Традиционно разобью отзыв на эмоциональную и практическую часть. Для тех кому важны только особенности эксплуатации и выбора предлагаю пропустить первую и вторую часть сего опуса.
ЧАСТЬ I. Дай дураку грабли, деньги и идею...
Прошёл год и три месяца с того момента, как я закрыл тему с проданным 4Runner в 185 кузове. Он благополучно доехал из Москвы в Владивосток, там был перекрашен, приведён достойный вид и поставлен на учёт в приморье.
Я в это же время был занят любованием на нового зелёного монстра "Ленд-круизер 80" 97ого года выпуска. Приобретение было можно назвать случайным. Я очень хотел найти себе Nissan Patrol в 61 кузове с 4.5 бензиновым мотором. Я грезил этой мечтой, посмотрел их штуки 4. Каково было моё разочарования от вида этих консервных банок (да простят меня фанаты марки, т.к. я до сих пор питаю тёплые чувства к этой машине) 99-00 годов в Москве! Все просмотренные мной машины напоминали друшлаг - кузова изъедены коррозией, расширители даже не нужно отгибать, они сами отваливаются, обнажая всю правду о наших дорогах покрытых "коктейлем Собянина" и отличном отношении к автомобилям. Прогулявшись по автомобильному склепу с мумиями именуемому АТЦ "Каширский", я уже впал в уныние. Столько автомобильных трупов японского внедорожного производства в одном месте я не видел! Повеся голову, двинулся домой. Идея дизельных Патрулей с ZD 30 меня пугала, т.к. я наслушался о "замечательных" эксплуатационных характеристиках этого "недостойного сына в достойной семье дизельных двигателей внутреннего сгорания". Патрули 4.5 в таком состоянии мне были не нужны. А ТД42 если и были,то только с конским ценником. В общем не шло дело, как вдруг мы видим на авто.ру TLC80 97 года, бензин 4.5, зелёный кузов и серый кожаный салон,комплектация VX, 3 жёстких блока, фулл-тайм. Как всегда я ему устроил трёхуровневую проверку. Осмотр при свете дня в чистом состоянии, потом свой сервис, и потом уже проверка документов+ "пробить на угон". На первой же проверке нас удивило то,что кузов был сияющий(!), нет он просто был ровный, блестящий, без царапин и сколов. Мы прошли вокруг машины, заглянули в салон, под арки, обшивку. Машина вроде бы живая и разительно отличается от всего того,что смотрели до этого. Ну может пару точек ржавчины, на пороге с водительской стороны вроде пятно ржи, да подставка под ногу чуть шатается. Прокатились на машине, хозяин ведёт её бережно, ласково, больше 90 не разгоняет. Печка дует отлично+ задняя пашет как паровоз. В салоне жара...нет не так! ЖАРА! а на улице-то -25,так между прочим. Торпедо, салон в идеальном состоянии, ну разве что новой кожей не пахнет...да вообще как-то странно пахнет. Ну,да ладно! Машина - класс! Едем в сервис, открываем капот. Боже, да она "ламповая"! Так сказали ребята,которые до этого перебирали мой раннер. "Она ж кондовая!" - поддержали другие. Поднимаем машинку и видим,что рама местами покрыта поверхностной ржой,но проверка монтажкой по раме выявила,что гнить ей ещё лет 10. Корпуса аммортов, как и пружины проржавели, а значит они заводские и машина ездила на них с самого начала и её не гоняли по бездорожью! УРА! Из проблем было выявлено только течь переднего сальника коленвала, неработающий кондей(к слову сказать его нужно было просто заправить), естественно убитые амморты, сайленты подвески, пружины и неработающая задняя блокировка дифференциала. Проверили компрессию - в 5 цилиндрах по 10.8-10.9,а в одном 10.5. Вроде порядок! Посмотрели кузов повнимательней - вроде была бита в заднее правое крыло, о чём свидетельствует снятая калитка запаски, а само колесо под багажником. "Ерунда, сейчас небитых не бывает" - отмахнулся я! Но в своих мыслях я уже ехал на нём по бездорожью на 36ых колёсах, проникал в самые тайные уголки центральной России, любовался природой Карелии, жарил шашлык в дебрях Шатуры, ездил по "хайвеям" Кольского. О,да! Здесь было всё то,чего мне не хватало в 4Runner'е: Два моста, рулевой редуктор, огромный багажник и море внедорожного тюнинга! И товарищ, мой вечный спутник и штурман, ходил вокруг и приговаривал "надо брать...надо брать".
В общем вам может показаться странным,что "Москвичи"...ну вот самые настоящие, которые родились и выросли в Москве такие же простые люди как и вы... Нас напрягает обилие людей в родном городе, спешащих, мелькающих туда-сюда, давки в московском метро в час-пик. Вторая проблема - нескончаемые пробки, которые выведут из себя любого крепкого духом. В общем-то психологически люди должны периодически отдыхать душой - этакая "внутренняя свобода", как её назвал А.С. Пушкин. Ну, вот в метро как-то со свободой вообще трудно:) Ну и не до внутренней, когда тебе в лицо дышат вечерним перегаром, на ногу давит вчерашняя школьница своей 14см шпилькой, а ты нервно долбишься затылком об косяк двери :) Я не могу назвать работу в Москве физически трудной. Она не сравнится с нагрузкой дальнобоя в Якутии и Магадане, она не будет такой вредной как добыча руд в шахтах, она не будет столь ответственна, как служба в армии. В ней просто не будет времени на себя, не будет времени побыть с собой наедине, в ней не будет ничего героического и крайне редко вы будете гордится собой. Это просто постоянная попытка двигаться вперёд, стоя на месте. Наверное поэтому пару раз в год вы читаете в новостях,что "очередная пара взбесившихся "Москвичей" начала пальбу из пистолетов посреди города". Есть, конечно, отморозки, но у большинства типично сдают нервы. Так вот чтобы не съехать с катушек и оставаться человеком я, как и все мои друзья, пытаюсь выехать на природу и немного побыть наедине с природой и самим собой.
В общем-то почему я об этом всём пишу? Не слезу выбить из тебя и не бежать "жалеть" москвичей. Я пытаюсь донести до тебя, дорогой читатель, весь поток тех эмоций, который сподвиг меня сделать очередную сказочную глупость в своей жизни :) Когда я силился сказать "да" прежнему владельцу в голове у меня смутно пролетали какие-то неоправданные подозрения. Когда вроде всё по уму,а внутри чувствуешь полное отторжение. Вроде как интуиция проснулась. Нет бы взять и детально рассмотреть возможность альтернатив, услышать голос моего внутреннего "начальника транспортного цеха". Я решил его не дожидаться и с радостью упёртого идиота(ага, в мои 25 лет-то хе-хе :) ) таки сказал спасительное для прежнего хозяина "да". Он что-то говорил про то,что на машине ездил по доверенности года полтора, потом его начальник(первый владелец) продал ему её наконец с внесением в ПТС. Я его уже не слушал,а следовательно как-то проплыл глазами по ПТС и проверка на "вшивость" машины по базам ГИБДД прошла успешно. Спасительным словом "да" было потому,что в машине присутствовали серьёзные косяки, о которых он мне так и не поведал. Человек купил машину себе в пользование,а потом найдя в ней косяки через месяц её продал. Опытные Крузероводы наверняка уже поняли о каких косяках идёт речь исходя из моего немного сумбурного описания. Расскажу о косяках в хронологическом порядке, так что желающие потренировать матчасть могут перечитать всё вышеизложенное и предположить что было "не так".
ЧАСТЬ II. Поехали...
Машину я получил тут же на тех же номерах. Благо оба были зарегистрированы в Москве. В общем-то всё здорово! Машина едет,но меня сразу удивило то,что как-то он не слишком динамичен...вроде 4.5 литра, 205 л.с. автомат...Ну я себя успокаивал: "ну что ты хотел от рамной машины 2.5 тонны весом?" Вроде бы всё ничего, но Раннер с 5VZ по сравнению с ним был настоящим Скайлайном перед Крузером-"левином". Для меня оставалось загадкой, куда же делись те самые 205л.с.? Эксплуатация шла своим чередом: Я поменял масло в двигателе, потом я промыл инжектора Винсом, поменял свечи и залил всё раскоксовкой. Ну,кнч, дятел! Раскоксовку нужно было лить до смены масла,а не после! Знал бы прикуп, жил бы в Сочи. Ладно, махнули масло ещё раз...а маслице-то было Motul 5W30 синтетика, фильтр воздушный, топливный (памятуя о затупах раннера). В общем жизнь стала налаживаться и машинка пошла бодрее...до первого внедорожья. В общем-то было смешно...укатанная снежная дорожка, зимняя резина, 3см свежего мокрого снега и машина отказывается ехать по прямой! Подключаю понижайку и вроде бы пошла...только с каким-то адским натягом, как будто я еду в гору, да с камазом на сцепке. Не мудрено,что машина от такого диковатого раша начинает немного греться...между прочим на улице-то 0 градусов. Я не стал сильно насиловать машину и благоразумно вернулся в Москву на сервис. "Да, фигня это всё! У тебя же старая машина, катализаторы стоят заводские. Сейчас выбьем и машина поедет!" Выбили и она поехала,но не на 4.5 литра. Через пару дней я прокатился на таком же крузере,но в полном обвесе и 33ых грязевых лаптях(к слову у меня стояли 30ые). Машина рвала так,что я даже не ожидал от 15 летнего крузера. Тут я понял,что где-то есть серьёзная потеря...
В перерывах между думами о хорошем и выходными с любимой очередная поездка вышла конфузом)) Покатался я по лесам и полям, вернулся домой в Москву. Заезжая во двор, мне в голову залез маааленкий чёртик и говорит: «А что если мы с тобой штурманём воооон тот газончик в снегу?» «Да не вопрос, ща как я проеду! Аня, смотри как я могу!» Картина следующая: Я, в машине залезаю на газон, рядом сидит моя пассия, болеет и радеет за процесс. Естественно важно врубаю понижайку и "ГРЕНДАЙЗЕР ВПИРЁТ"! Мартовский снег очень коварен в средних широтах и похож на бутерброд из снега разной плотности. Тут нужно было бы руководствоваться правилом меньше дури, больше думать. Думать я не собирался и когда машина начала проваливаться было уже поздно. Все блокировки, туда-сюда и приехали! Сидим отлично, всеми мостами и рычагами в снегу. Я смеялся до слёз, сел в своём дворе, за 20 метров от подъезда. Устал за день, так и бросил машину. Комичность ситуации была в том, что ездить на работу было не на чем в тот момент, поэтому я 3 дня подряд, возвращаясь домой, брал лопату и шёл откапывать пепелац. На третий день «full locked» на 3х тысячах оборотов, дорывшись до земли и раскопав в снегу яму глубиной 35 см мой слон вылез из западни. Это меня научило тому, что не нужно недооценивать вес этой машины.
В общем пока я катался мне не давала покоя мысль, что «не тянет». Тем не менее я мерно ездил и как-то выехал уже в пасху 15 апреля очередной раз в лес. Дорога уже чуть-чуть подтаяла, где-то были лужи и я с гордостью сайгака периодически то взмывая на кочках, то ныряя в растаявшие лужи, наслаждаясь зимне-весенним лесом, свежестью, компанией моей прекрасной жены...я всё думал...думал...думал... Вроде бы едет, а вот всё хуже и хуже и...оп! Загорелся "Check Engine". Я растерянно уставился в приборную доску и неожиданно машина...поехала!! А я так же еду, смотрю в доску...оп! и он потух...Странно...как говорится "запахло жаренным"...да нет...я серьёзно! Пахнет жаренным! Ведь температура ОЖ уже давно в красной зоне!!! Я ударил по тормозам, сразу же открыл капот и... тишина! Знаете, такая тишина, недобрая...только так...слышен такой тииихий треск. Я взял в руку немного снега и кинул на двигатель. Снег упав на клапанную крышку тут же испарился. Опаньки, приехали. Не то чтобы я остался один в тайге,но возвращаться в Москву предстояло километров 300. Суббота, смеркалось, ближайшие 3 населённых пункта могут помочь разве только водкой. А между тем температура на улице падает до отрицательных значений. А мы то одеты по-весеннему. Применяем первый приём - вызываем огонь на себя и включаем печку. Не тут-то было она теперь дует только ледяным забортным воздухом. Супруге нужно кровь из носу в середине воскресения сесть на поезд до малой Родины. Суббота, 19:30, где-то в лесу. Я продолжаю движение перебежками. В общем 3 километра еду, потом полчаса остужаюсь. Эвакуаторы ехать отказываются, да и денег с собой только на пластиковой карточке, да на бензин. Соорудив на двигателе плотный слой снега пытаюсь выбраться из глуши, попутно вызываю одного знакомого на УАЗе. К совести сказать, мы с ним до этого никогда не виделись и я попросил через друга приехать и помочь мне выбраться. Спасибо большое, Алексею он приехал с женой и с товарищем-механиком,но спецом по волге :( Через пару часов, ночью мы встретились на дороге. Я за это время успел отмахать порядка 50 км от места. Сразу стало понятно,что полечить не сможем и взяли моего слона на буксир. Часа 3 мы тащились на привязи не более 40 км/ч без усилителя тормозов 100 км до моей дачи - точки где можно было более-менее оставить машину. Можно также отметить то,что тащились мы на буксировочной стропе Pro Comp,которая как мы не дёргали и не мочалили её по асфальту не порвалась. До дачи оказалось не доехать. Дорогу напрочь замело. Пришлось бросить где-то в сугробе. Напоследок мы слили через обратку 5 литров бензина с 80ки, т.к. УАЗ доехал тютелька в тютельку до места. Это позволило нам докатиться до ближайшей заправки. Дальше я провалился в дремотный сон...приехали под утро...ничего не хотелось...мы проспали ровно до того момента,чтобы отправится на вокзал. В голове только... "опять попал".
В общем, уговорил себя в рабочую неделю первые дни поднапрячься и выдать максимальную производительность, скинуть все задачи и выпросить отгул для эвакуации авто из замкадья. Как только находилось время я занимался увлекательной игрой в «угадайку» или ещё «ящик пандоры». Всем кто попадал на капиталку было знакомо это чувство...ты вроде бы стоишь у виртуальной рулетки и крутишь её, задавая вопрос- «На сколько денежных единиц опустеет мой бюджет?». Настроения это не добавляло, но реальность лучше чем инфаркт на сервисе.
Слава богу, начальник пошёл мне на встречу и дал в среду отгул. Я рано утром затарившись деньгами, резиновыми сапогами и бензином уселся в Камри и отправился на дачу выручать зелёного крокодила. Спасибо моей жене, она более контактный человек и подыскала среди знакомых эвакуаторщика.
Я, добравшись до последнего участка асфальта, бросил камри и пошёл пешком до машины 3км. К слову сказать в 2012 году весна наступила неожиданно...не то чтобы её не ждали, но как всегда в нашей стране наступает зима и не завозят мазут, кончаются деньги бюджета, в общем - «внезапно». Снег сошёл за прошедшие 3 дня и я топал до машины...нет, я плыл до машины минут 15. Сел в неё, завёл и тут же сорвался с места пока температура двигателя не пошла вверх. Путь был пройден на отлично и я успел до красной зоны пролететь 7км по бездорожью. Эвакуатор прибыл через 2,5 часа. Далее погрузка,дорога до сервиса. В общем-то за 3 часа дороги с машиной в 2,5 тонны и 150км пути с меня взяли всего 4500 рублей, что не могло не радовать. Разговорившись по дороге я узнал, что сегодня есть много разных доходных профессий, но вот эвакуаторщик на собственном транспорте – это очень высокооплачиваемая должность. Оказывается этим можно заработать на дом за границей, ездить на Тойоте Прадо последнего выпуска и не сильно переживать...Пора мне что ли работу поменять?
Через день мастера выдали мне диагноз – будет жить, но нужно капиталить! И с радостным звоном инструментов сдёрнули головку и отправили на опрессовку и шлифовку. Мои робкие посылы о контрактной головке как-то пролетели над головами трудяг и так нигде и не осели. Результатом моей поездки стала трещина в прокладке головки блока. Ну да, машина старая, пора бы и лопнуть, если бы не одно «но»! На стенках головки было дофига герметика и никаких следов попытки сделать машину «по уму». Дорогой гражданин, который продал мне эту машину, похоже после покупки схватил перегрева и не стал решать проблему по-правильному, а сделал по-гадски – замазал всё герметиком и нехай другой подавится.
Читаю отзывы людей и поражаюсь насколько мы друг другу стали враги! Волки и те честнее! Часто бывая на сервисах, встречаю субъектов,которые заезжают на СТО и тихо подкатывают к мастерам с фразой «Начальник, давай малёха подшаманим мою тарантайку на продажу» и в догонку добавляют «Толька чтобы недораха...». Всем как бы уже не стыдно продавать помойку и честно говорить в глаза «не бит, не крашен, все запчасти оригинальные». А никто не задумывался, что на этой машине завтра новый хозяин может поехать к себе домой и встрять в 400 км от дома в тайге с умершим мотором без печки? И ведь так не только в Москве, а по всей стране! Через неделю меня ждала уже отремонтированная машина. Ребята сработали быстро и также быстро я расстался с ден. знаками ☹. По моим подсчётам на тот момент на капиталку ушло 40 000 рублей. Естественно, что я не будь дураком поменял тут же термостат, ОЖ и помпу. И тут как бы всё должно было как рукой снять...Ну мы же в России! В общем-то проблема перегрева возникла из-за того, что слепой верующий в неубиваемость 80ки не поменял муфту включения вентилятора (ну или жидкость муфты). Поскольку я принципиальный перфекционист с жабой у груди я заказал новую оригинальную муфту с километровым сроком. Весна удалась крайне тёплой, поэтому я на собственной шкуре испытывал «счастье» ездить с включённой на полную печкой в +25. Потому что...кондей не работал)), т.к. это болячка всех 80ток «за 10». Тут мне повезло, накинул новый ремень, заправил кондей и после замены муфты мне попёрло...холодным воздухом)) Ладно, с этим вроде бы решили (решали кстати полгода – пока запчасти, пока проблему «почувствуешь», пока у мастера в голове сложится трудный паззл и он обнаружит неисправность...).
Далее я поднял машинку с грустью оглядел низ. Радость того, что подвеска не менялась с завода омрачилась необходимостью полной её заменой. Закупился я полным комплектом оригинальных сайлент-блоков во все рычаги подвески(это что-то около 10к рублей), сайлентами в панары, комплектом новых стоек стабилизатора. Машина пошла уверенней, но...мёртвые пружины и амортизаторы портили картину. Да и лето надвигалось неумолимо. Нужно было срочно решать вопрос внедорожной проходимости восьмидесятоньки. А проблемы были: передний мост требовал переборки, передний левый шрус хрустел, как скотина, каждый раз напоминая, что с передней блокировкой нужно осторожнее, резина 30ая зимняя почти лысая, задняя блокировка вообще включалась как повезёт. Купил новые оригинальные амортизаторы, а с пружинами всё не так просто. Оригинальные пружины стоят...неоправданно дорого, поэтому искал замену родным. Взял перед Suplex по 2к штука, а на зад поставил ARB-OME, которые таинственно назывались «переменный лифт 0 – 50мм». Пофигу, беру! Дело оставалось за резиной. Взял за 33к 4 покрышки Federal Couragia MT 285/75R16. Забегая вперёд скажу, что резиной остался очень доволен. По асфальту было шумновато, но в грязи и глине – это нечто! Конечно, не экстремальная резина(за глаза её называю «гражданский симекс»), но отличный компромисс между асфальтом и бездорожьем. Замылилась только один раз за всё время, но об этом позже.
Выдались отличные выходные и я жаждил покататься за городом. Я загодя отдал машину принаряжаться перед свиданием с грязью и жаждал её увидеть как никогда раньше. Прихожу в пятницу вечером в СТО...Вот она стоит...на новой резине, с лифтом задницы...подвеска новёхонькая. Завожу иииии.... Давление масла падает...Глаза у меня на выкате...снизу хлещет масло. Машина заглушена, смятение. Затаскиваем на подъёмник. Диагноз – течёт масло...но откуда не понятно. Ясно, что от лобовины двигателя. На ум приходит передний сальник коленвала, который я уже менял. Думаю, неужели он? Только поменял месяца 3 назад! Дело в том, что шкив уже с выработкой и на нём была проточка. В этих случаях без вариантов – менять шкив. Я было ринулся на разборку, но там тоже нет гарантии, что шкив не сточен. Заказал новый(( Но проблема оказалась в прокладке масленого насоса – такая тоненькая хитрой формы прокладочка, которую хрен найдёшь в пятницу вечером...я матерился как сапожник, потому что прокладочку в выхи я не смог найти. Пофиксили «баг» уже во вторник. Пришлось ждать следующей недели.
Уж на следующих выхах начался праздник – машина поехала! Выглядела здорово,резина, диски, чуть поднятая задняя часть, новые амортизаторы, пружины...Накатался и намесился я здорово! В 80ке есть что-то такое магическое. Вроде бы колёса для неё маловаты, вроде тяжёлая – проваливается, но чуть больше газу и она ЕДЕТ! Многие вменяют бензинке низкую тягу на низах, но я готов поспорить. Неоспоримо, что дизель будет тянуть с холостых, но его тяга к 1000 об/мин уже не так огромна по сравнению с 6ти цилиндровым FZ-FE. Дальше-больше. После 1000об/мин по крутящему моменту ему сливают известные HZ и HD-T. Только HD-FT и HD-FTE тяге превосходят FZ, причём первый - не так уж существенно. После установки родного нагнетателя от TRD мощность старичка поднимается до 300 л.с., а крутящий момент до 430-440Нм. С таким моментом преимущества HD-FTE становится не столь очевидны.
Ближе к телу, как говориться! Через пару дней я ехал на дачу по заброшенной лесовозной дороге. То ли по ней прошла небольшая экспедиция из УАЗов на Ф-белах, то ли там побывали какие-то трактора, но колея превратилась в траншеи в плотном лесу. Деревья находились в 20-30 см от колеи и в общем выхода не было – я ехал по колее до последнего момента. Когда это стало невозможно, то я начал выбираться из колеи и в ходе очередной попытки я переборщив с газом вылетел из "траншеи" почти поперёк и ударился крылом о дерево. Здесь я вспомнил кучу отзывов о том, как вредны для машины кенгурины. ЭТО ЗЛО! Вместо крыла, поворотника и фендера кенгурин зацепил мне блок-фару, решётку радиатора и капот. В общем ремонт сего счастья мне обошёлся в 40к рублей с использованием оригинального нового крыла. Мораль басни такова: Кенгурин – вещь бесполезная – только силовой бампер!
Далее после лета эксплуатации начались проблемы с прогоревшим глушителем. В принципе заменить и всё. Для дизелей есть хорошие альтернативы в виде неплохих неоригинальных систем, но для бензина пойдёт либо оригинал, либо самовар от различных сервисов. Оригинал на машину стоит около 70к рублей. Естественно – фтопку! Откровенный самовар не хотел из-за недоверия к многим “мастерам” и качеству труб, которые ставятся ими. Хотелось закрыть вопрос на 4-5 лет. И тут я нахожу тему на Land-cruiser.ru от уважаемого человека Ярослава TLC по поводу замены родной 80тошной системы на систему бензинового арабского 105ого. Стоит полный комплект оригинала “всего” 25к со всеми крепежами и трубами. Тут и списочек есть(орфография и пунктуация автора сохранены):
Это 1FZFE
17401-66131 -1 шт. : глушитель передняя часть.
17403-66071 -1 шт. : глушитель средняя часть.
17405-50030 -1 шт. : глушитель задняя часть.
90917-06065 -2шт. : кольцо уплотнительное №1
90917-06076 -1шт. :кольцо уплотнительное №2
17451-50050 -1шт. :кольцо уплотнительное №3
17565-74280 -3шт :подушка глушителя №1,2
17565-13030 - 2шт. :подушка глушителя №3
Отлично…покупаем на экзисте, ждём месяц и получаем…ужос! Средняя банка не подходит. Ответ прост. В арабском мире есть 100ки с FZ-FE и этот список подошёл бы 100ке, но никак не подойдёт 80ке. В общем я столкнулся с задачей установить неустанавливаемое на 80ку. Вернуть з/ч не удалось. Эксперимент обернулся провалом. Даже полная переварка труб в купе с кривизной рук мастеров не позволили установить даже половину з/ч. В принципе дня 3-4 система проездила, но потом опять начала сифонить. Сварили заново – эффект тот же. Оно и понятно. Нельзя подвешивать выхлоп, пусть и оригинальный, без демпфирующих элементов. Вибрации и напряжения от рамы неминуемо будут передаваться на глушитель и ломать его в самых слабых местах. В оригинальной конструкции демпфирование происходит с помощью подушек глушителя, которые присутствуют на всех креплениях оного к раме. В других случаях обычно ставят гофру, но тут мне и этого не поставили. В общем мне пришлось закупить нормальные запчасти от 105ки через экзист. Список прилагаю:
17401-66140 - глушитель передняя часть.
17403-66080 - глушитель средняя часть.
17405-66050 - глушитель задняя часть.
Это гарантировано встанет на 80ку (за кат. номера на экзисте ручаюсь) FZ-FE с определёнными переделками выпуска и позволит засунуть выхлоп повыше к раме. Мне делали в Москве за АЦ Каширский. Ребята ОЧЕНЬ качественно выполнили работу за 7к рублей. На этом все проблемы с выхлопной у меня решились, т.к. я решил не устанавливать заднюю бочку, а просто вывести трубу. Катализаторов в системе нет и только 1 лямбда-зонд + выхлоп ушёл поближе к раме. Тяги в машине значительно прибавилось и исчез риск оторвать заднюю банку+улучшение угла съезда. Звук выхлопа стал более басовитым.
Проблему тяги машины я полностью решил установив новый трамблёр, ВВ-провода и поменяв топливные фильтры(сетку в баке и выносной бочонок).
ЧАСТЬ III. Миф о 80ке...
Модель Toyota Landcruiser 80 была, есть и останется легендой автопрома. Это несомненно автомобиль, который был продуман инженерами, выполнен с сочетанием высокого запаса прочности узлов и высокой точности исполнения оригинальных деталей. Благодаря этим инвестициям отцов-инженеров машина приобрела статус «неубиваемой». И эта слава, спустя 25 лет со того года, когда первые машины покинули конвеер, играет с ними и их хозяевами злую шутку. Поэтому весь контингент любителей и владельцев 80ки делится на 3 типа:
Мифотворцы, которые постоянно твердят о невероятной живучести этой машины.
Мифолюбцы, которые вдохновляясь всеми этими тирадами покупают у первых машины.
Сознательные разрушители мифов – это те владельцы, которые понимают что любую машину можно убить и при всех её плюсах 25 лет – это критический срок и машины близки к тому, чтобы превратиться в металлолом, если не получали должного ухода всё это время.
Вторые становятся либо первыми, продлевая жизнь легенде о «неубиваемости», тем самым пытаясь продать тот хлам, который им впарили предыдущие «пасторы», либо становятся третьими, которые скрипя сердцем и кошельком медленно, но верно восстанавливают машину из пепла.
Приятно осознавать, что есть много людей, которые изначально относятся к третьим и держат машины в отличном состоянии на протяжении всей их жизни. Спасибо вам за то, что иногда можно насладиться тем ушедшим качеством тойоты хотя бы со стороны.
Друзья, не питайте иллюзий, машина 1991 года будет изношена и угроблена с вероятностью 90%. Скорее всего уже 2-3 владельца подряд даже не представляли себе, как машина вела себя в свои ранние годы, т.к. на з/ч экономили, часто ставили дубль, там где отваливалось приваривали и т.д. Редки случаи, когда машина доходит до нового владельца в приемлемом виде. Конечно, можно начать споры и предъявить «исправные» варианты и 90ого года на суд общественности. Только их ценник никак не соответствует году. Стоимость этих машин сильно завышена и сейчас не совершенно не понятно, а 80ка за 1 000 000 – это дорого или дёшево? Кстати, купив такого слона, не факт, что машина окажется исправной. Поэтому единственный вариант 80ки, которую можно брать – эта та, у которой после длительной диагностики не окажется проблем. Потому что они скоро начнуться и к этому нужно быть финансово готовым. Чудес не бывает, и те самые неубиваемые монолитные запчасти будут стоить недёшево. Такую машину стоит покупать только если вы готовы потратить от 100к до бесконечности рублей на её оживление. Хотя, может кому-то и нравиться думать, что люфт рулевой в 1/5 рулевого колеса – это норма или то что руль нельзя поставить по центру. У каждого свой предел «исправности» машины. Я таких «мелочей» стерпеть не мог и поэтому я потратил шестизначную сумму в рублях на приведение в чувство автомобиля, которая меньше 500 000 рублей, но сильно больше 200 000. Самое грустное в том, что это не предел. А стоит ли это того?
Меня подвёл к этому недавний случай в СТО РСТ 4x4. На подъёмнике висел абсолютно новый (пробег 17 000 км) 80ый Лэнд-Крузер с запахом нового автомобиля. Это араб в полном фарше, 97ого года с кожаным салоном. Говорят, что новый владелец покатавшись чуть-чуть решился продать все свои новые тойоты и оставить лишь одну 80ку. Управление этим автомобилем доставляет непередаваемые ощущения. Эти полтора метра жизненного пространства перед тобой дают ощущение, что ты в грузовике, но при этом езда по асфальту на стандартной подвеске подобно заплыву на круизном лайнере. Выезжая на бездорожье меняется только ландшафт, а ощущение лайнера, дивана, колыбели остаются. Машина мерно покачивается на ухабах, как будто убаюкивает тебя: «Всё нормально, я и здесь тоже проеду». При этом это не ватный вальяжный бизнес, эта машина – твой лучший друг из детства, который был всегда с тобой. Он надёжен, не бросит, он всегда с тобой и всегда уместен. Будет молчать до последнего даже если ему совсем плохо. Наверное, он так популярен в нашей стране, потому что похож на образ русского мужика. Работает за троих, а ест за семерых. Молчит, не плачит, говорит только по делу, вынослив и суров. Ничего лишнего в дизайне. Возможно, закат рамных мостовых внедорожников намекает нам на окончание века настоящих мужчин и их становится меньше?
ЧАСТЬ IV. Сухо по теме, без эмоций.
Мостовой ленд-крузер 80 – это хороший внедорожник и экспедиционник. Длинна и база позволяют комфортно ездить на дальние расстояния. Хорошим подспорьем служат все 3 родных блокировки. Они дают ОЧЕНЬ большую прибавку к проходимости. Благодаря им я не тонул в болотах, цеплялся за песчаные подъемы, двигался на раскисших полях. Главное, применять их с умом и заранее. Машина очень тяжёлая и не располагает к тяжёлому бездорожью. Вес с пассажирами, баком топлива и небольшой поклажей – уже 2,5 тонны. С обвесом, колёсами и людьми – 3,5 тонны. Я случайно заехал на ней на 33” колёсах на заброшенные торфяные разработки и мне было реально страшно, так как машина просто проваливается под собственным весом, даже если вы просто стоите на месте. Кстати, хоть как-то ехать и целяться она начинает на 33” колёсах, хотя многие утверждают, что только на 35ых. Если быть честным, то внедорожник из 80ки начнётся только после 37ых,т.к. остальное – это компромисс. Нужно учитывать, что после 33их уже начинаются проблемы с кастором и мостами. Рулить с такими переделками такой махиной становится всё труднее и труднее, не говоря уже о «шимми». Я для себя нашёл ответ – максимальный лифт 80ки – 5”. При этом нужно потратиться на новые удлинённые клюшки с выправлением кастора(к примеру, Kerosin’овские) + дропы на панары(лучше изготовить монолитные под заказ) + подвеска на прогрессивных пружинах + Аморты соответствующей длины + армированные тормозные магистрали. При такой конфигурации можно построить машину на 37ых колёсах при этом оставляя возможность более-менее комфортной езды по асфальту.
Один из предыдущих авторов сказал, что эту машину нужно мерить вёдрами. И я соглашусь. Расход по городу, после всех исправлений у меня выходил 2,5 ведра, по трассе – 1,5 ведра. Конечно, 92ого,т.к. лить 95ый, что кормить кур золотом,а машина едет одинаково. В принципе FZ-FE может кушать в экстренных случаях и 80ый. Мне очень понравилась динамика FZ-FE на стандартных колёсах и полностью исправных и чистых впускных и топливных системах. При нажатии педали в пол 2,5 тонны делают такой приличный и дерзкий рывок, которого не ожидаешь от старичка. Было пару раз, когда я веселил владельцев "новеньких" 100ок, выпрыгивая из-за них на светофоре.
Падения динамики после перехода с 30” на 33” я не заметил. Расход тоже сильно не изменился.
Из плюсов машины хочу выделить:
1) Высокую надёжность оригинальных агрегатов.
2) Очень неплохие дисковые тормоза на 2ух осях
3) Хорошую динамику 4.5
4) Большой багажник!
5) Море разнообразного внедорожного тюнинга
6) Доступность запчастей
7) Толщина рамы и кузовного металла (толще оного на 105ке)
8) Блокировки всех 3х дифов
9) Высокие показатели пассивной безопасности
На мой взгляд минусы:
1) Очень приличный расход. Говорят, что бензинка на 36ых есть около 35л на 100км по бездорожью.
2) Передний 8ми дюймовый мост. Всем известен факт, что его нужно перебирать через 100 000 км. Это вариативная величина, но полный комплект для переборки стоит около 100к рублей. Я перебрал за 70к. Мне отрегулировали редуктор и сменили все элементы кроме ГП и дифа + всё содержимое моста оригинал и Шрусы NKN. Он слабоват для колёс более 35 дюймов. Так что 35 – опять золотая середина.
3) Мало места для пассажиров. Я не езжу в капитанском стиле, поэтому меня напрягала посадка в 80ке. Практически постоянно ездил с отведённым назад сидением. Сзади люди постоянно упирались в передние сидухи коленями. Задние сидения ну хоть на 10-20 см назад хорошо бы.
4) Стоимость некоторых запчастей просто огромна. Естественно я про оригинал. ШРУСы за 16к рублей – это дороговато. Задний Дифференциал в сборе за 80-90к –это слишком.
5) Вес машины
6) Крепление рулевого редуктора к раме. Говорят, что проблемное место, но я не сталкивался.
7) Требует около 10к в месяц на нормальные расходники
8) Замыкание центрального дифа и пониженной одновременно. Жутко неудобно на слабонесущих грунтах, когда на автомате нужно быстрее переключится на повышенные передачи, чтобы не вязнуть. Это можно поправить.
9) Главный – год, состояние и стоимость вариантов на рынке убивают практически все плюсы и усиливают влияние минусов.
В заключение хочу сказать, что машина классная, но от её класса с современной эксплуатацией не осталось и следа. Она уже устарела и владельцы машин редко о них заботятся с почтением к возрасту и заслугам. Счастье тому, кто имеет беспроблемный аппарат и горе тому, кто купил «мумию». Будущем искателям подобных машин советую смотреть сначала на год, а потом тщательнейшим образом исследовать состояние, искать машину среди знакомых или на форуме. Остальные варианты чаще всего проигрышны.
А я уже как год опять вернулся к 185 раннеру, т.к. он проще, легче и главное – мне удалось найти по-настоящему живую машину. Чего и вам желаю!
Всем ни гвоздя, ни железа. Верных и крепких коней, любящих женщин, единства, справедливости и счастья!