Еще каких-то пять лет назад выбор автомобилей в ценовой категории «около 300 тысяч рублей» был достаточно обширным. Без особых проблем можно было приобрести совсем свежего малыша, неплохую машину гольф-класса или даже относительно свежий кроссовер. Речь идет, естественно, о праворульных вариантах. Но в августе 2012 года, когда нашей семье понадобилась замена Королле 1998 года, выяснилось, что выбирать-то особо и не из чего. Лады, узбекские Дэу и недорогие «китайцы» отпали, так как супруга недавно сдала на права и нужна была машина с «автоматом». Иномарки с левым рулем за наши деньги отпугивали большими пробегами и, зачастую, сомнительным прошлым. Оставался последний проверенный вариант – машины из Японии, но с пробегом по России. На беспробежный авто денег не хватало.
За указанную сумму в хорошем состоянии можно приобрести в основном машины малого класса. Круг претендентов выглядел следующим образом. Тойоты из семейства «витцеобразных», Хонда Фит, Ниссан Марч, Митсубиси Кольт. Фит и Кольт не понравились из-за вариаторной трансмиссии – велик риск нарваться на проблемный агрегат. Марч смотрится каким-то «плюшевым» по дизайну и не славится особой надежностью ходовой части, Хонда Лого показалась совсем уж примитивной, поэтому выбирали из Тойот.
Посмотрев несколько вариантов, остановились на Тойоте Ист 2003 года выпуска. Серебристый цвет, двигатель объемом 1,3 литра, традиционный четырехступенчатый «автомат». Автомобиль подкупил неплохим состоянием, а также приемлемой комплектацией. Немного смущал малый класс машинки, но тяжелые или крупногабаритные грузы мы возим редко, ездим чаще вдвоем, да и дальние поездки составляют не более 5-7% от общего пробега, поэтому на габариты решено было закрыть глаза. А вот перспектива экономить на бензине, обслуживании и обязательных платежах вроде ОСАГО и транспортного налога показалась очень даже привлекательной. В общем, сомневались мы недолго и за 310 тысяч рублей приобрели этого малыша.
Общее описание и комплектация.
Ист первого поколения выпускался в единственном кузове пятидверный хэтчбек. По моде двухтысячных, автомобиль обладает коротким покатым капотом и довольно высокой крышей. Задняя часть, напротив, обрублена почти вертикально. Внешность можно назвать нейтральной, с небольшими декоративными элементами, намекающими на повышенную практичность. Нижние части бамперов и накладки на пороги выполнены из неокрашенного черного пластика – такой не боится легких контактов с бордюрами и прочими сюрпризами повседневной городской эксплуатации. В целом машина выглядит несколько строже откровенно «девчачих» Тойота Витц и Ниссан Марч.
Интерьер тоже не слишком игрив. Преобладает черный цвет, есть вставки из серебристого пластика. Дизайнеры, очевидно, вдохновились строчками Маяковского: «Я с детства не любил овал, я с детства угол рисовал…» - основные линии прямые, и лишь округлые воздуховоды разбавляют этот кубизм.
Вагонная компоновка позволила при небольших габаритах обеспечить довольно просторный салон. Я при росте 185 сантиметров и весе 120 килограммов отлично чувствую себя за рулем и могу вполне сносно сесть «сам за собой». Сзади троим пассажирам будет тесновато в плечах, но двое усядутся без проблем. Подголовников и ремней безопасности на заднем сиденье как раз для двоих.
Посадка в машине вертикальная, обзорность почти отличная. «Почти» потому что немного мешает правая передняя стойка. Она уходит далеко вперед и немного ограничивает обзор при поворотах направо. Приходится наклоняться. А вот при посадке-высадке пригибать голову не нужно – опять скажем спасибо высокой крыше.
Отделочные материалы салона производят двоякое впечатление. С одной стороны, пластик панелей жесткий, легко царапается, мягких тканевых вставок на дверях нет вообще. С другой стороны, он не скрипит, не бликует и на ощупь довольно приятный. Ткань на сиденьях напоминает внутренности фирменных кроссовок – такая дышащая синтетическая сеточка. Сеточка эта, кстати, оказалась не самой износоустойчивой – на подушке водительского сиденья при пробеге 82 тысячи километров отчетливо видны небольшие потертости.
Зато сами сиденья просто великолепные. Не слишком мягкие, с хорошей боковой поддержкой и удобными регулировками, они могли бы стать украшением и более дорогого автомобиля. Да и эргономика водительского места на высоте. Селектор «автомата», подрулевые переключатели, блок климата, аудиосистема и прочие мелочи находятся именно там, где и ожидаешь. Неудобства для некоторых водителей может вызвать лишь расположенная по центру комбинация приборов. Спидометр, тахометр, указатель уровня топлива – все приборы читаются хорошо, но поначалу непривычно было крутить головой. А вот отсутствие полноценного датчика температуры лично меня не особо смущает. Синий индикатор непрогретого мотора отлично виден при любой освещенности, а до перегрева, будем надеяться, дело не дойдет. Я инженерам Тойоты в этом вопросе доверяю.
С точки зрения повседневной практичности машина может предложить средних размеров перчаточный ящик, множество мелких ниш и кармашков для всякой мелочи, а вот багажник откровенно мал. Например, большая туристическая сумка заполняет его объем практически полностью. В то же время для перевозки более объемной поклажи можно сложить спинки задних сидений, причем как целиком, так и частями (спинка делится в соотношении примерно один к полутора). Механизм складывания удобный, а пол при сложенных спинках получается почти ровным. Огнетушитель, аптечка, домкрат и прочие нужные в машине мелочи можно легко разместить в двух довольно объемных нишах под полом багажника. Также есть возможность делить объем крайней ниши на отсеки с помощью пластиковой перегородки. Штатная полочка, прикрывающая грузовой отсек, на первый взгляд выглядит довольно удобной. На практике оказывается что ее необходимо придерживать одной рукой в сложенном состоянии при загрузке объемных коробок или того же чемодана. Вот бы иметь три руки…. Но больше всего расстроило отсутствие в машине прикуривателя. Дело даже не во вредной привычке – просто некуда включить коврик-подогрев или, скажем, компрессор.
В остальном авто оборудован очень неплохо. Ставшие привычными гидроусилитель руля, АБС, фронтальные подушки безопасности вряд ли кого удивят. А электропакет оказался богатым, особенно для машин такого маленького класса. Все стеклоподъемники имеют автоматический режим, центральный замок – с кнопкой на ключе, зеркала складываются сервоприводами, аудиосистема располагает четырьмя динамиками в дверях и парой твиттеров в уголках зеркал, а климат-контроль, в отличие от соплатформенного Витца, имеет автоматический режим не только для температуры, но и для направлений потоков воздуха. Сам блок климата очень удобный и внешне похож на аналогичный у Тойота Альтезза.
Ощущения на ходу.
Давно известный по другим моделям двигатель 2NZ-FE объемом 1,3 литра прекрасно справляется с возложенными обязанностями. Работает почти бесшумно, не вибрирует и очень приятно тянет на городских оборотах 2-3 тысячи. При интенсивном разгоне движок тоже не пасует, но феноменального ускорения на скоростях свыше ста километров ждать не приходится. Автомат ничем особенным себя не выдает – переключается плавно как вверх, так и вниз, не издает посторонних звуков и не «тормозит» в режиме «кик-даун». В целом впечатления от силового агрегата остались положительные. Немалую роль в общей эффективности тандема «мотор-коробка» играет система изменения фаз газораспределения VVT и адаптивная логика управления коробкой. Короче, пятерка.
Шумоизоляцию можно назвать достаточной. В городе и на летней резине посторонние звуки не докучают. Пластик не скрипит, двигателя или подвески практически не слышно. На трассе шум от летних покрышек тоже незаметен (резина Nokian Hakka Green), а вот на «шипах» салон наполняется низким гулом. При скорости свыше «сотни» появляется аэродинамический шум, который, впрочем, не доставляет особого дискомфорта. И еще одно наблюдение. Реле поворотников находится где-то под панелью приборов и щелкает довольно тихо. При движении, особенно с включенной музыкой, его просто не слышно. Выручает индикация на панели приборов.
От ходовой части откровений я не ждал, все-таки Ист – не премиум-седан. Но по относительно ровным городским улицам машинка бежит достаточно комфортно, встряхивая седоков лишь на высоких искусственных неровностях или глубоких выбоинах. Руль в меру легкий и не слишком чувствительный. Машина очень маневренна на тесных парковках и уверенно держит прямую на шоссе. Но только пока трасса сухая и нескользкая. На зимней дороге, обледенелой или присыпанной снегом, появляется небольшая склонность к заносу. В принципе, на разумных скоростях это не представляет особой опасности, и все же выполняя маневры на трассе стоит быть повнимательнее.
Тормоза очень цепкие, педаль легкая. Когда пересаживаешься с машин предыдущих поколений, той же Короллы в 110-м кузове например, начинаешь явно перетормаживать, кивая головой и вызывая у едущих сзади бурную бранную реакцию. Правда, привыкание наступает буквально за день-два и в дальнейшем дозировать замедление можно очень точно. АБС срабатывает, возможно, немного рановато, но при этом почти не бьет в педаль и не пугает новичков излишним «хрюканьем».
На грунтовках Ист ведет себя упруго и за кочки цепляется нечасто. Дорожный просвет достойный, а малые свесы только подкрепляют условно внедорожные качества. Но заигрываться в «Ленд Крузер» не стоит – защита агрегатов снизу не предусмотрена. Пластиковые щитки от пыли и брызг – не в счет.
Как показала эксплуатация, понравившийся дизайном «климат» работает без нареканий. Даже в жаркие дни салон отлично остужается кондиционером, а декабрьские морозы до -37 градусов стали серьезной проверкой для печки. Салон прогревается быстро, ни голова, ни ноги не замерзают, а стекла при городской езде остаются прозрачными даже при трех-четырех пассажирах в салоне. При езде по трассе в сильные морозы задняя полусфера все же немного обмерзает, но на обзорности это почти не сказывается.
Порадовал и ближний свет фар – с заводским ксеноном. Вещь, безусловно, удобная. Отрегулировать его под правостороннее движение не составило труда. В отличие от обычных ламп накаливания, ксеноновый свет хорошо справляется с любыми условиями, будь то мокрая осенняя дорога, заметенная пургой трасса или низкий туман. Хорошо освещается не только проезжая часть, но и обочины. На фоне этого великолепия дальний свет, с обычными «галогенками», воспринимается как просто нормальный. Кстати, заметил одну особенность. При хорошем ближнем свете дальним пользоваться приходится гораздо реже.
Эксплуатация.
Одним из ключевых качеств городского автомобиля является его практичность. Насколько практичен и экономичен Ист? В целом ситуация радужная. Основные расходные материалы общедоступны и стоят недорого. Бензин – А-92, расход по городу в среднем темпе – около 8 литров, на трассе от 5. Канистра фирменного масла Toyota SAE 0w-20 API SN Energy conserving стоит около 1700 рублей, масляный фильтр (дубликат) – 150, воздушный фильтр (дубликат) – 250, комплект свечей – 400, передние тормозные колодки – 1200. Резина на автомобиле штатно ставится размерности 195/55R15. Она недешевая, но на своей машине я использую 185/70R14. Большого отклонения в показаниях спидометра при такой разнице не будет, а цены на «мой» размер значительно ниже. «Зима» - 2200-3500 за колесо, «лето» - 1700-3000 за колесо. Да и высокий профиль лучше противостоит дефектам наших дорог. Комплект литых дисков «на 14» – 9-10 тысяч рублей.
Каких-то особых навыков или приспособлений для типового обслуживания и ремонта не требуется, поэтому можно обращаться не только в дорогущие фирменные, но и просто в проверенные СТО. Или вообще экономить, обслуживаясь самостоятельно. Я именно так и поступаю.
Отдельно хочется сказать о зимнем запуске. При морозах до 20 градусов проблем нет вообще никаких. В интервале от 20 до 27 градусов мороза запуск тоже неплох, но двигатель приходится покрутить стартером секунд 5-6. Такую особенность я наблюдал уже не на одном 1NZ-FE и 2NZ-FE. Если будет холоднее – пользуйтесь автозапуском. Я считаю, что оптимальный его режим – запуск по температуре двигателя -18 градусов. На практике при морозе, скажем, -25, первое срабатывание автозапуска происходит через 4-5 часов после глушения полностью прогретой машины. Далее запуск происходит каждые 3-4 часа (время автопрогрева выставлено на 10 минут). Возможно, на других машинах прогрев срабатывает чаще, но у Иста довольно плотная подкапотная компоновка, да и на капоте есть штатный утеплитель. Все это, а также дивная «нанокартонка» на воздухозаборнике бампера, позволяет не рассеивать тепло мотора впустую при длительных холодных простоях.
Я намеренно не указываю стоимость полиса ОСАГО и сумму транспортного налога. В разных регионах действуют разные ставки, да и водительский стаж, в том числе безаварийный, не у всех одинаков. Каждый читатель самостоятельно сможет прикинуть для себя эти суммы. В любом случае, при мощности 87 лошадиных сил, обязательные платежи не ударят по карману.
Чаще всего новоиспеченные владельцы начинают дорабатывать автомобиль под свои индивидуальные нужды. Этим же пришлось заняться и мне. Первым делом решил вопрос с отсутствующим прикуривателем. В автомагазине купил выносной прикуриватель на двух зажимах-крокодилах. Его подключил к замку зажигания через силовое реле и 10-амперный предохранитель. Саму розетку вывел в нижней части панели в районе селектора АКПП. Теперь ее можно разворачивать как к водителю, так и к пассажиру. Заменил доставшуюся мне вместе с машиной неисправную китайскую магнитолу на недорогую «голову» Сони с USB входом. В команде со штатной акустикой эта доработка дала довольно приличный звук. Хотя есть мысли заняться шумовиброизоляцией дверей, заменой динамиков, внедрением усилителя… но это пока только планы. Имевшийся охранный комплекс (если его так можно назвать) Томагавк заменил на СтарЛайн А91. Преимущества обновки – более грамотная реализация алгоритмов автопрогрева и невозможность отключения системы при помощи антиграббера. Также теперь работе брелока практически не мешают помехи.
А в итоге имеем…
… очень даже практичный городской автомобиль. Конечно, с недостатками, но все они объяснимы классом машины. В сравнении же с конкурентами Ист держится уверенно и свою стоимость полностью оправдывает, а иногда своими потребительскими качествами и превосходит. Желания поменять машину пока не возникает. По крайней мере, в этом ценовом сегменте для себя я лучшей альтернативы не вижу.