Привет всем! Появилось свободное время – решил поделиться впечатлениями от эксплуатации Легенды японского автопрома - TLC-100, коих в моем владении было аж две штуки – у американцев считается, что лучшая похвала производителю – повторная покупка такой же машины. Вообще-то все познается в сравнении – в разное время эксплуатировал парочку 80-х Крузеров, Прадо, Сурфы 3-х поколений - 130, 185, 215 (о последнем отзыв здесь:
Отзыв о Toyota Hilux Surf ) и тьму разных легковых. К сожалению, любая машина – плод компромисса – выигрываешь в одном, теряешь в другом: 80-ка слишком жесткая, «дубовая» для города; Сурфы простоваты; Кроун мягкий и динамичный, но низкий и заднеприводный и т.п. С «соткой» японцы попали в самое «яблочко»: да, есть машины более быстрые, более комфортные, более проходимые и даже более престижные… НО такого уникального баланса всех качеств больше нет ни у кого – чтоб и на встречу не стыдно, и в деревню не стрёмно, чтоб удобно и в городе и на трассе и, наконец, надежно и в эксплуатации не разорительно. Но обо всем по порядку.
1). ТЕОРИЯ
Обе «сотки» в моем владении целенаправленно были бензиновыми и праворульными. Последнее обстоятельство у некоторых недалеких людей вызывало недоумение. Нет, я не фанатик, в сказки про «императорское качество» не верю – все основано на прагматизме: найти хороший леворульный Крузак за адекватную цену почти невозможно, а переплачивать 100-200 «штук» за «руль в бардачке» я не готов – не стоит эта «опция» запрашиваемых денег. К тому же настолько привык к правому рулю, что считаю в городе его более удобным. С дизелем немного сложнее – были дизельные 80-ки – мотор 1HD-T просто сказка, но… все опять упирается в экономику – не настолько у меня большие пробеги, чтобы окупить те же 100-200 «штукарей» переплаты за дизель, да и масло в два раза чаще менять... Не выгодно. Точнее выгодно, когда имеешь доступ к краденой солярке – в остальных случаях при больших пробегах лучше перевести на газ.
2). ПРАКТИКА ПОКУПКИ
С первым (белым) все было просто и буднично – позвонил по объявлению – посмотрел – понравился – купил. Зато со вторым (серебристым) – почти детективная история. На дворе лето 2009 года – кризис, знаете ли – с тоской осознаю мысль, что осуществить Мечту – опять пересесть на Крузак удастся не скоро – хлам покупать не хочется, а цены на нормальные благодаря «опошлИнным» стараниям «партии и правительства» устремились в небеса… И тут на горизонте появляется один старый знакомый поставщик автомобилей. На дежурный вопрос: «Как бизнес?» следует уверенный ответ: «Зашибись!» и подробный рассказ о новой «теме». Суть ее такова: как обычно на аукционе в Японии покупается машина и отправляется в… славную республику Киргизию. Там ее растамаживают по их смешным ставкам (выгоднее всего таможить 8-9 летние машины), ставят на учет на киргиза, который тут же обретает жгучее желание стать российским гражданином и, соответственно, получает право привезти в РФ 1 (один) автомобиль совершенно беспошлинно. Все это, естественно, просто на бумаге, а в реальности полно «оврагов», которые надо щедро смазывать наличными. Но поставщик был мне хорошо знаком, перед глазами – успешные примеры данной операции, плюс сладкое слово «халява» - беспробежный Крузер за 800 с хвостиком тысяч рублей…
Быстро сказка сказывается, а с делом… э-э-э, как-то не заладилось. Куплен в Японии подходящий вариант, давно уже продан Сурф, проходит месяц, два… На исходе третьего месяца (последнего по договору), устав поглощать «завтраки», повел борьбу за возврат своих денег. И хотя сделать это удалось, причем даже с процентами и штрафами, но «убеждение» противной стороны путем угроз и уговоров в какой-то момент заставило всерьез вспомнить о «славных» традициях 90-х: ночных прогулках в компании должника по лесу с лопатой или к проруби с камнем… Но, все хорошо, что хорошо кончается – морозным зимним деньком отправился в «мекку» покупателей подержанных автомобилей – Новосибирскую автобарахолку. «Балка» произвела тягостное впечатление – машин очень мало, целые ряды пустуют – жизнь теплится отдельными «островками». Наметил пару машинок, постепенно дошел до НЕГО – все предыдущие варианты были мгновенно отметены – машина находилась в замечательном для своего возраста состоянии (что потом подтвердилось при диагностике на автосервисе), полной комплектации и при этом продавалась за среднерыночную цену. Правда, цвет хотел опять белый, но не получилось – и ладно.
3). ЭКСПЛУАТАЦИЯ. ДЕНЬГИ-ПОЛОМКИ
Расход топлива в городе 22-23 л, на трассе при спокойной езде 18 л, если «вваливать», то 20 и до бесконечности. Когда купил первого (белого) сначала расход был 25 л, промыли форсунки, обслужили – упал до 22 л. Многое зависит от ездока: товарищ взял покататься - жаловался, что он у него чуть ли не 30 л жрет. Правда потом проговорился о своей манере езды - 164 км/ч ОФИЦИАЛЬНО зерегистрированный ментовским радаром рекорд (это он еще чуть притормозил :) ) на Бердком шоссе (формально в городе). Вот он и расход.
Доводилось менять ремень ГРМ – по словам сервисменов операция весьма трудоемкая, обошлась около 20 т.р. (ремень 1,6 т.р., ролики+кронштейн 5,5 т.р., помпа 3 т.р., плюс по мелочи, плюс работа 7 т.р.). Полное ТО с заменой всего чего только можно (делается при покупке и каждые 40 т.км) – в районе 30 т.р. Наверное, можно сэкономить, но как-то не хочется – ведь машина покупается не на один год.
После покупки серебристого почти сразу проявился «забавный» глюк: на морозе гидроподвеска падала в аварийный (нижний) режим, в тепле все приходило в норму. Наслышанный о регулируемых подвесках Кроунов и Харриеров, мысленно приготовился расстаться с горой «бабла», но проблема решилась заменой жидкости в гидросистеме и специального предохранителя.
По собственной недалекости однажды оказался в глупой ситуации – проколол колесо ночью на заштатной дороге. Останавливали проезжающие машины, при свете их фар устраивали консилиумы, в итоге плюнул и свозил проколотое колесо в город на такси в круглосуточный шиномонтаж. Разгадка оказалась довольно проста: из деталей от домкрата собирается здоровенная жлыга, которую надо засунуть в специальное отверстие чуть повыше бампера и вращать.
В общем-то поломок в обычном смысле и не было. При покупке все подозрительные детали заменялись и все – только плановые ТО. Были глюки с сигнализациями, но к машине это отношения не имеет. Запчасти стоят разумных денег, много неоригинала – эксплуатация Крузера обходится, конечно же, дороже Короллы, но с теми же «немцами» не сравнить. Резину на зиму по собственному опыту могу посоветовать Pirelli Scorpion Ice&show и Brigestone DMZ-3 – шипы не люблю.
4). ЭКСПЛУАТАЦИЯ. ВПЕЧАТЛЕНИЯ
Что тут скажешь – Крузак есть Крузак. По трассе крейсерская скорость 120-140 км/ч, больше уже некомфортно – сильно напрягаешься. Зато неровные (типично российские) дороги не расстраивают – подвеска позволяет преодолевать их вполне комфортно и без предвкушения будущих разорительных трат на нее. В городе, что бы кто не говорил – весьма удобно – габариты хорошо чувствуются, парковаться можно в местах, недоступных легковушкам, другие участники движения (за исключением редких «даунов») становятся вежливыми и предупредительными. Проходимость умеренная – на «4» - с одной стороны до эталона - дизельной 80-ки далеко, с другой на фоне других (естественно, 4WD) машин очень даже ничего. Поднимающая автомобиль подвеска произвела в этом плане двоякое впечатление – застрял, нажал кнопочку – ура, свобода… можно еще поелозить, чтобы посадить на брюхо уже окончательно :) .
Было бы несколько не верно не написать еще об одном аспекте обладания этой машиной. Ощущения того, что «можно все». Как-то едем по межгороду, обгоняю очередную порцию «тихиходов», на спидометре 140, со встречными гарантировано разъезжаемся, пора уже возвращаться на свою сторону дороги и тут вижу, что на моей – т.е. той, куда мне надо вернуться после обгона, стороне дороги навстречу летят какие-то клоуны с дальним светом фар. И сворачивать не собираются. Обгоняевые мной испуганно жмутся на обочину. В последний момент замечаю мигалки и слышу сквозь музыку истеричные вопли: «Машина такая-то, прижаться к обочине!!!!!!» Крузер-то – не Ситроен, с дороги не спихнешь – еще чуть-чуть и неизвестный мне чиновник повторил бы подвиг губернатора Евдокимова (царство ему небесное). Чудом разъехались. Пассажир в ультимативной форме потребовал остановки для пополнения своего организма спиртным :) . Так везло не всегда – белый Крузер был разбит в результате жесткого ДТП – об этом напишу позже.
5). МЫСЛИ НА БУДУЩЕЕ.
Есть ли жизнь после Крузера? На что можно поменять «сотку»? Не знаю. Но точно не на Тойоту – к сожалению. Раньше с нетерпением ждал, когда очередное творение этой фирмы перейдет в категорию б/у чтобы купить. Из ныне выпускаемых Тойот, из-за мягко говоря своеобразного дизайна, не привлекает ничего. Да и зачем менять свой автомобиль на такой же, но в яркой (и, к сожалению, некрасивой) упаковке? По-моему единственный ответ – понты. Ничего смешного – желание выпендриться вполне естественное желание – на этом желании построена вся современная экономика. Да только вот есть куда более удачные в плане понтов тачки – например тот же Cadillac-Escalade. Скажете - ненадежное, дорогое в обслуживании корыто? В обслуживании точно не сверхдорогое – все-таки в основе лежит Chevrolet. Словом - разбогателю – куплю Cadillac, а «сотку» оставлю – мало ли что. Ведь больше ТАКИХ машин не делают.
Спасибо всем, кто нашел силы прочитать до конца. Всем удачи на дорогах!