1. В процессе ремонта двигателя выдалась возможность оценки состояния помпы.
Осмотр показал отсутствие люфтов, лопасти в нормальном состоянии, при вращении руками есть небольшой шум. Еще давно были замечены следы засохшей ОЖ на дренажном отверстии. Менять не стали, пусть походит.
2. Изучение форумов привело к мысли, что подогреватель ОЖ, установленный несколько лет назад, был подключен в патрубок подачи ОЖ к печке.
Поскольку при ремонте двигателя была полностью слита ОЖ, было принято решение заодно переподключить подогреватель в патрубок обратки печки.
Сам подогреватель переехал в более низкую точку – хотя это и не целесообразно для котла с электропомпой, но, думаю, для случаев выхода помпы из строя, такая установка, по крайней мере, не должна позволить сгореть подогревателю при наличии воздушной пробки в системе.
Изменение схемы подключения подогревателя на времени его работы для комфортного прогрева двигателя не отразилась. ОЖ он разогревает в течение 30-40 минут, но для качественного прогрева всего двигателя для его дальнейшего легкого запуска требуется большее время (при -10 град. до 60 минут, при -20 град. до 120 минут, при -30 град. до 180 минут). При ежедневной эксплуатации и прогреве двигателя даже при температуре ниже -30 двигатель запускается достаточно легко. Но если авто не прогревать несколько дней при температуре ниже -30 – запуск происходит тяжелее (возможно это из-за длительного промерзания АКБ и всех остальных датчиков и узлов двигателя, которые не обогреваются).
3. Осенью была дополнительно внедрена доп. помпа того же производителя «ЛунФэй».
Но поскольку сам подогреватель был подключен на подачу, то и доп. помпа была подключена ошибочно. В итоге из-за сопротивления потока ОЖ крыльчатке помпы на работающем двигателе (даже при движении) температура ОЖ заметно падала. Сейчас такой проблемы нет. Питание приходит при включении зажигания (что исключает высасывание АКБ при форс-мажорной ситуации).
Сама помпа установлена с возможностью включения через одну из штатных кнопок через реле.
По ощущениям после внедрения доп. помпы стало действительно теплее, но особенно это заметно при работе печки на 2-й скорости вентилятора и в положении НОТ (собственно на таких же регулировках печки всегда ездил раньше и до этого). Заметил, что и 1-й скорости вентилятора тоже хватает, но только когда салон достаточно прогрет. А поскольку салон не всегда успевает прогреваться (при коротких поездках), то на 1-й скорости вентилятора начинает затягивать лобовое стекло.
При замерах температуры потока из воздуховода при работе двигателя на ХХ (настройки климата видны на фото) получились следующие цифры:
- при -20 град - печка выдает +62 град (с ВЫКЛ помпой) и +68 (с ВКЛ помпой).
- при -33 град - печка выдает +61 град (с ВЫКЛ помпой) и +65 (с ВКЛ помпой).
4. Поскольку изначально волновала проблема повышенных оборотов ХХ при температуре ниже -20 град за бортом, после смены места установки подогревателя (хотя он точно тут не при чем) и установки доп. помпы решил проверить изменения. На просторах Д2 описана подобная проблема у владельцев дизельных TLC100. Там решение было в отключении датчика наружной температуры. Решил, заодно, проверить эту гипотезу. В итоге – чуда не произошло, ни отключение датчика, ни работа помпы от понижения температуры ОЖ на ХХ не спасли (при этом на двигателе сверху лежит одеяло, а между радиаторами стоит картонка). Двигатель все равно мерзнет и периодически поднимает ХХ до 800-850 об/мин. Ситуация менялась только с установкой термостата на 88 град (взамен штатного 82 град.), повышение оборотов ХХ стало реже, но все равно осталось.
О подобной проблеме у других владельцев 3RZ я не слышал, но возможно из-за того, что никто не пользуется климатом на таких же настройках как у меня (многие используют режим AUTO с выставлением температуры +23 град.). Сам я тоже замечал, что с понижением температуры потока воздуха из печки ниже +26 град. такой проблемы не наблюдается. Все таки выходит, что это конструктивная особенность работы отопителя.
После этих небольших доработок пришел к следующим выводам:
1. В салоне стало теплее не только по ощущениям, но и по реальным цифрам.
2. На Prado 120 верхний патрубок печки – подача, нижний – обратка!