Легендарный Крузак 80-ка.Какой он на самом деле.
Итак,легендарная "восмидесятка"....Мечта многих мужчин,предел мечтаний лесовиков и охотников,настоящий мужской автомобиль,легендарная надёжность и ремонтопригодность,брутальный внешний вид и тракторные размеры узлов....Попробуем выяснить насколько автомобиль оправдывает свои имидж и назначение.
1.Двигатели
На восьмидесятки ставилось 4 двигателя:два бензиновых(3F и 1FZ и два дизельных(1HZ и1HD).Первый бензиновый -это древний-древний слабосильный,но малооборотистый-крутильный и довольно экономичный 4-литровый 3Ф.Двигатель подразумевал неспешное передвижение без драйва и по трассе был слабоват для тяжёлой восьмидесятки.Зато на механике мог легко уложиться в средненькие 12-13 литров бенза на сотню.Обладал хорошим ресурсом где-то в районе 700-800 тысяч до капиталки и в эксплуатации был почти безгеморным,не считая траблов с карбюратором.
Вторым бензиновым мотором был 4.5-литровый 1ФЗ,именно такой стоит на моём автомобиле.Двигатель был в двух модификациях,с карбом и со вспрыском(С)(Мой брателло в деревне).Отличаются только системой топливоподачи,причём карб считается в крузаководческих кругах чем-то вроде адронного коллайдера или синхрофазотрона,ибо почти не диагностируется и не ремонтируется,многие предпочитают поменять его целиком не грея голову,благо стОит недорого в районе 12-13 рублей,хотя довольно прост при приложении к нему мозга и вдумчивого прочтения трёх страниц книги по эксплуатации.В остальном двигатели довольно надёжны и ресурсны,пробег до капиталки может быть в районе 800-900 тысяч.Основными болячками являются потеющий насос гидроусилителя,частонакрывающийся ролик натяжителя ремня кондея(т.к. стоит в нижней части двигателя и ловит всю дорожную пыль и воду) и на впрысковой версии знаменитый клапан ЕГР.Ещё одним из закидонов на этом двигателе является скученность агрегатов на левой стороне,я несколько раз сталкивался с этим гемором,и один раз был очень показательным.Накрылась у меня в генераторе интегралка,казалось бы чего проще её поменять?Но не всё было так просто....С левой стороны огромного подкапотного пространства находятся генератор,трамблёр,аккумулятор,кожух-отсек аккумулятора,рулевой вал,рулевой поросёнок(редуктор),насос гидроусилителя,бачок гидроусилителя,маслянный фильтр,впрысковая аппаратура,топливный фильтр,блок реле,коммутатор,катушка зажигания,вакуумный усилитель тормозов с главным тормозным и главный цилиндр сцепления.На другой стороне стоит один воздушный фильтр....Ну значит про интегралку.Чтоб снять гену,надо ессно ослабить ремни генератора.Ах ты-ж,мля,как раз через болт натяжки проходит ремень кодиционера!Крутим километровый болт натяжки кондея,снимаем ремень кондея.Ослабляем и снимаем ремни генератора.Ах ты-ж,мля,гена не пролазит между рулевым валом,поросёнком,трубками и бачком гидрача и трамблёром!Снимаем бачок,отгибаем трубки.Хрен!А может вниз?Ах ты-ж,мля,там не даёт рулевой демпфер!А он цуко закис там на конусах,как на рулевых наконечниках и не ударить по нему,ибо он тонкий и представляет из себя амортизатор!Остаётся только вверх через снятие трамблёра,что и было сделано.Ободрал руки и поматерился во время сборки и выставления зажигания.Поймать бы,цуко,этого японского инженера,зажать ему где-нибуть там голову,снять штаны и....Вот и вся хвалёная ремонтопригодность в полевых условиях.Разнеси ты,цуко,часть агрегатов по разным сторонам и все дела!На праворукой версии,конечно,гемора бы было поменьше,но это-ж легенда,могли бы и продумать леворукий варик с переносом узлов,тем более место позволяет.
Дизельные моторы были оба 4.2-литровыми,они были более капризны,менее ресурсны и денежнее в ремонте,об этом чуть ниже.Первым был 12-клапанный 1HZ простецкий,надёжный,крутильный и малооборотистый двигатель.Из косяков -небольшой ресурс одноплунжерного ТНВД,особенно на нашей знаменитой соляре,на которой аппаратура может убиться на сотне километров,а здесь один плунжер на 6 цилиндров,но всё-ж таки тысяч 250-300 аппаратуры отхаживают.Ещё косячок -ремень ГРМ как таковой,за ним нужен глаз да глаз и за всем механизмом в целом,включая бегущие сальники,которые могут замаслить ремень.Очень редко,но встречается перегрев головки блока цилиндра с продутием прокладки(90% случаев) или с трещинами между сёдел клапанов(оставшиеся 10%).В целом 1HZ считается эталоном дизельного мотора для тяжёлого джипа и я их поставлю на одну ступеньку с не менее неубиваемым ниссановским ТД42.Вторым,более современным,на Крузаки ставился 24-клапанный 1HD.Двигатель оказался погеморнее предшественника за счёт повышенной теплонагруженности,нагруженности механизма ГРМ(24 клапана против 12),наличия турбины(превед парням из ангарских гаражей,бодяжащим масло в канки) и в версии FT ещё и обвесом электроникой топливной аппаратуры,которая по прежнему осталась одноплунжерной,плюс снизился общий ресурс цилиндро-поршневой группы за счёт повысившейся мощности.Ресурс до капиталки упал до 500-600 тысяч.Этот двигатель хорош по трассе,где нужны обгоны и штурм затяжных горок,здесь он,как грится,то,что доктор прописал.
2.Трансмиссия
На восьмидесятки ставились как МКПП так и автоматы.Автомобили с МКПП имели только один вид трансмиссии -"парт тайм",сиречь постоянный привод на задние колёса с подключением передка.Эти-же модификации частично оснащались передними хабами,т.е. имели возможность полностью исключать из работы передний мост и машина получалась чистыми 2ВД.Такую модификацию имеет мой авто.Машины с автоматами были только на "фулл тайме",сиречь постоянный полный привод с возможностью блокировки межосевого дифференциала.Так-же и те и те авто могли быть оснащены так называемыми "дифлоками" -межколёсными блокировками,что включало в работу все 4 колеса,настоящие 4х4 без всяких соплей,машины с такой опцией ценятся больше всего.Ещё были машины с ЛСД блокировками диффов,как правило только в заднем мосту,такая штука стоит на моём авто,ставил сам.С дифлоками не идёт в сравнение из-за слабости сцепления.Характерная особенность Крузаковских автоматов -задумчивость и вата в разгоне.Всё это выливается в нехиленький такой расход горючки -дизеля в среднем 13-14 литров и бензина под 20-ку,а то и поболе,в то время как на механике дизель может легко уложиться в 10,5-11 литров и бензинка в 15-16 литров.Сам по себе автомат очень надёжный и ресурсный,ибо специально разрабатывался под тяжёлые авто,особых траблов по ним не замечено,кроме перегрева при буксовании и последующего накрывания дисков(превед водке и маленькой массе мозга).Ну вот и плавно начали подходить к основным болячкам восьмидесяток.Первая болячка по трансмиссии -большие суммарные люфты везде,где это только возможно, -первичный вал коробки,сами коробки,раздатки,карданья,диффы,привода.Машина ОЧЕНЬ тяжела,имеет крутильные моторы и даже качественный японский металл не выдерживает колоссальных нагрузок,Крузаки бьют все шлицевые соединения.Всё это выливается в стук и щелчки при трогании с места и на перегазовках особенно в городском режиме(газ-тормоз).Опытные водители "выбирают" эту слабину и грамотно работают сцеплением,газом и тормозом,но всё равно последствия никуда не денешь -вибрации,выход из строя крестовин и главных пар редукторов.Кстати,о главных парах.Опять из-за массы эти детали долго не ходят,трудно найти Крузак с пробегом за 350-400 тысяч с негудящими редукторами,классическая болячка.Главная пара стоит так нехиленько в районе 30 косарей и б/ушный редуктор тоже отдают минимум за 15-ку.На фулл-таймовых машинах передний редуктор выходит из строя почаще,чем на отключаемых версиях,ибо постоянная нагрузка,то прямая,то обратная на зубцы пары.Потом ещё одна болячка по трансмиссии -это поворотные кулаки,вернее бронзовые втулки приводов,летящие за ними сальники полуоси и летящие от замасливания фетровые уплотнения.СтОит всё не очень дорого,но разбирать всё это дело весьма геморно,причём ресурс всего этого хозяйства максимум 150-200 тысяч.Гранаты -вечные,ибо работают внутри моста в постоянной смазке без пыли,убивает их только вода после бродов,попадающая через фетровое уплотнение кулака.
3.Ходовка,рулёвка
Здесь тоже не всё гладко.Частая болячка -просаживание за пробег 250-300 тысяч задних пружин,бегемот тяжёлый,попа давит,плюс частенько Крузак используют по назначению -охота,рыбалка,шмурдяк.Вторая по частоте болячка -передний рулевой демпфер.Без него или с неисправным Крузак становится неуправляемой телегой,пытающейся прыгнуть или уехать куда-нить в сторону.СтОит эти приблуда в Каябовском варике в районе 4 рублей,в оригиале от 7 до 10,в зависимости от жадности продавца.В остальном проблем по ходовке нет,сайленты "держат" 400-500 тысяч.Хотя,стоп!Ещё частенько бежит сальник рулевого редуктора(поросёнка).А бежит он из-за износа уплотнительного кольца,которое как раз и держит основное давление.Может "потеть" годами,а потом враз выгнать всю жижу.Кстати,жижу также любит гнать или перепускать и главный тормозной цилиндр,тож частовстречаемая болячка,машины с пробегом за 400-500 тысяч перебаливают все за редчайшим исключением.
4.Кузовщина,оптика
На 80-ку есть реально всё,от китайцев до оригинала и светодиодов с хрусталём.Ценники вполне демократичные и совсем не соответствуют сказкам в народе о сумасшедших суммах на фару))
5.Эргономика,движение
Одна из самых противоречивых сторон 80-ки.Посадка в автомобиле очень удобная,что спереди,что сзади,это отмечают многочисленные отзывы юзеров и пассажиров,всё широко,места под ноги хватает,сидеть комфортно.Но всё заканчивается с выездом на природу и ночёвкой в автомобиле....Сложенные задние сидения не дают расположится с комфортом в багажнике,буквально каких-то 10 сантиметров не позволяют человеку с ростом 180 вытянуть ноги,из-за этого их приходится или поджимать или задирать на стекло,что в обоих вариантах пипец полный.Тоже самое и при разложенных передних сидениях -передние находятся ниже заднего дивана и ещё имеют развитые боковые поддержки,при раскладывании получается неровная во всех плоскостях поверхность.Спать только вусмерть пьяным,по другому это сплошное мучение!Выход нашли только в снятии заднего дивана полностью и закладывании межседушечного пространства шмурдяком.Жирнющий минус японским инженерам-проектировщикам!
В движении Крузак очень хорош,особенно по трассе -скорость не замечается вплоть до 160км/ч,дует очень устойчиво,прогнозируемо и валится только в очень крутых поворотах,вопреки общераспространённому мнению о валкости высоких джипов.4-ю передачу включаешь очень редко,только в затяжные тянигусы километра по 3-4,и то он идёт в разгон на этой 4-ой передаче.Если валить на все деньги,то 5-ю можно не выключать километров по 200 на федеральной трассе,двигатель уверенно принимает на ней с 70км/ч.Многие гонщеги на 100-х Марках и прочих Бочках заценили ход моего арабского УАЗика без отсечки(превед Сане Поддубному) и с отключаемыми хабами,это было для них откровением,когда у них педаль в полике,а их обходит этот монстр на скорости за 180 км/ч.Ну и по гравийке Крузак тоже хорош,прогнозируемо рулится и едет до сотни.Вот за движуху японским инженерам стоит поставить 5 баллов с плюсом.Хотя и здесь есть закидончик.Все владельцы 80-к и 70-к не любят про него рассказывать,да и происходит он довольно редко,но неприятен до безумия.Это "шимми".Шимми -это какой-то африканский танец,когда всё тело,руки,ноги и голова подёргиваются в такт музыке.Так вот,на Крузаках при движении накатом или при смене режима(торможение,например,на скорости) в определённых случаях и условиях начинают проявляться колебательные движения всего автомобиля,как будто бы враз разбалансировались все колёса,кузов оторвался от рамы,а двигатель трясётся,как параличный.Причина -большие неподрессореные массы подвески,суммарные люфты в трансмиссии и подвеске.Всё это входит в резонанс и очучения просто непередаваемые -машина вся трясётся и едет непонять куда,ибо не рулится ваще почти.Я читал про "шимми" на форуме Тойота4х4,но когда словил его первый раз на скорости около 60 на скользком зимнем спуске,думал,что это пипец!Знакомый дядька поймал его на скорости за сотню,улетел в кювет,чудом не кувыркнулся,с тех пор ездит не больше 90 и перетряхнул всю подвеску,очучения незабываемые.
Ещё из косячков по 80-ке.Отсутствие корректора фар "выше-ниже",довольно нужная опция,которая отсутствует,иногда при большой загруженности слепит встречные машинки и они моргают,да и пучок дальнего света светит в небо.Даже на наших зад**ченных Жигулях 07 и то есть такая вещица.Потом ещё косячок -форсунки омывателя лобового стекла находятся на капоте и бьют струёй над воздухозаборной решёткой,как грится,ноу комментс,японским инженерам опять жирнющий кол в зачётку.Про скрипящие задние двери уже давно сложили легенду,не помогают даже тросики с натяжителями и всякие смазки.Пропадающий звуковой сигнал -это уже штатное расписание,многие открывают окно и свистят или кричат))На люминиевых катючих порогах уже поскользнулся далеко не один,а сломали ноги и расшибли чушки явно не одна тысяча владельцев.Коленкой о торпеду я бьюсь через раз,головой о дверной казалось бы огромный проём через два раза.
Вот такая она,настоящая 80-ка)))