Доброго времени суток, почитатели внедорожников вообще и сурфов в частности! Как я и прогнозировал в своем предыдущем отзыве, этот 185 сурф задержался у меня надолго. Мой предыдущий отзыв был в 2014 году. Я тогда заходил в дром с другого браузера под другим паролем, который забыл напрочь, и уже заходить как автор в свой отзыв не получалось для дополнений. Поэтому сейчас, спустя еще 8 лет эксплуатации решил немного освежить информацию, не повторяя то, о чем написано ранее.
Машина до сих пор нравится. Да и привык уже к ней. Почти всю Магаданскую область объехал, а также посещал соседнюю республику Саха Якутию. Разумеется, все регламентные профилактические работы и замена расходников выполняются своевременно.
За всё время владения были только 2 серьезные замены узлов, да и то пришлись они где-то минимум после 6 лет эксплуатации: рулевая рейка при пробеге около 200 т.км. и радиатор охлаждения при пробеге 230 т.км. Это естественно, т.к. за долгие годы эти наиболее нагруженные узлы меняются, я думаю, на всех возрастных машинах. Рейка была поставлена новая китайская, которая уже успешно отходила 4 года, причем не в тепличных условиях. Радиатор тоже китайский SAT, как себя покажет – не знаю, но многие знакомые ставили себе и у них уже по 4-5 лет работают нормально. У меня он уже второй год тоже служит нормально. Понимаю, что китайские запчасти – лотерея, не везде их желательно смело ставить. Или уже можно, если заводского изготовления? Я мог бы поставить радиатор DENSO, по цене и качеству они идеальны, но для 185-х сурфов эта фирма не делает, только для 215 кузова (наверное, по размерам отличается), а на 185-й только оригинал, цена сейчас очень высокая – не менее 50 т.р. Да и сложно оригинал из Японии привезти быстро.
Как и планировал, после давнего небольшого ДТП заказал контрактную дугу с туманками и заменил. Сурфы с дугами, как у меня, выпускались в 1996-1998 годах, потом уже пошли с обычными рестайлинговыми бамперами без кронштейнов и выемок в бампере под дугу. Я мог бы обходиться и без силовой дуги, но на этой модели сурфа она так устроена, что к её нижней части крепится штатная броня, и штатно в неё установлены туманки. А броня иногда бывает нужна: этой осенью ехал по протоке, а в конце её была полоска льда, которую я взломал бронёй, как ледокол. Не было бы брони – были бы последствия. Вообще, с заберегами надо быть острожным: можно взломанным льдом порезать патрубки радиатора, пыльники приводов или рулевой рейки, погнуть или пробить тормозные трубки. Я вообще не любитель ездить по речкам без крайней необходимости, но в тот раз просто вышло так.
Или иногда бывает, когда едешь по грунтовой колымской трассе из Магадана куда-нибудь в Сусуман, впереди работает грейдер и для движения остается только одна полоса. Грейдер в процессе профилирования полотна нагребает на несколько километров вперед продольный гребень в центре дороги, высотой до 40 см, состоящий из скального грунта с иногда довольно крупными камнями. А впереди в этот момент встречка. Чтобы разъехаться в таких условиях, надо перестроиться, переехав через данный гребень. Вот тут-то и незаменима броня, чтобы сделать это без последствий для бампера. У нас на обычные легковые машины, которые постоянно эксплуатируются по таким трассам, страшно смотреть – все бампера снизу покоцанные. Так что здесь внедорожники рулят однозначно.
Свечи меняю раз в 2 года, обычные, рекомендованные в книжке. Шаровые до сих пор родные. Люфтов нет, пыльники целые, так зачем их трогать. После пробега 200 т.км сделал профилактику генератора и стартера – в генераторе заменили подшипники, щеточный узел, проточили коллектор. Диодный мост ещё хороший и трогать его не стали.
Немного о тюнинге. В частности, о лифте. В наших краях он желателен, т.к. периодически выезжаю на охоту и рыбалку. У нас для этих целей дорожного просвета много никогда не бывает. Поэтому 7 лет назад был установлен японский лифт-комплект Endura +2. При этом лифте шрусы и карданы ещё не уходят в критические углы и можно вывести геометрию без дополнительных переделок. Здесь, правда, появляется проблема неэффективности штатных отбойников заднего моста, т.к. они просто не достают до него при кренах, а это может создать опасность вырывания штока заднего амортизатора. Даже если этот амортизатор заточен под лифт. В идеале отбойники надо удлинять на 3-4 см. В целом небольшой «гражданский» лифт позволяет более уверенно ездить по небольшим речкам с мелкими валунами в них и лесным дорожкам, где иногда попадаются старые бревна в колее. У меня машина за 7 лет после установки комплекта почти не просела, пружины держат нормально. В общем и целом меня устраивает. Слишком поднимать сурфа, наверное, не нужно, т.к. машина сама по себе не широкая и легкая, это вам не восьмидесятка, а косогоры никто не отменял и можно при неблагоприятном раскладе опрокинуться.
Грязевка. Речь об экспедиционных вариантах, не для экстрима. Говорят, крепкая. Но я после первой же поездки на дальняк по грунтовке поймал кусок острого металла. Да, крепче обычной, но она же не бронированная. Благо, что бескамерка спускает очень медленно и датчики давления в шинах позволяют оценить ситуацию. В идеале, думается, джиперу надо держать в запасе комплект М/Т на отдельном литье и ставить только при вылазках туда, где ожидается преимущественно грязь. Тогда этой грязевки хватит очень надолго. Я так и сделал. Подавляющее большинство грязевой резины идет в нештатном размере за счет большей высоты профиля, обычно такая резина заточена под лифт подвески, иначе в поворотах и при проезде неровностей она неизбежно будет цеплять передние арки. В нашем родном сурфовском размере 265/70/16 среди МТ-резины есть максис-бигорн, ханкук-динапро и данлоп. Зато можно не лифтовать. И нагрузка на ходовку поменьше. И цена демократичнее. Я после долгих раздумий всё же взял максиса.
Детская болезнь у 185 сурфа – задние колодки. Проблема начинается, если тёк сальник полуоси, его заменили, а колодки успели пропитаться маслом. Машину начинает прихватывать после длительной стоянки. Да так, что трогаешься иногда с подгазовкой. К сожалению, снятие колодок и их протирание бензиновой ветошью дает кратковременный эффект. Если не помогает, то однозначно снова заменить на новые.
Напомню, что Колымская трасса (федеральная автодорога «Колыма») – это большей частью грунтовая дорога в тайге и горах. Я езжу по ней довольно часто, преимущественно с мая по октябрь и данная трасса дает основную долю амортизации машины за счет своих агрессивных дорожных условий. Сотовая связь есть только в поселках. Автосервиса нет. Только шиномонтаж, да и то не везде. В последние годы появились комнаты обогрева и точки экстренной связи на перевалах. Это больше актуально для зимы, но зимой я дальше 300 км от Магадана не езжу, т.к. нет необходимости, да и там уже морозы могут быть далеко за 40, для этого машину надо готовить дополнительно. Расстояние между поселками может достигать 400 км, без каких-либо АЗС между ними. Поэтому перед поездками этой трассе нужно быть уверенным в своей машине, что никаких серьезных поломок не будет. Стало быть, все косяки надо выявлять и устранять своевременно в городе. Иначе эвакуация машины в город обойдется в десятки тысяч рублей, а если ты уехал слишком далеко – перевалит за сотню. В лучшем случае дорожники бесплатно дотянут тебя до ближайшей артели, а там будешь думать, как и когда эвакуировать машину в город. Впрочем, есть вещи, которых ты можешь не ожидать. В этом году, например, в поездке по Якутии я обнаружил, что у меня почти отвалился передний бампер – лопнул металл в области крепления к кронштейнам – сказалась многолетняя тряска по грунтовкам. Притянул его строп-лентой и поехал назад в Магадан. Там отдал машину на СТО – бампер приварили, заодно и заказал перепокраску его и капота от накопившихся сколов от камней. В ходе этого выяснилось, что китайская мухобойка (дефлектор капота), стоявшая много лет, проделала сквозную коррозию на крае капота там, где постоянно соприкасалась при ветровых нагрузках и тряске на грунтовках. Вварили мне туда латку. Мухобойку выкинул и больше не поставлю никогда. Польза сомнительна, а вред очевиден. Чуть позже сделал антикоррозионную обработку рамы и днища. Тойота ржавеет очень медленно, но всё же ржавеет. Машине всё-таки 25 лет. При проведении антикора обнаружилось, что в задней части порогов имеются дыры. А увидеть их стало возможным только в условиях СТО, т.к. без снятия нижних молдингов кузова и при обычном осмотре на яме этого не видно глазом. Вварили мне латки в те места. Сказали, что пару-тройку лет ещё походят, но в идеале надо из Владика заказать выпилы порогов и переварить. Подозреваю, что такая проблема есть на большинстве возрастных рамных внедорожников, особенно если машина активно используется по воде и по морскому льду на зимней рыбалке. Но далеко не все подозревают об этом. И далеко не все заезжают на мойку после каждой такой рыбалки, чтобы смыть с арок снег с морской солью.
Есть, кстати, на дроме неплохой отзыв нашего земляка о поездке в начале осени в 2008 г. по Колымской трассе из Магадана в приполярный Омсукчан на тойота-камри-грации. Интересно написано, с душой. В этом году я на сурфе тоже съездил в том направлении. Красивая, местами сложная и, в общем, диковатая трасса – очень мало машин встречаешь по пути.
185 сурф не идеален как внедорожник, но что-то в нём есть. Так уж вышло, что глобальных проблем он мне за 12 лет не доставлял.
Спасибо дочитавшим до конца. На абсолютную истину не претендую. Удачи Вам! Помните – с хорошей машиной время летит незаметно.