Как всё было.
Автомобиль был найден по объявлению в газете, случайно купленной в продуктовом магазине в соседнем г.Крымске. За Тойоту Лит Айс 1980г, 8 мест, двиг.1.3, левый руль хозяин запросил 50 тыр. Позвонив по тел-ну узнал – автомобиль на ходу, цвет белый, покрашен, был кап.ремонт движка, расход бензина около 10л на сотку, остальное при осмотре. На этом пока всё и остановилось (живем в Новороссе 1 год, приезжают гости и мы все-семья 4 чел и гости - естественно не входим в Нисана Блюберда Силфи при поездках куда нибудь). Почему рассматривался такой древний вариант? Потому что недавний переезд из Западной Сибири - Новосибирской области - покупка жилья, мебели и ремонт съели «все нажитое непосильным трудом», было решено брать кредит на мебель на кухню и… недорогой многоместный авто. Как один из вариантов был рассмотрен Соболь 1999г, 10 мест, за 60 тыр. При беглом осмотре выяснилось, что салон «деревянный» (правда есть люк на крыше!), необходим кап.ремонт движка 406, ремонт подвески, правка и покраска кузова, и еще не известно что… да еще и категория «Д» - техосмотр два раза в год, а это 2.5-3 тыр за раз помимо квитанций, а иначе не пройдешь. Опять же расход – 15л и выше, смотря как ездить. После консультации с другом – водителем Газели «скорой помощи» - было решено отказаться.
Итак, спустя месяц уже целенаправленно была куплена такая же газета и там снова висит объявление про Лит Айса. Повторный звонок владельцу и назначена встреча. Солнечное субботнее утро, я подъезжаю по назначенному адресу и …передо мной …ДЭУ Дамас! Что это, шутка?! Звоню владельцу, он «сейчас подъеду». И действительно, через пару минут подъезжает на Тойоте Лит Айс. Первое впечатление- дааааа!?!?!? Второе – а что ты хотел от авто которому 30 лет?!
Ладно, посмотрим. Хозяин вылез, «здорово»-«здорово». Осмотр кузова – покрашен (и не раз), крыша ровная, задняя дверь и левая сторона в районе порога шпатлеваны, правая передняя дверь – зазоры по кузову разные, вероятно били в это место. Длиннющая царапина по всей правой стороне вскрыла и слой шпатлевки кое где. Под форсунки омывателя лобового стекла прилажены ужасные подставки. Двери все открываются и закрываются легко, замки работают, небольшой люфт в петлях. Передние фары от «копейки», поворотники от «незнаючего», зеркала родные, одна форточка – плекс, лобовое битое и не раз. Мухобойка «Voron Class» придаёт суровый вид спереди. Установлены подкрылки, все швы щедро и неаккуратно промазаны силиконом, а потом закрашены. Диски стальные, резина на 14 «КАМА-217», безкамерка, не «съедена», отбалансирована, колпаки стоят. Сзади рессоры, спереди торсионы. Теперь внутрь. Панель, руль, обшивка дверей коричневые, козырек щитка приборов слегка болтается, рычаг КПП на руле, на сиденьях чехлы – спереди коричневые и по размеру, сзади-цветастые и очень большие, как мешок. На окнах саморезами прикручены белогрязные шелковые шторы, как паруса в безветренную погоду. Зеркало заднего вида не родное, двухсекционное и болтается в шарнире. Стекол плафонов под крышей нет, но лампочки горят. Печка одна спереди. Включаю зажигание – лампа давления масла не горит, ниже руля на колонке примонстрячен указатель давления масла от газона-уаза. Ключ на старт – завелась резво, зарядка потухла, а давление не показывает!!! «Почему?» - «Не знаю?»- «А давно так ездишь?»-«Все время». Даааа. Рассуждаю сам себе – если бы давления совсем не было, то сюда (к его дому, месту нашей встречи) рискованно было ехать – клинанет. Ладно, дальше. Газую, тахометра нет, но движок устойчиво работает на разных оборотах, при резком нажатии провалов тоже нет (не Блюберд, конечно). Сцепление туда-сюда, КПП во все положения, задняя плохо включается, но посторонних шумов нет. Ручник не хватило силы на себя вытянуть. Дворники и омыватель работают. Сигнал-пип-работает. «А это что?»-тумблер от уаза, переключение указателя бензобаков-«Это музыка включается». !? Автомагнитола кассетная фирмы «ктоеёзнает», по салону 4 динамика. Вылезаю, вроде не дымит. «Газани резко» - тоже вроде не дымит. Работает тихо. «Включи свет»-ближнего нет. Повортники, стопы-есть, аварийки и заднего хода-нет. «Давай на движок поглядим». «Капот» - водительское кресло и до пассажирского. Открыли. Под «капотом» звуко и теплоизоляция. Все тоже что и везде. Провода, трамблер, карб от восьмерки, подсос выведен под средним сиденьем. Бензонасос маде ин USSR, под ним сыро. Вентилятор на вискомуфте. В радиаторе что то похожее на тосол зеленого цвета, пузырей при работающем двигателе нет. «Жалюзи» из под коробки от телевизора –«чтобы грелась быстрее». Вынул щуп – уровень масла в норме. На маслозаливной крышке налета вроде нет. Видно рулевые тяги – покачал рулем – люфта нет. АКБ свежая. «Закрывай, поехали прокатимся»-«Садись»-«Не, я пока сбоку». Едем. Мягко, как на груженой Волге, обзор прекрасный. «Давай по плохой дороге». Подо мной что-то стукнуло пару раз. «Это, наверно, амортизатор». «Да нет, не похоже». Сзади скрипы. «Это дверь задняя». «Возможно». Приехали назад. «Покажи ПТС». На самом деле год выпуска 1981, остальное все нормально кузов КМ20 двиг 4К, 4 года у этого хозяина, техосмотр «пройден» в октябре (хоть не календарик). Номера кузова и движка в порядке.
Ну и что? Автомобиль убитый не до конца, простой и ремонтопригодный, удовлетворяет нашим запросам с небольшими первоначальными капиталовложениями, и … давняя мечта (микроавтобус!). А остальное сделаем, опыт оживления подобных есть. Для себя я почти всё решил, осталось посоветоваться с женой и сбить ценник. Все сфотал. «За сколько реально отдашь?». Не долго думая - «за сорок». «Ладно, я подумаю и перезвоню».
Дома, увидев фотки, авто был ласково наречён «Ё-мобилем», и «смотри сам - тебе под ним лежать». То есть - таможня дала добро. После специально выдержанной трехдневной паузы звонок владельцу – «Возьму за 35», «По рукам».
Получен кредит и вот 25 декабря 2010 года. Прихватив с собой сумку с инструментом, знаком аварийной остановки, огнетушителем-аэрозолем отправляюсь в Крымск. Встретившись на автовокзале отправляемся в ГИБДД. Автомобиль уже снят с учета, получены транзиты, осталось оформить куплю-продажу. За заполнение одной страницы бланка деваха из страховой компании запросила 350 руб. Здесь же была оформлена и ОСАГО. 30 минут и вот - я владелец чудо-автомобиля. Прежний хозяин, получив расчет отправился на работу, а я - в Новороссийск.
Сел за руль, пытаюсь подогнать сиденье «под себя» (как учили в ДОСААФе много лет назад). Повернул рычажок, вперед-назад – не едет. Вылез, потянул руками – поехало! Сел снова, спинка вообще не регулируется, только два положения – либо как есть, либо полностью наклон вперед. Ладно, в принципе сидеть удобно, слегка завалившись назад, посмотрел в зеркала – порядок, регулировать не нужно, пристегнул ремень, завожу – поехали. Первая, вторая, третья – полет нормальный. Бежит резвее чем соседская не новая «шестерка». На указателе уровня топлива нижняя риска, температура слегка поднялась с нуля. Спидометр и одометр работают. Попробовал тормоза чтобы привыкнуть – слабоваты - увеличиваю дистанцию до впереди идущего авто, хотя скорость 50. Движок едва слышно. Заехал на АЗС, залил «ведро» -10 л, суточный счетчик на ноль и вперед. До дома добрался без проблем, разгонялся до 80, подъемы проходил на третьей. Стрелка указателя температуры воды выше второй риски так и не поднялась, похоже термостат либо «приказал долго жить», либо его «вааще нэт». Подъезжая к дому, остановился на светофоре, что-то тихо в салоне, думал заглох, газанул – РАБОТАЕТ МАШИНА! На 53 км ушло примерно половина заправленного бензина.
Прежний хозяин сказал, что на холодную в сырую погоду не заводится, пока лампочку под крышку трамблера не засунешь и не прогреешь. Через пару дней попробовал завести с двух попыток с закрытой заслонкой не получилось. В/В провода сухие. Снял крышку трамблера – тоже сухая. Почистил заодно бегунок и контакты. Подкачал бензонасосом – бензин заурчал и появился в топливном фильтре. После этого завелась сразу.
До регистрации решил перебрать подвеску и тормоза, «найти» давление и свет. Вскрытие показало
• тормоза: передние рабочие цилиндры совсем не работали, прикипели-приржавели, толщина колодок 2-3 мм, потрескался один из шлангов (разбор, чистка, замена пыльников от «восьмерки», шланг от «классики», колодки после небольшой доработки от Газели); задние рабочие цилиндры - правый подтекал, левый в порядке (оба заменены на «от классики», переклепаны накладки «от классики», снят заржавевший трос ручника для образца на замену, проточен у токаря правый барабан, всё, включая диски колес, очищено и покрашено).
• Амортизаторы: передние «от классики» и в порядке, задний один «от классики», второй иномарочный, тоже оба в порядке. (очищены и покрашены, установлены новые резинки, на иномарочный-новый пыльник)
• Почищен и помыт бензонасос, заменены прокладки и два топливных фильтра.
При наступлении теплых дней задние колеса были подняты на сооружение в виде кирпичей на высоту порядка 50 см, что позволило, предварительно подстелив большую картонную коробку, досконально увидеть все прелести снизу – гнутый бензобак, грязно-масляные задний мост, КПП и заднюю часть движка, рыже-ржавые глушак, резонатор и трубы системы выпуска…Само днище приятно удивило – откровенного гнилья вообще нет, только над бензобаком ржавый металл, а в остальных местах еще и родная краска. Области порогов и место за задними колесами закрыты листами оцинковки, которые вырезаны по форме кузова, прикручены саморезами, а щели заполнены монтажной пеной – наш ответ оцинкованному кузову немцкой ауди! Снял кардан – задняя крестовина под замену – один в один москвичевская. Сальник хвостовика заднего моста – 56*38 от коробки волги-газели, сальник заднего конца каленвала - камазовский 92*70, сальник задний конец КПП – от ступицы Оки 52*38. Сальники рычагов переключения (к которым присоединены кулисы) 22*15 и 25*13. «Вскрытие» коробки ПП обнаружило незначительное разрушение на двух зубах разных шестерен. Осколки удалены, а шестерни нужно будет поискать под замену. Корзина и диск сцепления в чудесном состоянии, выжимной тоже. Все агрегаты (мост, кардан, КПП, поддон, бензобак) очищены, отмыты и окрашены. Бензобак вообще бомба – сверху в районе датчика уровня топлива заклеен эпоксидкой, про очистке «болгарином» с насадкой-щеткой появились сквозные дырочки в трех местах, плюс трубка обратки отпала вместе с шлангом при демонтаже. Дырки и трубки запаял, бак покрасил сначала суриком, а потом и краской, но это на первое время, нужно будет посетить разборы в ближайшем будущем. Также из листовой стали обновил хомуты крепления бензобака. Днище отмыл с помощью мойки ВД «Калибр», проблемные места зачистил и в два слоя покрасил суриком. Пока под днищем было пусто, подогнал жигулевский трос ручника с небольшой доработкой. На КПП после очистки сантиметрового слоя грязи-масла появился датчик включения света заднего хода с отломанными контактами. Припаял к торчащим выводам провода и закрыл пайку силиконовым герметиком для изоляции. Теперь будем со светом. Почистил и покрасил стартер, для лучшего контакта облудил конец оторванной обмотки в месте крепления к втягивающему реле, к проводу от стартера до АКБ припаял наконечник по размеру. Вместо механического указателя давления масла, не работавшего из-за забитого масло-грязью длиннющего шланга, приладил датчик от Жигулей с выходом на сигнальную лампу щитка приборов. А на место старого указателя установлю круглые часы от шестерки. Систему выхлопа очистил и покрасил высокотемпературной краской-серебрянкой. Для устранения люфта из капролона токарь выточил новые втулки на кулисы переключения КПП - скорости стали включаться без проблем. Перебрал трамблер – подогнал москвичевский бегунок и крышку, а вообще нужно будет установить безконтактную систему зажигания. Установил ГБО Lovato, снятое ранее с Калдины и пролежавшее в гараже 5 лет, правда, пока не настроил, езжу на бензине. Параллельно всему помаленьку привожу в порядок кузов – шпатлевка, грунтовка и покраска (частями).
За лето проехал немного – но без проблем, (Геленджик, Анапа, Кабардинка, Дюрсо и т.д.) вместимость - 6 взрослых, 2-е детей + сумки-пакеты-небольшая собака и т.п. Расход бензина 10-11 л, по ровной трассе бежит резво, в горку мощи не хватает, пилишь на второй 20-30 км/ч. Длинная 3 передача, пустому можно даже трогаться (пробовал).