Отъездив лето, осень и зиму, решил написать отзыв о TLC200.
Еще давно, много лет назад, меня зацепила фраза в отзыве одного человека о ТЛК. Он описывал, как до ТЛК ездил по городу на разных машинах и как при этом болезненно ощущал каждую кочку и выебону :) наших дорог. Потом же он пересел на ТЛК и стал ездить по тем же разбитым дорогам, но с другими ощущениями по его словам. Примерно это звучало так: “Когда едешь на ТЛК все дороги становятся хорошими. Едешь как по рельсам, ни кочек, ни ям не ощущаешь. Если чуть-чуть качнуло – значит был открытый люк :) “
Это интересное высказывание про “открытый люк” запало мне в душу и в общем-то хотелось испытать нечто подобное. Из личного опыта вождения других машин с повышенным клиренсом могу сказать, что ни Харьер, ни Мазда Трибьют, ни Сурф, ни Гелендваген не давал такого пофигистического ощущения при езде по нашим дорогам. Из перечисленных Харьер, пожалуй, как мне кажется, причем в первом старом кузове (не знаю почему так, но сравнить имел возможность оба) комфортней всего позволяет перемещаться по нашему убитому асфальту. В других отзывах о ТЛК я видел, что люди сравнивают ТЛК с седанами бизнес класса по комфорту, что тоже было очень привлекательно. Помимо этих положительных качеств в отзывах, в ТЛК меня привлекал несомненный стоковый внедорожный потенциал. Ну и Крузак, на сколько я помню всегда был легендарной машиной, что тоже подстегивало мой интерес узнать, что же он из себя представляет , так сказать, внатуре.
После появления на рынке ТЛК200 его внешность меня сразу зацепила, машина понравилась. Сперва её приобретение казалось неосуществимой мечтой, но постепенно наступили времена когда желания начали совпадать с возможностями, чего я впрочем всем желаю.
И я решил приобрести ТЛК 200. Сперва выбирал между LX570, Патролом и Крузаком, но обязательным критерием для себя определил дизельный двигатель. И патрол с лексусом отпали. Почему дизельный ? – лично для меня плюсом дизеля были небольшой налог(за что платить ?), меньший по сравнению с бензиновыми двигателями расход горючего, соответственно больший запас пробега на баке(из опыта владения Гелендвагеном бензин расходовал 25 и более при стандартной езде по городу), ну и привлекал хваленый момент дизельного двигателя. Да и просто хотелось испытать, что представляет из себя легендарный дизель - ведь раньше опыта эксплуатации дизелей у меня не было, а о плюсах дизеля на внедорожниках я слышал не раз.
Хотел поехать куда-нибудь за автомобилем, но в итоге купил в своем городе. Вместе с продавцом поставили машину на учет, чтоб избежать неожиданных сюрпризов от ГАИ. И понеслась...
Старт стоп двигателя осуществляется с кнопки. Завел, надавил на газ, дизель зарычал и выстрелил почти трехтонной пулей как игрушкой (пустая масса автомобиля 2640кг). Реально при разгоне прижимает к креслу, ну естественно не как на GTRе, но ощутимо, после бензинового Т.Сурф 2.7л. Причем в гору разгон такой же интенсивный как и под гору, разницы не заметно совершенно. После уже прочитал где-то в журнале про дизельный двигатель, что Тойоте впервые удалось сделать Ленд Крузер, который реально может ехать быстро ! И это так и есть на мой взгляд, машина очень шустрая. Самые ходовые и рабочие обороты в городе 2000, интенсивный разгон на 3000-3500, дальше крутить и насиловать двигатель особого смысла нет, хотя крутится он легко, от несильного прикосновения к педали газа. Управляемость в поворотах не ахти, хочешь не хочешь приходится сбрасывать скорость и любая достаточно мощная легковушка может обогнать ТЛК200 за счет этого в гонке :) Крены в поворотах заметные и нешуточно напрягают. На бездорожье раскачка тоже достаточно ощутимая, хотя система КДСС (кинетическая система стабилизации подвески) работает и успокаивает раскачку, подстраиваясь под тип дороги. Хотелось бы большей жесткости на ухабах и клиренса побольше.
Отдельно скажу по тормозам. Их почему-то ругают. С чем сравнивают, я в непонятках. Я сравниваю с мерседес гелендваген и тойота Сурф. По сравнению с этими машинами - тормоза отличные ! Естественно при торможении нужно учитывать 3х тонный вес автомобиля, законы физики ведь никто не отменял. Тормоза лучше чем вышеобозначенных машинах однозначно. Правда после первого экстренного торможения чуть не обосралсо, извините за выражение, так как преднатяжители ремней безопасности жутко затрещали (было ощущение что ВСЕ СЛОМАЛОСЬ !), и некисло так крепко притянули меня к сиденьям. Первый раз столкнулся с этой системой и поэтому от неожиданности слегка офигел.
По интерьеру ощутил, что кресла недостаточно комфортные, трудно отрегулировать, чтобы было совершенно подходящая под тебя посадка. Хотя присутствуют разнообразные электронные регулировки во всех направлениях, включая регулировку поясничного упора. Потолок, как ни странно, этого никто нигде не говорил, низковат - в зимней шапке в него упираешься, ничуть не выше чем на том же сурфе. Приходится это компенсировать наклоном спинки сиденья. Руль закрывает часть индикации приборов, как ты его не регулируй. Например индикатор включенной помощи при спуске с горы, увидеть за рулем совсем трудно, и можно с ним долго проездить, пока поймешь, что что-то не так. Рукоятки регулировки подогрева сидений расположены не очень удобно, доступ к ним перекрывает ручка АКП, поэтому во время движения не так легко их отрегулировать. Вобще “убранство” салона оставляет желать лучшего, нет особых изысков и извращений, все достаточно скучно и просто в сравнение с тем же Патролом. Тачскрином головного экрана монитора можно управлять в перчатках или рукавицах, это удобно когда на улице дубак. Также в дубак полезной опцией является обогрев зеркал, тыкнул кнопку и через пару минут зеркала чистые. Разогревается двигатель зимой в морозы выше 20 градусов быстро. Это происходит за счет приблуды в виде дополнительной помпы(если не ошибаюсь), которая включается кнопкой и повышает обороты двигателя пока тот не прогреется. Разогрев до рабочих температур в мороз занимает минут 5-7, поэтому в автономном обогревателе как бы нет необходимости. Заводится в мороз машина тоже нормально. В минус 30 когда нажимаешь кнопку старта, она включает всю гирлянду индикаторов, задумывается и через секунд 5 заводит машину с первого старта. Обогрев руля конечно не помешал бы, но меховой нарульник тоже нормально, дешево и сердито помогает в морозы. Работа датчика дождя не понравилась – то срабатывает с запаздыванием, то наоборот начинает тереть сухое стекло, это видимо от грязи. Музыка в машине в общем понравилась, звучит вполне себе хорошо, особенно при проигрывании ДВД дисков. Кстати ДВД дисковый ченжер со временем навернулся, пришлось его ремонтировать за 5т.р. Дополнительно установил приблуду для подключения флешки MP3 USB – удобная вещь ! на мониторе отображается как дополнительный СД проигрыватель, можно выбирать треки и управлять флешкой с основного монитора и сервисных клавиш на руле. Цена вопроса всего 2.5т.р По сравнению с ФМ модулятором качество звука небо и земля. Про удобство флешки говорить даже не надо, воткнул 8гб музыки и слушай хоть заслушайся целый день. Устанавливал в районе Ширямова в “Автозвуке” – мастера толковые, но за их аккуратностью лучше следить, впрочем как и в любом другом сервисе.
Для украшательства машины купил для авто хромированные обвесы: передние и задние дуги. Лучше бы их не покупал, полная лажа, за зиму они подржавели и скорее всего сниму их как потеплеет, думаю антиржавчина им не поможет. Да и вид авто от них на мой взгляд не улучшился. Сделал вывод, что если покупать, то надо брать из нержавейки. Они и защищают попрочней и ржаветь не будут. Купил хромированные крышки поворотников в крыльях – вот это нормальное украшательство за копейки(около 300р). Родные поворотники в крыльях смотрятся убого – грязновато желтого цвета, а с хромированными колпаками совсем другой симпатичный вид. Подключил поворотники на зеркала(колпаки на лопухи), тоже вещь полезная и современная. На кузов наклеил юбилейные наклейки, тоже красиво.
Что ещё. Установливал сигнализацию с диалоговым кодом в “Антиугоне”, что на рынке Павловский, ребята молодцы всё сделали качественно и по нормальной цене, попутно отключил у них блокировку показа видео при движении. Сигналка надежная(говорят что невозможно сосканировать диалоговый код), но так как деньги жгли ляжку там же воткнул блокиратор АКП, безштыревой. До этого пользовался штыревым , дак вот советую выбирать безштыревой – удобней пользоваться и говорят надежней. Кроме того по личному опыту штыревой у меня клинил и его выпиливание у специалистов по открыванию замков заняло 10 минут. Сперва болгаркой распилили защитный кожух (запитали болгарку от автоаккумулятора через инвертер), потом дрелью высверлили личинку замка и штырь выпал. Заняло это дело 10 отсилы минут. Хотя без болгарки высверлить штырь бесполезно, сперва попробывали напрямую высверливать – сточили 2 сверла, а толку ноль. Штырь был Драгон.
Однажды оставил в машине ключи и одновременно так получилось, что сел аккумулятор. Во всем виновата схема работы автосвета: был включен автосвет, когда вышел из дому завел авто с сигнализации (автосвет естественно зажег фары), потом передумал ехать на автомобиле и заглушил его дистанционно с сигнализации. Как выяснилось автосвет фары не погасил, ведь дверь я не открывал и не закрывал – видимо алгоритмом это не предусмотрено. В результате полностью в ноль разрядил аккумуляторы, а ключ остался в запертой машине. И как её было открыть, когда на кнопку сигналки она перестала реагировать и в замочную скважину нечего было вставить ? Позвонил в сервис по открыванию авто, те за 2.5 т.р. были готовы отогнуть дверь(звучит не очень привлекательно) и попытаться проволокой зацепить открывашку на двери(от царапин естественно никто не страхует). Этот вариант не очень мне понравился и я пошел другим путем. Подъехал на другой машине с проводами для заводки аккумулятора. Подсоединил к генератору провода, один на генератор (это +), второй на массу (это -) и вуаля, машинка сразу ожила пикнула и все двери удалось открыть безо всяких отгибаний. Ну это конечно не моя была идея, а интернет помог.
Один раз зимой в особо сильный мороз загорелась гирлянда неполадок ТРК и еще чего-то. К тому моменту я был уже к этому готов и после скидывания клемм аккумулятора ошибки с панели приборов пропали. После пропадания больше они не появлялись. Наши Сибирские морозы буржуйской технике не идут на пользу. После скидывания клемм пришлось “перепрошивать” систему камеры слежения заднего хода, эта процедура представляет из себя поворот руля до упора справа налево. Пока сообразил что к чему было несколько неудобно, ведь камера перестала высчитывать траектории поворота при заднем ходе. А ведь камера такая полезная, что без неё и без сонаров трудно даже представить, как парковаться на этом бегемоте. Без электронных приблуд типа камеры и сонаров крузаку бы было нелегко маневрировать, с ними же все проблемы отпадают.
Да, по расходу топлива. Летом по трассе расход доходил до 12.5 литров при ровном движении. Если давить не стесняясь то расход упирается в “отсечку” – 30л/100км. В среднем по городу расход летом составляет 14-20л, зимой 17-22л.
По расходу масла(да да современные двигатели жрут масло прямо с конвейера, слышал, что новые хонды аккорд жрут до 1л на 1000км, про БМВ и говорить нечего). Мой дизель от замены до замены сжирает около литра масла. Т.е. на 5т.км. требуется на доливку около 1 литра. Говорили, что это устранено в совсем свежих моделях, но по отзывам у владельцев автомобилей 2013г.в. жор также присутствует.
Что в итоге: За более чем пол года владения пока проблем не было. Машина надежная, как и раньше многие тойоты. В машине нравится по большому счету всё, хоть недостатки и имеются. Комфорт как у бизнес седана, мощи и прыти придостаточно, опять же понтов хватает ;) Подвеска для нашего разбитого асфальта подходит пожалуй наилучшим образом (нынче после зимы вообще такое ощущение что был массированный артиллерийский обстрел дорог, разбито всё и везде !). По открытым люкам ещё не проезжал, и хоть скажу, что наверняка не просто качнет на открытом люке, но вполне себе очень даже возможно, что пролетишь над ним без каких либо последствий. Можно было бы приукрасить как-нибудь салон, но это ведь не обязательно. Это джип в конце концов, настоящий, рамный, которых становится всё меньше и меньше, а скоро может быть и вообще исчезнут они с лица земли. Хоть по прямому джиповскому назначению пока немного кто использует ТЛК200 (хотя есть люди), но то что это всё тотже настоящий джип “Крузак”, что всёже он могёт ! душу греет :)
Ну и всё, пожалуй. Желаю всем удачи на дорогах и чтоб ваши мечты сбывались, спасибо за внимание.
По фотографиям:
Красивых фото пока нет, ну лучше хоть что-то, чем ничего.
2. Расход топлива.
3. Фото с подключением проводов, когда аккумулятор сдох.
4. "Черная кошка" темной ночью.
5. Гирлянда индикации панели приборов при глюке в лютый мороз.