ЛЮБОВЬ К «ПРАДО»
«Да будь я негром преклонных лет»
С далёкой страны Тринидада,
Купил бы машину лишь только одну -
«Тойоту Ленд Крузер Прадо»!
Живи хоть в тайге, хоть в пустыне,
Иль там, где бушуют торнадо,
Но если считаешь себя мужчиной,
То ездить ты должен на «Прадо»!
Мой дом был в норе и на льдине,
У кратеров жарких вулканов.
Тонул я в вонючей трясине,
Но думал о «Прадо»!
Я спал на навозе в сарае,
И жизнь мне казалась адом,
Но сны мои были о рае,
Что еду я там на «Прадо».
Меня пеленали метели,
И небо лупило градом,
Но шёл я упрямо к цели -
Я деньги копил на «Прадо».
Я ел лишь пшено и петрушку,
Да в рваных трусах ходил,
И прятал рубли под подушкой,
А водку совсем не пил.
На баб я не тратился тоже,
Они мне давали и так,
Знали, быть может,
Что деньги коплю на «Крузак».
И хоть ты меня позови
Сама Анжелина Джоли,
Я ей бы ответил: «Не надо!
Тебя не люблю я, а «Прадо»!
Не нужен мне «Мерс» и «Субару»,
И «Хонда» совсем не нужна,
Я морщусь при виде спорткаров,
Душа в «Крузака» влюблена!
«Я достаю из широких штанин»
Ключи от «Ленд Крузера Прадо»,
Очень крутой я теперь гражданин,
Парень, что надо.
Мне в жизни одна лишь отрада,
Я очень хотел и хочу одного –
Сидеть за рулём легендарного «Прадо»,
И больше совсем ничего!
***
Эти стихи были написаны мною осенью 2014 г. во время ожидания поступления в автосалон новой машины. Надеюсь, они понравятся всем почитателям этого железного супер-коня, и не только им.
***
Единственная мотивация к написанию этого отзыва - помочь с выбором автомобиля тем, кто намерен приобрести его, но по каким-то психологическим или другим причинам всё ещё сомневается в этом – «Ленд Крузер Прадо» с бензиновым двигателем 2,7. Спасибо всем тем, кто составил подобные отчёты об эксплуатации этой машины, так как это в свою очередь во многом предопределило и мой выбор данного средства передвижения.
Не собираюсь подробно описывать технические характеристики машины – трансмиссию, коробку передач, салон и т.п. Это давно сделали до меня. Расскажу лишь о своих общих впечатлениях от эксплуатации этого автомобиля. Прочитав практически все дискуссии и острые перепалки на «Drom.ru» и Прадо-Клуб» относительно плюсов и минусов данной машины, хочу сразу сказать, что я никогда не вру и не приукрашиваю что-то, потому что не нахожу в этом смысла, так устроен. А то после прочтения некоторых отзывов о «Прадо» (2,7) складывается впечатление, что писавшие их словно оправдывают сами себя, потому что купили эту, а не другую машину, и по этой причине они не могут сказать о ней ничего критического. Вместе с тем, я хочу ещё раз обратить ваше внимание на то, что мои размышления и впечатления после эксплуатации данного автомобиля – это всего лишь моё мнение, с которым одни люди могут согласиться, а другие нет. Так и должно быть, потому что коль все люди разные, то и запросы, приоритеты и финансовые возможности у них разные Но здесь я хочу сказать, что я бы не стал читать отзыв об автомобиле, если бы знал, что водительский стаж его владельца год или два года. Я считаю, что у водителя с таким стажем ещё недостаточно практического опыта вождения, и, следовательно, у него не может быть всесторонней и взвешенной оценки эксплуатируемого им транспортного средства. Мой водительский стаж непрерывного вождения не малый и не слишком большой – около 15 лет.
***
Прошло 2 года со времени покупки этой машины в автосалоне «Тойота-Центр - Новосибирск», который, кстати, в этом году был закрыт, как и автоцентр «Лексус», в связи с падением всего и вся в нашей стране по всем известным причинам. Я успел запрыгнуть в уходящий поезд и в ноябре 2014 г. приобрести рейстайлинговый «Прадо» цвета чёрный металлик (2,7 л) за 1 млн. 870 тыс. руб., собранный на тойотовском заводе во Владивостоке, который, кстати, тоже закрыли по тем же причинам. Хотя, слышал, что его опять открыли. Просто в то время и без финансового аналитика Степана Демуры даже ассенизатору и дворнику было ясно, что рубль окажется на дне, поэтому решил купить машину. Да и время пришло сменить автомобиль, при этом хотелось большую крепкую машину, надёжную и неприхотливую в эксплуатации и обслуживании.
В целях экономии вашего времени также не стану рассказывать, как это зачем-то делают другие пишущие отзывы о купленных авто, на каких машинах я ездил раньше. Многие из нас когда-то на чём-то ездили. Ну, крайняя машина, которой пользовался 6 лет до покупки «Прадо», была «Клугер» или «Клюгер» (2,4 л) 2003 г., 4 WD, чистый «японец». И что? Отличная машина, сейчас на ней катается подруга моей жены и она очень довольна этим.
***
Ни с кем и ни в какие дискуссии вступать не намерен, просто, как уже сказал, расскажу о своих личных впечатлениях о «Прадо» 2014 г. выпуска с двигателем 2,7. Будут вопросы – при наличии времени отвечу.
Сразу о спорном для многих вопросе - о мощности двигателя, хватает ли его прыти для уверенной и спокойной езды на таком автомобиле и т.п.? Вознамерившись купить «Прадо», этот вопрос для меня стал самым больным, как геморрой для бабушки – он стоял под №1 и на эту тему я прочитал десятки, если не стони страниц на различных автомобильных форумах. Но ответа так и не нашёл, пока однажды не додумался ввести в поисковой строке «Яндекса», разумеется, это можно сделать и на любом другом российском сервере, несколько слов вроде: «Динамика «Ленд-Крузера Прадо» (2,7) видео». И когда в одном из видеороликов я увидел скорость поднимающийся вверх стрелки спидометра по мере разгона машины, мне стало ясно – «Прадо» с таким двигателем не едет очень быстро, а едет так, чтобы водитель и пассажиры чувствовали себя вполне комфортно. В сети Интернет есть несколько таких видеороликов, посмотрите, кому интересно, и тогда, возможно, вопрос о динамике этого автомобиля у вас отпадёт сам собой, если нет возможности где-то протестировать машину самим. В новосибирском «Тойота-Центре» не было тест-драйва «Прадо» (2,7). Правда, это видео, показывающее динамику «Прадо» (2,7), было снято в городе. Где ж ты в городе-то разгонишься? О динамике этой машине на загородных шоссейных дорогах и федеральных трассах, исходя уже из личных впечатлений, а не полагаясь лишь на видео из Интернета, я скажу немного позже.
Покупку 3-х литрового дизеля «Прадо» даже не рассматривал. Жил бы за Уралом - взял бы дизель. Ежегодно зимой на новосибирских автостоянках наблюдаю одну и ту же картину - владельцы дизельных машин пытаются реанимировать замёрзшие при – 30-35*С моторы. Дизель может быстро окоченеть и при -20*С. Правда, в последние годы зимы у нас стали мягкие, и аномально низкие температуры если и бывают, то недолго, пару дней мороз придавит и отпускает. Моя машина ночует в холодном гараже, но бывает, когда днём оставляешь её где-нибудь на 5-7 часов. Потом ещё из обилия той информации, что прочитал об эксплуатации дизелей в холодных регионах - после 100 тыс. км. пробега у многих из них ломаются насосы, ремонт которых стоит дорого. Есть и другая проблема в эксплуатации дизелей в России, думаю, все вы о ней наслышаны - качество топлива для них. В то же время на наших сибирских дорогах сотни тысяч машин с дизельными моторами, люди ездят и всё.
4-х литровый не рассматривался по причине заоблачного транспортного налога - тогда это было в нашей области 44 тыс. руб., сейчас, наверное, больше. После 5 лет эксплуатации машины выйдет в среднем тысяч 30, наверное.
Посмотрел «арабов» по объявлению на нашем городском авторынке и по частным объявлениям. По моим впечатлениям, в «арабе», как в офисе на Арбате - красиво, комфортно, мягко. Только зачем мне, с моим прозаичным видением и восприятием этой жизни в сибирской глубинке столько мягких «пупсов»? Например, зачем, в спинках сидений или на потолке дисплеи? Чтобы однажды я вёз кого-то из пьяных из числа своих друзей или знакомых и при резком торможении этот нетрезвый человек разнёс этот дисплей своим лбом и при этом ещё поранился. В конце концов, этот дисплей можно по неосторожности раздавить локтем или кошёлкой с яблоками. Мне кажется такие вещи небезопасны и для детей, несмотря на то, что эти дисплеи можно спрятать в чехлы. Зачем камера спереди? И таких «зачем» при рассмотрении «араба» у меня возникло несколько. Кому-то эти мягкие и блестящие штучки нужны, мне – нет. Чем меньше электроники в машине, тем больше мне это нравится. А нечему тогда будет ломаться. Конечно, это вопрос моей личной психологии - выбора жизненных приоритетов, необходимых для жизни вещей.
***
Первые покатушки на «Прадо» дали понять, что при езде в городе мощности этой машины хватает. А вот хватит ли её на шоссе и на автомагистралях? Ответ могла дать только езда по таким дорогам, причём, не одну тысячу километров. Вскоре такой случай я сам себе предоставил. С момента покупки машины прошло 8 месяцев, ездил мало, на спидометре было 5 тыс. км пробега, и в это время, в конце июня-начале июля месяца 2015 г., мы на семейном совете решили податься на нашем новом «Прадо» на Чёрное море - из Новосибирска до Анапы. Экипаж – 5 чел. Я был один за рулём, хотя ещё у одного человека из нашего экипажа было водительское удостоверение, но на тот момент стаж его вождения составлял чуть больше года, к тому же у него не было хорошей трассовой подготовки, то есть человек почти не ездил по загородным шоссейным дорогам и я сразу решил, что не стану доверять ему новый автомобиль, и, самое главное, наши жизни. Да и он особо не рвался за руль "Прадо". Маршрут: Новосибирск-Омск-Курган-Челябинск-Уфа-Самара-Саратов-Ростов-на-Дону-Краснодар-Анапа. Расстояние - 4 тыс. км, а точнее – по навигатору 4287 км. В некоторые крупные города не заезжал, а шёл по объездным дорогам. Передвигался в основном в светлое время суток, в день проходил в среднем 1200-1300 км за 15 часов, включая остановки на завтраки, обеды и ужины, и просто, чтобы передохнуть, поспать часик другой, как-то получилось 19 часов езды в сутки. Конечно, это нелегко, но ехать надо. Перед поездкой для поддержки себя в тонусе купил в аптеке «озвирин» - «Энергомикс» называется, он есть в жидком виде и в таблетках. В жидком - в маленьких, как настойка эвкалипта, бутылочках. Имеет привкус кедрового ореха. Тонизирует реально. Дозировка при употреблении - 1 бутылочка в сутки, а этих бутылочек в коробке 10.
Ночевали в придорожных гостиницах, питались в таких же кафе. Добравшись до Анапы, мы потом проехали по всему побережью, затем отправились на Азовское море (Голубицкая). Проехали по многим н.п. - Абрау-Дюрсо, Кабардинка, Новороссийск, Геленджик, Джубга, Тамань, Атаманка и др. Перед поездкой заменил у официалов масло в двигателе, поставил новые фильтры салонный и воздушный, чтобы не искать на югах сервисные Тойота-Центры, звонил даже в Сочи по этому поводу. Потому что на то время по спидометру, как я уже сказал, у меня было пройдено 5 тыс. км, а ехать ещё 10 тыс. на этом же масле было бы совсем неправильно.
В ходе поездки мы записывали буквально всё - пройденные километры, количество залитого бензина и потраченных денег на него, ежесуточно время за рулём и время отдыха и др. Туда и обратно получилось расстояние в 10 тыс. км. По возвращении домой я облегчённо вздохнул и не без гордости и внутреннего удовлетворения сказал самому себе: «Вот теперь я стал водителем», хотя до этого объездил практически всю Западную Сибирь, неоднократно катал на отдых в горные и степные районы Алтая. В целом хочу сказать, что при передвижении на этом автомобиле на большие расстояния, той усталости не чувствуется, которую вы бы испытывали при езде, скажем, на том же «Клугере», «Ниссан Экстреле» или на «Хонде» CRV.
Теперь о динамике автомобиля в разных условиях, в горах и на равнине, на холмистой местности и в целом. Я думал, машине будет не так легко, когда я езжу в ней один, и что это сразу почувствую при её движении, всё-таки в авто 5 чел. плюс багажник загружен. Занялся математикой – мой вес в то время был 110 кг, сейчас сотка, жена весит около 60 кг, старшая дочь 55 кг, младшая – 40, зять – 75, плюс вес багажа не более 150 кг. Масса авто без нагрузки 2135 кг, разрешённая максимальная масса 2850. То есть получалось, у нас по допустимой грузоподъёмности запас был около 300 кг.
Первые 100-200 км пути я, если так можно сказать, осторожничал, прислушивался к машине, хотел почувствовать, что она идёт не так легко, как если бы я ехал один. Но ничего подобного я не почувствовал, словно в «Прадо» не сидело 5 чел., то есть абсолютно никаких изменений в динамике. Конечно, это меня и удивило, и обрадовало. Конечно, ехал я не по горам Алтая или Урала, а от Новосибирска до Омска, где дорога ровная, но, тем не менее. Но даже потом при движении в горах я не почувствовал особых перемен в смысле нагрузки на двигатель при такой загруженности автомобиля, разве что на подъёмах.
На всём пути до Чёрного моря и обратно я не испытывал никаких проблем с выбором скорости для движения. Нужно было 120 км/час, ехал 120. В Татарстане, в Башкирии и на трассе «Дон» прекрасные дороги, поэтому как там не ехать 130-150? Самые ужасные разбитые дороги были в Свердловской области, но как раз там наглядно проявилось преимущество «Прадо» над многими транспортными средствами, которые поменьше. Прекрасные дороги – это когда машину на скорости не покачивает, потому что ведь при малейшем покачивании нога рефлекторно уходит с педали подачи газа, иногда ещё и притормаживать приходится (в зависимости от скорости авто) и вы замедляете ход.
Фуры, автовозы… Особенно фуры! Это кошмар! Мне показалось их было на дорогах больше, чем всех остальных машин вместе взятых. Ну и что? Сближаешься с фурой, выдерживаешь до неё безопасную дистанцию, смотришь – встречные далеко, не снижая скорости, топишь педаль подачи топлива, и не всегда в пол, так как это зависит от скорости обгоняемой машины, от расстояния до встречных, от рельефа (поворотов, горок), от качества дорожного покрытия и обгоняешь. Гораздо хуже было, когда шло 2-3 фуры впритык, так что не вклиниться между ними, или идёт фура, а впритык к ней автовоз с прицепом. Вот тогда, снизив скорость, задумываешься о том, что вот бы 4-х литровый движок. Но, зная возможности и двигателя 2,7, всегда можно рассчитать, просчитать расстояние от себя и до встречных машин. Всегда можно подождать. Конечно, имея 4-х литровый двигатель, я бы по-другому строил все эти обгоны. Да, проблема мотора этого автомобиля лишь при обгоне попутного транспорта, двигающегося со скоростью свыше 110-120 км/час. Особенно приходится учитывать эти нюансы, когда начинаешь обгонять с низов, когда на спидометре 30-50 км/час., потому что ведь не всегда получается обогнать транспорт так сказать с разгона. Машине не хватает прыти, чтобы она могла резко ускориться, поэтому водитель обязан всегда учитывать это. Однако, если у вас манера езды неспешная, если вам хватает 110 км/час на идеальной дороге, то вам хватит этого авто на все случаи. Тут в комментарии к одному из отзывов товарищ жаловался на «Прадо» с двигателем 2,7 л, он писал, что ехал со скоростью 140 км/час и не мог кого-то обогнать. Если я еду с такой скоростью, то зачем мне кого-то обгонять? Сам я езжу, считаю, спокойно и вдумчиво, не в рваном темпе, но если мне позволяет качество дорожного покрытия, рельеф местности и дорожная обстановка двигаться со скоростью 140-150, то я не стану тошнить 90 км/час.
В горах Урала расход топлива был от 15 литров и выше на 100 км. Что касается динамики автомобиля в горах, то я не заметил, чтобы кто-то гонял по тем серпантинам в районе Сима. Во многих местах дорога извилистая, затяжные подъёмы и такие же спуски. Я не думаю, что в таких условиях кто-то думает, как бы ему побыстрее ехать. В первую очередь думаешь, как аккуратно ехать, безопасно. Я давно заметил, ещё со времени своих первых поездок на Горный Алтай, что в горах все едут приблизительно с одинаковой скоростью. Помню, как на протяжении 2-х часов в горах Урала за нами ехал 200-й ЛК. Он мог обогнать нас, но там за рулём сидел человек с головой, для которого безопасность прежде всего. Потому что дорога на том участке была загружена. На спусках то и дело выныривали из-за поворотов машины разной мощности. Как только пошла равнинная местность, стал нормальным обзор, 200-й легко обогнал меня и ушёл вперёд. Я мог погнать за ним, но мне не нужна была там скорость 150 км/час.
Это очевидно, в горах многим маломощным машинам менее комфортно, чем на равнине. На «Прадо» с двигателем 2,7 это чувствуется. Поэтому, исходя из личного водительского опыта, я бы не советовал обгонять на этой машине в горах на подъёмах свыше 30 градусов при скорости 100 км и более. Лучше подняться на верх, и уже там решать это. А решить всегда можно, причём, легко.
***
По возвращении из поездки пришло 5 «писем счастья» - штрафов ГИБДД из различных регионов за превышение скорости, хорошо хоть все они были по 500 руб. После этого купил антирадар, реагирующий на все «Стрелки», «Роботы» и «Кордоны».
Я не знаю, где на наших разбитых российских дорогах можно постоянно ездить со скоростью 150 км/час, и нужно ли долго ехать с такой скоростью? "Прадо" с двигателем 2,7 не в напряг едет 120-140 км/час, и 150 нормально прёт. А в напряг - это когда мотор подвывает, машина тупит, как у меня было на «Клюгере» (2,4 л.) после скорости 140 км/час. То есть, при вдумчивой, не скоростной езде по нашим дорогам двигателя 2,7 на такой машине вам хватит. Как правильно написал один из владельцев такого автомобиля, эта машина едет, просто едет и едет, как и тысячи других автомобилей. Она не предназначена для резких ускорений, для гонок. Она просто едет, при этом, очень уверенно и комфортно – надо 120 – едет 120, надо 150 – едет 150. Надо обогнать – обгоните, только думайте, как вы это будете делать. Ведь при обгоне можно влететь, имея под капотом и 300 л.с. Всё, в конечном счёте, зависит от водителя.
Если бы я часто ездил по загородным шоссе, то купил бы себе 4-литровый «Прадо». Потому что я помню эти подъёмы в горах Урала, когда было желание обойти фуру или две фуры, но мысль о не тянущим нормально в этих условиях моторе не позволяла это сделать.
Я экспериментировал с набором скорости, оценкой динамики машины в горах, когда никто мне не мешал, и я никого не обгонял, просто шёл на подъём, утопив педаль газа, пытаясь выдавить максимум из мощности машины. Я просто хотел увидеть этот максимум, чтобы ещё и ещё раз знать возможности двигателя. Скажу честно, этот максимум меня не впечатлил. Нет сомнений, что 4-х литровый поехал бы в тех условиях более шустро.
Прочитав эти строки, и, сравнив их с написанным мною ранее, возможно, многие из вас скажут, что я противоречу самому себе, так как у меня машина то едет, то не едет. Но этот вопрос «едет – не едет» чисто субъективного восприятия. Я действительно до сих пор испытываю противоречивые чувства от двигателя этого автомобиля, но в тоже время не могу сказать, что разочарован в машине. И таким моим размышлениям и чувствам есть простое объяснение: это «едет – не едет» зависит от манеры езды. С одной стороны, ускориться на дороге, обогнать на этом авто можно, но дело в том, что на загородных трассах в потоке машин я хочу обгонять этот попутный транспорт легко, особо не задумываясь, точно зная, что мне хватит мощности двигателя с большим запасом. А поскольку в дальних поездках обгонять приходится часто, то хочется, чтобы эти обгоны происходили свободно, легко, не напрягая. И тут возникает вопрос – а часто ли я езжу по федеральным трассам на большие расстояния? Не часто, но езжу.
Возможно даже не так езда, как сама мысль коробит, что в дальних поездках у тебя с движком 2,7 нет запаса мощности под капотом. Вместе с тем сильный мотор может спровоцировать на слишком резвую езду, что небезопасно.
Эта машина едет, но, чтобы она действительно ехала 120-140-150, нужно постоянно давить на педаль газа. А это, соответственно, влечёт расход бензина.
Вы можете проехать на этой машине 500 км и 1000 км, и многие тысячи километров, но с этим двигателем вы должны быть в дороге постоянно, что называется, на стрёме, то есть вы должны всегда помнить, какой он этот мотор, что где-то он может не вытянуть и вам при обгоне попутного транспорта нужно рассчитывать расстояние до движущихся навстречу вам машин и учитывать их скорость и скорость вашего «Прадо». А если у вас будет 4-х литровый, вы об этом так думать не будете, а просто быстро сделаете обгон.
***
Дополнительное оборудование. Некоторые из «допов» были сразу поставлены в «Тойота-Центре» при покупке машины - камера заднего хода, защита колёсных арок, защита двигателя, коробки. Будучи не в теме, сглупил, купив на местном рынке защиту бамперов спереди и сзади (смотрите на зимних фото в сосновом бору). Кинулся на низкую цену – 13 тыс. Мало того, что всё это оказалось декоративным, так ещё и начало ржаветь. Правильно говорят: «Скупой платит дважды». Позже нашёл в Новосибирске ребят, которые ставят настоящую защиту из немецкой стали, так они говорят. Работают они лет 12. У них тяжёлые нержавеющие конструкции. Сделали переустановку, ещё и на пороги поставили. «Прадик» обрёл другой вид. Правда, весь этот круговой обвес обошёлся мне дорого – 80 тыс., но он очень крепкий. Я пошёл в эту контору ставить защиту бамперов, потому что увидел такую же защиту у своего друга на «Хорьке», а это ему там сделали. Я заметил на защите переднего бампера «Харриера» маленькую вмятину и поинтересовался у друга, отчего она. Он сказал, что в него влетели «Жигули». Так вот этот «Жигуль» разбил себе вдребезги весь передок, а у «Хорька» маленькая вмятина. То есть хорошая защита реально может спасти вашу машину в случае её столкновения с другим автомобилем, конечно, не с КАМАЗом.
Рейлинги не впечатляют. Я не собираюсь возить на крыше машины тумбочку, шифер, картошку. Всё, что мне нужно, помещается в багажнике - рыбацкая лодка в сумке, лыжи, туристические палатки, спальные мешки и др.
Поменял на задней двери серую планку на металлическую хромированную с надписью машины.
Прошлой зимой прошёл курсы начальной контраварийной подготовки (в классе тренажёров) и экстремального вождения (на ледовом автодроме) по программе «Управление автомобилем в критической ситуации». Езда по голому льду с отключенными блокировками, когда специально отправляешь машину в управляемый занос, а потом пытаешься вывести её из него – это нечто, тема отдельного разговора. Эти курсы я бы рекомендовал всем водителям, независимо от их стажа вождения, хотя бы по одной причине - после их прохождения в арсенале ваших профессиональных навыков, как водителя, появится несколько приёмов управления машиной в экстремальных условиях. Понятно, что вас никто не заставляет специально гонять по льду в городе или по загородным трассам, и вы это не станете делать осознанно, однако, имея навыки экстремального вождения, в случае заноса машины большая вероятность, что ваши руки сработают на уровне рефлекса и вы благополучно и без потерь выйдете из сложной дорожной ситуации. Этому учат на таких курсах. После их прохождения у вас появится больше уверенности, как у водителя. Это вам скажут все, кто прошёл эти курсы. К тому же это очень интересно. Представьте, большой тяжёлый «Прадо» с отключенной блокировкой антизаноса сносит на льду, а вы спокойны, у вас даже сердце не ёкнуло. Ваши ручки резво работают, перебирая рулевое колесо, и педаль газа, разумеется, вы задействуете, чтобы цеплятся за лёд, но вы работаете этой педалью ровно столько и ровно так, как нужно, ни больше ни меньше - то прибавляя, то убавляя газ. Там вас этому научат.
Правда, я говорил инструкторам, что не собираюсь ездить с отключёнными блокировками, но они советовали именно в учебных целях отключать их, чтобы освоить технику руления в случае заноса машины. Я потом пробовал пустить «Прадо» в занос с включёнными блокировками. И после этого готов был аплодировать стоя этим узкоглазым улыбчивым гениям из Йокогамы или Токио, изобретшим эту систему антизаноса. Она работает на «Прадо» классно, нужно очень резво дёрнуть рулём, чтобы машина заскользила, но и после этого её первоначальное положение быстро стабилизируется.
***
Размышления по моторному маслу. Мои давние друзья, работающие на СТО, неназойливо, ненавязчиво посоветовали мне не заливать тойотовское масло в двигатель, так как, по их словам, после длительного использования этого масла, в двигателе образуется внушительный налёт гари. Причина этого, как пояснили мне мои друзья, - японцы делают моторное масло из какого-то вторсырья, из отходов. Я не нашёл в Интернете на форумах вразумительных объяснений этого – так это или нет, да и особо не искал. У меня не было оснований не доверять этим спецам из СТО, потому что за 15 лет работы с ними они ни разу не создали мне проблем после обслуживания автомобилей. В общем, перешёл на немецкое моторное масло «Ликви моли» 5W30, хотя и его, говорят, разливают на заводах в Украине. Конечно, перейдя на другое масло, и, осуществив его замену на другом СТО, а не в тойотовском сервисном центре, я потерял гарантию на машину - 3 года эксплуатации или 100 тыс. пробега. Но это ерунда. Я заключал договор с одним Тойота – центром, а потом он закрылся и его обязательства по сервисному обслуживанию авто перешли к другому дилеру. Я не уверен, что, случись что серьёзное с машиной, этот другой центр встретит меня с распростёртыми объятиями. Они ведь могут сказать, дескать, дорогой товарищ, мы с вами никаких договоров не заключали, поэтому до свидания. А брать деньги в два раза дороже по сервисному обслуживанию они всегда рады. Думаю, эта ситуация многим знакома. У меня есть знакомые со стажем вождения 20 и более лет, которые покупали новые машины в салонах, но ни разу не проводили ТО у официалов, так как считают, что платят ни за что.
***
Общее впечатление от автомобиля – когда едешь, чувствуешь, что это машина классная, крепкая. При нахождении в ней есть чувство защищённости, особенно, с такой защитой бамперов. Двигатель по надёжности – легенда, коробка передач – легенда. Да и хрен с ними, что они старые, в смысле, что их давно выпускают, мне самое главное, чтобы они безупречно работали. А то все кричат на форумах: «4-х ступенчатый автомат – это архаизм, прошлый век». Но этот «прошлый век» безупречно и чётко работает. Спрашивается, что вам ещё надо? Японцы, лучшие инженеры и изобретатели автомобилей в мире, знают, что делают. Трансмиссия – не убиваемая, если не таранить танком и не прыгать вниз с горы. По совокупности всех показателей – и плюсов, и минусов, учитывая транспортный налог - 4 тыс. с небольшим и на столько же оценивается страховой полис «ОСАГО», я не вижу альтернатив этому авто. Но если бы сейчас мне пришлось заново покупать «Прадо», то, наверное, я бы крепко задумался. Пусть «БУ», но 4 литра. Эти лишние 100 с лишним кобыл под капотом в сравнении с «Прадо» 2,7 позволят водителю чувствовать себя абсолютно спокойно в любой дорожной обстановке, если он хочет ехать относительно быстро, также шустро совершать обгоны, а не тащиться в гору за каким-нибудь бензовозом или фурой со скоростью 90 км/час, потому что с учётом встречного транспортного потока совершать манёвры на обгон небезопасно. В тоже время хочу сказать ещё раз, что и на этой машине (2,7) ездить можно в любых условиях и с любой (разумной) скоростью применительно к дорожным условиям, учитывающим как качество самих дорог, так и их загруженность автотранспортом. Просто, к автомобилю нужно привыкнуть, и не требовать от него невозможного. Плохие дороги и обилие камер слежения ГИБДД за ними заставляют задуматься при выборе машины. И в этом смысле ехать 120-150 км/час вы легко сможете и на этом автомобиле, не переплачивая за машину с 4-литровым двигателем.
Расход топлива в целом соответствует тем данным, что в инструкции по эксплуатации машины – 12,5 л на 100 км пути. Неоднократно определял это по показаниям на дисплее, двигаясь с разной скоростью и по разным рельефам местности, но всё при движении по шоссейным дорогам. При скорости 100-110 км/час по ровной дороге – в среднем выходит 10 литров на сотку, замечал, было и 9-9,5. При скорости 120 км по такой же ровной дороге расход горючего немногим более 11 л на 100 км. На холмистой местности при такой же скорости расход от 12-13л до 15-16. Все эти данные при езде летом. Зимой расход в среднем литров 15, но он выше при температурах воздуха -25-30*С.
По проходимости. Да, без проблем выезжал из болота, из снежных сугробов, но это же всё относительно - бывают разные болота и разные сугробы. Поэтому, какая бы машина у вас ни была, не нужно дрочить судьбу, забираясь в болота и в дебри.
Я не стану описывать свои впечатления об интерьере салона, о приборной панели или устройстве багажника, качестве материалов, из чего они сделаны, потому что всё это мне по фигу. Могу лишь коротко сказать, что хороший мягкий салон, просторный багажник, в котором я сплю на надувном матрасе, опустив второй ряд сидений, когда езжу на рыбалку. Стёкла опустил, занавесил марлей окна, она защищает от комаров – отличный сон. Точно также там можно спать вдвоём с подругой или с женой, это уж кому как нравится.
Зимой печка работает отлично, в машине всегда тепло. Заводится с полтычка. Могу не прогревать несколько дней, когда на улице -25*С - заводится, но это зависит от аккумулятора и от температуры воздуха в гараже. Никаких режимов с автозаводами не приемлю. Я знаю, как они заливают свечи. Только ключом. Летом кондиционер работает нормально.
Поставил хороший многоуровневый охранный комплекс. Купил сразу второй комплект оригинальных дисков. По шинам - зимой – 7-я шипованная «Хакапелита», на лето – «Данлоп».
После поездки на море пару раз ездил на солёные озёра в степные районы Алтая - в Завьялово, Гуселетово, Яровое. Но это недалеко, за поездку туда и обратно выходило в среднем 1,5 тыс. км. В тех местах можно и порыбачить хорошо – на р. Кулунда щучку половить, на пресных озёрах карась зачётный.
Мне показалось - машина стала быстрее. Слышал, что где-то после 15 тыс. она становится шустрее, но мне ещё никто не объяснил, почему. Прошло 2 года со времени покупки авто. На спидометре пробег 26 тыс. 500 км. Два года прошло, а «Прадик» как новенький, каждый раз такое чувство, когда садишься в машину.
***
Недавно мой друг купил себе такой же «Прадо» с двигателем 2,7 - красавец цвета белого перламутра, только чисто японской сборки. Он проездил где-то месяц и продал машину. Говорит, что двигатель откровенно слаб именно при обгонах. Говорит, что ездил на 4-х литровом 150-м «Прадо», и что 4-литровый – машина-огонь, и такую он купит. Ему есть, с чем сравнивать, так как он сутками ездил и на 570, 470, 460 «Лексусах», друзья давали покататься. Я понимаю, что это машины уже другого класса, и, сравнивать их мощности с «Прадо» (2,7) даже неуместно. Но речь идёт о той комфортной езде, о которой я говорил ранее, когда, не важно, где вы передвигаетесь, в горах или по равнине. Всё в мире относительно, в том числе и езда на разных автомобилях. Мой друг опытный водитель, он периодически гоняет машины с Владивостока в Новосибирск, в основном небольшие автобусы. И здесь я не могу не согласиться с ним – на «Прадо» (2,7) ездить можно, но в дальних поездках вам будет спокойнее и веселее управлять более мощной машиной. И не важно, сколько раз вы отправляетесь в эти длительные путешествия. Конечно, всё, как всегда, упирается в деньги, чтобы приобрести даже с пробегом 4-литровый «Прадо», и ещё ежегодно платить за него большой транспортный налог.
***
Я не сожалею, что купил эту машину. Но, бывает, вспоминаю несколько дорожных ситуаций из поездки по Уральским горам. Одна из них была, кажется, в районе Сима: я качусь с большой горы вниз на своём «Прадо», обзор вперёд на полтора-два километра, доезжаю до подошвы этой горы и начинаю подъём на верх. Впереди встречного транспорта нет. По-прежнему обзор дороги отличный. Начав идти на подъем, я по ходу перестраиваюсь на полосу встречного движения и пытаюсь обогнать фуру, движущуюся в попутном со мной направлении. Но водитель этой фуры тоже придавил педаль газа. Он не сбавляет скорость, чтобы пропустить меня, а я не могу быстро обогнать его, хотя вдавил педаль подачи топлива в пол. У меня такое впечатление, что водитель фуры вообще меня не видит, так как сидит высоко и смотрит только вперёд. Я не могу понять, заметил он меня или нет, так как он в солнцезащитных очках. Я бросаю косые взгляды на него, но он меня не видит или не хочет замечать. Вдали на встречной полосе вырисовывается такая же фура. Расстояние до неё – несколько сот метров, 400 или 500. Я понимаю, что мне с ней не разминуться, здесь слишком узкая дорога для трёх машин. Поэтому мне нужно или обогнать рядом идущую фуру, или, сбавив скорость, пропустить её вперёд, и потом пристроиться за ней. 10 секунд, 20, 30 я, находясь на полосе встречного движения, не могу обогнать движущуюся рядом со мной на подъём фуру. А встречная фура всё ближе и ближе. Двигатель моей машины работает на максимуме. Я чуть сбавляю газ, переходя на пониженную передачу, а затем вновь пытаюсь ускориться. Всё тщетно, я не смогу обогнать фуру вовремя, и мне не разминуться со встречной машиной. Вновь сбавляю газ, и даже притормаживаю, чтобы рядом идущая фура ушла вперёд, и я мог встать за ней, перестроившись на свою полосу. Теперь я за этой фурой, которую не стал обгонять. Вернее, не смог…. Смотрю в зеркало в машине и вижу в нём глаза своей младшей дочери. Все в машине спят, а ей интересно, она смотрит на дорогу…. Конечно, это обычная дорожная обстановка, я бы сказал рядовая ситуация для водителя. Но она даёт ответ на многие вопросы, и на главный из них – водитель всегда должен анализировать дорожную обстановку, и, решившись на обгон автомобиля, просчитывать расстояние от своей машины до встречных машин. И, самое главное, водитель должен хорошо знать возможности своего автомобиля, прежде чем предпринять любой манёвр. Кто-то прочитает это, и скажет, что мне вообще не нужно было затевать этот обгон на подъёме. Согласен. Но обзор был отличный, а впереди идущих по встречной полосе машин ещё не было.
Общий вывод по автомобилю - машина достойная. Но, прежде, чем покупать её, найдите возможность протестировать её, так как одним она понравится, а другим, возможно, нет.