Ну вот и я решил изложить в письменном виде свой скромный опыт содержания и эксплуатации такого почти что ретро-чуда японского автопрома как Toyota Land Cruiser BJ73. Мысль написать отзыв витала в голове давно, но вот наконец дошли руки. Предупреждаю сразу, буковок и картинок будет много. Нежелающие много читать могут пропустить «литературную» составляющую данного опуса и перейти сразу к выводам. Отзыв будет в первую очередь полезен тем, кто «ходит кругами» вокруг темы приобретения внедорожника и оценивает возможные проблемы и перспективы.
История эта началось уже в далеком 2008 году… Тогда волею судеб и по приглашению друга я стал участником «грязных покатушек выходного дня» одного из неформальных объединений джипперов Хабаровска, носящего рабочее название «Проект ТОЧКИ». Описать словами происходящее очень сложно. Уехали мы рано утром в воскресенье, а домой я заявился только в 5 утра понедельника (разумеется, предполагалось быть дома вечером воскресенья) – с ног до головы грязный, уставший, но переполненный эмоциями.
Потом были еще зимние выезды.
Итогом этих покатушек стало стойкое желание приобрести что-то брутально-бескомпромиссно-внедорожное.
Начался долгий процесс погружения во внедорожную тему с чтением форумов, обзоров и отзывов, разговорами с владельцами автомобилей повышенной проходимости.
К концу 2009 года в голове из помещенной в нее каши образовалась более-менее внятная концепция. Требования к будущему внедорожнику осознанно сформировались в следующие пункты: дизельный двигатель (желательно не турбо с объемом более 3 литров), механическое ТНВД (желательно рядное), МКПП, парт-тайм, механическая лебедка, мосты, силовой (ну, или почти силовой) передний бампер в стоке. Ну и запас прочности по всем узлам и агрегатам.
Итак, моделей авто, удовлетворяющих имеющимся требованиям полностью или частично, на нашем рынке было не так уж и много, а именно:
- Toyota land cruiser 40-й (найти сложно, но можно), 60-й, 70-й серий
- Nissan safari/patrol 160-й (найти сложно, но можно), Y60-й серий
- Mitsubishi pajero квадратный ранних серий (найти было крайне сложно по причине редковстречаемости; с механической лебедкой видел только одно объявление во Владивостоке с неизвестным техническим состоянием)
- Daihatsu rugger (плюсы – сиденья раскладываются в ровный спальник, минусы – относительно небольшой объем двигателя, общие небольшие размеры авто)
- Toyota blizzard (важнейший минус – двигатель 2LT, остальное – как у руггера)
Также какое-то время рассматривался вариант постройки авто на основе УАЗа с двигателем TD27, сращенным с коробкой/раздаткой от атласа, но… мягко скажем не просто все это было для меня образца того времени.
Жесткие блокировки дифференциала в обязательные требования также не входили, так как сужали и без того не обширный перечень имеющихся на рынке предложений конкретных авто практически до нуля.
В общем, началось время бдений в интернете. Сразу скажу, что я прекрасно понимал, что найти экземпляр в идеальном состоянии было практически невозможно, либо цена бы его была такой, что мне пришлось бы отложить его приобретение на 1-2 года в лучшем случае. Ну а так как зуделось уже сейчас, то было принято решение покупать то, что попадется из приведенного выше списка и доводить его до ума. Авто покупался не основным, а вторым в семью, с тем расчетом, что он какое-то время вполне вероятно будет стоять в гараже и доводиться до того самого ума. Ну и собственно реального опыта езды на авто с мкпп у меня тогда просто не было, учиться собирался именно на приобретенном автомобиле.
И вариантов действительно было не много. За время ожидания в относительно близком соседстве был в продаже 160-й патрол во Владивостоке по приятной цене, но пока я собирался с мыслями он быстро «ушел». Далее был руггер в деревне где-то в районе Рудной пристани, но там его даже посмотреть было некому, а брать кота в мешке – не лучший вариант; он тоже через пару месяцев исчез с продажи (уже после покупки крузера я понял, что руггеры/близзарды для меня не варианты, все-таки размер имеет значение… приятно ощущать под собой авто, масса которого является вполне серьезным компонентом пассивной безопасности на дороге). Далее на полном серьезе рассматривался вариант поездки в Челябинск за Y60-м патролом с TD42 (там была возможность осмотра авто знакомым) – остановили мытый двигатель, какие-то (уже точно не помню) проблемы с мостом ну и собственно дальняя дорога на авто с исходно неизвестным техническим состоянием. Также относительно длительное время во Владике был в продаже 40-й крузер в изумительном косметическом состоянии и очень негуманной ценой. Предлагали 40-й крузер и в Хабаровске, но без документов и лебедки…
Приобретение «Красного носорога»
Ну и в один прекрасный момент в продаже в Комсомольске появился 73-й крузер 1985 года выпуска, двигатель 3b, мкпп, механическая лебедка, цена приемлемая. В объявлении все очень заманчиво, неплохое по фоткам косметическое состояние снаружи (фотки могут скрыть многое).
Прошу знакомого посмотреть авто на месте. Вердикт – не вариант… салон убитый, двери варенные, лебедка не подключена к КОМу по неизвестной причине, лобовое стекло с трещиной. Но чем-то все же запал он мне в душу. Через некоторое время прошу другого знакомого посмотреть авто еще раз, обратив особое внимание на состояние двигателя и ржавчину по раме и колесным аркам. Вердикт – тяга хорошая, сильной ржавчины под слоем грязи не видно, хозяин к торгу готов.
Принимаем решение брать и дальше доводить до ума в зависимости от выявленных проблем. Скажу еще раз, если бы у меня была задача пробрести авто для ежедневной эксплуатации с момента покупки, то я бы безусловно отказался бы от такого приобретения… но ситуация у меня была несколько иная.
И вот в начале лета 2010 года выезжаем с товарищем поездом в Комсомольск. По приезду беглый осмотр на месте грубых и неустранимых проблем не выявил. Салон действительно не ахти. Датчик давления масла со слов хозяина не работает, показывая все время низкое значение (бонусом в бардачке прилагался механический японский датчик и 8 полиуретановых втулок рессор). 31-я (в пересчете) истертая зимняя резина на знатном 17-м литье. Два аккумулятора, бортовая сеть 24 вольта. Две печки. Стояночный тормоз не работает по причине как минимум отсутствия троса ручника. Диффузора радиатора под капотом нет. Воздушная магистраль от фильтра ко впускному коллектору мягко скажем дырявая и замотана какой-то пленкой. ТНВД механический одноплунжерный. Подкачивающий насос на топливном фильтре с нагревательным элементом. В систему охлаждения врезан котел на 220 вольт. МКПП пятиступая, задняя передача включается не всегда четко. Коробка отбора мощности на месте, лебедка на месте (подергать ее рычаг мы не догадались), но не подключена по причине того, что установлен неродной радиатор (от какого-то грузовичка), бОльшая высота которого не позволила бы установить его при подключенной лебедке – радиатор просто упирается в лебедочный карданчик. Сам карданчик лежит в багажнике рядом с диффузором. Там же бонусом лежат 15-е выносные литые диски – мелочь, а приятно. В общем, ударили с продавцом по рукам, оформили снятие с учета и продажу и в обратный путь. Несколько насторожила напутственная фраза бывшего уже владельца о том, что крейсерская скорость этого авто 70-80 км/час, но большого значения тогда мы ей не придали.
Итак, приключения начинаются
Время где-то 14:30, выехали за пределы Комсомольска, взяв курс на Хабаровск, скорость 95-100 км/час. Дополнительно выяснили, что пятую передачу при отпускании газа выбивает – передают привет синхронизаторы… В зеркало при интенсивном газовании наблюдаем вполне неприличные клубы черного дыма из выхлопной трубы. Останавливаемся на заправке километров в 30 от точки отбытия… из под машины спереди бьет струя пара… вот тебе, бабушка, и Юрьев день… кипим… в расширительном бачке пузырьки… При помощи мозгового штурма товарищ приходит к выводу, что виновница этого торжества либо прокладка под головкой, либо сама головка блока. Я же в то время вообще практически ничего не понимал в вопросах эксплуатации подержанного авто с техническими проблемами. Зато теперь уже кое-что понимаю и ответственно заявляю – если самым сложным из электроники в авто является электромагнитный клапан, то есть она отсутствует как класс, то ничего суперстрашного при наличии прямых рук, растущих из нужного места и хорошего механика в качестве советчика нет; еще правда желательно наличие слесарно-токарной мастерской, а то каждый болтик-гаечку-патрубок замучаешься заказывать на экзисте. У друга в 10 вечера самолет из Хабаровска… в общем, разворачиваться назад – не вариант. Принимаем решение ехать вперед до того момента, пока стрелка температуры не достигнет красной зоны, потом остывать, заливаться водой и дальше по этому же алгоритму. Вода частично куплена, едем вперед. В один прекрасный момент к началу закипания купить воду просто негде. Ищем озерко, наполняем все имеющиеся в авто емкости, охлаждаемся-заливаемся, едем дальше. Уже на подъезде к Хабаровску набираем воду в какой-то воинской части. Массивный чугунный двигатель 3b в таких условиях перегрева на грани закипания проявил себя, кстати, с очень хорошей стороны.
Итак, около 20:30 подъезжаем к гаражу. И тут я осознаю, что не удосужился померить заранее высоту гаражных ворот, а так как машинка мягко скажем не самая маленькая по высоте, то есть шанс, что в гараж мы не войдем. Но все обошлось, запас по высоте в самой верхней части пластиковой крыши около 10 сантиметров (ворота 2 метра).
И вот начался занятный и увлекательный период моего владения "Красным носорогом", который будет представлен в дополнениях.
Выводы:
1. запас прочности у авто действительно колоссальный, в первую очередь это относится к двигателю, трансмиссии и подвеске – автомобиль прощает очень многое.
2. с запасными частями по мелочам вопросов нет – экзист в помощь; что касается «не мелочей» – на экзисте они тоже есть, но цены не гуманны; с контрактными запчастями не все так просто.
3. расход горючего в городе – около 10 литров, по трассе около 8 – меня это очень даже радует.
4. покупая авто чуть младше себя самого безусловно нужно быть готовым стать в какой-то мере автослесарем, желательно раздобыть соответствующую «книжку с картинками».
5. на таком авто на дороге ты заметен - часто ловишь одобряюще-удивленные взгляды из проезжающих рядом не только седанов-паркетников, но и джипов; при выезде с прилегающей, встраивании в поток, повороте налево уступают дорогу, моргая фарами, гораздо охотнее. Сотрудники ГИБДД периодически останавливают только с целью посмотреть на авто и уточнить, что за двигатель
6. «Красный носорог» безусловно не гонка, к нему как нельзя лучше подходит высказывание «Носорог нетороплив и подслеповат, но при его габаритах и массе – это не его проблемы». В то же время за счет игры с МКПП и хорошей тяги на низах при желании стартануть достаточно резво до определенной скорости вполне можно.
7. ну и собственно – «не так страшен задний привод в зимнее время, как его малюют»; обледенелые дороги в условиях нашего города с множеством спусков и подъемов даже на атэшной всесезонной резине проблемой не являются – временное подключение переднего привода (можно даже в движении при небольшой скорости) решает все вопросы; думаю, что даже просто LSD-дифференциал в заднем редукторе при наличии зимней резины также решал бы все вопросы зимнего трогания в горку и без помощи переднего привода; торможение также вполне предсказуемо при наличии головы на плечах; легкие заносы при определенном навыке (активно ранее приобретенном при зимней езде на верном форике) легко устраняются рулежкой и работой педалями (в зависимости от того, в каких условиях возник занос).
8. о приобретении однозначно не жалею… сил и времени в данный проект вложено немало, но в ответ получен опыт (который, как известно, бесценен) и определенная эксклюзивность (на дорогах нашего города встречал еще всего три-четыре 73-х крузера, однако в такой цветовой гамме мой – единственный, и это приятно).
9. мелкие ДТП последствий для такой машины не оставляют, что безусловно приятно, так как чинить машину даже за счет страховой компании (если таковая вообще имеется в наличии) тех, кто не соблюдает ПДД не является пределом моих мечтаний.