Всем марко/креста/чайзерообразным любителям посвящается.
Начну с того, что это у меня уже второй Марк II. В смысле, что первый не пережил поездки на крыше, которую устроил ему один мой «товарищ». Имея четырехлетний опыт общения с битыми/ремонтированными японскими авто (сами возили на них «железо») я пришел к выводу, что моего «мустанга» легче пристрелить, чем устраивать ему двухмесячный курс лечения. Поэтому первым делом, выползя на карачках по очень любимой мной серебристо-голубой обшивке крыши, я принялся убеждать «товарища», что он стал счастливым обладателем прекрасного автомобиля с контрактным двигателем
за смешные деньги.
Пока он «радовался» неожиданной покупке я целенаправленно искал точно такой же марк, так как поездив на нем приличное время и пережив в нем краш – тест в роли манекена, понял что за такие деньги это очень приличный автомобиль, а будучи 21 летним студентом – механиком, обучаясь очно и имея родителей - простых рабочих профессий других денег мне не пока заработать. Дал объявление «куплю Марк GX81» стал рассматривать претендентов, коих набралось десятка два. Будучи убежденным в том, что автомобиль надо покупать в том городе в котором живешь, отмел все предложения поездки во Владивосток и Иркутск, так как один из кузовщиков предлагал мне вариант: «Саня, давай я тебе наскоряк отрихтую, вот так зашпаклюю» - показал мне указательный и большой пальцы, между которыми поместился бы спичечный коробок - «Угонишь в Иркутск, там лохам впаришь, а то здесь уже пол города знает, что у тебя «перевертыш»». И еще мне знакомы случаи, когда из Братска везли машину на продажу в Иркутск (около 650 км) а там ее радостно покупали - кто? – правильно – Братчане и счастливые везли авто на «родину». Руководствуясь такими соображениями (дома и стены помогают) начал поиски. Убедился, что, правда, люди у нас не думают, а соображают и на объявление «куплю МАРК» начинают тебе впаривать всякую хрень, начиная от камри/висты до ВАЗов. Конечно, очень хотел на механике, но даже в плохом состоянии «на палке» машин мне не попадалось.В один прекрасный день, подвернулся очень привлекательный вариант – темно – зеленый марк, 1991 г.в., т.е. уже после рестайлинга: линзованная передняя оптика и измененная задняя, плюс в салоне подлокотник уже как в GX/JZX90 и подкачка водительского сиденья в области почек, 1GFE, коробка автомат, светло – серый салон, но самое главное кузов сверху донизу в охренительно хорошем состоянии (чуть мятое переднее крыло и коцанные бампера не в счет). Плюс ко всему (шел конец 2003г) у парня который его продавал был Ниссан – Куб 2000 г.в. а этот марк ему достался в наследство от тестя и около 1.5 лет стоял в гараже и нахрен никому не был нужен, короче сошлись на 2400$ а доллар тогда был около 31 р. (74000 руб.) Да. А ведь мне показывали машины в худшем состоянии и за 100 и даже за 120 тысяч руб. После покупки даже выпрашивали продать за 90000 руб. но я не спекулянт и машину брал для себя. Теперь собственно впечатления от машины и опыт эксплуатации.
Кузов. Вышедший в 1996 г. Марк GX/JZX/LX100 является по сути рестайлингом 80 кузова, попробуйте найти 5 отличий когда они стоят рядом :-) Коэффициент лобового сопротивления крайне мал, покатое заднее стекло долго сопротивляется нарастанию слоя грязи. На мой взгляд портит впечатление передний и задний бампера, если их заменить более брутальными, а передний с хорошей «губой» машина преобразится.
Салон. Просторный (на заднем сиденье не очень), добротно собранный, качественная шумоизоляция, очень удобное водительское место, отличный обзор по всем трем зеркалам, аналоговый щиток приборов (на мой взгляд, гораздо удобнее и информативнее, чем электротабло). Блок управления печкой заезжает/выезжает нажатием кнопки, что не один раз удивляло моих пассажиров. Не единожды приходилось коротать ночь в машине (мой рост 185 см) если спать одному то удобнее на переднем сиденье, вдвоем лучше на заднем, предварительно сдвинув передние до упора вперед и согнув спинки.:))
Двигатель. 1GFE классика и много про него сказано (ниже скажу еще). Если в заднице шила нет, то его темперамента и тяги хватит вполне, а так в сочетании с автоматом – для спокойной езды. Самые главные плюсы этого двигателя – НАДЕЖНОСТЬ И ДОЛГОВЕЧНОСТЬ. 1GFE в течении нескольких лет занимал в Японии первое место как самый лучший двигатель. Разбирал предыдущий двигатель – после более чем 300000 км. пробега следов выработки вообще нет. Единственное условие долгой его работы – масло, масло и еще раз масло (ну и фильтра само собой). Если кто не знает скажу на ухо: ВОСЬМИДЕСЯТЫЙ БЕНЗИН ЕСТ И НЕ ДАВИТСЯ, ибо в те года, когда он проектировался у япов тоже были напряженки с хорошим бензом. Вообще отъездил не мало и на 92 и на 95 и на 98. Хуже всего у нас в Иркутской области 95 – тот же 92 + свинец, на 98 конечно хорошо едет, но явной экономии топлива не ощущается, а по некоторым данным 80 и 92 у нас практически тот же самый бензин, поэтому уже два года остановил свой выбор на 80. Ну и еще надо беречь поддон, т.к. в самой нижней его части находится маслоприемник, короче распредвалы запросто можно кончить, если его даже несильно помять. Но в будущем (надеюсь) поменяю свой 1GFE на 1GGE или 1GGZE .
Автомат. У меня простой не режимный, довольно тупой, но надежный как и двигатель. Может подъе…ть при при обгоне в гору: едешь на 4 передаче, пока глянул в зеркало обгонять или нет, он запросто врубает без твоего согласия третью и хочет затаранить впереди идущую машину. Поэтому теперь у меня заранее при подъеме в гору «O/D OFF». Также надо беречь поддон, а он висит еще ниже чем поддон двигателя. Вот совсем недавно чуть не пробил его: сосед по коттеджу еще осенью за каким то хреном бросил доски посреди дороги, зимой они вмерзли, а весной я их выковырял... поддоном. Замял торец, нарушил геометрию, декстрон потек. Пришлось снимать, править, вырубать из паранита новую прокладку и отдавать 445 руб. за 4 литра декстрона. Заняло все это около 4,5 часов. Теперь вынашиваю план мести. Мстя будет страшной и беспощадной :-) Но я еще недорого отделался ибо все нежные потроха автомата висят крайне низко и довольно часто были случаи когда кончали коробки хорошим ударом снизу. Заодно осмотрел фильтр автомата, т.к. некоторые «умные» дядьки пишут, что их надо менять чуть ли не каждые 20000 км. Не знаю, как был 1,5 года назад чистый так и остался. Порадовало цвет и запах масла, без признаков гари, чистый поддон с равномерным тонким осадком и полное отсутствие металла на магнитах. Короче жить да жить ему еще. Но уже купил механику + кардан + маховик + рабочий цилиндр сцепления + корзину + выжимной + педаль сцепления с кронштейном и главный цилиндр сцепления, осталось купить болты на маховик, корзину и диск сцепления. Вскоре после защиты диплома займусь пересадкой.
Ходовая. Передние стойки разборные, поэтому почти вечные. Задние подходят без переделок от девятки. За три года езды поменял только одну заднюю и то, только за то, что она была от девятки. Кстати от «стоечных» марков GX80 задние стойки тоже подойдут, но надо менять опоры. В задних цапфах плавающие сайлентблоки подойдут от GX100. Передние рычаги с шаровыми ходят ОЧЕНЬ долго, но если шаровая кончилась, лучше всего менять целиком рычаг, т.е. ставить контрактный (рублей 500), чем выпрессовывать шаровую и ставить на ее место Китай ибо Японии нету. Слабое место линки или яйца они же тяги стабилизатора. Видели в каком виде приходят ступицы, рейки, стойки, рычаги из Японии и Владика? Очень немногое откручивается, а все стальное режется сваркой, откусывается, отпиливается болгаркой. Довольно часто попадаются и огрызки линок. Довольно часто они еще живые. Короче когда то давно я подумал почему бы не соединить точечной сваркой 2 таких живых огрызка и в результате получить один целый линок бесплатно. В итоге так и сделал и уже около полугода езжу с таким – и все нормально. Кстати сзади стабилизатора нет, хотя он и встречается на версиях с двигателем 7MGE и 1GGTE. Вообще на них и рулевая рейка с демпфером, и растяжка между передних стоек. Кстати если у кого проблемы с поиском такой рейки – подойдет простая, только надо отпилить кусок левой рулевой тяги, а то влево не до конца рулиться будет. Короче вся подвеска в целом на порядок надежней и долговечнее чем на GX90/100, в то же время на трассе позволяет ехать 170-180 вполне комфортно и предсказуемо, но на кольцевых гонках по сухому асфальту первый кандидат на вылет. Тут стоит признать, что это не самое сильное место этой машины и почти все машины этого семейства отдаваемые на разбор – перевертыши, кстати на прошлой неделе видел кресту GX90 на крыше на обочине, причем дорога в этом месте прямая. Так что бдите – в поворотах тормозите. Только по этой причине и хотел бы видеть своей второй или будущей машиной скай в HNR33/34 кузове т.е. 4WD и 4WS.
Год назад хотел было поменять тормозные колодки (стоят еще родные), после осмотра решил, что и еще походят. Ходят, блин, до сих пор. Итак почти за три года эксплуатации потратился на 1 заднюю стойку (контрактную)– 1200 руб., 1 передний левый рычаг (контрактный) – 500 руб. и передний сайлентблок (от реактивной тяги к кузову) – 300 руб. (оргинал)
Про свой двигатель хотел рассказать следующее. Продавец честно соврал что масло он не ест. В итоге выяснилось, что на 1000 км. он съедал около 2 литров. Поменял колпачки (оригинал 120 руб. за один а их 24шт) лучше конечно не стало. Где то через недели 2 после покупки мне перестал нравиться звук двигателя, нет он не стучал, но зазвучал иначе. Сразу поехал к хорошим знакомым парням (двигателистам). Сняли поддон и увидели, что еще несколько км. и вкладыши бы провернуло. Тут встал вопрос делать или менять. На предыдущей машине двигатель я менял обошлось 12000 руб. + 0 руб. работа, так как делал сам с отцом и напарниками. Тут же было с одной стороны жалко оригинальных колпачков, с другой стороны зная, что выработки в цилиндрах нет хотелось попробовать что же такое новый двигатель. Короче решил делать. Как раз имелся в наличии коленвал от GX90 и масляный насос (старый был в рисках) ибо точить вал тем более 6 горшковый в наших условиях это на 15-20000 км. Привез комплект всех сальников, вкладыши вкруг, кольца – все оригинал, в итоге обошлось все в 23000 руб., но даже контрактный – это не новый двигатель, зато с другой стороны он дешевле и в него не лазили наши мастера, короче если есть ХОРОШИЕ мастера и желание иметь новый двигатель, то может есть смысл делать. После ремонта залил синтетику Shell – за 10000 км не доливал ни грамма, затем масло меняю каждые 5000 км.
Тюнинг. С завода панель, ручки дверей, бар под левой рукой, короче почти все пластмассовые детали были грязно – серого цвета, обрамление вокруг магнитолы, печки, щитка приборов что то типа под темный орех, короче крайне быстро надоело. Купил 3 баллона черной матовой по 600 мл. и 2 баллона по 250 мл. золотистой и исправил положение. Разбирал, подготавливал поверхности, красил, пылесосил, собирал неспеша летом. Заняло все где то около 10 дней. Заодно в ноги себе и пассажиру поставил неон. Очень горжусь тем, что не видно ни проводов, ни самих труб. Поставил тумблеры в панель, сделал им три режима – выкл, вкл, вкл от концевиков дверей, т.е всегда в третьем положении, например в сумерки или ночью открыл дверь и салон подсвечивается, сел, закрыл – потухло. Уронил что нибудь на пол – щелк тумблером, нашел. Очень удобно и ни у кого пока так не видел. Сразу после покупки поставил японский прямоток 5ZIGEN, пробил катализатор – очень приятный басок обнаружился, но замечу, - не дурной рев, как на восьмерках и девятках наших доморощенных шумахеров, а очень приятный басок. Затонировал американкой вкруг (об этом тоже ниже), наклеил две полосы из оракала в стиле американских дрэгстеров, вырезал и наклеил на оба борта по дракону, этим вообще занимался пол года, но в итоге снял – придумаю что нибудь другое. Ставил алюминиевое антикрыло. Часто читал в комментах как его наличие любят обсирать, скажу так: на переднеприводных машинах он правда не уместен, а марку с его далеко неидеальной развесовкой по осям совсем не лишняя будет дополнительная прижимная сила (ее правда чувствуешь если правильно настроишь атаку крыла), еще за него удобно поднимать крышку багажника, а на свадьбе сестры я привязывал к нему шары)), а когда нет денег его можно просто продать((. И вообще (ИМХО) он делает машину более стильной. Так же занимался музыкой – поставил 2DIN ADDZEST с CD, поменял колонки в задней полке ибо они со временем там высыхают и осыпаются, поставил простенький саб с 2 канальным усилителем PROLODGY. Вырезал потроха в спинке заднего сиденья и поставил сетку, т.е открыл подлокотник а там саб (фриэйровский) и питание на усилитель провел через тумблер как на неонках, т.е. иногда бывают моменты, когда нужна музыка надолго и без опаски посадить аккумулятор (например на природе или в гараже).
В конце скажу банальные вещи: как ухаживаешь, за машиной, так она к тебе и относится. Когда сажусь за руль я с ним здороваюсь, выхожу – прощаюсь. Масло я меняю через 5000 км., грязным чаще можно увидеть меня а не мой Марк, мне вообще западло ездить на грязной машине и за три года владения НИКТО кроме меня не прикасался к нему тряпкой. Тем более что уже год как я переехал за город в частный дом с теплым гаражом под домом. Господи какой кайф – проснулся, не надо бежать по морозу на стоянку и дрочить в -30 на морозе авто, а зашел в гараж там от 0 до -3, завел с пол оборота, через 2 мин двигатель прогрелся до половины и поехал, приехал поставил машину, поднялся в дом и все ОК, кто знает тот поймет меня. Но до этого две зимы мы пережили на стоянке под открытым небом и никогда он меня не подводил, проблемы с холодным запуском вообще НЕ БЫЛО.
Про тонировку, прямотоки, налоги, бензин и т.п.
Тонированная машина смотрится, согласитесь, гораздо привлекательнее. Плюс ко всему тонировка убережет глаза и открытые части тела в случае разбития стекла, и вообще чувствуешь себя в тонированной машине уютнее. Но кое кому в нашей стране будет ху…во от того что мы ездим тонированные. Им же ху…во от того что мы ставим прямоточные глушители, ху…во от того что мы ездим на ПРАВильных машинах, скоро им станет ху…во от того что мы ставим сабвуферы в наши машины. Я согласен насчет ГОСТов по тонировке и по шуму. Но какого х…я мне запрещают ездить на моей машине? Якобы я превышаю допустимый уровень шума? Да каждый наш КАМАЗ, МАЗ, КРАЗ, ЛИаЗ, ЗИЛ, ГАЗель даже гребанный, маленький, засраный запорожец издают на холостых рева больше, чем я на 4000 об. Совсем когда то недавно мне хватало 100 руб. на 10 литров 92, а сейчас? А ОСАГО? А налоги? Это сколько же надо отдать за 1GGZE за его 170 кобыл? А не дай Бог у тебя 1JZGTE! А куда идут эти деньги? Ведь «транспортный налог» раньше назывался что то типа «дорожных сборов». Дороги ремонтируют? Да по статистике 30% аварий происходит по вине дорожного покрытия! И не важно, что стоимость машин с такими двигателями иногда не превышает 1500$ - наше правительство что,
считает, если у тебя свыше 150 л.с. – значит у тебя престижный дорогой автомобиль?
Короче спасибо большое всем, кто дочитал до конца. Перефразирую «Будем жить» на Будем ездить!