Ну вот, наконец-то собрался написать. Мало отзывов о таких машинах, особенно самой простой комплектации, ох мало! Вот и пытаюсь восполнить пробел. Автомобиль-то поистине народный, много таких у нас на дорогах встречается, и в частных руках и на предприятиях работают. Собственно, я получил то, что хотел, осознанно. Заказал другу во Владивосток, он давно перегонкой машин занимается, назвал ему то, что мне было нужно в этой машине, он и привез. С тех пор машина у меня полтора года – и я доволен! Дело в том, что я не занимаюсь ни перевозкой грузов, ни коммерцией, просто созрело решение купить минибас – созрело и воплотилось в реальность. Захотелось именно такой - простой, надежный, вместительный. Езжу я в основном на работу и домой, да по делам, да в отпуск или в длинные выходные в дальние поездки – Аршан (поселок такой курортный в предгорьях Восточного Саяна) – 220 км, на Байкал – 250-400 км, да на природу короткие вылазки. В общем, на месте не сидим, за полтора года 23000 км – не много и не мало. Выбор был осознанный – сначала думал о Noah’е, но ездил с родственниками в дальние поездки – у них был Мазда-Френди – все-таки отсутствие задней правой двери в салоне – это, я считаю, проблема. Элементарно остановиться на трассе на обочине отдохнуть-поразмяться – выходить задним пассажирам с левой стороны на дорогу, где все летят нешутейно – страшновато все-таки… В общем пригнали красавца, и окрестили мы его промеж собой Хрюшей (я всем своим машинам имена собственные давал) – ну как же – большой, круглый, иногда чумазый после наших луж. Касательно комфорта – были мысли сначала купить и смонтировать в нем салон от Ноя люксовый, да знающие люди отговорили, да и сам я, подумав, тоже согласился с ними. Потому как я бы сразу потерял: третье откидное креслице впереди посередине – раз, и складывающийся вперед задний диванчик-«лавку» – два. Больше шести человек со мной ни разу не ездило, да и эти шесть были два-три раза. Поэтому решил оставить все, как есть. Все выспрашивал после поездок, особенно дальних, как им там живется – пассажирам на заднем диванчике, но каких-то отчетливых жалоб на дискомфорт и усталость я не услышал. Наоборот, если один сидит сзади – он вполне может и прилечь, в общем, ограничений никаких. Зато сложил диванчик – вот тебе и спальное место 1,20 м на 1,80 – двое отдыхают с большим комфортом – пол абсолютно ровный – у меня версия с приподнятым ровным полом сзади, а есть еще с низким, из которого по бокам колесные арки торчат. Или перевезти что-нибудь большое – без проблем. Купил потом у китайцев за 1000 р. кровать надувную, так она как будто по этой машине сшита была – размер в размер. В общем, этакий немудрящий дом на колесах получился. Теперь касательно технической части. Здесь уже пели дифирамбы относительно классичности и академичности этих автомобилей (был рассказ про заднеприводный Noah). Полностью поддерживаю – академичнее и проще моей машины найти трудно – привод на задний мост через кардан, впереди – обычная двухрычажная подвеска с верхними и нижними шаровыми опорами, которые еще, надо сказать, в неплохом состоянии и замены пока не просят. Спереди – торсионы, регулируемые гайками так, что высоту передка можно слегка убавить-прибавить. Сзади – обычные пружины. И по кругу – классические амортизаторы! Под капотом восьмиклапанник 1,8 литра с цепным приводом ГРМ. Когда-то такой двигатель был карбюраторным, но году в 98 японцы приладили к нему впрыск, и из 7K он превратился в 7K-E, хотя в ПТС по-прежнему значится 88 л.с. В отличие от старых Литайсов – капот. Капот!! Под которым все удобно и на виду. Масляный фильтр (самый распространенный, 110-й) сверху, трамблер, свечи, провода, фильтры – все, даже крышка цепи ГРМ – все под руками. И свечи под ключ на 21 (Так и напрашивается сравнение – как на «Жигулях»). Пришла машинка ко мне своим ходом, разменяв в дороге 100000 км. Конечно, сразу же весь джентльменский набор – масла, фильтры, свечи – это святое (хотя посмотрел – у себя на родине сякэн-техосмотр проходился примерно в марте, насколько я понял по японским сервисным книжкам, т.е. месяцев за 5 до меня)). Подняли на подъемник, подергали, посмотрели – все в порядке, поменяли лишь пару резиновых втулок на стабилизаторе. И все, и поехали. На сиденья сшил чехлы, чтоб не испытывать пятыми точками своей и пассажиров прохлады кожзаменителя в холодное время, да все задние и боковые панельки в салоне обшил мягкой тканью с поролоном. Все-таки покомфортнее и покрасивее, чем было – старый дерматин на панельках подтерся уже. Съемные пластмассовые панели на торпеде покрасили под дерево – как на люксовых – все веселее да фешенебельнее смотрится. Резиночку на педальке тормоза заменил на новую, ну, и коврики купил наши – на водительском японец дырку пяткой протоптал. А так – не потертая, не потрепанная – аккуратная машинка попалась, хотя у себя в Японии, как это обычно бывает с такими машинами, скорее всего, работала в какой-то фирме микрогрузовичком – отмыли его там при предпродажке хорошо, но в отраженном свете на отмытых белых боках этакими водяными знаками просматриваются иероглифы – видимо, название фирмы. Надо дочь попросить перевести – она у меня на японском учится…
Комплектация машины самая простая – коробка-автомат, гидроусилитель да кондиционер в счет не берутся – это само собой разумеется, даже на самых «овощных» машинах. Плафон над водителем и передним пассажиром, плафон над задним диванчиком – свет раздельный, да еще с режимом энергосбережения – это на деревянной-то машине! – через 15 минут ничегонеделанья при открытых дверях включенный свет сам по себе гаснет, чтобы не сажать аккумулятор. Штатный приемничек был заменен на магнитолу с CD, причем в дверях оказались штатные места с заглушками под динамики 17 см, которые и были установлены. Иногда ездящие со мной задние пассажиры робко ропщут, что, дескать, не мешало бы и им установить отдельные динамички, дабы не было дискриминации в слушании музыки. Со временем будут, а пока увеличиваем громкость… Есть отдельная клавиша, управляющая штатным центральным замком на трех задних дверях, причем все это сделано без каких-то заморочек, очень просто – клавиша «открыть-закрыть» у водителя - провода – нажимные контакты на торцах сдвижных дверей – сами электрозамки в дверях. Когда ставил сигнализацию, хотел все двери запараллелить, чтобы открывались одновременно, да потом подумал – и не стал этого делать. Умней разработчиков не придумаешь – очень удобно – хочешь – открываешь-закрываешь задние двери, а можно использовать и как детский замок. В общем, поставил активаторы, связанные с сигнализацией, только на передние двери, чтобы открывались с брелка, а задние отпираю-запираю по-прежнему кнопочкой на панели. Кажется удобно, привык как-то сразу. А заблокированы охраной все пять дверей, сделать это было тем более легко, поскольку на всех дверях есть концевики для включения света в салоне при их открывании. И при всем при этом надо заметить, что все пять дверей могут открываться ключом каждая по отдельности. Сигналка простая, с дистанционным запуском, привезенная из Китая за смешные деньги и установленная сразу же. Пока работает без сбоев, однако скоро надо будет батарейку поменять, а то раньше можно было брелком запустить двигатель с балкона за 500 метров, а теперь только с расстояния меньше 100 м реагирует))
Что еще было сделано – заменены колеса, приехала машина сюда на стандартных дисках на 13’’, четырехдырочных с грузовой резиной, подобных Ниссановским. Сначала была поставлена на 14-штамповку (подходит от старых Марк-2 с большим вылетом, обычные ставить нельзя, передние будут упираться внутренними ободами при повороте в верхние рычаги), потом купил премиленькие сборные легкосплавные диски, японские за 4 тыр комплект, очень симпатичные и подходящие по всем параметрам. Резина стандартная 185-85-14, зимой назад одеваются шипы. Когда покупал – мне все говорили: будешь в багажник чугунные болванки грузить, чтобы не буксовать на ровном месте, особенно зимой - привод задний, попа легкая… Не знаю, бывал в довольно критичных ситуациях, на даче зимой в хороший затяжной подъем по нечищеной заснеженной дороге выбрался достойно, и в деревне у друга в длинную гору по снежной колее тоже выгребли на шипах, правда, для страховки я его все-таки на время подъема попросил посидеть в багажном отделении ближе к задней двери для нагрузки на задний мост, благо места там навалом. Так он потом выходить не хотел, говорит, лежать там удобно))) Да и привод задний как-то интуитивно понятнее – если вдруг занесло – сбросил газ – и порядок. А так по Байкальским горам во время загородных поездок автобус скачет вполне прилично, хотя, если честно, полного привода иногда все-таки не хватает. Резину поставил на лето японскую Toyo, ту, что в простонародье называют всесезонкой, хотя, строго говоря, она все-таки зимняя. По плохим, по мокрым дорогам и по траве гребет лучше, чем шоссейка, а по опыту ее хватает также на 3-4 сезона, смотря как ездить… Запаски висят в корзине под задним свесом, причем одна нормальная полноразмерная (заменил ее штамповкой на 14’’, когда поменял колеса), а второй над ней – широкий маленький каток на 12 с половиной дюймов с низкопрофильной резиной шириной сантиметров 27… Что за штука и для чего – ни от кого вразумительного ответа добиться не смог – убрал ее, да и все тут. Может, для перевозки каких-то особо тяжких грузов такие ставятся на задний мост, не знаю.
Расходники. Масла, фильтры, свечи – все как обычно, ничего нового. Подобрал по каталогу свои любимые «Бриск-сильвер», масло – Elf, полусинтетика 10W30, все-таки двигатель не совсем новый, хотя за все время особого угорания не замечено, что после городских поездок, что после дальних – уровень на месте. Балуем мы, конечно, нашего Христофора, когда через 6, когда через 8 тысяч километров масло меняем, не такие уж великие расходы, а на душе как-то спокойнее. Хотя, может быть, это уже мания. Вообще, что лишнее застучит-заскрипит – сразу машинку на подъемник и смотреть. Вот недавно одну шаровую из четырех (верхнюю левую) уже поменял. Фару разбил - на гравийке камушек прилетел (а здесь стандартные маленькие лампы-фары стоят). Встал перед выбором – или купить многоразовые с заменой лампочек (есть даже «хрюстальные»), или оригинальную лампу-фару за 500 рублей (ну, или похожую на оригинальную), или китайскую за 300 р. Остановился на китайской, причем ее свет так понравился – яркий, ровно рассеянный, что тут же купил и поставил вторую. Которые и светят уже больше года пока без проблем. Ну, и еще – начитался тут как-то умных книжек про ниссановские двигатели – и что цепь газораспределения на них через 120 тыкм вытягивается, и что надо ее менять и тп. Ну что же, думаю, дай-ка тоже поменяю, заказал через Экзист весь комплект (цепь-звездочки да демпфер с натяжителем, за все-про все 2200 рублей), вдруг расход топлива или еще какие характеристики улучшатся?.. Пришли детальки, поменял за вечер – старую цепочку достал – а она как новая, один в один, и шестеренки тоже, нисколечко не износились и не вытянулись. Так что можно было и не менять – все как новенькое. Однако нет худа без добра – разобрали - до помпы добрались – а она уже плакать собирается, сгоняли быстренько в магазинчик да купили за 1200 р. Поставили. И теперь совсем все хорошо. Да декстрон в коробке поменял для самоуспокоения. Вообще, на эти автомобильчики есть все – и по двигателю, и по ходовке – те же колодки или рулевые тяги по опыту эксплуатации других машин - «555» или «Nisssinbo» китайские да сингапурские ходят по нашим дорогам не меньше родных. Так что по необходимости будем покупать да менять. Благо все по карману да по рукам.
Машина хорошая – высоко сижу, далеко гляжу. По комфорту, конечно, аскетичен, но и что совсем тубаретка, не скажу. Идет, в общем, достаточно мягко, но мелких кочек и стыков не любит. Впрочем, как и все Тойоты. Свое сиденье регулируется по всем параметрам. Левое, пассажирское, совсем никак не регулируется – на болтах. Дырочки под болты подпилили, да спинку слегка наклонили, чтоб пассажирам или пассажиркам в дальней дороге удобней ехалось – еще один шажок к комфорту.
По дороге идет хорошо, резво, все зависит от загрузки и настроения, разгоняется бойко, хотя все-таки восьмиклапанник, а не 3S… Зато тянет на малых оборотах – почти как дизель. Расход – по городу 12-13, по трассе 9-11. Вообще, на этой машине многое зависит от нагрузки и манеры езды, проверено. Кондиционер холодит, печка греет… Зимой пару раз приходилось ночевать в машине. Не замерзли, хотя печка одна. При езде по ямкам шумноват, об этом я и раньше читал в каких-то форумах. Хотя, полагаю, если все резиночки в ходовке заменить, шуму поубавится, усыхают они все-таки со временем.
А уж для дома, для семьи… Шкафы-холодильники возить – вне конкурса. Друзей из Китая встречал – 6 человек с баулами под завязку – без проблем, а нам с автомобилем – почет и уважение. Кстати, груженый он по нашим столбнячным дорогам идет заметно мягче. В общем, товарищ надежный, и ресурса в нем немеряно, и если не испытывать тяги к пуховым подушечкам да круиз-контролям – то семейная машина хоть куда.
Тут друг точно такого же купил, только 2002 года, осваивает потихоньку, хотя что там осваивать… Пока доволен. Думаю, и дальше все будет хорошо, машин-то таких много – поистине народный автомобиль, такой, как сотая Королка раньше была.