....Видимо, покупать старые добрые японские автомобили в плачевном состоянии и доводить их до состояния «на полном и хорошем ходу» стало для меня за последние пару лет чуть ли не «вредной привычкой», или по другому сказать — хорошей традицией. Просто появилось немного больше свободного времени и возможность использовать нормальный ремонтный бокс, в котором всегда помогут что нибудь снять, открутить, продиагностировать, и какие то ещё причины, заставляющие, видя полноприводный универсал или микроавтобус лохматых годов, пренепременное желание приобрести его и довести до ума. Вот вкратце рассказал о своём безобидном и в какой то мере полезном увлечении..
Было их не так уж и много за это время, но тем не менее дал вторую жизнь двум Subaru Leone 85 и 88 годов выпуска, двум старичкам Domingo в первом кузове, Toyota Karib в кузове AL 25, Toyota Corolla AE 104..... И вот очередной жертвой моего «рукоприкладства», в хорошем смысле этого слова, а в некоторых случаях и «рукоблудия» стал Toyota Lite Ace 4х4, бензин 3Y, карбюратор, АКПП, пониженная передача, хабы, салон — трансформер, в общем полный набор для любителей активного отдыха.
История знакомства с этим авто началась как в общем то и всегда совершенно случайно – проезжал в выходные в районе авторынка, увидел на обочине дороги сие чудо, решил припарковаться, разузнать, посмотреть, потрогать, прокатиться.. Но прокатиться в первый день знакомства не получилось – банально не завёлся, гад... Но данное обстоятельство меня нисколько не смутило, а даже подогрело интерес к машине и было хорошим поводом очень значительно обсудить запрошенную за него сумму. Понимая, что беру абсолютного котэ в мешке, договорившись окончательно о сумме сделки, через пару часов цепляю его на галстук и тяну к себе в гараж. Верно всё таки в народе говорят — утро вечера будунее... Придя на следующий день в гараж, повернув ключ зажигания, был приятно удивлён с пол оборота запущенной движке. Рад был безмерно, но как потом оказалось, рановато.. Первый же тестдрайв показал огромное количество болячек, которые достались от прежних хозяев, не особо желавших вдаваться в технические подробности, тратиться на ремонт и достойное обслуживание автобуса. Первое, что сразу насторожило, это сильный запах бензина в салоне, затем сильный гул в районе задней оси во время движения, вибрация в том же районе, безмерный аппетит, слабая динамика разгона, не прогреваемый до рабочей температуры двигатель (дело было зимой) и в связи с этим вяло греющую печку... Но самый загадочный каприз ждал меня впереди, где то через месяц после каждодневной эксплуатации – двигатель вообще отказался запускаться, заставив меня пару недель покубатурить над причиной, но об этом чуть позже. До наступления весны оставил его в покое, так как передвигаться было на чём, и начал постепенно приобретать новые расходники и нужные детали.
..Прошло пару месяцев, и вот долгожданное тепло. Появилась возможность позаниматься машиной конкретно. Установили купленные заранее навесные ремни, свечи, свечные колодцы, термостат, поменяны были все технические жидкости. Гул в редукторе заднего моста исправили путём замены данного узла на контрактный. Причиной данного гула, по моему мнению, явилась установка на заднюю ось автомобиля резины разного по высоте и ширине размера, которая стояла при покупке, и была так же поменяна. При снятии редуктора ожидал увидеть задиры и раковины на трущихся парах шестерён, но как ни странно, ничего подобного замечено не было, люфтов тоже вроде не наблюдалось, поэтому происхождение данного звука для меня осталось загадкой. Причиной вибрации был задний кардан, крестовина которого была тупо приварена одним концом в районе хвостовика, чтобы просто не отвалиться. Контрактный кардан, который искал практически месяц, устранил данную проблему. Так же был разобран на молекулы, а затем обратно собран, почищен и отрегулирован карбюратор, поменян извергающий бензином во все стороны бензонасос, поменяны тормозные колодки, задние амортизаторы, установлена МР3 магнитола с заменой динамиков, почищен, помыт и пропылесосен салон, сняты и выкинуты старые чехлы, которые в далёком прошлом были светлого цвета, практически влипли в сидения и приобрели сально-грязный оттенок. Сняты и хорошенько постираны и подшиты шторы, оттёрты до прозрачного состояния все имеющиеся люки и стёкла. И вот только после проведённых всех этих манипуляций данное транспортное средство стало похоже на нормальный, функциональный, полноценный автомобиль.
Правда радость от эксплуатации длилась не долго, где то около месяца – неожиданно застал в расплох «негарантийный случай». При снятии карбюратора на регулировку, не придали особого значения отсутствию одной из гроверных шайб на шпильках крепления карбюратора. Как оказалось в последствии данная шайба попала во впускной коллектор и проведя там какое то время, была благополучно всосана в первый цилиндр, где свободно перемещалась прилипая к поршню как ей вздумается и в один прекрасный момент попала видимо между поршнем и головкой блока, что при попытке запустить двигатель выглядело как севший аккумулятор, или неработающий стартер с залипшими пятаками. Машина встала колом. Хорошо, что это случилось не во время работы двигателя, а при попытке запуска. Оттащил в гараж на буксире, благо дело было в пятницу вечером, то по этому поводу собрался целый гаражный консилиум – от Петровича до Михалыча и практически все выходные происходила горячая дискуссия по выявлению данной неисправности, которая к положительному результату не привела. Аккумулятор и стартер оказались в норме. Определили причину через пару недель, когда с моим хорошим знакомым и толковым двигателистом вспоминали подробно все этапы ремонта и эксплуатации, вот тогда то и вспомнилась злополучная шайба. Предположения подтвердились, когда коленвал начали вращать вручную – на один оборот назад он проворачивался и потом снова во что то упирался. Стало понятно, что в какой то из цилиндров попал посторонний предмет. Предстояла не совсем радостная перспектива - снимать «башку», что в автомобилях такого типа весьма трудоёмко и архи как неудобно. Но всё таки, немного покумекав, решили что есть ещё два пути как достать инородный предмет не снимая головку блока – это через свечное отверстие, а второй – сняв впускной коллектор, рассухарив один из клапанов, добраться до камеры сгорания. Первый способ не помог – как не старались, ничего не вышло. Второй оказался весьма успешным, и с помощью проволоки с магнитом, капроновой верёвки и ненормативной лексики достали наконец этот маленький, но паскудный предмет...
Полный привод и пониженная передача работали достойно, что не могло не радовать. И вот в начале лета автомобиль подвергся проверке всех его внедорожных и потребительских качеств, которые он только мог вывезти.
Испытания проходили в целом успешно. Был просто в восторге от салона — и посидеть, и поспать, и перевезти груз, практичный во всём. А вот проходимость в некоторых моментах
подвела – низко висящая раздатка в глубокой колее прям слышно, как скребёт по грунту. Передний свес и огромная нагрузка на переднюю ось – при малейшем намёке проваливалась в колею или мягкий раскисший грунт и автобус становился беспомощным. Выход из ситуации был только один – цеплять трос и вытаскивать буксиром. Но в общей своей сути, если без фанатизма, не тяжелое бездорожье, то он вполне справлялся, выезжал, вывозил, особенно на понижайке – очень полезная и не лишняя вещь в данном, да и не только в данном автомобиле.
Вообще, покупая любой автомобиль пенсионного возраста, нужно быть готовым к подобным неисправностям и сюрпризам. Правда таковые сейчас покупают редко – разве что как не основное средство передвижения, либо в качестве первого авто для начинающих, который не жалко. Но тем не менее в моём сознании засело ещё в юности ощущение того, что японский автомобиль в принципе ломаться не может, так как в восьмидесятых япы покоряли этими машинами весь мир, завоёвывали рынки, так сказать. И если бы не наши убитые дороги, да беспечные хозяева, ездило бы большинство этих практичных, крепких и недорогих машин и по сей день в приличном состоянии...