In silvam non ligna feras insanius
"Меньшим безумием было бы носить в лес дрова" (c) Гораций, «Сатиры»
Вот что самое главное для мужика? Главное - это воображение! Помогает в любых жизненных ситуациях, начиная от бытовых и любовных и заканчивая сугубо техническими и научными изысканиями. Одновременно это является и проклятьем. Я, например, в минуты безделья могу залипнуть, обдумывая какую нибудь очередную дурость, котора займет мои руки и голову на какое то неопределенное время, причем без гарантии на результат. Тут главное представить, что ты хочешь в итоге, а потом разобрать пазл на составляющие. Чем меньше будут детальки - тем легче потом будет воплотить идею в жизнь. Чем сильнее развито пространственное мышление и память - тем лучше вы справитесь с задачей.
Лампочка тут у меня в поворотнике перегорела, мерзкая такая - в переднем левом, самая нужная в общем. Ну, думаю, надо поменять... Волею судеб занесло меня в первую очередь не в автомагазин, а в стройматериалы. Ну и как мотылек, залип я перед витриной со всякими светящимися штучками. Про лампу накаливания было тут же забыто - светодиоды зохавали мой мозг. "Колхоз" вконец отупел и от воссторга едва не пускал слюну из открытого рта - в глазах блистали искорки от 12 вольтовых светодиодов, более умная часть меня настойчиво требовала более подробной информации.
Плюсы: малое энергопотребление, относительная вечность, отсутствие шансов что-нибудь испортить, восстановить мелкую моторику при обращении с паяльником.
Минусы: на деньги за эти самые светодиоды - 360 руб за метр ленты из 60 шт. (на крузак прийдеться потратить 3 метра) можно лампочки менять ещё лет 10 (15-30 руб/штука), есть шанс сломать фонари - ещё 2000 рублей ущерба.
Соеденив свои познания и интернет я сублимировал вывод - надо попробовать.
Генеральный план был примерно таков - В целях повышения обороноспособности и снижения энергозатрат, а так же, в связи с оставлением боевого поста лампы накаливания в переднем левом повторителе поворота приказываю:
1. Весь личный состав ламп накаливания, за исключением ламп головного, противотуманного, а так же верхнебагажного света, подвергнуть репрессиям в виде расшибания стеклянной колбы молотком и понижения в должности до звания "вечный разъем".
2. Источникам света типа "светодиод" заступить на боевое дежурство.
3. Ответственность за исполнение приказа возложить на владельца автомобиля.
Другими словами - решил я заменить лампы на светодиоды в задник блок фарах полностью, всех повторителях поворота и передних габаритных огнях. Одновременно закралась мысль о ДХО, но это лирика. Так же очень захотелось в салоне подсветку организовать в современном стиле - ну там подсветка для ног, приборная панель и торпеда. Как сорока на блестящее среагировал в общем.
Для выпонения требований ставки мне пришлось пошарить в гараже (а мы помним, что там можно найти ВСЕ - был найден не известный мне ранее "бутерброд" - тонкий пластик, сантиметровая прослойка из пенопласта, тонкий пластик), перенести в квартиру половину инструментальных ящиков из машины и аннексировать у жены фен. Было куплено 2 метра ленты со светодиодами белого свечения на самоклеющейся основе и залитые сверху силиконом. (В процессе понял, что на 80-ку надо 3 метра.)
В качестве примера будет испольховаться задний правый блок фонарей с 80-ки, желающие могут экстраполировать это на любой другой элемент.
Что мы делаем - во первых ни в коем случае не пьем, ибо работа весьма тонкая и требует концентрации. Во вторых разбираем фонарь - 3 болтика, 3 защелки, потом греем феном, заламываем отверткой, подрезаем канцелярским ножом герметик в стыках, опять греем, опять подрезаем, греем, заламываем - есть результат, откололи кусочек фонаря - продолжаем, греем, материмся, идем покурить, опять отвертка, нож, фен... победили. Победили стекло поворотника, теперь по той же схеме нужно оторвать стекло "габариты-тормоза" и только потом на десерт стекло фонаря заднего хода. Нервно курим во всю мощь легких... Думаете самое сложное позади - нет, это были предварительные ласки, теперь сам секс - нужно удалить остатки герметика из блок фары. На этом этапе предлагаю следить за расположением рук и инструмента - лично мне удалось избежать нежелательных контактов рук с "ковырялкой" и ножом только чудом.
Далее из найденного в гараже материала вырезаем основу для светодиодов. Делаем это по месту, аккуратно и неторопливо, ничего сложного в этом нет. Подбираем расположение полосок со светодиодами, кол-во диодов на каждой полоске должно быть кратно 3 (для новичков и сильно умных - места разреза указаны на ленте), лудим паяльником контакты согласно указанием на ленте и приклеиваем все это на основу. Я, безусловно справился с этим блестяще, о чем свидетельствует фото. Теперь надо все это закоммутировать как можно внимательнее и аккуратнее с помощью паяльника и проводов. поскольку каждый из диодов жрет примерно 20 мА (0,02 Ампера) - между собой соединяем из в параллель тонкими проводочками. Мне подруку попался провод используемый телефонистами и сигнальщиками. На вход цепляем уже провода посолиднее. Дабы не портить скрутками разъемы запаковываем вынутую из соответвующего сектора лампочку в целофан и расшибаем чем попало под руку стеклянную колбу, причем стараемся не повредить цоколь и центральную часть с "антенками" на которых натянута спираль (спираль естественно надо оборвать). Иначе будет ещё один выход на бис с сексом по извлечению из цоколя всего-всего-всего, свердению тонким сверлышком плюсовой пробки и впаиванию туда проводка. Я один раз сделал - больше не хочу. Гораздо проще выяснить которая из "антенок" плюс и минус и припаять соответствующие провода туда. После чего замотать все изолентой и успокоиться. Проверяем работоспособность всех элементов и приступаем к сборке. У меня дома ремонт - поэтому в углу нашел силиконовый герметик для ванны - на него и приклеил стекла обратно.
Если кому то лень считать диоды на фотографии:
поворотник - 9 шт.
задний ход - 12 шт.
габариты - 2х6 шт. горизонтально (верх и низ блока)
тормоза - 4х3 шт. вертикально (45 шт.)
В передний поворотник уходит 2х9 шт. В боковой повторитель реально 2х3 шт. засунуть.
В передние габариты ещё не мерял, сообщу дополнительно.
Повторили весь процес и с радостными лицами все прикрутили к машине? Поздравляю - устранив одну проблему мы получили другую. Теперь поворотники мигают в 2 раза быстрее, поскольку из-за малого энергопотребления релюшка думает, что где-то перегорела лампочка и залипает. Способ номер один - добавить в цепь обманку, т.е. к каждому блоку светодиодов добавить паралельно резистор. Все бы ничего, но это геморой и никак не укладывается в стиль борьбы за уменьшение энергопототребления.
Способ номер два - поставить электронное реле поворотов. Можно сделать самому, можно купить готовое. Готовое пока не нашел, паять самому не хочеться по причине сомнений в надежности узла. Так и езжу, моргая как припадочный...