Доброго времени суток!
Данный отзыв наиболее скептически настроенные посетители этого благословенного портала скорее всего назовут «соплями». И будут, разумеется, правы. Однако, уверяю вас, сопли эти подлежат безоговорочному прощению. Ибо все т.н. сопли – от души и с добрым чувством…и с чувством глубокой благодарности к такой странной жизни, чьей мудрой рукой были созданы удивительная страна Япония, удивительная страна Россия жизнь в которой настолько вывернута наизнанку, что заставляет ее многострадальных граждан совмещать правостороннее движение с левосторонними автомобилями, и удивительные русские люди, которые не только оценили достижения инопланетян-японцев, но и создали вокруг их инопланетянских колесниц целую субкультуру, которая вот уже много лет радует и обогащает знаниями аФФтАра этих строк.
Да, здесь не будет рассказа о покупке машины через аукцион/перегоне машины в центральную часть страны из Влада/отчета о тратах на расходники и запчасти/…а будет вот что…
1. Саратов-Владивосток. Краткий экскурс об автожизни в глухом отсталом Поволжье для Приморцев и Сибиряков.
Итак, Саратов. Прозорливец – А.С. Пушкин, выводя незамысловатые «…в деревню к тетке, в глушь, в Саратов.» даже и не думал, что через две сотни лет картина жизни не изменится, вопреки техническому прогрессу и здравому смыслу…
Для того, чтобы эксплуатировать автомобиль в г. Саратове человече должен как минимум:
1) Приготовиться к серьезным финансовым тратам (вне зависимости от марки а/м и страны- изготовителя). Почему? Очень просто.
У нас нет дорог. Они не плохие, их просто нет. Ситуация в последние полгода несколько улучшилась, но в былые времена, дороги в городе и области вообще не ремонтировались по нескольку лет. Эти «направления» не выдерживает ни один автомобиль. ТАЗы умирают быстро, иномарки медленнее, но все равно умирают. На моих глазах, невзирая на бережную, в общем-то, эксплуатацию, загремели-застучали ММС «Ланцер» (год от роду), Субару «Легаси Аутбэк» (который «Ланкастер») (тоже годовалый), и, о ужас, ТЛК 80 в «охотничьей» версии. Колеи, ямы на центральных улицах, глубины которых достаточно для вырывания рычагов у «Гелендвагенов» - это Саратов.
Чуть не забыл – в Саратове нет (ВООБЩЕ) нормального бензина. О хорошем же бензине-только в сказках от дальнобойщиков. Это, разумеется, очень благоприятно отражается на работе двигателей и их топливных систем.
2) Выработать в себе толерантность к некомпетентным автомеханикам и продавцам запчастей. ИМХО,99,9% процентов саратовских слесарей-маляров и т.п., не способны осуществлять мыслительный процесс, пока над ними не нависнет длань разгневанного клиента с зажатыми в ней монтировкойлопатойудостоверением сотрудника ОБЭП… Люди, в основном, недалекие и совершенно безответственные. Сочетание этих двух качеств рождает привернутые наоборот карданы, незакрученные рулевые тяги…Итог – в городе с населением более 800 тыс. человек практически невозможно найти нормального мастера. Самое страшное, что таким отношением к работе грешат сотрудники даже самых дорогих авторизованных СТО.
Хочешь ездить в Саратове – сам бери ключи, закатывай рукава и морщи лоб.
Продавцы запчастей – отдельная тема. После того, как вы им десять раз объясните, что именно вам нужно, объясните КАК нужно пользоваться ИХ же СОБСТВЕННЫМ электронным каталогом и чем, едрёна мать, отличается масляный насос бензинового леворукого автомобиля от ТНВД праворукого дизельного («…а хуле, ёпть, чё было, то и привезли!»), вероятно, что через два-три месяца вам привезут, втридорога, запчасть, на поиск и покупку которой в Москве уйдет два часа, а во Владивостоке – двадцать минут.
…А еще, примерно в 500 км от Саратова находится г. Тольятти, в котором делают что?... Не матерись, читатель и не рычи, лучше хлопни Камчадаловки – придет день, и АвтоТАЗ убъет своё безумное свиное рыло об стену неумолимых законов экономики.
2. Япы в Саратове: неуверенное рукопожатие.
Появились ОНИ так же, как и везде – в начале 90х годов. В количестве, от силы, 2-3 штуки. Помню, как удивительно смотрелась в 92 Cresta, стоящая посреди все еще совкового двора.
Первое знакомство состоялось в 95г, с турбодизельным Chaser`ом в 81 кузове. С детства болеющий техникой, был поряжен динамикой машины и оформлением салона. В 96 первый раз увидел Марк 2 JZX 90…Честно признаюсь, смотрел на него, и не мог поверить, что это действительно серийный автомобиль, а не шоу-кар из Голливуда. Дикарь…
Потом было немного покатушек на Nissan Serena (дизель, палка, но при всем при этом, сел и поехал…), Prarie (2,0, автомат), убиенной в шишки Honda Integra. В период между знакомством с Чайником и Сереной сам начал ездить. Но вот модельный ряд…Нива-Волга-ТАЗ 2110…и всё время, встречаясь на дороге с кортежами япов (Новосибирцы, Челябинцы и Екатеринбуржцы, одно время, часто выбирали Сар. Обл. в качестве места проведения отпуска), начинал, нет, не задумываться, просто мечтать о каждодневной езде на чем-нибудь таком…
…Японок в Саратове стало несколько поболее, но все равно мало, запчасти для них-экзотика…
А потом, кажется в 2002, совершенно случайно, в поисках бу капота на Corolla сотрудника наткнулся на avto.vl. И тогда я узнал, что такое «Зеленый угол», освоился со словарём Правовода…и изучение отзывов и форумов превратилось в хобби. Как-то очень быстро Приморский Край, это удивительное место, где люди выходят из промерзших насквозь калетушек в рассыпающихся хрущевках, чтобы сесть в прогретый с пульта бизнессклассовый вэдовый Crown, где говорят, вроде бы, по-русски, но мерзнут от пробирающего до костей океанского ветра, где Маяк – не маяк, стало удивительно родным.
Отец, засланный во Влад по командировочным делам, искупавшись в океане (на Крещение), избороздив город и пригород, побывав пассажиром Калды GT-T и турбового Явра, сойдя с поезда в Саратове погрустнел, а при виде ожидающей его Волги с толстым слоем инея на стеклах (это в -10 °С!!!)едва сдержал обратную перистальтику…
Каждое потрясение, посещающее Приморье переживалось как свое собственное. Отсутствие отопления, снежные заносы, повышения пошлин, гомосексуальные экзерсисы ДВТУ (про пожар 16.01.06 молчу - нет,бл@, слов …) - всё это словно было рядом. Всего в 10 000 км…
Мечтать, уважаемый читатель, не вредно. Мечтать полезно. Домечтался до того, что родственники, в отсутствие главы их почтенного семейства, попросили помочь им с продажей Маркушника – определить техсостояние, посмотреть цены, помыть, и отогнать на авторынок в базарный день.
3. Сабж. Часть первая. Контакт.
Вооружившись фонарём, ключами, распечатками из каталога и форумов avto.vl, перчатками и компаньоном (отцом), отправляюсь осматривать подопечного.
Первые пару минут к машине было страшновато подойти. Причину боязни метко высказал отец: «Мда…космический корабль…».
Итак, Mark II, 100-й кузов, 1G-FE. Масло в двиге/антифриз – правильного цвета и консистенции. Ремни, тормозные магистрали, ходовка оказались в порядке. Потеков не обнаружено. Садимся, заводим. Приборная панель при повороте ключа загорается приятным светом («Оптитрон», вспомнил Штирлиц). «Космический корабль» - говорит отец.
Завелись, дали мотору прогреться, посмотрели уровень жижи в АКПП – порадовались. Проверили электрику/кандей/отопление – прослезились. Прослезились от сидений, которые везут тебя вверх-вниз/вперед-назад по мановению кнопки («Хде тут пластиковый барашек?»), от бесшумно работающего отопителя/кандея, который переместил в горизонтальную плоскость висевший на салонном зеркале китайский амулет, и, казалось, почти сдул нас с сидений, от оптитронной панели, с которой так легко считывались показания, от приятного запаха в салоне (бл@, ну почему в ТАЗах (в новыхстарых – монопенисуарно) так отвратительно воняет???)…
Вышли, покурили, грустно вздохнули (угадайте, какое словосочетание произнес отец в третий раз?), глядя на задние фонари Марковника, погрузились в ТАЗ и отбыли, громыхая бракованным с завода суппортом…
4. Сабж. Часть вторая. The Outrun.
Настал предбазарный день. Еду себе в автобусе и думаю о том, насколько безопасен может быть прыжок из маленького ТАЗа в большой космический корабль…Автобус трясется, гремит на кочках, люди приглушенно мрачно переговариваются. Страх, такой привычный каждому, заползает внутрь, и начинает задавать свои вопросы. А что если не получится? А как ты поступишь, если…? А ты хорошо подумал? И тут, на беду страха, я хорошо подумал.
Здесь самое время выразить вам, уважаемые читатели, свою благодарность за помощь. «Хорошо подумать» получилось, в основном, благодаря вам. На форумах и в отзывах вы так удачно, подробно и понятно советовали, спорили, и бранились, что по извлечении из вашего общения нужной информации общение с «космическим кораблем» оказалось совсем не сложным и бесконечно приятным. Респект вам и уважуха, друзья!
Захлопываю такую приятно-тяжелую дверь, и, оставшись в приятной тишине, поворачиваю ключ. Ох, бл@, ну и звук! Всё-таки благородно поют рядные шестерки. Особенно после 2300 обмин… Перевожу селектор АКПП в положение «D», отпускаю тормоз, выкатываюсь с площадки…И понимаю, что окружающая действительность (галлюцинация, вызванная недостатком алкоголя в крови) едет куда-то, и уже не имеет никакого отношения ни ко мне, ни к степенному японскому господину, экскурсоводом которого мне выпала честь стать в этом забытом жизнью городе. Все эти ямы, бытовые отходы, туркменским ковром покрывающие улицы, люди с озверевшими от алкоголя и безысходности лицами, мажорские ТАЗы, омерзительно пердящие китайскими «прямотоками», наша чертова степная духота - всё это осталось там, на убогой стоянке, на расстоянии тихого щелчка той самой приятно-тяжелой двери…
Куда я еду? Что вижу? Мне странно. Что впереди? Не белый ли «Скай» с влюбленной японской парой, из которого гремит Duran Duran? А если повернуть на другую улицу, она, случаем, не выведет ли меня в порт, где на сиденье взятой напрокат «Карины» человек средних лет готовится к вечному путешествию в окруженный стеной Город. Будут ли люди говорить на знакомом языке ? Куда же, всё-таки, я еду?
Из удивительно приятно звучащих штатных колонок льётся DJ List, а в голове, звучит «Чёрно-белое кино» Гришковца. «Интересно,где та любовь, которой так много? Та любовь, которая есть в каждом кадре старых чёрно-белых фильмов…Где тот город,в котором такой удивительный свет, всегда блестящий асфальт?». Конфликт романтика с клаббером-бездельником в отдельно взятой голове. А японский господин знай себе, еле слышно шелестит по трещинам к заходящему солнцу.
Мойка. Говорил же, дикари мы. Вот стоят они рядом. Марк и 600-й Мерзавец. Персонал мойки, дружно положив метизное изделие на кожано-деревянный Мерс и его, надо думать, вечно нервного, опасного и всемогущего хозяина, топчется вокруг Маркушника и, грустно потягивая очередную сигарету, материться втихаря на эту серую плоскую жизнь, которая так несправедлива, настолько несправедлива, что когда ты уже забываешь о существовании гармонии и радости, и смиряешься с этим безвкусным событийным йогуртом и вечной водяной пылью….
Когда ты привыкаешь к колобкам на чёрных дорогих машинах, которые одним своим взглядом вытирают об тебя ноги, чтобы не намочить фирменные Мерседесовские коврики…
Когда ты не удивляешься, что начальство светится радостью, вычитая еще 50 рублей из твоей зарплаты…
Когда твоя радость – бутылка пива на всё-таки спёртые у светящегося начальника деньги…
Когда все так привычно и статично…вот тогда бесшумно появляется большая светлая машина, от которой не пахнет протухшими деньгами и кровью, не отдает матюками и надсадными криками людей, отчаявшихся понять друг-друга…
И ты понимаешь, что вся твоя жизнь, как ты ее себе мыслил, обвалилась в сток между колесами этой машины, так неудачно и несвоевременно вбившей клин в твой разум. Что всё настолько наперекосяк, что даже руль в этой чертовой непонятной колеснице переместился направо. Что тебе не хочется закрывать эти приятно-тяжелые двери так, чтобы машина стонала. Что теперь ничего не будет таким, как прежде, но, вместе с тем, совершенно ничего не изменится. Что этот вечер – твоя маленькая одинокая смерть. Еще один камень на могилу твоей надежды.
Что остается тебе? Ты сжимаешь зубы от боли в сердце, смотришь в хрустальные глаза пожилого японца и простираешь руку к зёву открытых ворот…
Аригато. Прощай.
Стоянка возле дома. «Х…ясе, б@я!» - говорит охранник, указывая место. Реальность, я вернулся.
В семь часов следующего утра мы прибыли-таки на авторынок. Это, уважаемый читатель удивительное место. Здесь свой колорит, совсем не похожий на подобные во Владе, Уссурийске, или, скажем, Новосибе. Три вида продавцов присутствует в этом месте:
1. Перекуп грамотный. Покупает «дрова», шаманит, выставляет как «муха не трапезничала, пробег десять километров, гаражное хранение, хозяйка – моя троюродная прабабушка, ПТС потеряли и восстановили, никакой замены двигателя/кузова…» Цена таких машин, обычно, не отличается от заводской.
2. Перекуп обычный. Покупает «дрова», НЕ шаманит, выставляет как «всё нормально, двигатель в порядке – дымит пепельница, стучат гарантийные человечки (ага, на распредвале катаются…); кузов только кажется перекошенным, я ж не буду перевертыша продавать (конечно не будешь, это ж перевертыш-утопленник, эксклюзив!); стучит не ходовка, а запаска (которой нет);».
3. Собсна Продавец. Купил машину, поездил, поднакопил (перевернул, ударил в столб, забыл труп на 2 недели отпуска), решил продать. Выставляет как…да в зависимости от собственной совести и разумности.
С япами - вообще песня. Насколько я понял, излюбленная схема Саратовских перекупов – купить «ушатыш» в Омске, пригнать в Саратов, выставить как «бп, жд» и ждать лоха-японофила со взором горящим. Смотрели как-то Аккорд «Aerodeck». Хозяин-перекуп хвастал, что машина «супер, тока из Японии (через Омск, есстно), ухоженная, целехонькая», при этом ляпнув, что «а вот еще я в ней четыре мешка картошки, тещу и жену возил по проселку на 120 кмч, и них…я!». Представляете, чего он нам НЕ рассказал? Еще через две минуты обнаружилось, что машину, видимо, всю перекрашивали (слишком неровно лежащая краска на фоне лючка бензобака, добротно покрашенного япами на заводе (не надо было жадничать)), а еще через две минуты мы уже вовсю хихикали– Аккорд, даром что Аэродэк оказался с двигателем 1,8 л (поправьте меня, но, помнится, все аккордовагоны стартовали с 2.2???)….
Пекло, на небе – ни единого облачка. Народ с трудом перетекает от одного полуфабриката к другому. Выкачено около 10 япов. Из Маркообразных, помимо нашего – Креста`94, Марк`95, Краун`92. Ломят за них по 8 500-9500 енотов. Состояние большей части машин – проще пристрелить. И всех, в основном, обходят стороной (не жалуют у нас праворуких…).
К нам подходили, но, либо ахали, причитая «вот если бы руль слева…», либо обращались с интересными предложениями типа «за пять тыщ прям щас заберу». Устав отправлять мудрых дельцов от автобизнеса в сад и трескать пирожки с картошкой, мы отправились восвояси.
И снова я был поражен дружелюбностью и послушностью этой машины, её приятной динамикой (мне 2 литров хватало за глаза, не стритракер, однако), курсовой устойчивостью, акустическим комфортом, мягкостью подвески.
Ещё час, и настает время прощаться. Я снимаю клеммы с аккума, и закрываю последнюю дверь. И снова преодолено расстояние в щелчок этого замка. И всё возвращается…но сам, такой как был вчера, остался на этой же стоянке в своей прошлой жизни…
Саё Нара, Марк-сан.
Докуриваю, бросаю последний взгляд на машину и иду к остановке…
Ну вот, собственно, и конец. К чему всё изложенное? Мне захотелось поделится с вами маленьким кусочком собственной жизни и наблюдениями за ней, раз уж они оказались так тесно связаны с основным предметом этого ресурса. Это, наверное, лучший способ отблагодарить вас за те ценные знания и точки зрения, которыми вы снабжали меня на этом ресурсе в течение четырёх лет. За просто приятное человеческое общение, которое мне посчастливилось наблюдать. За то, что вы, пардон за банальность, такие разные, но всё же вместе. Хотя бы здесь, в этом виртуальном мире, который все ближе к действительности, воспринимаемой нами как единственно реальная. За то, что вы имеете мужество вынырнуть, пусть и ненадолго, из нашей нелегкой жизни и порадоваться некоторым ее проявлениям. Было здорово находиться рядом с вами эти четыре года. Спасибо вам!
Эпилог.
…Я сидел на прожаренной остановке, то и дело поглощая стремительно теплеющую минералку. Напротив, через дорогу, застыл в неподвижности приток Волги. Шла 45 минута ожидания автобуса. И, конечно, посещали голову мысли об увиденном за последние сутки, о невысказанной страшной печали ребят на мойке, об алчности и наглости, деньгах, которых сейчас нет, и Маркушнике, который из-за этих самых денег так и не станет моим, и этой странной и такой неоднозначной жизни, и о том, кто остался вчера на стоянке, и кто пришел сейчас на эту раскаленную остановку, и о таких возможных чудесах…И в момент, когда дорога очистилась от машин и стало совсем тихо, дунул ветер, и тополиный пух заполонил собой бОльшую часть воздуха, в этой абсолютной тишине я увидел всё со стороны. Путь, по которому иду. Смысл многих событий. И понял что в независимости от количества камней на могиле надежды, пока я живу, вторая дата на основном из них всегда останется открытой.
(С)