. В инструкции сказано, что служит только для стабилизации на дороге, а не для проходимости. Фактически с ней проехать можно несколько дальше, чем без нее. Зимой очень выручает, при гололеде, когда многие дороги во льду - по ним проезжаю не хуже 4WD. Летом по грязи и песку еще не пробовал.
А теперь с какими НЕИСПРАВНОСТЯМИ я столкнулся в течение 5-ти первых месяцев эксплуатации. Первая неисправность с которой я столкнулся – сдох один из кислородных датчиков, заменил на оригинал 4400 руб. Через некоторое время потекла левая передняя стойка, купил две передние стойки KYB у официального представителя в Воронеже – магазин А1, пыльники, отбойники, резиновые поставки под пружины и подшипники в опоры Тойота. Пока стойками доволен.
Болячки RX не обошли и меня – лопнул правый бочок радиатора системы охлаждения ДВС, заменил на неоригинал фирмы Сакура (Япония) – страна изготовитель Индонезия цена вопроса 5000 руб. По окончании зимнего сезона стал вопрос о покупке новой обувки, так как от предыдущего хозяина досталась летняя резина не лучшего состояния, а так как я в отпуск мотаюсь на море или к теще в Саратовскую обл. г. Энгельс (а дороги там ой какие «хорошие»), то было решено приобрести новую. Резину покупаю всегда у товарища на местном автомобильном рынке, по крайне мере дешевле, чем в воронежских магазинах шин и интернет-магазине (делает хорошую скидку). Купил по его рекомендации Yokohama Advan Sport V103 235/55R18 100Y (36 000 руб). На трассе и в городе показали себя очень достойно, правда, не проверил еще на мокрой дороге, но это в будущем.
Подводя итог моего отзыва, взвесив все плюсы и минусы данной модели, хотелось бы сделать вывод. Машиной очень доволен (первый раз полностью доволен), конечно же, автомобиль достался мне не новый и не с Японии, поэтому приходится, немного вкладывать. Хотелось бы, что бы мой отзыв оказался кому-нибудь полезен. Постараюсь по мере эксплуатации обновлять свой отзыв. Спасибо, что прочитали!