Покупая два года назад этот автомобиль, я провел немало времени в Интернете, чтобы остановить свой выбор на самом достойном варианте. Теперь, сделавши свой выбор и накатав на нем 60000 км., хочу поделиться опытом с такими же страждущими информации как я, два года назад, может кому-то поможет.
Теперь собственно об автомобилях. В качестве варианта покупки рассматривались такие варианты как Toyota Land Cruiser 80, года так 96-97 и Surf/Ranner, года 98-2000, Land Rover Discovery II, года 98-2000. Как вариант изучался и Prado, но по нему информации интересовавшей меня было меньше всего и что куплю именно его, до последнего момента даже не ожидал.
Toyota Land Cruiser 80 отличный автомобиль с ним я был знаком уже хорошо, его имели несколько моих знакомых и мне иногда приходилось ими заниматься, как человеку не последнему, в этой отрасли. Одна беда хотелось рестайлинговую, после 95-го года, обязательно турбодизель и механическую КПП. Я не противник автоматов как таковых, но ездил и на тех и на тех, с правым рулем и левым, мне больше нравится именно такое сочетание. К тому же хотелось иметь еще блокировки мостов и комплектацию не STD и не Арабскую. Так вот на такой вариант денег-то и не хватало!
Surf мне тоже был знаком, его тоже имели некоторые из моих знакомых, на него и денег хватало, но вот низкий кузов уж больно смущал, полулежащая посадка за рулем, не то чтобы не удобно, но на любителя. К тому же механических коробок на них как будто не ставили…. Не нашел, да и выбор честно говоря у нас на Урале не богат, легковушек завались, а вот внедорожников не очень. Ranner-ов в живую вообще не нашел, не говоря уже о комплектациях и моторах.
Отдельного внимания заслуживает третий вариант, при зарплате менее полтинника в месяц я так понял его вообще нельзя брать. Собственного опыта эксплуатации нет но, по отзывам, полная задница. Автомобиль хороший, но не надежный, запчасти дорогущие и постоянно востребованы. По рейтингам тех же США, Dyscovery III возглавляет список самых ненадежных вседорожников. При всех его прелестях, таких как электронные блокировки буксующих колес, активные стабилизаторы поперечной устойчивости и пр., решил не рисковать.
Но вдруг позвонил кореш с севера, говорит: продают Prado 9-и лет от роду, из Германии в 2002-ом году привезена, пробег 196000 (может реальный, может, нет). Дизель 1-KZ (тогда я в основном понаслышке знал как эта штука ездит), КПП механика, блокировка заднего дифференциала (межосевая это само собой), привод постоянный полный, комплектация вроде ничего (за годы владения японскими авто я уже привык ко всем удобностям). Руль наш советский, то бишь слева. На следующее утро я был уже у него, а к обеду уже владельцем автомобиля Toyota Land Cruiser Prado.
Автомобиль оказался в весьма хорошем состоянии (он и сейчас таков). Будучи немного подковавшись перед осмотром информацией из Интернета, осмотрел и проверил состояние «слабых мест», таких как рулевая рейка, передняя подвеска, турбина и задние тормозные диски. Выяснилось, что перед продажей хозяин занимался ремонтом передней подвески и рейки в фирменном Тойотовском центре, соответственно все оказалось отлично, везде стоял новый оригинал. Турбина тоже недавно поменялась на контрактную, по внешним признакам походило на правду. Задние тормозные диски были в аховом состоянии, но это не повод, чтобы отказываться от покупки в целом неплохого автомобиля. С самого начала настораживала достаточно жесткая работа двигателя, так же при включении кондиционера обороты поднимались слишком высоко и движок немного колбасило. При этом ничего не дымило, носилось как конь не кострированый, масло и антифриз находились в нормальном состоянии. Поразило отличное состояние кузова, по их пескам даже не образовалось сколов на морде автомобиля. Бросилась в глаза небольшая неравномерность зазоров по правой передней двери, более пристальный осмотр не выявил следов халтурного ремонта, на том решил осмотр закончить.
Перегон выявил пару недостатков: гремящую на больших кочках заднюю дверь и пробивающую на безобидных (правда если высоко сидишь многое кажется безобидным) неровностях заднюю подвеску, качало зад тоже не слабо, но в багажнике был груз из четырех летних покрышек. Когда приехал домой (за сутки преодолев 2100 км.) понял что эти покрышки надо было выбросить еще там. Так же по дороге мотор выпил где-то грамм 200-300 масла, для новоиспеченных дизелеводов хочу сказать, что для турбодизеля это нормально, при спокойной езде не в трассовых режимах расхода не будет. Расход горючего порадовал, две тонны металла с тремя пассажирами и четырьмя покрышками 265х70х16, на постоянной скорости 120-130 км/ч. Расходовали ровно10 л. топлива на сотню километров. Убеждался в этом несколько раз, заправлялся на всякий случай почаще, поскольку не знал не машину, не дорогу, но все время до отсечки. Проехал 400 км., отсечка на 40 л., проехал 500 км., отсечка на 50 л., и т.д., с точностью +_ пару литров. Вообще 90 литровый бак это неплохо, меня все не покидает мысль приспособить еще один, второй дополнительный бак, от бензиновых версий на 70 л. Полторы тысячи км. автономного плавания… здорово! Чтобы больше не возвращаться к расходу топлива, сразу скажу, что в городе расход составляет 11-12 литров летом и 12-14 зимой. Езжу нормально, средне, не лихачу, но и не ползаю, об экономии топлива при каждом касании правой педали не думаю. Вообще автомобиль располагает к степенной езде, но если надо… как в старой присказке: педаль нажму - самолет вверх, педаль отпущу - самолет вниз! Если едешь по умеренному бездорожью, по которому можно еще на самом деле ехать, передаче на третьей хотябы, расход очень мал, засечь точную цифру не удавалось. На тяжелом бездорожье о топливе думается в последнюю очередь, да и расход по понятным причинам засечь не удается, если только в л/час.
И так вот мы дома, можно получше изучить то что купил. Так все здорово, удобно, две подушки безопасности, кондей, все стекла на электроприводах, ЦЗ имеется, родной иммобилайзер тоже. Руль регулируется по высоте, сиденья как обычно, плюс наклон подушки, пластики классные, тряпки велюровые. Имеется электрорегулировка и обогрев зеркал, омыватель фар, задняя печка, четыре не плохих динамика «на 16» в дверях, родной Блюпункт (когда я его заменил на DVD – ресивер, то понял, насколько хорошо немцы умеют делать приемники! А пролоджи дрянь - не берите), антенна также автоматическая телескопическая (с памятью положения!). Резина зимняя новая Нокиа Хаккапелита 1 - дерьмо! Как корова на льду. К тому же бывший уже теперь хозяин поставил резину размером 235х70х16, вместо положенной 265х70х16, сэкономил видать. Ладно, разбогатею - поменяю. Простыми математическими расчетами можно прийти к выводу, что спидометр завышает показания процентов на 10, да и средний расход топлива при этом увеличивается. На панели приборов стоит интересная электронная приблуда, в которой имеются кренометр, компас, термометр, высотомер (два), барометр, расчетчик средней скорости. При этом в виде графика отображаются тенденции выбранного параметра за последние 12 часов. Имеется электрический прозрачный люк с двумя режимами (не пользовался ни разу - кондей же есть, а мусор я по дороге не выбрасываю, даже мелкий).
Есть в комплектации и минусы, за такие деньги могли бы и климат контроль поставить! Стоят же обычные крутилки, даже без сервоприводов! Климат не предусмотрен ни в одной комплектации, судя по мануалу (фирменному Тойотовскому). Так же удивляет освещение салона, две жалких лампочки по 10Вт. в потолке для такого салона не серьезно. Я уже не говорю о подсветке пространства для ног и подсветке в дверях, хотя повторюсь автомобиль далеко не из дешевых. Круиз-контроля у меня нет, но он может стоять. Так же могут быть электрорегулировки сидений и еще два дополнительных сидения в багажнике. Это все касается только европейских комплектаций, японцы, как правило, побогаче.
Запаска на задней двери все-таки больше плюс, чем минус, дверь конечно провисает, но доставать ее снизу в говнах, и потом лопатой от этих самых говен отскребать, это нечто, даже если придется сделать это один раз в жизни, запоминается навсегда.
Из внедорожного арсенала: привод постоянный полный (4WD), блокировка межосевого дифференциала на повышенной передаче, пониженная передача с заблокированным межосевым дифференциалом, блокировка заднего дифференциала. Есть в раздатке и нейтраль. Двигатель очень мощный и приемистый, я не ожидал, что дизель может быть таким! 1KZ-TE и этим все сказано… Так же он очень тяговитый, для чего можно использовать первую передачу в КПП совместно с пониженным рядом в раздатке я не знаю, если только груженому под завязку, с прицепом по глине лезть ну в о-о-очень крутую гору… Большое преимущество на бездорожье дает и большой дорожный просвет в 245мм по паспорту, в реале так оно примерно и есть (на колесах нормального размера!). Даже у уазиков по-моему поменьше. Вопреки распространенному мнению пороги, в грязи сильно не мешают, поскольку находятся в своей же колее. Они могут помешать, когда пересекаешь другую колею, но делать это под прямым углом, по-моему, мазохизм. Экстрималы могут их просто снять и оставить в гараже, это не долго. Купил летнюю резину бриджстоун дуэллер а/т 265х70х16, вроде бы ничего, нравится, может и не самая «злая» но мне же еще и по асфальту ездить надо.
Из внедорожных минусов большой задний свес (трехдверные версии его лишены), защита внизу хоть и из хороших упругих, но все же пластиков, иногда ломается. Профессионалы наверно найдут больше недостатков, но я любитель, меня все остальное устраивает.
Наглухо посадить этот транспорт можно только сдуру, но если не успел вовремя себя проконтролировать, помогут только «Урал» или трактор. Запас момента в двигателе позволяет преодолевать любые преграды не сходу, а в натяг, к тому же вероятность покалечить автомобиль и себя так гораздо ниже. В нашем Государстве рельсу в сугробе можно найти даже в глухой тайге.
Теперь немного про технические особенности. Стук задней двери лечится элементарно – ремонтом петель, и после этого пропадает еще лет на пять. Не берите с собой в поездку по бездорожью натягивающуюся полку багажника, один хрен слетит и будет в багажнике болтаться. Пристегивайтесь ремнями, при не сильном столкновении, если хватит силы удара, пришибет подушкой, будет обидно – они, по-моему, не адаптивные. Когда автомобиль стоит в положении, которое с трудом отображает кренометр, открывая двери, придерживайте их, при таком весе они легко отрывают ограничители, проверенно. Если начали выкобеливаться электроприборы в водительской двери (ЦЗ, стеклоподьемники (любой!), левое зеркало (или правое в зависимости от положения руля)), не тратьте время зря, разбирайте жгут водительской двери в месте перехода от кузова к двери – там провода переломились. Такая же напасть случается и с электрической блокировкой заднего межколесного дифференциала, жгут от кузова к заднему мосту тоже переламывается, даже если система пока работает - проверьте, не помешает.
Когда пригнал, решил сразу лечить пробои задней подвески. Проверил амортизаторы – вроде нормальные. Расстояние между мостом и резиновыми ограничителями на раме всего сантиметра 3! Заменил пружины и охренел – стало миллиметров на 8-мь больше… через неделю эксплуатации после обсадки новых пружин пришло в «норму», опять теже три сантиметра примерно… Полез в Интернет, с этого и надо было начинать! Оказалось, что это конструктивная недоработка, признанная самой фирмой Тойота. Они выпускают специальный комплект для доработки: более короткие ограничитель и отбойник внутри пружины и проставки под пружины.
Стоит это удовольствие примерно 20 килорублей. С мыслью «в гробу я вас видал с такими ценами», я полез под автомобиль, поменял задние амортизаторы (1100р за штуку – копейки!), стало заметно лучше, хоть на поверку они не отличались от тех, что стояли и старые не текли. Предположив, что все дело в неравенстве сил моих и автомобиля, поездил так, все равно не то. Обрезал по первые дырки ограничители, те, что на лонжероне рамы, стало вообще замечательно, так и езжу. Исчезло раскачивание, пробои и расписанный не раз в Интернете боковой увод на гребенке – менять амортизаторы надо вовремя! Проставки под пружины при желании сделать самому не трудно, например, выточить из алюминиевой болванки, в Интернете можно даже чертежи найти.
Следом избавился от колбасни движка при включении кондиционера, дело было в неправильно соорентированом датчике положения воздушной (дроссельной) заслонки ( двигатель 1KZ-TE имеет электронное управление подачей топлива). Отрегулировал как надо, и все пришло в норму. Обнаружил убывание тосола, нашел место утечки (видно очень плохо) заменил помпу. Заменил задние тормозные диски вместе с колодками (колодки ручника за все время эксплуатации так и не смогли износиться), одну крестовину, около хвостовика заднего моста, профилактически тормозные шланги. Потратил на все тде-то тыщ 15 рублей. Запчасти надо сказать не дорогие!
Еще позже выяснилось, что наглухо забита ржавчиной задняя печка. Силит справился на отлично, полчаса отмокания и радиатор как новый, греет замечательно.
Вот и все, с тех пор два года и 60000 километров, безоблачной круглогодичной езды в любую погоду. Меняю только расходники. Масло (синтетика из серии Long Live 5W40) в движке в месте с фильтром раз в 7500 км. колодки передние один раз, масло в мостах и КПП один раз, ремни не менял кроме ГРМа. До сих пор по подвеске нет никаких замечаний. Прочитал, что меньше всего живут втулки переднего стабилизатора (около 35000), купил, до сих пор жду, когда понадобятся.
Двигатель заводится в любой мороз. Самый тяжелый случай был, когда он у меня на морозе за 35 стоял три дня. Подошел, сел, включил зажигание, на термометре -37, еще раз включил зажигание, чтобы свечи прогреть получше, после прокрутки стартера секунды три завелся! Подрыгался как положено секунд пять, выровнялся и все ок.
До сих пор не разобрался в грубоватой работе дизеля, грешу на распылители, снял проверил, давление отсечки в норме, факел на вид тоже ничего и не дымит, корректор угла опережения функционирует, так и езжу пока.
Я доволен автомобилем, как слон. Это транспорт действительно на все случаи жизни, когда ты знаешь, что в любой нужный момент ты всегда приедешь, туда куда надо и когда надо! А в свободное время можно для души помесить грязь, заехать туда, куда большинство автомобилей не заезжает и отдохнуть на природе в чистом! не загаженном «туристами» месте! При этом тебе всегда комфортно, просторно, тепло, светло (головной свет, кстати, отличный) и, как говорится, мухи не кусают.
Он очень надежен, абсолютно прост, абсолютно не капризен, не требует при обслуживании спецжидкостей и специнструмента. Затраты на эксплуатацию маленькие.
Если вам понравился Прадо берите, не пожалеете и, возможно, вам не захочется пересаживаться на другое авто. Мне не хочется, буду менять, куплю, скорее всего, такой же поновее. Единственное, про что не стоит забывать при покупке такого автомобиля, это то, что это внедорожник! Он не оправдает ваших ожиданий, если вы хотите от него только престижа и комфорта на наших дорогах, возьмите лучше легковушку класса люкс или паркетник.
Вот пока собственно и все, если мой опыт помог Вам определиться с выбором автомобиля, то я очень рад.