История эта началась уже лет 5 назад. В январе 2015, когда я был молод и наивен, а расход топлива казался большим, мне пришла идея почистить топливную. С тех пор-то всё и началось. Проигнорировав все разумные доводы механика, я настоял на своём. Нулевой багаж знаний и уверенность в собственной правоте принудили меня увезти форсунки на чистку. На ультразвуковую. Надо полагать, ничего хорошего из этого не вышло и вскоре я заметил отрицательную динамику – мотор стал пускаться дольше. «В чём же дело?» – задал я себе вопрос спустя несколько месяцев. Лучшая из тогдашних идей свелась к замене бензонасоса. К счастью, ремонт оказался не вредительским, а лишь напрасным.
Спустя время, в августе 2016, я созрел на замену комплекта инжекторов целиком. Как раз тогда в продаже стали появляться форсунки Aisan. Уж не помню подробностей, но заменой в тот раз занимался официальный дилер Тойоты, не тот сервис, где обычно обслуживаюсь. Меняли, как и положено в ДЦ, в моё отсутствие. Сейчас я понимаю, что какого-либо заметного эффекта не было. Запуск был то хороший, то похуже. Меня это не смутило. Быть может те запчасти были бракованными, быть может – их почистили УЗ перед установкой. Меня даже посещала мысль, что и вовсе их не меняли. Справедливости ради отмечу, что тогда длительное время мне казалось что всё работает как положено.
Совсем недавно, в марте 2019, с приходом тепла проблема напомнила о себе. Надоело, психанул и купил новый комплект форсунок, вновь Aisan. На этот раз приехал к своим ребятам. С собой у меня был кипятильник, кружка и канистра воды. Настроен я был, как сейчас помню, крайне серьёзно. Сняли старьё, присоединили к компрессору да в воду кипячёную. Пузырей они давали немного. Новьё держало давление просто превосходно. Собрали мотор на новом комплекте. Запустился идеально. Ездил довольный. Мог хоть день напролёт глушить да запускать двигатель раз за разом.
Радовался недолго, несколько месяцев. Ездил в деревню, в глушь, и там совершил несколько ошибок кряду: сначала осушил бак, затем заправился из канистры, а затем и на безымянной заправке. По возвращении как-то сначала раз, а затем и другой пуск показался мне долгим. Уже через несколько дней услышал до боли знакомый «вж-вж-вж-вж» вместо «вж-вжжжж». Опечалился я тогда не на шутку. Проблема прогрессировала и запускаться двигатель стал ещё дольше, чем когда-либо прежде.
Надежда всё не гасла. Я упаковал свой прежний комплект инжекторов и повёз чистить. На этот раз химией на стенде. Перед процедурой проверили в кипятке – совсем чуток, но пузырят. После чистки – полностью герметичны. Увёз детальки в сервис. Сняли топливный фильтр тонкой очистки, из него вылилась какая-то жуткая жижа. Поставили отмытые форсунки, новый фильтр. Тест-драйв показал что стало только хуже: сразу после длительного запуска мотор теперь ещё и трясёт. Попозже мне показалось, что и динамика хворает. «Надо чистить бак!» – подумал я тогда. Тем более, датчик топлива врал. Приобрёл железки и в гараж. Заменили бензонасос, фильтр в баке и датчик уровня топлива. Динамика не только вернулась, но и улучшилась. Так и ездил до недавнего времени.
Вот уже пару недель погода балует нас тёплыми деньками. Потепление заставило меня чаще грустить – садишься за руль, поворачиваешь ключ зажигания и ждёшь окончания того самого постыдного «вж-вж-вж-вж». В минуту слабости я вспомнил о существовании химической очистки инжекторов прямо на моторе, без снятия. Все мои наблюдения как бы намекали на то, что в этот раз процесс запуска я испортил плохим топливом с осадками с недр бака. Почитал отзывы о подходе и химии. Скептически настроенный отправился на процедуру. Там подключили к топливной системе специальное устройство, подали в топливную некую жижу вместо бензина. По заверениям чистит она не только инжекторы, но и камеру сгорания. Что ж, почистился. Настала пора наблюдать. Прежде проблема показывала себя во всей красе через 30–60 минут простоя горячего мотора. Поездил, прогрел двигатель как следует. Оставил на 60 минут, запустил. Затем поездил, прогрел и заново. Такие тесты провел с 30, 45, 60 и 120 минутами простоя. Каково же было моё удивление, когда я осознал, что Прадо прошел их на отлично. Мотор пускается как и положено, в особо сложных условиях (45 минут и после мойки) запаздывает на несколько десятых секунд, обыватель и вовсе этого не заметит. Иначе говоря, процедура, в которую я не верил, помогла. Выводы делать пока рано, но первые наблюдения подтверждают её эффективность.
Ранее я уже плотно задумывался о ремонте ДВС: обновить ГБЦ, заменить ГРМ. В рамках той кампании, открывали ревизионное окно на лобовине. Внутри грязновато. Крышка в какой-то чёрной слизи, очень легко стирается пальцем.
Выбор масла, думается мне, имеет смысл пересмотреть.
После чистки заглянули эндоскопом в цилиндры.
Устройство не профессионального уровня и, как следствие, мельчайших деталей с его помощью не разглядеть, но с уверенностью можно сказать одно – там реально чисто, а каких-либо явных повреждений стенок цилиндров и поршней нет.