Очередная страница, точнее много страниц, странных взаимоотношений человека и машины… Мы уже долго вместе и в очередной раз изменились. И она и я. Нынешним летом я кое что решил для себя в отношении её и, вот, попросил – сделайте ее красивой. И уехал надолго, в очередную командировку. И вот, она снова со мной. Я не видел ее собранной долгих три месяца, а то и дольше… Я смотрю на нее, блестящую, яркую и гладкую. Она прекрасна. Кто-то и когда-то нарисовал ее такой… А я, я добавил внешности этой машины только задний спойлер, скуп, колеса, выхлоп, тормоза и sleepy eyes… Старательно, в меру сил и возможностей, избегая всякого колхоза. Clean look очень легко испортить всякой лепниной а-ля Veilside, китайскими колесами, аэрографиями и прочей мишурой… Из «пришелицы из прекрасного прошлого» очень легко, просто элементарно, получить «замученный двадцатилетний автохлам». Впрочем, вкус у каждого свой. А я смотрю на нее, и мне радостно.
А она - она для меня именно пришелица из прекрасного прошлого. Она избавилась от всех наклеек, она стала как новая. Она стала вообще как новая – полностью ободранная до металла и пластика от старой краски и покрытая новой. Она теперь выглядит как новая. Новая Toyota MR2 GT-S. Злобная, двухместная, центральномоторная, красная, турботойота из 90-х….
Как будто вернувшись в то, прекрасное автомобильное время…. Мне довелось родиться в совсем другой стране, с совсем другими ценностями и прикоснуться к рассвету автомобильной культуры лишь краешком, боком… А автомобили – это ведь мое увлечение с самого детства. Мои интересы рано или поздно привели в мою жизнь друзей, очертили мой близкий круг общения, и я узнал про культуру JDM GT, все-таки зацепил, посмотрел, попробовал и все-таки у меня получилось вырвать из нее кусок. Яркий, великолепный кусок. Я смотрю на него, и он мне нравится.
Сегодня моя MR2 это уже не машина на каждый день. Мой новый дом теперь очень близко от работы и очень далеко от гаража. Под окном оставлять ее я не хочу и не буду, а для бытовых поездок есть еще кое-что нетривиальное - Civic EG c B20, но это тема совсем другого рассказа…
А MR2 досталась мне восемь лет назад, в долг, далеко не в идеальном состоянии, но я уже тогда, хотя и приблизительно, знал, на что и зачем шел. Сегодня я смотрю на нее и в ней все в порядке… Я не хочу в ней ничего менять, она самодостаточна и она великолепна. Самые искренние – это дети. Когда они, проходя мимо, тянут за руки родителей и показывают пальцами на нее – я улыбаюсь. Рядом с ней фотографируются, в ней просят посидеть, о ней расспрашивают. На ней нет ни одной эмблемы или надписи, поэтому ее называют всем подряд – от Хонды до Мазды. А это всего лишь подержанная Toyota, которой уже двадцать лет ) Стоило ли так на нее тратиться? Я считаю, что да. Она этого достойна. Достойна остаться красивым, сохранившимся кусочком золотого века Великой Автомобильной Державы. Таких машин больше нет и, наверное, больше не будет. Впрочем, я уже повторяюсь…
Довольно эмоций, пока что. Давайте, я немного расскажу, что же она из себя представляет?
Несущий металлический кузов. Никакой кустарщины, в виде пространственных рам из палочек и трубочек с навешанными на них пластиковыми панельками – такие кузова это удел маленьких пафосных фирм из небольших ангаров, машины которых известны по красивым картинкам с выставок и трек-дней, аховым сюжетам по телевизору и красивым статьям в автожурналах. Они очень милые и красивые все эти Lotus, и, возможно, они быстрее двадцатилетней MR2 на треке, только я никогда, ни за какие деньги, ни при каких обстоятельствах не поехал бы зимой из Новокузнецка в Омск хоть на самом новом Lotus. А на MR2 ездил и поехал бы снова хоть завтра. Потому, что это полноценный автомобиль, сваренный роботами, из японской стали, собранный на конвейере крупнейшего автопроизводителя в мире, такой же крепкий и надежный как Corolla, Camry или Land Cruiser. С печкой, кондиционером, усилителем руля, стеклоподъемниками и багажником. Сшитые вручную туфли на кожаной подошве хороши и красивы, в них можно сходить летом по бульвару в дорогой ресторан или на прием к господину губернатору, только место им в шкафу, в мешочке, а из дома я каждый новый день пойду в сшитых на хорошей фабрике ботинках, которые не порвутся, если я пну мяч мальчишкам, и не промокнут, если пойдет дождь. Несмотря на то, что это полноценный автомобиль из довольно толстого металла, с чугунным мотором, к которому добавилась виброизоляция и двенадцатидюймовый сабвуфер, масса его (замеренная на электронных весах, в обычном, повседневном состоянии, на 17” колесах и половиной бака бензина) – 1140 килограммов. Много это или мало? Ну, масса двухместного Porsche Boxster последнего поколения – за 1300 кг, масса Boxster первого поколения, который без крыши, без багажника и который медленнее MR2 и намного – 1260 кг.
Привет тем, кто наморщился, дескать – оооо, начал сравнивать своё «ведро» с другими, в том числе и нормальными машинами… Пара абзацев для вас. Безусловно:
«Ламборджыни» и «Феррари» вот это настоящие спортивные крутые тачки, и они гораздо быстрее и красивше поедут вообще везде! Ну, кроме реальной жизни в моем реальном городе.
«Мерседес АМГ», «Порше Панамера турбо», «Ауди РС» и «БМВ М» - вот это реальный пафос, понт и мощь! Моторы по пять литров, кожа, ксенон, радар, карбон, 18 динамиков и колеса на 22! А бизнес-джет это еще круче, быстрее и понтовее. Ну, ценник не 100 000 евро, а 1 000 000… Подумаешь, раз мы полезли в категории пафоса..
«Камри», «Меган», «Санта Фе» и «Фокус» гораздо мягче, комфортнее и вместительнее. Да даже ВАЗ 2104 комфортнее и вместительнее! И места на задних сиденьях у него гораздо больше.
Golf GTI или Octavia RS это достойные машины и при определенных вложениях они поедут не медленнее. И, наверное, даже дешевле чем за 2 000 000 рублей, при этом оставаясь для большинства просто обычным хэтчбэком и седаном.
Golf R, R8, Evo, 911, GT-R, RS3 и RS4 это действительно очень быстро, надежно и очень классно. Это безусловно стоит своих очень немаленьких денег.
Есть помимо MR2 и другие великолепные JDM японки из 90-х, способные вызывать эмоции, способные ехать быстро и очень быстро и которые достойны того, чтобы ими восхищались и писали о них в подобном жанре…
Есть и совсем другие, нормальные люди, просто едущие из точки А в точку Б, которым абсолютно неинтересно все вышеописанное и нижеописанное, а интересно просто нормально доехать из точки А в точку Б. И есть нормальные автомобили этих нормальных людей. Они вокруг, их много и мне про них больше нечего сказать, кроме того, что они нормальные и они есть.
А я – понторез, нищеброд, эгоцентрист, адреналинофил и социофоб. Поэтому у меня не «нормальная», а MR2.
Теперь обратно к насущным вопросам.
Ответ на популярный - «а что за движка?»: Два литра, турбо, 245 лошадиных сил в заводской комплектации. Если подробнее – 3S-GTE, третьего поколения, 1998 см3, поперек. Такой мотор устанавливался только на MR2 SW20 после 1993 года. На Celica GT-Four ST205 он немного другой. Турбонагнетатель СT20B. Воздушный интеркулер. Никаких фазовращателей. Головка и блок цилиндров из чугуна. Очень прочная, мясистая поршневая и коленвал. ГБЦ разработки и изготовления Yamaha. Привод ГРМ – ременный. Отношение ход поршнядиаметр цилиндра классическое, «квадратное», 1 к 1 – 8686. Давление наддува в стоке – 0,45 на первых двух передачах, дальше – 0,7. Зажигание трамблёрное. MAP сенсор. Отмечу, что несмотря на центральное расположение, мотор на этой машине крайне проблематично перегреть – в системе охлаждения почти 12(!) литров жидкости из-за длинных подводов к переднему радиатору охлаждения.
Мне она досталась только с выхлопом HKS Silent Hi Power, в остальном мотор был в стоке, поэтому теперь мне есть с чем сравнивать. Для увеселения двигателя сделано следующее (назову это «снятие максимальной безопасной отдачи от стока»): установлен бустапный мозг Noname без отсечек и явно более агрессивными картами, установлены распредвалы HKS 256 на впуск и выпуск с подъемом (кажется) 9,8 на сток шестерни, установлен бустконтроллер HKS EVC (который, впрочем, из-за усталости соленоида не дает поднять давление выше 1,1. Ну и, из маловлияющего на отдачу – очень громкий (пыщщщщ!) blow-off Blitz и фильтр K&N в штатный короб. Про фильтр скажу отдельно – в этой машине реализован cool-intake прямо с завода – забор воздуха в короб фильтра идет снаружи автомобиля, поэтому городить вместо штатной системы «гриб» в подкапотный отсек (где очень жарко) имеет смысл только тогда, когда после доработок совсем мало места….иначе это просто глупость. Итак, в данный момент мотор можно охарактеризовать классически: впусквыпусквалымозгибуст. На стенде машина не замерялась, поэтому ее мощность после доработок неизвестна. Гадать тоже не буду. Что касается ощущений, то отдача изменилась и намного. Тяга до 3000-3200 осталась уверенной и вполне достаточной, после – мотор становится очень злым, буст набирается как будто пинком и упирается в стабильный 1.0, мотор обретает специфический визжащее-свистящий звук и становится очень отзывчивым на педаль вплоть до 8000, на которых тяга падает. Если при динамичной езде не ронять обороты ниже 3000, турболага нет вообще, буст набирается мгновенно, а каждый сброс сопровождается очень громким «пыщщщь!». Для легкой машинки мощности и эластичности для условий вне гоночных трасс более чем достаточно. Двигатель обладает очень приятной, удобной и при этом агрессивной характеристикой и широким диапазоном высокой мощности. Думаю, это весьма неплохой компромисс между простотой конструкции, прочностью, ремонтопригодностью и отдачей. Не спорю – TSI, поздние 4G63T и SR20DET это замечательные и куда более технологичные моторы. Тем не менее, мой 3S-GTE для SW20 весьма гармоничен и достаточен. В полностью бытовой комплектации, на дорожной резине, 96-м бензине и бусте 1.0 машина едет 402 метра за 13,4 секунды. Машина, которая и так очень легкая и очень резкая, благодаря размерам и компоновке, с таким мотором обретает еще большую резкость и злость реакций… Все, что можно сделать с двигателем еще, оставаясь в рамках вменяемых бюджетов – поменять топливный насос (впрочем, это будет полезно и для профилактики), купить бустконтроллер, который позволит дунуть 1,3, сделать из турбины так называемый «гибрид», ну и заменить выпускной коллектор на нечто с более длинными ранерами… Эффект не будет ошеломляющим, но это и будет тот самый максимум, который можно снять со стокового мотора без радикальных доработок.
Так… Выезжаешь из девяностоградусного поворота, медленно, еле-еле, первая передача… Сцепление вниз… Пыщ-пыщь-пыщь!!! 5000 rpm и поехали! Машину сразу ставит боком, но она при этом прыгает и мощно едет вперед…Немножко коррекции, чуть двигаешь педалью газа , синхронно поправляя рулем, не давая развернуться на больший угол она громко пшикает блоу-оффом, едет боком, с дымом из-под колес, сильно ускоряясь…чуть мотаясь из стороны в сторону…а я контролирую это. Все это судорожно и сложно. Думаю, на Silvia ездить боком можно куда быстрее, красивее и проще, но - это моё, и это приносит эмоции мне. MR2 – это вообще не дрифт-кар. Всем, кому кажется, что на этой машине можно проехать боком ходовой поворот, я заранее советую этого не пробовать. Боком в медленных поворотах, с небольшими углами еще можно. В быстрых поворотах эта машина должна ехать по траектории. Начала скользить задней осью – лучше сразу стабилизировать и не позволять уходить на больший угол. Ибо контролировать ее в скольжении, ну и поймать её потом будет очень проблематично. Для того, кто ни разу не пробовал такого – практически невозможно. Все очень резко.
The most dangerous car ever made. Это про нее. Так про нее писали в Британии, в 90-х годах. Преувеличили, конечно же, как водится. Там начали было продавать SW20 Turbo и сразу закончили… Оверстиринг, избыточная поворачиваемость, все очень резко, все очень дико… Цена небольшая, мощности много, база короткая, систем стабилизации, понятно, никаких. Сколько там побывало в столбах, кюветах и обочинах экспериментаторов - любителей надавить на газ в повороте я не знаю, но видно немало, раз турбомодификацию запретили к продаже.
А я знаю ее, уж узнал за восемь лет. Я знаю, что делать, для того чтобы не приехать в столб или встречную обочину. Я ее чувствую. Я ее даже боялся, а теперь я ее не боюсь. Я уже наошибался. И бордюры собирал и обочину и задом наперед ездил... И как гремят пустые стойки знаю и знаю как она поворачивает на исправных. Знаю, что можно и что нельзя. На нынешнем сетапе она может сорваться на сыром асфальте задней осью, когда открываешься на выходе из поворота даже на четвертой передаче. И резко. Но, не нужно бояться и не нужно делать резких, глубоких движений. Все должно быть коротко, своевременно и в нужных дозах. Легкий сброс, легкая, на нужный угол коррекция рулем, еще более легкая, чуть заметная, на упреждение в обратную сторону и снова можно плавно открываться….. машина чуть боком будет разгоняться….если не открываться – просто стабилизируется и поедет прямо. Если тупить, паниковать, размахивать рулем, топтать педали – ее развернет. Гарантированно. Самый безопасный вариант в случае срыва – просто плавно отпустить газ. Эти режимы нужно пробовать постепенно, очень осторожно, привыкая к реакциям. Если их прочувствовать – эта машина будет в поворотах интересной и контролируемой. А еще – обязательно нужны хорошие, цепкие, предсказуемые покрышки с плавными срывами и реакциями. Она и так очень резкая… Если еще и покрышки будут срываться резко – получится гремучая смесь, на которой нужно ездить только по траектории и не экспериментировать со срывными режимами в поворотах. Ну а на малых, городских скоростях ее резкость, компактность и особенности компоновки превращают машину как будто в карт – настолько мгновенно и четко она реагирует на малейшие отклонения руля. Ну а зимой скольжения на ней это вообще отдельная история, которую я пытался рассказать в одном из прошлых отзывов… Вкратце – это нужно пробовать и понимать. Ну, или не понимать. А на словах получится малопонятная гора словоблудия про особенности развесовки, грипп, букс и так далее…
Трансмиссия - механическая, пятиступенчатая коробка передач Е153, которая в стоке оснащена LSD 1 way. То есть, при пробуксовке одного из ведущих задних колес другое блокируется. Силовая установка установлена там, где у «нормальной» машины было бы заднее сиденье – за передними. От коробки передач к ведущим колесам – толстенные привода. Толще не видел ни у одной стоковой Toyota. Как показывает личный опыт, оторвать такой привод можно только на сликах, с мощностями далеко за 500 лошадинных сил и при хорошем зацепе. То есть - не на моей машине. В коробке передач пострадала четвертая, самая нежная передача – на гонке в Омске хрустнула при второй попытке переключиться ударом и больше не включалась. Было решено перебрать ее целиком, кроме пятой и задней передач. Так что и коробка на моей машине теперь практически новая. Четкость включения не самая идеальная, ходы шифтера не самые маленькие, однако коробка эта очень крепкая и работать будет в любых режимах без проблем еще очень и очень долго. Сцепление – обычная стоковая органика. Ничего ему не делается при любых стартах, если не страдать откровенным идиотизмом вроде попыток прогреть резину без лайн-лока.
Передаточные числа достаточно длинные для JDM машины. При 3000 оборотов на пятой передаче – уже 120 кмч. На выходе в рабочий буст – 130. И здесь начинается то самое…. Чуть придавливаешь акселератор – и она, меняя тональность своего свистящего звука, начинает ускоряться вслед за педалью, словно линейно…. Хоть со 130 до 150, хоть со 150 до 180, хоть со 180 до 210…. Хоть в гору, хоть под гору. Быстрее 240 я не ездил. Уже страшно. На гладких дорогах все отлично, машина ведет себя на высоких скоростях стабильно, хорошо рулится, не рыскает… Как только начинается поперечная раскачка и ямы становится намного хуже. Большие 17-дюймовые колеса, красивые в городе, начинают цеплять арки и подкрылки на ходах отбоя. Короткобазная машинка, выбирая ходы достаточно комфортной подвески, начинает подпрыгивать и раскачиваться, колеи добавляют траекторных рысканий из-за нестандартного вылета и ширины передних покрышек… Но, при езде по асфальтовой трассе, даже весьма среднего качества, эта машина весьма комфортна и не доставляет дискомфорта на скоростях 130-160 кмч, позволяя ускориться далеко за 200. Езда же на 110-120 кмч это вообще отдых. У меня был «крутильный» 4A-GE с короткой коробкой, поэтому, и я хорошо знаю, что такое некомфортная быстрая езда по трассе.
А стабильности на трассе, при быстрой езде добавляют тормоза. Хорошие тормоза. Зная, что такое хорошие тормоза уже некомфортно чувствуешь себя с плохими. Теперь у моей машины хорошие тормоза. А стоковые тормоза, хоть с какими колодками, хоть с какими шлангами и жижей – по современным меркам просто никакие. Для бытовой езды их вполне достаточно, но… В общем, я для себя решил и новые тормоза несколько лет были в числе моих приоритетов. И вот, рано или поздно мне повезло с очень хорошим предложением: комплект bolt-on, уже стоявший на SW20. Передние диски от Celsior, самые большие из Toyota. Механизмы и суппорта Sumitomo от Nissan Fairlady Z. Задние диски – передние стоковые от Mazda RX со стандартными механизмами от MR2. Все это внушительно выглядит и просто несравнимо со стоком тормозит… Мощно и уверенно с любых скоростей. Если давить сильнее – начинает (на сухом асфальте, на Advan Neova AD07) стрекотать ABS и очень пахнуть жженой резиной. Повторюсь – машинка-то еще и очень легкая.
Маленькая басня про баланс разгонной и тормозной динамики в сравнении с иными достойными самоходными механизмами… Светофор, два ряда, я справа. Слева от меня ВАЗ, который как 12-ка, только с тремя дверьми (есть и такие)… За рулем ВАЗа дяденька с носом, довольно взрослый, смотрит на меня и ритмично нажимает газ, покачивая головой в сторону «вперед». Давай, дескать, брат, состязаться... Ну, давай. Дядя уезжает с визгом на желтый, я еду следом, слегка ускорившись догоняю, но не обгоняю – еду рядом. ВАЗ вместе с пилотом усирается и рычит, я включаю вторую и еду рядом, гляжу… Дядя поворачивает голову посмотреть где же я, а я вот. Смотрю на него, улыбаюсь и нажимаю акселератор… Обороты уже в турбозоне, поэтому – «выыыыщь! Пыщщщ! Выыыщь!»… ВАЗ остается далеко в зеркале, справа автобус, поэтому я перестраиваюсь в ряд ВАЗа и вижу впереди лежачего полицейского… Скорость около 120, поэтому нужно тормозииить….. Торможу. И здесь сзади раздается «Ииииии!» и в зеркале с дымом из-под колес, клювом в асфальт приближается тот самый ВАЗ, в том самом темпе в котором я от него уехал…. Взгляд пилота несет печать отчаяния и неизбежности… Пришлось отпустить тормоз и сделать подвеске чуточку неприятно. На следующем светофоре пилот ВАЗа сидел так, как будто у него свело шею в прямом направлении…по сторонам не глядел.
Подвеска у нее сейчас – стоковый, Bilstein, который ставили на комплектацию GT-S с 1995 года. Впереди пружины TRD, они чуть пониже и чуть пожестче. Комплект куплен пару лет назад. Впереди есть распорка Сusco. Нарядная такая, гнутая. Попалась на аукционе – купил. Просто так. Подвески довольно простые – производные от McPherson впереди и сзади. Живучесть – Toyota.
Немного лирики…
Я с ней уже очень долго. Восемь лет. Иногда мне начинает казаться – мне нужно с ней расстаться… Она может меня убить. Нет, точнее – я себя могу убить ей. Когда то она была сильнее и быстрее меня… Я жалел ее, я ее боялся, я понимал – сначала дай ей, а потом бери с нее. Сначала приведи ее в порядок, сделай ее настоящей, а потом и езди на ней по-настоящему, в полную. Теперь я могу это делать. Я сделал ее настоящей, такой, какой она и должна быть. Только теперь я стал позволять броски сцепления в городе, езду полубоком по асфальту, быстрые повороты, езду по трассе с полным бустом, за 200... И в ней ничего не ломается. И не сломается. Да и если таки сломается – починим. За восемь лет такого, чтобы она встала и дальше никуда не поехала, не было ни разу. Она сделана в другую автомобильную эпоху, когда машины конструировали и производили не думая о «запланированном старении». Что может сломаться в том же чугунном двигателе, эксплуатируемом в расчетных режимах на нормальном масле? Только расходники, правильно. Сальники, резинки, провода, трамблер.. Помпа и маслонасос поменяны из профилактических соображений. Турбокомпрессор, кольца, вкладыши, поршневая – все с завода. Всему этому – больше 20 лет. И это ездит. 8 лет в условиях Сибири, в том числе и зимой, в том числе и в боевых режимах. Расход масла – ноль.
Хотя, нет. Не стоит даже и думать, что она такая идеальная. Совсем нет. Никогда не была и даже сейчас нет. Едешь, и опять эти мелочи… они не кончатся никогда и с этим просто нужно мириться. Сколько их уже было. Сейчас вот, после недели добивания летней резины, «добилась» и передняя подушка двигателя, стучит-с.. Опять сечет прогоревшая гофра в выпуске, сколько уже раз она прогорала… Пропадает ненадолго левый мидбас в аудиосистеме, потом вновь появляется. А иногда опять пропадает. Не знаю почему. Иногда на дорожных мелочах слышно какой-то бряк сзади…Может та самая подушка? А может снова амортизаторы, что крайне нежелательно.. Опять таки, надоели цепляющие за арки колеса. Нет, нет да зацепят на крупных кочках. Решение только одно – переходить на колеса поменьше. Но, этого не хочется. Может и не нужно. Может и не влезут колеса на 16 на такие тормоза… Но, рано или поздно пострадают арки. Свежепоправленные, свежепокрашенные, идеальные арки крыльев…
«Когда я ищу свое отражение в серебряной скатерти озера ко мне прилетает черная птица, она садится напротив меня и пристально смотрит в пока еще едва заметную пустоту моих глаз….. пустота растет, птица знает об этом, она выбирает в какой из глазниц будет ее гнездо…..острый клюв пугает меня» (с)
Меня все чаще посещает пустота. Все чаще просто пусто и совсем ничего не хочется делать… Пустота, тошнота. Просто молча читать, пить, думать о чем-то… Кризис среднего возраста? Усталость? Лень?
Думаю – ездить или не ездить на ней зимой? Вроде есть и классные покрышки финские Hakkapeliitta 4 на классных дисках A-Tech Schneider… Но и жалко – сугробы, лед, мороз… И надобности нет – есть Civic под окном, есть такси, все рядом… И страховку нужно покупать… И гараж далеко. И снег в гараже частенько просит лопаты…
С ней не обязательно ездить, чтобы набраться ощущений до слез… В ней есть музыка.. Нет, не так. В ней есть МУЗЫКА. Сидишь в ней ночью, час, другой, третий… Слушаешь свои, избранные пластинки… Да и нет их уже «пластинок» в магазинах…. А ты ведь, когда-то ведь, совсем недавно был молодой и современный…. А теперь твоя музыка на каких-то пещерных штуках. Но, обычно из этой машины молодые и современные выходят под впечатлением…
Вы слышали, как звучит живая виолончель? А двадцать виолончелей? А из них мало кто слышал. Те, кто слышал музыку живых инструментов из бабушкиного радио и из компьютерных колонок даже не представляют как глубоко и впечатляюще она звучит…. Те, кто слышал музыку живых инструментов из бабушкиного радио и из компьютерных колонок даже не представляют как глубоко и впечатляюще она звучит…. Насколько убоги по сравнению с ней «тры-ды-дыц» запилы то и дело звучащие из открытых окон, чужих телефонов …. отовсюду. Насколько по-другому звучат, казалось бы, настолько знакомые вещи… А насколько хорошо бывает записана и талантливо исполнена электронная музыка!
Этот отзыв написан пять месяцев назад перед его публикацией… Его автор и единственный обладатель этого автомобиля жив. И машина цела.
Продолжение, наверное, следует.