МОИ ПЕРВЫЕ СТО ТЫСЯЧ КИЛОМЕТРОВ НА ДВАДЦАТИЛЕТНЕЙ ЛЕГЕНДЕ
Вот написал отзыв, а сам думаю: многие ли осилят столько писанины? Ну не пинайте сильно, так как многое накопилось, чем хотелось бы поделиться. Для удобства, постарался скомпоновать по темам – кому что неинтересно, так можно пропустить. Итак:
ЗНАКОМСТВО. ЗАРОЖДЕНИЕ МЕЧТЫ
«Круто, мечта, легенда, умели делать, таких сейчас нет, с удовольствием бы себе взял» - обычно такие фразы слышишь от «продвинутых» автомобилистов в отношении «восьмидесятки». Однако, среди сотни подобных ораторов найдется лишь один-два, который реально будет рассматривать такое авто в плане покупки для себя. Покатушечников в расчет не беру, и вообще считаю это занятие вредным для природы. Сам быстро переболел этой «дрянью» пару раз засадив ГАЗ-66 в торфяных болотах, и продав его с чувством облегчения. После этого держусь подальше от подобных приключений, и даже на Крузаке езжу осторожно по спорным местам. Но вернемся к герою нашего отзыва.
Знакомство с легендой началось у меня в далеком 1989 году, когда первое приоткрытие «железного занавеса» пустило на нашу российскую землю много интересных машин. Среди них была партия из восьми Тойот: четырех синих «шестидесяток» и четырех синих «Хайсиков». Машины закупило наше градообразующие предприятие взамен номенклатурных «Волг». Внедорожники приписали руководству, а бусики – на разъезды. Машины были в самой простой комплектации (вплоть до стопорных колец на колесах), но тогда таких понятий и не было – машина, как машина. Открыв рот смотрел я на низколетающие диковины, а уж когда один из «Крузаков» застрял в снегу около дома, то пятнадцать минут счастья созерцания борьбы стихии с техникой вспоминаю до сих пор: момент выталкивания водителем в одиночку буксующего авто с последующим заскоком в кабину на ходу - это кульминация!
Через год пришли две восьмидесятки, а еще через год еще четыре штуки. Шестидесятки раздали по городским службам, а новые машины стали исправно наматывать сотни тысяч километров. Уже тогда у меня появилось понятие – что такое качественный автомобиль. Все проблемы машин из этой большой партии составляли некоторые раздолбаи-водители и дизтопливо, которое лилось в баки иномарок из одной колонки с тракторами. Конечно, при таких условиях, нельзя ожидать многолетней беспроблемной эксплуатации, но по 400-500 тысяч машины выходили, хотя некоторые и с серьезными ремонтами. С годами поголовье стало растворяться – что-то убили водилы, что-то пострадало в ДТП. Как ни странно, самым бодрым долго оставался шестидесятый «Крузак» из первой партии, который был вовремя отдан в городскую больницу и достался дедушке-водителю, который с ним обращался очень бережно. Когда пришла пора ему вернуться в родной гараж и подлежать списанию, мой друг работал в руководстве автобазой. Всеми силами я пытался выкупить машину, но даже такие связи не помогли – мечта уехала не попрощавшись…
Первый опыт поездок я получил именно в те времена, когда приятель работавший на 80-ке иногда разрешал мне порулить мечтой. Посте рабочего ЗИЛа и своей 2106, Тойота казалась кораблем. Сейчас я понимаю, что это был колхозный вариант с минимальным мотором и посредственным комфортом, но тогда –уух, эгегей!
Потом у меня было много разных автомобилей – десятки рабочих и полтора десятка своих . Но идеал не менялся.
Я всегда мечтал именно о простой ТЛК80 – с распашными задними дверями, дермантиновым покрытием пола и неубиваемой механической начинкой. По дорогам вовсю уже ездили люксовые 80-ки, сотки, лексусы LX, но я был твердо привержен своей мечте. Однако, зерно комфортного сомнения было посеяно.
Когда встал вопрос выбора авто для очередной покупки, то ничто не помешало мне попробовать повладеть «мечтой».
ВЫБОР, ПОКУПКА
Но при внимательном изучении рынка, оказалось, что это совсем непросто! Из списка сразу вычеркивались автомобили с карбюратором, парт-таймом, двигателем 3F, а также всячески измененные, доработанные и, конечно, убитые в техническом и эстетическом планах. Успел посмотреть даже бензиновую «стопятку» с родным судя по всему пробегом 139 000 км, но не очень качественно восстановленную после аварии. Так вот после штудирования интернета всегда, при личном осмотре машины, она оказывается весьма далека от того, что ты ожидаешь увидеть основываясь на фото в объявлении. Не буду вдаваться в подробности поисков, скажу, что мне повезло в какой-то мере. Я остановил свой выбор на дизельной (1HZ) машине GX c фулл-таймом, кондеем, тканевым салоном и электропакетом. Авто было покрашено несколько лет назад, выглядело неплохо, а технически почти идеально, не считая гула подшипника в КПП. Поторговавшись – решили брать. Но тут засада – документов на руках нет, привезут завтра. Ладно – подумаем до завтра. Вечер прошел в раздумьях и
метаниях: в душе хотелось комфорта и автомат. И вот натыкаюсь на объявление: темно-зеленый «европеец» в полном фарше. Решено – к чёрту трактор на палке – завтра едем смотреть VX!!!
Безупречный внешне, чистый внутри, сверкающий новыми карданами, пружинами, тягами, вискомуфтой и компрессором кондея меня сразил. Хозяин не жалел денег, машину любил и всё, что вызывало сомнения - менял на новое. Авто было покрашено целиком, установлена неплохая музыка, в комплекте отдавались зимние колеса на оригинальных дисках. Кожа салона была в отличном состоянии. Пробег 342 тысячи казался похожим на правду. Ударили по рукам, и за 650 тысяч деревянных, я стал обладателем легенды.
РЕШЕНИЕ ТЕХНИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ. РЕМОНТ. ТО
Предхоз действительно неплохо вложился в машину:
-покраска
- шумоизоляция
- новые пружины по кругу
- новые реактивные тяги
- новые карданы
- новый люк
- новый компрессор кондея (чего его ремонтировать - новый «всего 29 тыр» – предхоз ))))
- новая вискомуфта вентилятора
- дорогой усилитель
- ксенон
С его слов он перебирал двс у дилера (!) по причине жора масла. В итоге дело ограничилось заменой маслосъемных колпачков, сальников и прочей мелочи. Основные детали – в отличном состоянии. Мост сказал, что тоже перебрал, но видимо это понятие у всех мастеров разное.
Начав ездить на машине, я сразу же столкнулся с проблемой плохого пуска, сбоях в работе стартера, нежеланием машины ехать сначала в сырую погоду, а затем и в сухую после длительной стоянки. Заменил топливный фильтр и бензонасос – проблема с пуском не ушла. Новый стартер решил проблему частично – стало лучше, но не на все сто. Осталось одно – контактная группа замка зажигания. И действительно – сняв узел, увидел печальную картину – треснутый корпус, перемотанный изолентой. После замены контактной группы на новую ушли проблемы с пуском и с нежеланием ехать.
Следующая трудность, которую необходимо было побороть – течь воды из под лобового стекла. Оказалось, что это болезнь данной модели. Прожигание сливных отверстий в уплотнителе, которых почему-то не было, ситуацию до конца не исправило. Помог силиконовый герметик по кругу. Заодно и стекло поменял. Порадовал ценник в 2500 руб. за неплохое китайское стекло. Опытные кукурузники советуют уплотнитель фирмы Sat – он мягкий и воду не пропускает. Борьба с течами на этом не завершилась. Есть в некоторых машинах деталь, назначение которой лично для меня остается загадкой. Это – люк! На хрена он нужен - не пойму? Полезное пространство над головой сжирает, ломается, течет, для проветривания не айс, одни понты, короче. Ну и не смотря на то, что по словам предхоза он ставил новый (!) люк, тот всё равно тёк. С этой проблемой я решил разобраться заодно с установкой реллингов, так как всё равно надо было снимать потолок. Реллинги я ставить передумал, так как не обнаружил закладные под них, на которые очень рассчитывал. Времени заниматься особо не было, помыл потолок Керхером и продул дренаж. Стало гораздо лучше, теперь лишь изредка мокнет краешек потолка в уголке проема под люк. Причину не нашел. Думаю, что это неправильный монтаж. Решил пока подзабить на это дело, так как проявляется крайне редко, и не беспокоит сильно – последние полгода его не открывал и ничего не подмокало…
Про состояние кузова.
При покупке всё казалось идеальным, но в процессе использования авто выявились проблемы. Как-то
неудачно сдавал задом в кювет и оторвал задний брызговик вместе в расширителем. Стал смотреть – а там беда: металлические усилители задних уголков бампера в плохом состоянии. Дальше полез и немного расстроился – карманы задних крыльев прогнили до дыр. Пришлось всё разбирать и заваривать. Повезло, что только изнутри – не нужно было ничего красить снаружи. Усилители восстановил. Заодно подварил пару мест в задних арках и передних подкрылках. По окончании работ всё обильно заантикорил, поставил пластиковые локеры. Полтора года – полет нормальный. Обидно, что карманы прогнили по человеческой халатности – машина в своё время была в небольшом ДТП, пострадали задние крылья, и горе-мастер, который собирал машину после покраски, дренажные трубки люка, вместо того, чтобы вывести наружу, просто бросил внутри карманов. Соответственно, постоянный бассейн обеспечил их скорую кончину. Вызвала вопросы накладка под ветровым стеклом (жабо). Как-то она неестественно торчала. Оказалось, что она тоже подгнила. Тут как раз в задний бампер мне неудачно въезжает грузовик. Правый уголок на выброс. Заодно решил покрасить передний бампер и ресничку, так как они сильно страдают от зимнего пескоструя. Заказал «под антигравий». Смотрится не очень, но, надеюсь, что походит подольше. Ну и жабо несчастное решил поменять. На разборе не нашел на левый руль, купил новую оригинал за 7 тыр. Уголки бампера китай - по 2 тыр. Вполне приемлемо, как мне кажется.
Кронштейн запаски закис и сгнил. Поставил с разбора. Заказывал с Влада в очень приличном состоянии.
Когда тестил машину перед покупкой, обратил внимание на трансмиссионный гул. То ли окна были открыты, то ли еще что, не придал значения, но через некоторое время стал он меня доставать. При замене трансмиссионки в мостах, на пробке переднего был приличный «ёжик» - ага, понятно. При разборе обнаружился приличный износ главной пары. Понял, что эту проблему надо решать коренным образом – всерьез и надолго: купил новый редуктор в сборе. Обошелся что-то около 78 тыр. Заодно перебрал полностью передний мост с заменой всей начинки. Остались только чулок и кулаки со ступицами. Теперь с фетров не свисают комки смазки. Приятно смотреть и спокойно ездить. Гул прилично поубавился, но теперь, зараза, задний слышно. Ну хотя бы не глохнешь от него. Позже надо решать и с ним.
По двигателю особо вопросов не было, разве что немного напрягает легкое подергивание на холостом ходу. Причем проявляется с разной силой, а иногда не проявляется вовсе. Закономерности я не выявил. Замена свечей, проводов, крышки распределителя, проводов эффекта не дает. Мастер сказал, что «они все так работают».Почитал форум – многие жалуются, но никто так и не победил. Регулировка клапанов также не устранила это явление, хотя тяги мотору добавила. Если кто подскажет в комментах – как решить, буду благодарен.
Немного позанимался электрикой – «спецы», подключавшие музыку и сигналку, навешали соплей. Выкинул клеммы, обрезал, спаял, проложил по-человечески – теперь глаз радуется. А то на заправке клич на старт – а из под капота – дым ? - клеммы АКБ на саморезах- это круто! А вот один дефект однажды не позволил уехать от магазина домой. Задолго до этого замечал, что при подаче нагрузки сильно дергается стрелка вольтметра, а иногда при этом загорается множество контрольных лампочек на приборной панели. Грешил на соединение массы с кузовом, все протянул – ан нет! Отдельно от АКБ идут два плюсовых провода, и через клеммы в маленькой черной распаячной коробочке идут в панель приборов. И вот один из них начал подламываться, прогревался, падало напряжение. В итоге он перегорел и я не смог уехать – не работало ничего… Нашли с другом с утра по-светлому. Вот ведь – такая маленькая крокозябра, а неприятностей куча! Хорошо, что это случилось не на ходу!
По электрике еще – не горел свет в салоне, мастер восстановил мне его, правда задний плафон и фонарики в задних дверях так и не победил.
По глупости прибил одометр – поторопился и на ходу обнулил суточный пробег. Одометр встал. Пришлось купить приборку на разборе за 6 тыр.
Два раза менял радиатор кондиционера. Дырявый родной сменил на новый фирмы AVVA. Протянул меньше года - сдулся после первой зимы в марте. Поставил Nissens - скоро проверим его на "вшивость".
В морозы умерла новая вискомуфта вентилятора, которую поставил предхоз. Купленная мною японская отличалась от той. Возможно, что какой-нибудь дешевый китай.
Возвращаясь к двигателю, хочу сказать, что кроме регулировки клапанов и регламентных работ, он ничего не потребовал. Расход масла отсутствует, течей нет. Мною был заменен трос привода дроссельной заслонки и воздушный патрубок от воздушного фильтра к двс. Мастер, производивший регулировку клапанов, оценил состояние цепи и натяжителя, как «отличное». Ресурс цепи этого мотора порядка пятисот тысяч, поэтому можно спокойно ездить еще очень долгое время. АКПП также ведет себя прилично в плане надежности. Единственная к ней претензия – это пинок при переключении со второй на третью передачу, если в момент переключения водитель решит сбросить газ. Я подстроился и привык – проблема не досаждает, соответственно лезть туда пока не буду. Контрактная коробка в сборе с раздаткой стоит порядка 40-60 тыр. При появлении проблем легко это можно решить. Ну а пока, поменял фильтр АКПП, масло меняю подменой – выходит по 7 литров, каждые 20 ткм. Лью Маннол DII, как по мануалу. И недорого и коробка после каждой замены работает ощутимо плавней. По раздатке никаких вопросов. Менял в ней масло – слилось прозрачное. Межосевая блокировка работает, вискомуфта блокировки тоже. Про мосты в основном рассказал. Смазку в приводы заталкиваю каждые 10 тысяч. Карданные крестовины шприцую каждые 5 тысяч. Может и слишком часто, но хуже не будет – машина не новая.
Блокировки рабочие, но не включаются – нужно заменить датчик, который «видит» включение пониженной передачи в раздатке, тогда он будет «разрешать» им включиться. Блокировки в мостах особо не нужны, но думаю сделать, так как хочется, чтобы всё работало.
Поменял три рулевых наконечника. Один – тот, к которому крепится рулевой демпфер был от праворульной машины и в определенных ситуациях стучал об этот самый демпфер.
Замена амортизаторов придала машине управляемости. Менять их одно удовольствие, и стоят они недорого.
К концу третьей зимы неприятно зашумел мотор вентилятора печки – поставил китайский за 2 тысячи рублей. Сначала шуршал, потом успокоился – сейчас работает тихо. Родной, думаю, долго бы еще ходил, но уж больно надоедал его звук.
Менял несколько тормозных трубок – коррозия и годы их не пожалели.
В плане коррозии слабые места этих машин – рамка ветрового стекла, задняя дверь, карманы багажника. На моем экземпляре проблема присутствует, но не критично. Годика три еще проездит без вмешательств. В остальном, что касается коррозии - и кузов и рама держатся отлично. Об устранении проблем с карманами писал выше.
По техническому обслуживанию нет никаких хитростей. Менять всё можно даже без подъемника, так как машина высокая, но масляный и топливный фильтры расположены неудобно. Свечи пятого и шестого цилиндра находятся далековато – не очень сподручно их менять. Все сливные пробки и заливные отверстия в хорошем доступе. Салонного фильтра нет – по мне так и лучше. Все лампочки в легком доступе.
Тормозные суппорта спереди – двусторонние, как на «Жигулях», сзади – с плавающей скобой. Колодки по моим оценкам служат около семидесяти тысяч при моем спокойном вождении.
Вроде всего много понаписал, и создается впечатление, что машина постоянно в ремонте, но это не так: 99% всех ремонтов были плановые, и машина была в эксплуатации в обычном режиме.
ЭКСПЛУАТАЦИЯ. ОЩУЩЕНИЯ ЗА РУЛЕМ
Выше уже писал, что ездил на множестве разных автомобилей и даже на тракторах, поэтому, обычно пересаживаясь в другую машину, привыкаешь быстро. Но тут впервые вышло по-другому. Во-первых, таких машин у нас в городе не было, а в райцентре всего две-три, и люди обращают на тебя внимание – очень непривычно и неприятно. Во-вторых, в «восьмидесятке» сконцентрированы свойства грузовика и легковушки. Непонятно было – как на нем ездить? Мотор позволяет стартовать со светофора в первых рядах, но останавливать такой бронетанк через двести метров в экстренном режиме радости никакой. В итоге, через полгода выработался стиль вождения – в городе и пригороде никуда не спешим, а по трассе движемся в потоке с легковыми с легковыми в левом ряду, дабы не тошнить в правом ряду и избежать постоянных перестроений.
Посадка и обзорность просто шикарные: боковые стекла чуть выше пояса, виден весь капот, большие зеркала. Теперь ни в какие «джуки» меня насильно не посадишь! В городском потоке обстановку прекрасно видно, что позволяет её прогнозировать и избегать опасных ситуаций, да и по трассе никаких проблем нет. Руль регулируется только по углу наклона, но найти удобное положение за рулем все-таки удалось. На панели приборов есть вольтметр и манометр давления масла.
Ехать по дороге очень приятно. Машина хорошо рулится. Где-то внизу подвеска и большие колеса не оставляют ямам и трещинам шансов о себе заявить. Приятно урчит бодрый шестицилиндровый мотор. Разве что новые амортизаторы сделали машину жестковатой. Если неровности большие, то трясёт изрядно. И волны на дороге автомобиль не любит – подвеска их не отрабатывает, и в салоне сильно болтает. Вспоминается «дедушка Пассат В2» - вот тот их просто не замечал – до чего ж комфортная была машина!
Парковаться на Крузере, конечно, не так легко, как на пузотерке – велик радиус поворота, тяжеловатый руль и габариты делают свое дело, но меня это сильно не напрягает. А вот такая полезная вещь, как камера заднего вида, очень облегчает и добавляет безопасности в этот процесс.
Тормоза на моей «восьмидесятке» вкруг дисковые – останавливают хорошо даже полностью груженый автомобиль.
А загрузить его можно прилично! Каждую весну вывозя в деревню на лето тёщу и спотыкаясь в квартире об приготовленный ею скарб, слышу стенания: «наверное всё не войдет, два раза ездить!»
Какой там не войдет! Два десятка пакетов, телевизор, рассада, велосипед и прочий шмурдяк залетает со свистом, оставляя свободного места еще на такое же количество поклажи. В связи со строительством дома, приходится много возить стройматериалов. Фанера ОСП, брус, утеплитель и прочее – как трудяга-ишачок, мой автомобиль покорно и без труда перевозит грузы из магазинов на объект. Продавцы сначала предлагали Газель для доставки и удивлялись отказу, но теперь привыкли, что я такие объемы увожу и так. А ведь можно еще и прицеп подцепить! Тащит он его бодро. Фаркоп у меня стоит борзый – от новой «семидесятки» - совместимый с грузовым прицепом. Супруга подарила на день рождения! Сначала его цель была закрыть отверстия в бампере, но потом с началом стройки нашлось и более практичное применение.
Возвращаясь к объему багажника, хочу сказать, что очень помогает он в дальних поездках. Каждое лето ездим втроем всей семьей на море. Не представляю, где бы мы разместили все вещи и покупки, не будь такого «сарая».
На «Крузаке» два раза выезжали мы на юга – в Абхазию. Не смотря на «грузовиковость» авто, поездки на дальние расстояния не утомляют. Радуют сиденья с множеством электрических регулировок. Так у водительского сиденья, помимо традиционных параметров, можно отрегулировать даже ширину ковша спинки. Ни спина ни другие части тела не болят и не устают. Подголовники (тоже регулируемые!) и подлокотники расположены на своем месте, что позволяет в дальней дороге менять положения тела и бороться с физической усталостью. В итоге – 1600 километров в один «присест» мне проехать не проблема. По молодости, конечно, можно было б и, наверное, пару тысяч, но таких подвигов уже не хочется.
При поездках на юг, по трассе можно спокойно держать скорость 120-130 км/ч. Круиз контроль – отличный помощник в дальней поездке, да и сами дороги, такие, как М4, например, позволяет испытать пользу этой опции.
Остальные участники движения относятся к машине, несмотря на возраст, в основном, уважительно – не подрезают, не хамят, часто пропускают. Стараюсь быть взаимно вежливым.
Отдельно хочется упомянуть внедорожный набор автомобиля – полный привод, блокировки, клиренс, свесы. Поскольку у меня он подвержен самой обычной эксплуатации, то не могу сказать, что без всего этого я бы никак не обошелся. Конечно, приятно на своей машине проехать, например, на Гегский водопад в Абхазии, но для меня главное не в этом. Главное – чтобы автомобиль давал чувство уверенности на любой дороге в любое время года, и чтобы было на нем ездить максимально безопасно. А это у него не отнять! Даже снежные зимы проходят без особых эмоций – поменяв резину на зимнюю, не ощущаешь разницу с летней ездой: машина не буксует, ее не заносит и не кидает. Владея в свое время легковушками, чувствовал себя победителем, мужиком, выбравшись из переметенного снегом двора, а тут – этих проблем просто нет! Даже как-то скучно!
И, конечно, особый кайф подъезжать к любым бордюрам колесами вплотную, а зимой – парковаться в любом сугробе!
По расходу бензина могу сказать, что мой «Крузак» не обжора. Средний расход составляет около 17 л/100 км. По трассе с полной нагрузкой и кондиционером – 15. Зимой на коротком плече максимальный расход составил 19,6 л/100 км. Думаю, что для такого автомобиля приемлемо. Но об установке ГБО думаю всерьез.
Работа климатической установки вызывает только положительные эмоции! Управление воздушными потоками выполнено прямыми директивными клавишами, что исключает лишние нервные перебирания, особенно небезопасные на ходу. Потоки воздуха грамотно распределены – стекла не потеют. Внизу рулевой колонки есть дополнительный выход воздуха на ноги и , пардон, на то, что между ними – очень полезная вещь, особенно летом в жару. Кондиционер мощный, хватает. Отопителей два, зимой тепло, салон прогревается быстро.
Зимой 2016-17гг были продолжительные и сильные морозы в центральном регионе до минус тридцати восьми! Никаких проблем с пуском двигателя не было: крутился бодро, заводился быстро. Единственное – подвывал ГУР первые секунды после старта. Но когда было ниже -25 градусов, я брал с собой с утра бутылку горячей воды и поливал бачок – тогда он никаких звуков не издавал.
Радуют качественные и приятные на ощупь материалы отделки салона. В большинство современных машин садишься часто с недоумением, что за такое качество берут космические деньги, не говоря уже о ресурсе механической части.
Кожа на сиденьях прочная. На водительском сиденье при покупке было много складок и потертостей, но пока разрывов нет до сих пор, при всем моем удивлении.
Подогрев сидений реализован не очень хорошо – слишком инерционный. Возможно, что толщина кожи на это влияет. Но есть два режима подогрева – посильнее или потише.
Складывать задний диван легко и удобно. Пропорция – 50/50. При сложенных сиденьях, можно двоим не особо высоким людям устраивать ночлег – места хватит вполне. Спинки задних сидений регулируются по наклону – удобно в дальних поездках.
При выборе авто, у меня были две принципиальные дилеммы – дизель-бензин и формат задних дверей.
По двигателям много сторонников как одного, так и другого варианта. Говорить, что дизель лучше для бездорожья, я бы не стал, так как бензиновый 1FZ имеет прекрасную тягу на всех оборотах. По экономичности тоже спорный вопрос, так как несмотря на меньший расход, дизель имеет меньший интервал техобслуживания и более высокую стоимость ремонта, при относительно небольшом ресурсе топливной системы. Для себя я решил, что бензиновый мотор лучше – комфортнее, тяговитее, менее проблемный в морозы. Но это сугубо личное мнение, не претендующее на истину.
По дверям тоже интересная история… Я был убежденным приверженцем «распашонок», и приобретение версии VX вводило меня в дверную депрессию….пока не пришлось возить стройматериалы! Никакая распашонка не позволит спокойно и безопасно, без дополнительных креплений увезти, например, двадцать листов фанеры и шесть пачек утеплителя одновременно!
Взгляд поменялся кардинально! Надо лишь вовремя счищать с заднего бампера снег и лед зимой, чтобы при открытии борта не помять его об ледяные наросты.
Также к достоинствам авто хотелось бы отнести еще хорошую ремонтопригодность и железный передний бампер, внушающий уверенность))
НЕДОСТАТКИ МАШИНЫ
Конечно, они есть даже у такого легендарного автомобиля! Главная моя претензия – это размер салона. По ширине он еще приемлем, но по длине и месту для ног задних пассажиров не выдерживает никакой критики. Считаю, что это большой просчет конструкторов, так как в автомобиле такого размера стыдно не разместить хотя бы пятерых людей с комфортом! Следующая эргономическая недоработка – отсутствие регулировки руля по вылету. Да, я устроился удобно, но это на пределе. Хотелось бы иметь больший диапазон возможностей. Люди пишут в отзывах, что на боле простых версиях добавляется неудобство сидений. Думаю, что для таких машин это недопустимо. Не хватает нормальных подстаканников. Клиновые ремни навесных агрегатов ДВС тоже считаю недостатком. Понятно, что машина проектировалась в восьмидесятые годы, но рестайлинг мог бы коснуться чуть-чуть и механической части. Почему-то сделав такую насыщенную панель приборов, конструкторы обошли вниманием необходимость установить забортный термометр. Машина «экспедиционная», а такой важной вещи нет…. И для безопасности этот прибор просто необходим!
Про алгоритм работы АКПП также хочется поделиться своим негодованием: до сих пор не пойму, чем руководствуется контроллер, когда переключает передачи? При преодолении, например, ж/д переезда, когда надо катиться на второй передаче неспеша, он на ходу подтыкает на секунду первую, а потом сразу вторую. И наоборот, в подъемах, когда пора уже воткнуть третью, мы тянем, как пенсионеры, на четвертой передаче. Возможно, ее можно перепрошить(?).
Не порадовала работа АБС. На «восьмидесятке она двухканальная, поэтому чудес от нее ждать не стоит. На разбитой дороге, если покрытие присыпано песком или щебнем при торможении в пол можно остаться без тормозов. После того, как обнаружил, что она еще и глючит, отключил это недоразумение с чистой совестью и не разу не пожалел.
Но, к чести тойотовцев, с выпуском «сотки» они все вышеперечисленные недостатки исправили. Поэтому, каков будет следующий автомобиль, мне голову ломать не придется, хотя «сотка» кое-что и потеряла относительно предшественницы.
КРАТКО О ПЛЮСАХ ТЛК-80
- высочайшая надежность
- непривлекательность для угонщиков
- безопасность
- проходимость
- минимальная потеря стоимости с годами
- ликвидность при продаже
- качество материалов салона
- размер багажника
- наличие и невысокая цена запчастей
- наличие множества разборок
- ремонтопригодность
- хорошая коррозионная стойкость
КРАТКО О НЕДОСТАТКАХ
- высокая стоимость владения руб/км
- тесный салон
- невнятная работа АКПП
- невнятная работа АБС
- наличие люка
ИТОГ В ЦИФРАХ
Время владения – 2,5 года (3 зимы, 2 лета)
Пробег, км – 100 000
Общий пробег машины, км – 445 000
Минимальный расход топлива, л/100 км – 13,5
Максимальный расход топлива, л/100 км – 19,6
Максимально достигнутая (не предельная) скорость по спидометру, км/ч - 180
Вложено в ремонт механической части, руб. – 200 000
Вложено в кузовной ремонт, руб – 50 000
Планируемый ремонт на ближайшие два года, руб – 70 000
Ресурс тормозных колодок, км – 70 000
Ресурс одного комплекта шин, км – 100 000
Стоимость покупки 2014г, руб – 650 000
Средняя стоимость по рынку 2017г, руб – 670 000
ИТОГ В СЛОВАХ
То, что мечты должны сбываться – это однозначно. Сбылась и моя давняя мечта об этой машине. Ни в чем она меня не разочаровала.
Был момент, что чуть было не расстался с легендой. Был покупатель, была неплохая предложена цена (дороже закупочной), но я передумал, так как альтернативы для себя не вижу в этот бюджет, хотя содержать её совсем не дёшево. Интересно, что это не дороже, чем если бы каждые три года менять пузотерку гольф-класса на новую.
Если представить, что владелец с нова делает с такой машиной всё, что нужно и вовремя, то можно с уверенностью сказать – этот автомобиль чрезвычайно надежен и просто так не ломается. Вообще. В любом возрасте. По моей оценке, общий ресурс автомобиля при должном уходе может составить до сорока лет при постоянной эксплуатации. Я столкнулся лишь с теми проблемами, которые не доглядели владельцы, в том числе и я сам. Будем надеяться, что принцип потреблюдства человечества будет осужден и искоренен в будущем, и мы сможем покупать новыми такие же надежные и долговечные изделия, которые будут радовать нас набором потребительских качеств и надежностью долгие годы.
ПОЛЕЗНЫЕ СОВЕТЫ
- Не бойтесь возраста машины – ухоженный экземпляр не доставит вам больших проблем.
- Выбирайте лучшие экземпляры – восстановление хлама будет дороже покупки машины в нормальном состоянии. Особенно это касается кузовных деталей и рамы.
- Трезво рассчитывайте свои материальные возможности – в процессе эксплуатации машина может потребовать вложений порядка 60 тысяч рублей единовременно.
- Если Ваш пробег небольшой (до 20 000 км в год) – покупка дизеля экономически не оправдана.
- На бензиновый мотор смело ставьте газовое оборудование. Не забывайте при этом периодически регулировать клапана.
- При покупке внимательно осмотрите снизу заднюю часть кузова и рамы на предмет коррозии – это самое слабое место.
- При проведении ремонта посоветуйтесь с опытными мастерами – некоторые неоригинальные запчасти ходят не хуже оригинала, а стоят копейки.
***
Спасибо всем, кто прочитал. Всем удачи на дорогах!