Очень часто отзывы пишутся по прошествии некоторого времени, например года владения. Но я решил написать первый отзыв сразу после покупки, пока первые впечатления свежи, и взгляд на машину не «замылился». Поэтому сначала о выборе и его критериях, потом о самой машине.
Итак, Тойота ОПА, моя первая японская машина. До этого поменял много автомобилей, но все они были немецкими, чешскими ну и конечно, российскими, но это совсем давно. Хотя поездить пришлось и на японцах, на некоторых чуть-чуть, на каких-то подолгу. Это были Рав 4 в первых двух кузовах, Мазда Капелла, Митсу Галант, РВР и Аиртрек и даже Нисан Сильвия. Так что в моем отзыве вы не найдете щенячьих восторгов, как бывает у человека, пересевшего с убитой шестерки на беспробежного японца… Итак, правду и ничего кроме правды.
Почему ОПА? Выбор был вполне осознанным, я бы даже сказал, практичным, но не без большой толики влюбленности в её красивые и такие до сих пор необычные линии. Мне нужен был среднеразмерный автомобиль, с кузовом хэтчбек или универсал, пригодный для размеренной езды по московским пробкам и перевозки семейства, включая грудного ребенка, в гости к бабушкам и на дачу. Особых динамических качеств не требовалось (свой разряд КМС СССР по автоспорту я получил еще 20 лет назад и не на дорогах общего назначения, короче нагонялся), но и откровенно тошнотный аппарат тоже мне не нужен. По размерам автомобиля тоже хотелось некую золотую середину, между многочисленными микро и мини, и полноразмерными машинами бизнес-класса. Из тех, что внутри больше чем снаружи, а снаружи не вызывают комплекса неполноценности. Машина нужна была как можно более свежая, с пробегом 100 тык максимум и при этом недорогой, не более 250 тыр. Надо сказать, что я не являюсь фанатичным поклонником правого или левого руля, немецких или японских машин. В плане уверенности вождения для меня это безразлично, и вообще, смотреть надо на машину и её состояние, а где у неё руль – для меня дело десятое. Извечный спор между сторонниками обоих концепций напоминает войну между тупо- и остроконечниками в гениальном произведении г-на Свифта, и меня веселит изрядно… Да, еще выбирал машину исходя из надежности и т.н. «стоимости владения», то есть цена расходников и запчастей для меня имеет значение, также как и стоимости налогов и страховок. При всей моей любви к автомобилям есть сейчас финансовые задачи и поважнее.
Заведя нужные мне критерии поиска на одном популярном сайте, я увидел результат, который меня честно говоря не очень порадовал. Уместить все мои требования в одном автомобиле никак не удавалось. Немцы хороши, но пробеги и возраст доступных мне машин не позволяли надеяться на беспроблемную эксплуатацию. Корейцы как-то не внушали оптимизма, и вообще не люблю я их. Японцы в большинстве своем или не по карману, или совсем уж маленькие и простенькие модели. И тут вдруг оппа… Тойота Опа. А я ведь видел их и раньше, помню, понравилась необычного вида машина, захотелось догнать, рассмотреть и увидеть шильдик. Точно, Опа и была… Да, подороже, чем я рассчитывал, но ведь можно и поднапрячься ради хорошего дела. Начал взахлеб изучать Интернет ресурсы, читать все, что касается этой модели, а также её сестер по материнской, Тойотовской линии. Чем больше читал, тем больше убеждался – это именно то, что я хотел. Платформа Висты-Ардео внушала уверенность, двигатели 1ZZ современные, но несложные в обслуживании, без непосредственных впрысков, вариаторов и прочих небесспорных новшеств, подвеска простая как лопата, кузов красивый и современный, ничего общего с «никаким» дизайном японских машин, который удручал еще в недалеком прошлом. А салон… Салон это вообще чума! Всё случилось очень быстро. Найдены недостающие деньги и подходящая машина, осмотрена на предмет косяков и вот я уже в гаи получаю номера на свое новое приобретение…
Итак, после недели владения я все еще продолжаю считать Опу неким золотым сечением, идеальным для меня сочетанием потребительских качеств, цены и удовольствия, которое может дарить машина. Может быть, я просто являюсь представителем той самой целевой аудитории, в расчете на которую японские маркетологи писали тех задание инженерам? Или как мне теперь кажется, в этой машине просто сэкономили на всем, на чем можно сэкономить, и не стали экономить на том, на чем экономить нельзя.
Двигатель. 136 лошадиных сил в моноприводной версии 1ZZ-FE вполне хватает для уверенной езды как в городе, так и на трассе. При этом в автомобиле начисто отсутствует спортивность, и в этом большая заслуга тойотовского автомата, который перещелкивает передачи мягко, плавно, но с некоторой тугодумностью. По крайней мере ММС-шные INVECS мне понравились намного больше, и пожалуй это единственное, что бы мне хотелось изменить в Опе. При этом если нужно быстро ускориться – всегда пожалуйста, просто это всегда будет быстро и плавно и никогда быстро и резко. Такие-же моторы даже на более тяжелых Авенсисах, Вистах и даже кажется на Рав 4 не вызывают проблем с динамикой, и легкой Опе его хватает. Ну, а кому хочется погорячее, есть и двухлитровые D-4. Да, действительно, двигатель шумноват, как многие отмечали, но все познается в сравнении, и водитель ВАЗа пожалуй будет в полном восторге от бесшумности Тойотовского силового агрегата. Но шум – это плата за надежность, которую дарит цепь в приводе ГРМ, и как мне кажется, плата ничтожная.
Ходовая. Ходовую Опы кто-то называл жесткой. Не согласен. Еще один пример, когда чье-то определение может сбить с толку, без указания точки отсчета и сравнения. Я бы охарактеризовал подвеску как комфортную, но упругую, четко отрабатывающую рельеф дороги без ущерба для комфорта пассажиров. Руль Опы весьма хорош. В нем сочетается мгновенная реакция на поворот с легкостью и четким ненапрягающим нулём. То есть на скорости не приходится держаться за руль двумя руками, боясь, что машина вильнет от легкого его касания. Даже немного пустоват руль на скорости, но мне это нравится. Крены в поворотах действительно есть, кузов высокий, а законы физики не обманешь. Но они совсем не большие и не раздражают. В этом машина все таки ближе к обычному седану, чем к минивену или джипу. Происходит это так: поворот руля, колеса и ходовка уже качнулись в сторону, а кузов отстал на долю секунды. Дорожный просвет в условиях города близок к оптимальному. То есть заехать на обычный, не высокий бордюр – не проблема, лежачий полицейский – тоже. Но на Российском бездорожье много клиренса не бывает, тут надо смотреть, кому что… Если считать проектирование автомобиля наукой поиска компромиссов, то я считаю подвеску Опы прекрасно найденным компромиссом между сложностью конструкции, её ценой и достигнутым результатом.
Кузов. Тут много не напишешь. Фотографий Опы много, её дизайн говорит сам за себя и скорее всего это предмет для споров. Опа всегда в центре внимания, мало кто остается равнодушным, Опа или нравится или нет. Я – из тех кому очень нравится. Как всегда плюсов не бывает без минусов. И минусы здесь – относительная редкость и дороговизна кузовных элементов, стекол и оптики, одна из причин – отсутствие леворукого аналога. Да, Опу лучше не бить… А какую машину лучше бить? Шумоизоляция в Опе неплоха для своего класса, но надо конечно понимать, что это ни разу не Лексус. Шум двигателя слышно, шум колес слышно. Я бы сказал, что на них обращаешь внимание только потому, что остальные шумы заглушены неплохо. В целом в салоне тихо и комфортно.
Салон. А вот о салоне Опы можно написать много. Я до сих пор не очень понимаю, как в нем совмещаются казалось бы несовместимые вещи… Например, мне очень не нравится высокая сидячая посадка в некоторых автомобилях, претендующих на большой салон при маленьком кузове, типичный пример – Рено Сценик. Ну не могу я так сидеть и так держать отлогий руль. Не могу. Так вот в Опе сидишь как в обычном седане, вытянув ноги, НО почему-то все равно на водителей других легковушек смотришь свысока… Багажник кто-то называл маленьким. Не знаю, наверное вы маленьких багажников не видели. Детская коляска-трансформер туда помещается легко и непринужденно, да еще задние сиденья можно передвинуть на 15 см вперед, да еще можно их сложить… Холодильник влезет или переночевать в дороге можно на ровном полу. И тут мы плавно переходим к сидениям. Когда-нибудь сидели в Мерседесе S класса? Вот в Опе для ног задних пассажиров места столько же, плюс совсем невысокий центральный тоннель. Можно чуть ли не пешком ходить. Короче, жена сказала, что будет теперь ездить сзади :) Кстати, интересная деталь – отсутствие полки в багажном отсеке. Вроде бы не очень хорошо, но на деле оказалось удобно, например, ребенок сидит в своем кресле, а мама спокойно на ходу достает бутылочку с питанием из сумки в багажнике. В прежней машине эта сумка с детскими причиндалами мешалась на заднем сидении. Да, еще в Опе можно менять наклон спинок задних сидений. Кресла водителя и переднего пассажира не оставили вообще никаких впечатлений. Как мне кажется, это дорогого стоит, когда просидел несколько часов в кресле и даже не почувствовал какое оно. Просто супер, но вот обшить их можно было бы и велюром. Но на моей – плотная синтетика без ворса. Вообще, рабочее место водителя удобное. Кочерга на руле, ножной «ручник», люминисцентная приборка, откидной подлокотник, куча бардачков и подстаканников создают атмосферу скорее отдыха, чем работы. Вообще, на Опе хочется ехать куда-нибудь на отдых, например к морю всей семьей. И даже дорога домой после работы на Опе способствует снятию усталости и напряжения рабочего дня. Мне очень это нравится. Из небольших минусов я бы назвал обзорность. Задние стойки очень массивные, передние сдвоенные, в маленькое оконце между ними не все надежно видно, но самое обидное – боковые зеркала. Можно было бы их сделать и покрупнее, но я заметил, это беда очень многих машин их Японии. Почему – не знаю. Не то чтобы обзорность была большой проблемой данного автомобиля, это не так, просто это свидетельство еще одного компромисса – плата за жесткость кузова и нормы пассивной безопасности. Меня такой размер платы устраивает.
Итого – я очень рад, что нашел и приобрел этот чудесный автомобиль. После того, как определился с выбором, пытался найти для себя еще какие-либо альтернативные варианты. Не смог. Все марки и модели, которые я рассматривал, стали казаться просто на порядок менее интересными, а некоторые и просто неприемлимыми. Так уж получилось. Читал на сайте клуба Тойота-Опа тему про выбор машины после Опы. Очень непростое это дело для их владельцев. Я теперь понимаю.
Вот вроде бы и все, о чем стоило написать в первом после покупки отзыве, наверно еще скажу немного о вождении авто с правым рулем для сомневающихся. Поверьте – все споры о проблемах вождения такой машины носят скорее какой-то религиозный характер. Не бойтесь пересесть с левого руля на правый, если вам понравилась праворульная машина. Ничего в этом страшного нет, адаптация происходит очень быстро и закрепляется навсегда, как например навык езды на велосипеде. То есть забыть и разучиться невозможно. И после этой адаптации вы понимаете, что… а разницы то собственно и нет. Например, перестроение в более правый ряд на леворукой машине тождественно перестроению в более левый на праворукой. Да, есть отличия в езде на узких шоссе, но правила, которые прививаются на праворучках, например, заход на обгон с большей дистанции, поверьте, будут полезны также и при управлении машины с левым рулем. Удачи вам и ровного асфальта! Спасибо, что дочитали, надеюсь написать через годик ооооочень короткий отчет о поломках, обслуживании и стоимости эксплуатации. С уважением, VETTER.
PS. Фото размещаю не своей машины, но точную копию.