Итак, доброго здравия, уважаемые автовладельцы и автолюбители. На работе выдался свободный часок, на дворе серость вместо зимы, тянет вырваться куда-нибудь душой и телом. В связи с этим поведаю вам об опыте владения автомобилем, с которым любое путешествие приобретает совершенно особые эмоции и впечатления.
Сейчас много хороших машин, некоторые даже вполне на своем уровне надежны и долговечны.
Сейчас у меня, например, Х5 дизель 3,0 2014 года. Он даже особо не ломается при должном уходе, комфорт, динамика – все при нем. Но почему-то нет такой любви к Иксу, которая была к главной героине этого отзыва – Тойоте Ленд Крузер в кузове J100. Сотка, по-простому.
Все вышесказанное относится к ее брату-близнецу Лексусу ЛХ 470
На сотке я проездил 4 года, продал ее два года назад, а эмоции до сих пор свежи. Все, что она мне дала, дать может мало какая машина. Много хвалебных отзывов написано на сотку, кто-то считает ее легендой, кто-то обычным японским УАЗом. Давайте попробуем вместе понять, откуда растут ноги у этих мнений. Безусловно, все это чисто мои впечатления, но я изо всех сил попытаюсь быть объективным)
Дизайн.
Обсуждать тяжело, каждый любит свои формы и пропорции. Лично мне сотка видится крайне сбалансированной внешне. Ничего лишнего не выпирает и не свисает. Некий упругий минимализм, если можно так выразиться. У 200ой уже формы пошли вширь. Возможно, сейчас, в эпоху плавных линий и обтекаемых силуэтов, дизайн сотки кажется старомодным, но, как по мне, это именно классика в своем исконном виде. Чувствуется Стать.
Интерьер.
Понятно, что уже прошлый век, понятно, что панель выглядит морально устаревшей, нету многих современных помощников. Но, черт побери, внутри крайне удобно. Сидеть, ехать, залезать-влезать. Шумка на отлично. Посадка и эргономика водительского кресла на должном уровне, 1000 км проехать подряд – не проблема для спины. Ездил и как пассажир, и сзади, претензий нету. Удобно ехать на любом месте. Особенно если у вас юбилейный выпуск сотки или ЛХ – тогда у вас есть подлокотники, это самый кайф – очень удобно.
Мелочь, что вспоминается, тонковаты карты дверей, левый локоть держится впритык. Пожалуй, все.
Техника.
Ну тут даже не знаю с чего начать. Попробуем начать с простого)
ДВС и АКПП
Дизеля крайне надежны, у меня был бензин 4.7 2UZ – классика. О движке говорить без благодарности нельзя – он построен на века, меняй масло раз в 9 тысяч и ремень раз в 100, и езди спокойно до миллиона. Причем регламент по тойоте на замену ГРМ был раз в 150 тысяч, а в Америке на ЛХ – раз в 200 тысяч. Но, надо понимать ремни должны быть оригинальными. Если покупаете аналоги, то лучше менять раз в 100.
При обрыве ремня, клапана с поршнями не встречаются, но, если это было на скоростях 130+, то риск такой есть. Где-то 5 машин из 30 по статистике, рассказывали ребята, которые 20 лет обслуживают Ленд Крузеры.
Все работы по замене фильра, свечей, катушек делаются за 20 минут. Под капотом просторно, все сделано продуманно и просто. Касается всего – движка, электрики. Лампочки в ПТФ, в задних фонарях меняются за 5 минут.
АКПП – крайне надежны. До рестайла 2003 ставилась 4-х ступка, после – пяти. Однозначно, пятиступка лучше едет и меньше ест, средний расход с ней 15, и до сотни разгон в районе 10 секунд. С четырехступкой – машина ест под 20 и едет так себе. По надежности – четырех слегка надежнее пяти, но это несколько условно. В том же сервисе у одного из механика была Сотка 1998 года с пробегом 980 тысяч, и стояла родная АКПП (4). Менял масло раз в 50 тысяч и все.
Согласитесь, несколько другой уровень цифр, невольно начинаешь сравнивать с сегодняшними показателями лидеров рынка и приходит какое-то уныние) Что мы покупаем и зачем, и кому от этого хорошо…
Ходовая.
Валкость есть, т.к. есть рама, НО, господа: она реально умеренная. Сотка действительно неплохо рулится, на трассе идет плавно, упруго, 160-180 свободно. Нет такого как у Прадиков склонности к переворотам. Не рыскает. Тормоза вменяемые вполне.
Отличные углы геометрической проходимости спереди и сзади. Свободно заезжает на все что угодно в черте города и на легком бездорожья. В грязь никогда не загонял, много хожу в походы и понимаю, что мысли о том, что сотка проедет везде, большая иллюзия. Не везде, далеко не везде, даже трактора, Унемоги и гусеничная техника, не говоря уж о подготовленных УАЗах , все это проходимо условно, т.к. мы в России живем.
Но в вопросе проехать легкое или средненькое бездорожье, это на отлично. Вибраций в кузов не передается как на Паджеро 4 например, ходы подвески большие. Блокировка центрального диффа и понижайка делают свое дело. То есть в 95% случаев заезда на бордюры-сугробы и тп волноваться не о чем.
В Москве езжу частенько, габариты чувствуются хорошо, проблем таких прям резких, мол не разъехаться или не втиснуться – нет.
На юбилейных выпусках и на ЛХ ставили гидроподвеску. Также крайне надежна, не путаем с задней пневмой на 120х Прадиках. Сама конструкция гидры проста, но подводит время. Раз лет в 15-20 даже ее следует обслуживать - подходят амортизаторы, датчики, бывает, просто отгнивает контур. Контур – самое неприятное, приходится снимать кузов с рамы, чтоб проложить заново, связывается с этим мало кто, в этих случаях обычно ставят обычную крузеровскую подвеску (цена в районе 50 тыс за все). Остальные поломки по гидре, в целом, решаются малой кровью, и она ходит еще свои лет 15. Главное, найти нормального спеца, ценник тут любят объявить космический, а по факту все калибруется через обычный компьютер и ОБД-разъем. Можно даже самому.
Еще про кузов – насчет больных мест. Само ЛКП на уровне, но со временем подгнивают арки, пороги, задняя крышка багажника с торца. Я вот все это обработал пушсалом и забыл о проблеме.
Все это всегда можно переварить при желании. Цены на запчасти, как по кузовне, так и по технике сопоставимы с корейцами и ВАЗом. Все очень бюджетно и приятно (имею ввиду и оригинал, и качественные аналоги)
По технике постарался основные моменты описать, теперь подведу итог и опишу свои ощущения от владения и езды.
Скажем так – Крузер, это машина, которой реально доверяешь. Не подводила меня никогда, ни в жару, ни в холод. Запчасти – копейки, запас прочности – вековой, больше раз в 5 нынешнего большинства автомобилей. Просторно. Сам удобно сидишь, пассажирам комфортно. Надо увезти родственников с детьми и колясками – загрузил да повез. Надо перевезти холодильник на дачу – не вопрос. Один раз перевозил друга на другую квартиру – уместилось все за 1 рейс. Минус трансформации салона считаю – это неудобно складывается второй ряд, нет ровного пола, если спать в поездке, то по диагонали)
То есть по всем параметрам многоцелевого автомобиля – вместимость, удобство, надежность – мое мнение – вне конкурентов. За это к этой машине испытываешь настоящее уважение. Другие участники движения, в большинстве, кстати, тоже, даже в центре Москвы, всегда пропустят, лишний раз не сигналят. Образ Крузера мне напоминает образ полковника-наемника из Аватара. Там он немного в летах, но его это только красит, сам весь поджарый, чувствуется насколько он сильнее духом и телом его молодых бойцов. Вот сотка также. Такие же ощущения от нее. Она уже немолода, этим кузовам уже 15+ лет. Но это настоящая машина в самом консервативном понимании этого слова. Следить за кузовом, и она проездит еще 15 лет, потом откапиталить мотор с АКПП и еще столько же. Сейчас таких машин почти нет. Где бы сочетались возможности престижного внедорожника, проходимости, удобства, надежность и вместительность.
Ну и главный аспект, в котором полностью раскрывается характер этой машины – это, на мой взгляд, путешествия и поездки вдаль. Сам я люблю походы, ездил на сотке в Карелию - Кольский, Крым, Абхазия, Беларусь, Уральские горы. Ездили втроем, вчетвером, с детьми. Удобно всегда, на любой дороге, на шоссе за рулем ловишь физический кайф от вождения. Подвеска глотает все, что можно, обгон со 120-130 на трассе – легко. Ехали по степным грунтовым дорогам, пробирались по горным тропкам Крыма среди булыжников. Почти никакая неподготовленная машина не проехала бы. Ставили одну палатку вместо двух, дети ночевали в багажнике втроем (для них это было счастье, каждый вечер обустраивали там свой штаб)
В таких поездках всей семьей сотка практически как правая рука, как твой автодом в миниатюре. Да, палатку поставить придется, но поставишь ты ее там, где красота нетронута, т.к. мало кто туда доедет.
Перечитал отзыв, какой-то больше хвалебный получился. Еще раз повспоминал про минусы – ну как-то не находятся они. Нет такого комфорта и динамики, как сейчас у меня в Х5? Согласен. Но это неважно вообще. Во-первых, разница не так велика, во вторых погоня за комфортнейшим комфортом для меня как-то малоактуальна. Я переживу, если нет прострочки на торпеде и автодальнего света и тп. Эти мелочи могут быть приятны-удобны, но они не отображают суть машины. Так вот я считаю, что Крузер – это история про саму суть автомобилестроения, это его верхняя планка. Дальше уже пошел агрессивный маркетинг и ублажение людей псевдокомфортом. А сотка и немногие аналогичные по сути автомобили медленно сходят на нет. Очень рад, что застал эту эпоху, мог и не успеть. Мне 34 сейчас, когда ее брал, все друзья спрашивали – ну зачем? Есть ведь Туарег, Кайен, Х5, много кроссоверов неплохих. А сейчас двое из них взяли себе сотку и ЛХ соответственно.
Пожалуй, рассказал, что хотел, если что спрашивайте, отзыв немного сумбурен, а-ля «в огороде бузина, а в Киеве дядька», пишу первый раз, строго не судите! Всем удачи на дорогах!