Так сложилось, что за 3 года водительского стажа в моих руках побывала 5 автомобилей: гнилые девятки, ниссаны со стучащими моторами и остальные прелестные автомобили с рыночной ценой меньше 100 тысяч рублей. Марк (читай маркообразные) стал моей первой нормальной, а по факту шестой машиной. Отзыв разделю на несколько значимых частей, обо всём по порядку.
1. Поиск и покупка
Искать марка начал ещё в мае 18 года, купил только в июле. Проблема этих машин: битые, криво восстановленные, отжатые молодыми гощиками, кривые по документам. Насмотрелся и на ланжероны из пластилина, и на киллограмы шпакли там, где и без неё обойтись можно было. В итоге, в июле 2018 года я стал неописуемо счастливым собственником двухлитрового марка, автомат, 95 год, родная 25 ПТС. Перед покупкой сделал диагностику: под замену шаровые и ступичный подшипник. Абсолютные мелочи. По рукам, машина моя. С постановкой на учёт проблем не возникло, всё было кристально прозрачно.
2. Первое впечатление, первое обсулживание и первая поездка
Двушку выбирал осознанно. Думал, что на 2.5 где-нибудь разобьюсь, поскольку после девятки даже двушка едет ого-го. По факту могу сказать, что 135 л.с. хватает за глаза и в городе, и на трассе. Обгоны не напрягаясь, всегда везде успевал. Для более же активной езды нужен JZ, а то и GTE. Но мне хватило и 1G-FE.
После покупки сразу же заменил шаровые и ступичный, поменял ремни ролики, масла, заклеил трещину на заднем бампере и вот мой марк в полной боевой готовности. Первое испытание не заставило себя ждать: через месяц после покупки поехали на отдых: Омск-Боровое, 800 км в одну сторону. Я люблю ездить на дальние расстояния, а на марке это одно удовольствие. Плывёшь по дороге, на сиденье, как на диване, поэтому ~8часов дороги пролетели как один миг. Хотелось ехать дальше. Но нужно отдыхать :) За поездку произошло ровным счётом ничего, только заправлял. Расход по трассе 9 литров на сотню, при 5 людях в салоне и полном багажнике.
2. "Тюненх"
В своём заводском обличие маркообзраные выглядит уныло, ну как-то слишком уж всё закруглённо и вообще - бабушкин комод. Поэтому было решено заказать обвес Vertex. Обошёлся он мне в 12к и 5к покраска. В итоге я даже пробовал сам снять с него матрицу и сделал копию губы. Результат для первого и последнего раза - пойдёт. Обвес всё-таки добавляет марку больше агрессивного вида. В итоге зимой задняя юбка была успешно разбита пополам об сугроб и стянута хомутами, а передняя губа цепляла все сугробы и переодически подклеивалась снизу, но внешний вид того стоит :)
3. Зима и дальняя поездка
С наступлением зимы приходит и осознание езды на заднем приводе: повороты можно проходить весело, но на автомате и свободном дифференциале это делать не совсем комфортно, не чувствуешь машину как полагается. Поэтому машина ездила в основном прямо, а не боком. В декабре печка стала дуть только холодным воздухом. Радиатор отопителя отказался служить. Причём он был заводской и вышел из строя только через 23 года. Замена на сатовский - 2к. Но менять его - отдельный фетиш. Нужно снять всю торпеду, разобрать бороду и открутить рулевую колонку. В первый раз потратил часа 4 на разбор. Потом приловчился и во второй раз (избавлялся от скрипов в торпеде) справился за полтора.
Зимой выдавило все сальники из-за того, что машина стояла двое суток в -37. Когда я её запустил, она обоссалась изо всех щелей :) Заводилась кстати без прогрева. Стоит сутки в -35 -40, поворот ключа и марк начинает прогреваться.
Помимо печки в марте по работе был вынужден поехать в Липецк. Омск-Липецк 2500 км. Обязательное условие - на своём автомобиле. За 200 км от Омска машина начала троить до 2000 оборотов и не разгоняться. После 2000 ехала как надо. Так и доехал до Липецка. В итоге пробивал провод на 6 горшке. Поменял ВВ провода за 2500 и марк снова едет на все свои безудержные 135 лошадок.
Что касается дороги. Ехал один и в сжатые сроки. Дорога туда заняла 54 часа, т.е. 3 дня. От машины абсолютно не устал. Спина не болела, ноги не затекали. Вот только погодные условия я прошёл все: и дождь, и снег, и буран, и туман. На темиряземском перевале за Челябинском была сильная пурга, поэтому те 270км я ехал порякда 5-6 часов. Всё так из-за фур и рельефа горной дороги. За Самарой я встретил туман. Такого тумана никогда в жизни не видел. Я ехал 20 км/ч и не видел ни обочины, ни разметке на середине дороги. Если бы не бензовоз с проблестковым маячком, за которым я удачно пристроился, то так бы и плёлся 20 км/ч до рассвета.
В Липецке кстати на мою машину смотрели с удивлением. У всех был взгляд типа "чувак, у тебя руль не с той стороны". А когда звонил по магазинам заказать ВВ провода, то несколько раз переспрашивали какая машина, а один даже спросил "Это кроссовер у вас, да?". Ну не знает Центральная Россия о всех прелестях маркообразных. Кстати, из-за пробивающего провода, расход был 10-11 литров на сотню. Когда ехал обратно с новыми проводами, то расход был 8-9, а один раз даже 7.3 литра на сотню. Засекал и сам удивлялся. Обратная дорога заняла всего 38 часов. Спал 3 раза по 2 часа, хотелось домой, поэтому долетел очень быстро. Приехал в 5 утра, поспал до 10 и хотелось дальше ехать и ехать. Настолько комфортный и удобный марк по трассе, это его стихия.
4. Внешний вид и последствия
По осени решил поставить 18е диски. Естественно в жирных параметрах 9.5J и резиной 225/40. Передние диски из-за вылета et38 встали только с проставками 2см. По сравнению с 16ми колёсами машина стала джипом. И мои грешные руки вспомнили владение тазами, поэтому я отпилил по витку с пружин в круг. По жесткости не изменилось, но вид стал куда лучше. Конечно, по сравеннию с 16/215/60 очень жестко на 18/225/40. Но красота требует жерств. После запила пружин расстояние от асфальта до передней губы стало ~5см. Естественно, при проезде почти на любом лежачем на меня оборачивались люди, поскольку я скрёб губой по асфальту. На бордюры заехать не мог вообще. В большинство дворов из-за глубоких ям тоже. В гараж заезжал, снимая переднюю губу и кидая её на заднее сиденье. Да, кому-то лишний геморой, но мне нравился вид и я был готов к этим трудностям. Я не зря упомянул ширину колёс - 9.5J. Из-за этого любая, даже незаметная глазу, коллея стала чувствоваться очень сильно, машина так и наровила выпрыгнуть из неё. Один раз даже оторвал губу об выступающей канализационный люк на дороге. Звук был как-будто пол машины развалилось, вся улица обернулась, а губа даже не треснула.
5. Заключение
За год я проехал чуть больше 20000 км. И ремонтировать пришлось
только радиатор печки, ВВ провода и сальники. Сумма запчастей не превышает 5000. Поэтому о экономичности, надёжности и ремонтопригодности у меня вопросов нет. Могу сказать, что марк - идеальный авто за свои деньги. Живой экземпляр у вас не будет ломаться, а расходники стоят реально копейки. В салоне места очень много. Я при росте 190см сижу там с полным комфортом. Едет мягко, если не ставить колёса больше 17. Масло менял раз в 7 тысяч, уходило пол щупа от замены до замены. Коробка у меня была пятиступенчатая. не знаю откуда она там взялась, но на других девяностиках никогда не встречал. Отсюда и экономичность по трассе. Продал своему брату, машина осталась в семьей и вижу я её практически каждый день, а также могу сесть за руль и прокатиться, когда накатит ностальгия.
Продал в связи с финансовыми обстоятельствами и нужде по работе. Нужно ездить много и экономично, а марк для этого не подходит. Да и жалко на нём ездить не по самым лучшим дорогам. Пока авто не купил, но думаю это будет универсал на газу, типа кариба или калдины.
P.S. Для любителей расхода.
Трасса 8-10 в зависимости от средней скорости.
Город лето. Средний 14. Если ездить везде накатом и не крутить выше 2к оборотов, то получилось один раз 11.5.
Зима. Стабильные 17 независимо от того, пытаешься ли ты заехать боком, или едешь спокойно с семьей.