Глянул тут отзывы про машины. В очень многих произведениях автор уделяет до хрена места своим впечатлениям как он собирался, где он смотрел, как отмечал приобретение. Очень важная и полезная информация. Для автора и его близких.
Тебе (ничего, что я на Ты?), наверное, до лампочки откуда я приехал за машиной и чем запивал вторую бутылку 60% воды? Нифига, все расскажу.
Если Ты, любезный, читаешь эту писанину, то, либо задумываешься о приобретении описываемого агрегата, либо уже имеешь в пользовании легенду и ищешь здесь балбесов-единомышленников, пуская скупую слезу узнавая в описаниях себя и свой автомобиль. Отзыв, по моим скромным чаяниям, будет полезен всем двум категориям внемлющих. Ну или хотя бы улыбнетесь.
Значит, приехал я на барахолку без автомобиля, а увезли меня оттуда уже на нем. Барахолка в моем городе, машина приехала из соседнего. Нет, я заранее не отмечал. На тот момент у меня водительского не было. Нет, его не отобрали, его в мои 30 лет еще не успели выдать. Да, я получил права первый раз на четвертом десятке, чтобы тратить деньги на содержание машины, а не другие более приятные вещи.
Важный момент: покупать машины из тех регионов, где дороги обильно и регулярно поливают реагентами надо осторожно. Зачастую кузовное железо держится на экземплярах из европейской части России исключительно на краске и остатках ржавчины. Мой машин, а ТЛК 80 – это мальчик, автомобиль, и он никак не женского рода, прибыл из районов, приравненных к крайнему Северу. Туда реагентов не довезли, все Москве досталось, а посему по истечении более 15 лет эксплуатации машин жив и гнить не собирается (по сей день).
Собственно о транспорте: 1992 года выпуска (по документам 1993, из-за чего была целая история и запись в ПТС), весь из себя синий, с родным блестящим, заводским и бесполезным кенгурином. Сзади – калитка с запаской. Руль – левый, двигатель дизельный (лучший!) 1HZ без турбины и проблем в эксплуатации.
Писать буду про минусы, которые частично являются обратной стороной плюсов. А потому и про достоинства изложу тут же.
Это размер. Особенно в городе, особенно при парковке. Это вам не Матиз и не Ока, которых можно при желании разместить в багажнике у Круизера. Это поиски свободного места, а потом маты, что ты туда не помещаешься. Но с другой стороны, при установке силовых бамперов, парковаться можно по звуку. Опытные крузаководы определяют по слуху, об что они бумкнулись или что они неосторожно снесли при парковке. Выше уже было сказано, что места внутри хватает. В багажнике так точно, особенно если сложить задние сидения. А вот салон, при таких габаритах, хотелось бы чуууточку просторнее.
Следующий минус - это механика. А где механика, там сцепление. А это уже три педали. Не все умеют считать до трех и правильно пользоваться педальным узлом, где количество движущихся элементов превышает количество ног. Это вообще для мужчин машин, и пусть меня правильно поймут те девушки, которые водят этот шедевр самурайского автопрома, вот почему она мальчиковая. Для женщин есть автомат, там две педали и две ноги. Одна на тормоз, другая на газ. Все понятно. Для мужиков - механика: одна нога на сцепление, другая на газ. А тормоз? Исходя из особенностей нашей анатомии и чувства самосохранения на тормоз можно положить … что-нибудь. Так вот, ездить по городу на механической трансмиссии муторнее, за городом – экономичнее. Обслуживать три педали дешевле, да и надежнее они вследствие более примитивной конструкции. А еще Ты говоришь автомобилю как ехать и в каком режиме, Ты эффективно тормозишь двигателем на скользкой дороге, Ты физически чувствуешь машину через органы управления, а не по картинкам на приборной панели. Уточню один момент - я не маньяк, рабочая машина у меня на автомате и я признаю, что это удобно. Но механика – это прикольно, а кое-где и выгодно.
Третьим отрицательным качеством является экономичность. Какая в одно место экономичность с грузовым двигателем на легковом автомобиле? Правильно, чисто условная. Но! Все зависит от манеры езды, от наличия механической трансмиссии (см. выше) и места заправки, а также настроек топливной аппаратуры. Коротко: летом, в тошнящем режиме по городу реально укладываться литров в 10-11. За городом – можно и меньше 9. Хотя при таких настройках аппаратуры и манере езды обгонять ты будешь только припаркованные или улетевшие в кювет автомашины. Солярку лучше лить на проверенных заправках. Зимой – особенно. Но у некоторых дизелеводов есть свои проверенные каналы, где они берут топливо за наличку и дешевле. Ключевое слово – проверенные. Не верьте тем, кто заявляет: на таком двигателе можно в бак пос..ать и поедет! Ну поедет. До сервиса. А те, кто отважно рассуждают о том, что при экстремально низких температурах бензин теряет способность к воспламенению, а арктическая солярка – нет, путь найдут у нас сначала такие температуры, а потом дизель-арктику. К слову, я сам к числу этих диванных ораторов имею некоторое отношение, но с умным видом перестал нести эту ересь в массы, ибо это все, конечно, справедливо. НО! чисто теоретически и не в этой местности.
Давай про зиму, раз начали. Дизель надо прогреть. На холодном ездить не надо. Вообще. Пожалей двигатель и свой кошелек в случае ремонта. Работает-то двигатель, даже в холостом режиме, не на манне небесной. Топливо ему нужно. Греется машина минут 10. У каждого свои предпочтения, но я держу транспорт заведенный именно столько. Можно сэкономить? Можно! Поставь хороший электро-кипятильник. И час дай ему поработать перед запуском. Давайте, кто там есть со ссаными котятами, чтобы в меня запустить: «Чего так долго? Да я вот по-другому!». Отвечу: Молодец! Иди, пиши свой отзыв. А я перестрахуюсь и после часа прогрева на проводе, все-равно минут 10 погоняю машину. Потому что от кипятильника подкапотное пространство со всем, что там есть не очень-то греется. А от работающего двигателя – да. При температурах ниже -30 бывает полезно. Если подытожить, то на расход зимой меньше 15-17 литров на сотню не рассчитывайте. Про дизель речь, кто еще не понял.
Опять про зиму и экономию. Ну или вернее про ее отсутствие. У моего машина два аккумулятора. Два больших аккумулятора. Хороших. Не экономьте на них. Берите достойные батареи не только со слов продавца, а и по опыту/отзывам/тестам и цене. Хороший аккум дешево стоить не будет. Разумные деньги – да, но не копейки. При покупке обратите внимание на дату выпуска, чем она ближе к моменту приобретения – тем лучше. Внутри этой хреновины с клеммами идет химическая реакция, которая не бесконечна и начинается она с даты производства, а не продажи. Хорошие аккумуляторы живут дольше заявленных трех лет, бывает и до пяти с плюсом. Плохие – до первых холодов.
Чего еще там негативного-то есть? Давайте поговорим про ведра! Не те, что с гайками и четким пацанчиком в трениках за рулем, а те, что придется регулярно заливать в автомобиль. Речь не про топливо, там уже на бочки счет. Девять с половиной литров моторного масла уходит на одну замену с фильтром. Через каждые 5000 пробега. Без фильтра вроде по паспорту меньше выходит. Но те, кто меняют масло в дизельных двигателях без замены фильтра, они ходят пешком, причем вместе с теми, кто любит менять СОЖ сильно реже. Масло брать не контрафактное. Не путать с оригиналом, Тойота вообще моторное масло не выпускает, ему не до этого. Концерну нужно придумать и выпустить новый Круизер в недалеком будущем, а не СОЖ собственного производства. А вот для него – выпускают, чтобы разлить в баночки с логотипом японского производителя и продать страждущим втридорога. Совет: найдите нормального дилера среднего сегмента, который более-менее известен, но не пиарится на каждом шагу (рекламу оплачивает конечный покупатель). Берите у него. Я на зиму лью 5w40, так двигателю из-за большей текучести масла легче пускаться в холода, а летом, той же марки, того же направления 10w40. Масло дизельное, допуск – лучше не ниже CF. Главный момент: пакет присадок один, только вязкость разная. И не подделка. Что может быть, если экспериментировать недорогими и/или неизвестными марками я не знаю, поэтому у меня двигатель в хорошем состоянии. Еще одно ведро нам понадобится для антифриза. Его туда, кажется, литров 10-12 помещается. Причем если думаете заменить один на другой – старый надо слить и желательно отмыть систему охлаждения от его остатков. И только потом заливать новый. Хватало мне антифириза года на три. Потом менял перед зимой. Может перебздел, но машине от этого хуже не стало. Когда будете закупаться, обратите внимание, что хитрожопые маркетологи фасуют антифриз по килограммам, а не литрам. А один литр больше одного килограмма, если это не вода, конечно.
Еще один такой минус – это проходимость. Вижу разгневанный блеск в глазах джиперов и слышу их яростные вопли. Но минуточку! По городу проходимость крузака идеальная – бордюры нам даже не по х.., а по щиколотку и царапин на наших дисках нет. Небольшую распутицу - это пожалуйста, мы преодолеем. Большую – тоже можем, но осторожнее и с некоторыми оговорками. Вот по средненькой грунтовке и гравийке – это наше, это мы как шли сотню, так и пойдем дальше, оставляя нахальных пузотерок, обогнавших нас на асфальте позади в облаке пыли или туче грязи (как погода ляжет). По лесу – полезем, но опять же с оговорками, к слову про оговорки. Вы видели крузаки-говнолазы на штатной резине? Те, которые участвуют в соревнованиях, ездят по речкам вдоль и поперек? Не думаю. Те, которые были в стоковом состоянии, давно унесло течением или засосало болотом. Круизер, при всей моей к нему любви, машина не самая проходимая. Она скорее экспедиционная – для плохих, но все же дорог. При этом раскладе доработки потребуются довольно скромные. Для «залезть подальше, застрять поглубже» бюджет нужно увеличить и возможно продать чью-то почку, а то и не одну. ТЛК феноменально надежен, это правда. Но при условии, что это используются родные или усиленные узлы. Бывают и такие, лучше оригинала. Для ползанья по «говнам» вы увеличиваете клиренс, покупаете колеса по 50 тыщ за баллон, узнаете что такое кастор-кит, начинаете разбираться в лебедках и силовых каркасах. Это малая часть новых приключений и затрат. Шноркель на их фоне смотрится хоть и полезным, но декоративным элементом. Итог: в стоке вы катаетесь на AT (all-terrain) резине по асфальту, иногда съезжая на проселок и форсируя неглубокие лужи, в серьезную грязь вам лезть не надо. Круизер тяжел как слон, нажравшийся халявных арбузов, если застрял – вытаскивать будет весело. Берегите автомобиль и свои нервы.
Еще минус – это запчасти. Оригинал – всегда дорогой и не всегда оригинал. Аналоги… Здесь все занимательно. Есть поставщики на конвейер. Их продукция отличается от тойотвской только цветом коробочки: содержимое зачастую идентичное, цена – нет. Это вообще оптимальный вариант по соотношению цена-качество. Но у продавцов запасных частей есть свои интересы, которые надо оплачивать нам с вами и тут начинаются занимательные истории про офигенное качество за низкую цену. Совет: все, что связано с двигателем или безопасностью автомобиля (трансмиссия, подвеска, тормоза) брать либо оригинал, либо … почти оригинал. То есть у того продавца, за которого вы знаете где он живет и прячет деньги. Я про гарантию и доверие. Именно огромный выбор левых ништяков производства «рядом с Япония» представляет минус. Стекла, кузовщина – родное лучше, но не критично. Разве что повозится с установкой аналогов приходится долго: они очень похожи на родные детали, но есть отличия. Сайлент-блоки и резинки – лучше не экономить. Вообще, время - единственный не восполняемый ресурс, и сколько Вы его проведете в сервисе или саморемонте -дело ваше. Тут я стал обращаться на Вы, поскольку предполагаю, что читающих стало несколько, плюс если человек дочитал до этого места, он заслуживает определенного уважения.
Кстати, о ништяках. Родная задняя калитка с запаской смотрится здорово, прям мечта любого мальчишки. В фильмах про войну запасные колеса похожим образом крепились на командирских джипах. На деле же резина тяжелая. Одно колесо без диска весит более 20 кг. И железу, которое ездит по нашим волнообразным дорогам это дело не шибко нравится. Оно начинает скрипеть, искривляться и местами отваливаться. Другими словами – калитка с креплением на силовой бампер представляется предпочтительнее, нежели заводское решение. На эту машину существует огромное множество неоригинальных конструкторских решений, которые заслуживают внимания и еще более безумное количество фиговин, которые сядут на автомобиль как на родной, но они, собственно, не туда, ни в Красную Армию.
Несколько слов про цену и будем разбегаться. Это минус – когда вы покупаете эту машину и когда ее ответственно починяете. А потом вы ее продаете и это уже не совсем минус. Крузаки теряют в цене очень лениво и неохотно. Это не европейский новодел, который стоил 4 мульона из салона, а через год – уже два. Через четыре года, дай Бог один, а через семь Вам придется доплатить, чтобы от него избавиться. А от Крузака избавляться не хочется. А те, кто готовы пойти на такой шаг – посмотрите их объявления на этом сайте. За тридцатилетний, вдумайтесь, ТРИДЦАТИЛЕТНИЙ, автомобиль могут просить больше миллиона. И он проездит дольше, чем те многие машинки, которые еще даже не выпущены. Вообще-то есть Лэнд Крузеры за меньшие и вполне разумные деньги, поискать – так найдешь себе друга с приключениями или для приключений. А что такое приключения – это события, которые хорошо заканчиваются. Те, которые заканчиваются плохо – это уже неприятности. Так что хороших нам с Вами приключений!
P.S. Грамматические и стилистические ошибки допущены преднамеренно, знаки препинания натыканы где попало.