Особых проблем и причин для профилактики дроссельного узла не было, была лишь вибрация двигателя на ХХ в положении селектора АКПП в режиме D и R (из-за снижения в таком режиме оборотов ХХ до 600 об/мин).
Для чистки был использован самый простой очиститель карбюратора «3TON»:
Для доступа к КХХ необходимо полностью демонтировать дроссельный узел с впускного коллектора. Для этого необходимо:
1. Выкрутить 2 болта на 12 снизу и 2 гайки на 12 сверху (болты и гайки из мягкого метала и плохой инструмент легко срывает грани).
2. Снять 3 трубки, идущие на клапан ЕГР.
3. Снять 2 шланга подогрева дросселя ОЖ.
4. Отсоединить разъемы КХХ и ДПДЗ.
После демонтажа дроссельного узла с впускного коллектора прокладка дросселя осталась на коллекторе, была в отличном состоянии и не требовала замены.
С обратной стороны заслонки – толстый слой нагара:
КХХ расположен в нижней части дросселя и крепится к нему 3 винтами (так же как и болты дросселя – сделаны из мягкого метала и отверткой легко срываются).
Уплотнением КХХ служит резиновая прокладка.
На всякий случай была приобретена на замену новая прокладка производителя «SAT» (в сравнении с родной прокладкой SAT совершенно идентичен):
слевая — родная прокладка, справа — новый SAT
Поскольку родная прокладка КХХ была в хорошем состоянии, еще мягкая, без дефектов, было решено оставить ее.
Судя по внутреннему состоянию КХХ, за все время пробега его никогда не разбирали и не чистили, внутри толстый слой нагара:
Клапан разборный – крышка магнитного сердечника штока крепится к корпусу КХХ 2-мя винтами под 5 конечную звездочку:
Поскольку подходящего инструмента под эти винты не нашлось, а возможно их просто и не существует в природе, выходом стало сделать пропилы на шляпках винтов под отвертку – в итоге, выкрутились без проблем.
Магнитный сердечник держится на штоке с помощью прижимной скобы, залитой с завода веществом, похожим на текстолит:
Шток двигается в передней части корпуса КХХ через сальник. Дальнейшим разбором и демонтажем штока из корпуса клапана заниматься не стал, поскольку не известно было его крепление внутри корпуса и была вероятность повреждения сальника и составных частей клапана.
Таким образом, для подобного рода чистки (без полного разбора КХХ) снимать крышку магнитного сердечника необходимости нет. Единственно, это упрощает чистку, поскольку становится проще вращать шток за магнитный сердечник.
Сам шток клапана двигался с заеданием в определенных положениях, от руки прокручивался с усилием.
Очиститель с нагаром в КХХ более-менее справился, стало намного чище:
Шток после чистки стал вращаться очень легко, даже под действием собственного веса
Но с заслонкой очиститель не справился, возможно, нужен больший объем средства.
После чистки проблем с запуском двигателя не было. Прибегать к обучению дросселя не пришлось – двигатель сам вышел на прогревочные обороты (при первом запуске обороты поднялись до 1700 об/мин) и по мере прогрева опустил обороты ХХ до штатных 700-750 об/мин.
По итогу изменений в работе двигателе не наблюдалось. В режиме D и R селектора АКПП дрожь и вибрация стали немного меньше, но полностью не ушли, обороты в таком режиме все равно проседают до 600 об/мин как было до чистки.