Доброго времени суток, уважаемые форумчане!
Прежде чем написать отзыв о своем автомобиле, сначала небольшое лирическое отступление, почему я купил именно эту машину. Оно связано, прежде всего, с таможенными особенностями нашей области, о которых мало кто знает, кроме живущих здесь, а между тем, это в ходе эксплуатации может иметь значение для некоторых категорий автовладельцев.
Дело в том, что в Магаданской области уже много лет существует особая экономическая зона (ОЭЗ). В общих чертах - это позволяет иметь существенные льготы в налогообложении местных золотодобывающих предприятий, а также ввозить многие товары дешевле. И что особенно важно – вплоть до 2012 года можно было ввозить иномарки с растаможкой всего 40% от номинала (так называемая таможня «под зону» или «под ОЭЗ». Т.е. магаданцы могли позволить себе купить дешевле полноценное праворульное авто, в том числе и внедорожники (с нормальной ГДТ, а не под документы, как это уже давно было в других регионах) напрямую с аукционов, либо (чаще всего) с местных автостоянок, куда авто доставлялись морем из Японии через Владивосток, и реализовывались уже с наценкой.
И всё бы ничего, да вот только ездить на этих машинах можно по сей день только в Магадане и близлежащей к нему территории вдоль прибрежных поселков, а также 80 км вглубь области до поселка Палатка, где имеется таможенный пост. В свидетельстве о регистрации данных машин стоит штамп «эксплуатация разрешена только в г. Магадане». Государственный регистрационный знак всех таких машин у нас начинается на букву «т» (так называемые в народе «тэшные» машины). И всё. Если ты хочешь поехать дальше поселка Палатка по территории Магаданской области, то необходимо заплатить акциз. Акциз платится один раз и сохраняется на всё время, пока машина существует, сколько бы у неё не было потом владельцев. Уплаченный акциз дает право ездить на конкретной машине до границы с Якутией, дальше нельзя, т.к. машина не растаможена полностью. Стоимость акциза индивидуальна для каждого авто, расчитывается таможней и зависит от лошадиных сил, года ввоза машины и ещё целого ряда факторов. Например, в свое время на тойоту-короллу (110 л.с.) я платил акциз 20 т.р. и ездил по области. На сурф/прадо с объемом двигателя 3,4 л (180 л.с.) акциз стоит уже около 90 т.р. Вот таким нехитрым образом бюджет ОЭЗ может пополняться. Таможить тэшную машину полностью не имеет смысла, т.к. при этом взимается полная таможня без учета того, что авто уже ранее было растаможено под ОЭЗ и куплено владельцем со всеми накрутками продавца и т.п.
В последнее время ходят слухи, что ОЭЗ могут расширить до границы с Якутией. Что ж, всё может быть, но тех людей, которые ранее уплатили акцизы, в таком случае просто «кинут», т.к. я сомневаюсь, что эти деньги им вернут.
Надо сказать, что большинство местных жителей режим ОЭЗ вполне устраивает, т.к. основная масса народа ездит в городе и окресностях. Им и не надо ездить дальше. Тем более, что колымская трасса до сих пор весьма сурова и там желательно ездить как минимум на кроссовере, а лучше - рамный джип. До сих пор там есть участки, где на десятки, а иногда и сотни километров нет ни сотовой связи, ни поселков. Только трасса и горы. Но есть другая категория людей – кто любит путешествовать, охотиться, рыбачить в отдаленных уголках, ездить в отпуск своим ходом через всю страну и для этого приходится искать себе машину со 100% таможней. Вариантов тут остается немного – или привозить с аукциона (что после 2009 года касательно джипов практически нереально, а сейчас вообще разрешено ввозить авто не старше 10 лет и их конечная стоимость для 4-5 летних джипов переваливает за 1 млн.), либо найти вариант, ввезенный под старые полные пошлины, или искать авто «под документы». Главное, чтобы без таможенных ограничений. И я решил найти себе такой вариант. Данная категория машин у нас востребована и стоимость их обычно выше, чем аналогичных тэшных авто. На тот момент я искал машину в пределах 600-700 т.р. Это обычно линейка сурф, прадо, восьмидесятки, сафарики, паджеро, в кузовах середины 90-х годов, оформленные ранее под документы, т.е. типичные «конструктора». Для себя я решил, что это будет тойота, т.к. многолетний опыт владения короллой показал её неприхотливость и доступность запчастей. Время шло, а нужные экземпляры всё не попадались, и вот, наконец, прошли два объявления: 3-х дверный прадо 99 г, и сурф 97 г. За прадо просили на полтинник дороже. Решил для начала посмотреть сурф. Машина сразу понравилась, тут же загнали на стенд, сделали диагностику электронных систем – всё в норме. Ходовка с мелкими недочетами, сторговались. Бывший владелец не курил, что тоже неплохо. Вот так стал я обладателем сурфа без таможенных ограничений. И плевал я теперь на режим ОЭЗ!
Штатную магнитолу с чейнджером сразу после покупки демонтировал и поставил более современную, заодно высвободилась ниша под всякую мелочь. Сигналку поставил новую, т.к. старая работала некорректно. Резину сразу купил новую всесезонную Bridgestone dueler a/t и сделал развал-схождение (прошлый был выставлен неграмотно). В общем, переделал некоторые вещи на свой вкус сразу нормально и надолго, так как и предполагал, что не всё меня устроит от прежнего владельца. Перед этой зимой уже купил шипованную резину, т.к. всесезонка на льду перестала держать.
Эксплуатация сурфа вот уже почти три года оставляет положительные впечатления. Комплектация G, двигатель 5VZ, раздатка мультимод, две печки. Вторую печку включаю только для задних пассажиров зимой при необходимости. Езжу летом на природу в отдаленные районы области, иногда на осенне-зимнюю охоту выбираюсь на боровую дичь, в планах и на рыбалку на хариуса на глухие дальние озера. По серьезному бездорожью не использую, но вполне могу проехать там, где на обычной машине оторвал или пробил бы что-нибудь. Мотор по мощности сравним с паджеровским 6G72, что наверное «золотая середина» для данного типа авто. Транспортный налог где-то в районе 2200 р. Одно время очень хотелось сделать козырек и шнорхель (здесь в Магадане их делают отменно, как будто с завода они были установлены), но решил, что не сейчас, т.к. особой надобности в них нет, глубокие броды не форсирую. Кстати, всесезонка бриджстоун неплохо показала себя на трассе, в том числе и по скальным грунтам – я ни разу не пробивал её за 2 лета эксплуатации, не было и боковых порезов. Возможно, здесь главную роль играет подбор скоростного режима к конкретному дорожному покрытию. Риск повредить резину сильно возрастает после скорости 80 км/ч.
Из неудобств: посадка водителя, конечно, слегка завалена, в дальних поездках устает спина (хотя у меня средний рост, 170 см), надо будет подобрать валик под спину. Паспортная загрузка маловата – по сути, рассчитан на 4-х человек средней упитанности без багажа. На гребенке таскает машину, нужно следить за скоростью, может развернуть и опрокинуть (при мне такое случилось с аналогичным сурфом, за рулем которого дама решила меня на гребенке обогнать. Я ехал 50 км/ч, дама – 70). С завода установлен тюнинговый глушитель, рыкает шумновато, но я привык. Да и собственно, вроде всё. Других серьезных претензий не имею. Знаю, что эта машина не отличается высоким комфортом и в ряде моментов уступает аналогам по классу, но в целом она довольно неприхотлива.
Где-то через полгода эксплуатации попал в досадное ДТП – выскочил из дворовой территории седан мне на главную. Седану прилично досталось, а мою машину спас штатный кенгурятник – он погнулся, при этом немного сместил внутрь бампер. Ничего не потекло, все трубки целы, лонжероны не повело. Машина осталась на ходу. Плохо, что на силовой нижней цельнометаллической дуге кенгурятника крепится ещё декоративная верхняя композитная дуга, которая при ударе из-за сгибания силовой части ушла в сторону капота и разбила фару, помяла немного переднюю часть крыла. Благо, хоть капот не пострадал. Машину быстро восстановил, а верхнюю дугу решил обратно не ставить – да, с ней красивее, но лучше не рисковать. Впоследствии видел в городе похожую аварию с сурфом, которому также при столкновении верхняя дуга прилично всё замяла. В перспективе закажу из Владивостока небитый кенгурятник, свой не удалось выгнуть обратно полностью, одна сторона очень близко к бамперу стоит, но пока сойдет. Внешне почти не заметно.
Серьезных проблем по технической части не было. Один раз как-то закис механизм, разжимающий заднюю колодку. Барабан прилично нагрелся, обнаружил это при выходе из машины, когда запахло горелым сальником. Отогнал в сервис, механизм сняли, зачистили, смазали. Впоследствии этот сальник полуоси потек. Сальник заменил, всё нормально. Кстати, почитав профильные форумы, узнал, что течь сальника полуоси может быть не только из-за износа самого сальника, но указывать на постепенное искривление полуоси (характерно для ранних моделей сурфов 95-99 г. с более тонкими полуосями), либо быть признаком износа подшипника полуоси. В моем случае, видимо вдобавок были проблемы с сапуном заднего моста после продолжительной поездки по грязной весенней грунтовке. Вот и поддавило через сальник. Сапун заднего моста мне в дальнейшем вывели в район заливной горловины.
Что ещё было – изредка могут поплавать обороты на «D», обычно, когда разгонишься, потом резко притормозишь. Грешил на дроссельный узел, сняли, почистили. Диагностика ошибок не выдает. Вроде сейчас перестало. Хотя, на одном из форумов по двигателю 5VZ один специалист связывает эту проблемку вовсе не с дроссельным узлом, а с коротким замыканием на соленоидах коробки. Это можно будет проверить, но позже – пока не критично.
Подвеской после покупки не занимался вообще, т.к. не было необходимости в этом, но теперь ближе к лету уже придется делать частично ходовку: сайленты, линки, шаровые. Гаража нет, поэтому сам не делаю, отдаю в сервис.
Заводится зимой машина нормально. Если мороз переваливает за -25, обычно ставлю на таймер через 4 часа по 15 минут. Сильных морозов в Магадане не бывает, т.к. город на берегу моря. По этой же причине не стал заморачиваться с подогревом тосола и вебасто. Расход в городе летом в пределах 20 литров на сотню. Зимой в хорошие морозы доходит до 40 литров с прогревами. Но нужно учесть, что город небольшой, пробеги ежедневные невелики, особенно зимой: в основном дом, работа, магазины. Поэтому расход заведомо относительно больше, чем у жителей больших городов, либо тех, кому на работу далеко добираться. Играет роль и климат: летом по утрам у нас обычно 5-10 градусов тепла. В том же Хабаровске в июле может утром быть +25. Естественно, утром едешь на работу, двигатель больше возьмет топлива на прогрев. Дальше – днем в среднем летом температура у нас днём +15, в Хабаровске +30. Это тоже скажется на расходе топлива. Поэтому, думаю, в большом городе с континентальным климатом летом на сурфе реально уложиться в 15 литров на сотню по городу. Почему сравниваю с Хабаровском – жил, учился там в свое время в институте, знаком с теми местами. Но пробок там в последние годы гораздо больше, чем здесь, на Севере.
Да, вот ещё: будет просьба к форумчанам – в этом году планирую поехать в отпуск на Байкал. Есть утечки в системе кондиционера, но в Магадане сервиса по автокондиционерам нет. Поэтому интересуют проверенные компетентные сервисы в городах Чита, Иркутск (самые ближайшие мне по пути). Если кто успешно ремонтировал там кондиционеры, черканите координаты этих заведений. Люк, конечно, дело хорошее, в жару летом поможет на трассе, но в городе толку уже не будет от него, т.к. солнце начинает в голову через люк жарить нещадно. Так что систему кондиционирования надо восстановить.
В отдаленной перспективе хочу установить лифт-комплект по мере износа нынешних пружин и амортизаторов. Машиной доволен, обслуживаю регулярно, ни разу не подводила. Аналогов в настоящее время, адекватных по цене и надежности, при теперешней политике государства, не вижу. Поэтому буду эксплуатировать сурф ещё неопределенно долго. Ремонтировать его в совокупности выйдет намного дешевле, чем покупать с аукциона свежую машину аналогичного класса.
Фото пока мало, т.к.очень долго загружать их, вроде и размер уменьшал уже, не знаю, с чем это связано. Со временем буду добавлять. Спасибо дочитавшим до конца. Удачи на дорогах!