Доброго времени суток всем любителям праворуких минивэнов от японского автопрома и остальным посетителям данного сайта.
Созрел для описания впечатлений об эксплуатации своего второго правильного авто. Пробег пока небольшой, но первые впечатления сложились, тем более, что отчёта о подобном авто на сайте я пока не видел. До этого лет 14 пользовался различными ВАЗами и почти пять лет Короллой Спасио (хотя правильно Спэйсио, но не звучит) 2000 года, о которой тоже выкладывал отзыв данном портале. Поэтому кое-где по тексту буду делать сравнения именно с этой моделью, хотя понимаю что это разного класса машины.
После почти пяти лет совместной жизни со Спасиком, который всё это время служил верой и правдой и ни разу не потребовал ремонта, начала крепнуть мысль об обмене на более новый и просторный аппарат. К этому так же по-своему активно подталкивали двое сыновей 5 и 13 лет, которым трудно было ужиться на одном ряду во время дальних марш-бросков за 500км. в Красноярск и не только. «За» была также и жена. Её предпочтения были большие сараи типа Ноа и Серена, где можно во время поездки почти в полный рост встать и прейти на другой ряд.
Оценил имевшиеся у знакомых Либерти 99г и Ипсум 01г, почитал отзывы и статьи в Интернете. Постепенно отговорил жену от покупки вышеупомянутых сараев, мне не нравятся и расход топлива великоват. Вариант Одиссея изначально не рассматривал по разным причинам (в том числе дорогое обслуживание и запчасти, новый кузов не нравится). Оставил для себя два варианта: Ипсум и Гайа. Разница в длине между этими моделями минимальна – сантиметров 5, что реально по салону отражается только на большей тесноте в третьем ряду. Однако это модели разных потребительских ниш и ценовых категорий. Гайка (как и в новом кузове под названием Isis) оснащается только двигателями объёмом до 2-х литров, Ипсум (в Японии) - только 2,4л (2AZ). Хотя европейский вариант Ипсума -Авенсис Версо, про которого читал неплохие описания в автожурналах, оснащался двигателем 2л 1AZ. Существенны отличия от Гайки в комплектациях, уровнях отделки, возможности трансформации салона с плюсом в сторону Ипсума. Соответственно и ценники на рынке. Взвесив свои финансовые возможности, решил брать Ипса.
Из интернета записал несколько интересных объявлений из сайтов Красноярска по Ипсуму 2003-04гг. в рестайлинговом кузове. Одно из них заинтересовало больше – двигатель был указан двухлитровый и приписка Picnic. Про сингапурские авто до этого почти ничего не знал, у знакомых так же ничего подобного не было. Покопался по сети и узнал, что это те же выпущенные в Японии Ипсумы (салон один в один), только с комплектацией «для внешних рынков». В стандартном оснащении: двигатель 1AZ 2литра (не путать с D-4), релинги и кожаный салон, туманки. Для себя решил, что это более приемлемый вариант, в том числе учитывая меньший, чем у 2AZ (по описаниям) расход топлива.
И вот начало апреля и я на красноярском авторынке. Вариантов для сравнения с уже обозначенным было три: рестайлинговый Ипс 03 года чуть дешевле Пикника (-15тыс) и два 04 года заметно дороже (+20-30тыс). Кучу остальных в старом обвесе даже не смотрел. Решил брать Пикник. Двигатель, автомат, кузов и ходовая на первую пробу были в отличном состоянии. Смотрел с опытным спецом с автосервиса. Сравнимой комплектации ни у одного осмотренного Ипсума не было (не нужные мне CD - MD - ресиверы не в счёт). На одометре – полтинник.. Цвет редкий – золотистый металлик на солнце выглядит бесподобно - мне лично (а позже жене и знакомым) понравился. Может быть необычный цвет и отпугивал предыдущих покупателей, ведь машина простояла на рынке пять месяцев с ноября прошлого года.
Сразу опробовали печку (климатконтроль) – по ней у меня был один из главных вопросов. На улице было около 0, поток тёплого воздуха и быстрота прогрева внушали уважение, даже для второго ряда проверили индивидуальный теплоподвод – придраться не к чему, греет - дай бог.
В-общем за 504 т.рубля машина оказалась моей.
Первым делом к знакомому спецу на подъёмник. Очень хорошее состояние подтвердилось, только задние амортизаторы были слегка отпотевшие. Было подозрение, что машина шла своим ходом до Красноярска, хотя продаваны на рынке били пяткой в грудь, что ж/д доставка. Днище оказалось хорошо отмытым, но в отдельных местах капельки глины остались, были потертости на выпускной трубе, бампер впереди был очень хорошо выправлен и подкрашен в одном месте внизу. Ещё была отломана часть переднего подкрылка – чуть больше ладони, но не криминально. Порадовало, что тормозные накладки почти новые и тормозные диски без выработки.
Дальше начались будни - замена масла в двигателе - синтетика Shell Helix Ultra 5-w30, в АКПП - Type 4, ГУРе, воздушный, масляный фильтр. За всё удовольствие не многим более 8 т.рублей.
По приезде доиой возникла необходимость замены аккумулятор. Маленькая коробочка ёмкостью 40Ач после двух часов прослушивания музыки или ночной стоянки сдыхала напрочь, зарядка помогала не надолго. И тут снова проявились особенности внешней комплектации. Взял по привычке корейскую батарею с узкими клеммами и, облом, родные клеммы оказались широкие, европейские. Пришлось ехать в магазин обменивать на тюменскую 55 Ач. Перевернул батарею, клеммные провода сделаны по длине с запасом, нигде не потребовалось выгибать и площадка под батарею широкая – всё подошло замечательно.
Да, история с издохшей батареей выявила ещё одну особенность. Как я понял, после отключения питания от батареи (для её зарядки) память электронных мозгов двигателя обнуляется, при последующей заводке двигатель не держит холостых оборотов. Однако, после нескольких километров компьютер, видимо, нарабатывает информацию и нормальная работа двигателя восстанавливается – это повторялось несколько раз, пока не поставил новую АКБ. А я поначалу хотел свечи менять.
Ещё из затрат - пришлось заказать электропривод замка пассажирской двери, от брелка не открывалась, ни закрывалась, только вручную. Вскрытие показало неисправный узел. Покупка и установка нового привода обошлась в 2,5 т.р. Штатная сигнализация, совмещённая с центральным замком, была выведена на сигнал клаксона, и мне не нравилось постоянно слушать его при закрывании машины. Отключил и установил нормальную сигналку с возможностью автозапуска.
Музыку пришлось тоже поменять. В панели стояла штатная кассетная голова управления CD - чейнджером Alpine (к стати, это похоже единственная стандартная комплектация Пикников из Сингапура). Всё работало, но это уже немного прошлый век и mp-3 не послушать. Поставил двухдиновый mp-3 - CD ресивер Рrology с USB входом за 5,5 т. руб. с работой и тойотовскими переходниками. Акустика в машине очень неплохая – четыре динамика в дверях и два высокочастотника в передних стойках.
Купил комплект пластиковых ковриков для минивэнов – 1,3 т.р.
Следующий этап установка резиновых брызговиков и резиновых проставок в пружины подвески. Комплект проставок 600р. и работы на полтора – два часа. Результат – возросший на 1,5см. дорожный просвет без ухудшения ходовых качеств. Самое низкое место оказалось под отходящей от двигателя трубой выпускной системы немного правее лыжи (странное всё-таки конструктивное решение), под ним 14 см., а под расположенной рядом продольной лыжей – 16см. На Спасио было одинаково 15,5 см. как под лыжей, так и под коллектором.
Обломанное место переднего подкрылка подлатал резиновой вставкой.
Отдельно стоит упомянуть про регулировку фар. На предыдущей Тойоте такая операция занимала полчаса – лампы перевернуть и на стенде откорректировать. Теперь в очень авторитетном автосервисе, взглянув на конструкцию фар, сказали, что «одноконтактные» лампы у них не регулируют. Понятно, возни много и хороший навык нужен. Подсказали адрес частника. Два часа кропотливой подгонки дополнительных отражателей и угла наклона ламп для дальнего и ближнего света на стандартном стенде и последующий техосмотр пройден без замечаний. Работа стоила 700р. Многие пишут, что нужно искать дорогие евроаналоги фар, а по моему - просто грамотного настройщика.
Ходовые качества.
Первые два дня привыкал к большим, чем у Спасио размерам, особенно к движению задним ходом. Здесь помогают установленные на заднем бампере три сонара. На переднем бампере сонаров нет – особенности комплектации, но не сильно то и надо.
Подвеска заметно более плотная и мускулистая (отнюдь не табуреточная), но не в ущерб комфорту пассажирам. На гравийном и ухабистом просёлке, я бы сказал, даже несколько жёсткая. Но всё это создаёт хороший запас до пробоя (пока нигде, к счастью, не довелось испытать). По сравнению с тем же Спасиком, как будто бы ям на дорогах стало раза в два меньше. В задней полунезависимой подвеске с поперечной балкой практически нечему ломаться.
Конечно стихия такого вэна – трасса. Пришлось даже проехать по укатанному снегу перевала по пути из Красноярска в Хакасию километров 80 на летней дорожной резине далеко не новой. Так вот, если голову не терять, т.е. не превышать скорость 80км/ч, то спихнуть такой аппарат с дороги надо постараться – устойчивость потрясающая. Пробовал разогнаться по асфальту до 160 – без напряга, никаких рысканий, едет как локомотив по рельсам. За рулём следует точно, правда с маленьким запаздыванием, но не страшно, быстро привыкаешь. Более короткая Спасио была на рулёжке острее, но более 125 ехать было уже не комфортно.
Тормоза отлично делают своё дело при любой скорости. Никаких вибраций, уводов. На всех колёсах дисковые механизмы.
Про автоматическую четырёхступенчатую КПП вспомнил написать в последнюю очередь. Настолько её работа не заметна и переключения, в принципе, происходят своевременно. Электронные мозги коробки быстро подстраиваются под требующийся стиль езды. После примерно двух нажатий на педаль газа в активном режиме держат более высокие обороты перед последующим переключением и так же быстро переходят на спокойный режим. Может быть современные пятиступки чем-то лучше – не довелось испробовать, но тут Тойота более консервативна. Может быть это хорошо – проверенная временем U241E, применявшаяся ещё на прошлом поколении Ипсумов и Корон, довольно надёжна.
Двигатель.
Мощности 150 сил хватает всегда и везде без насилия над движком. Как нажал, так и поехал. Не спортивное ускорение, конечно, но очень уверенное. Без проблем можно быстро обогнать ползущую фуру на длинном тягуне горной дороги, даже педаль до пола продавливать не надо. На Спасио, между прочим, двигун 1,6л. в таких условиях приходилось напрягать. К стати о мощности, есть небольшой плюсик, страховка обходится заметно дешевле, чем на движке 2,4 л – попадаешь в диапазон с коэффициентом 1,5, а не 1,7.
Немного не нравится дрожание двигателя в начале прогрева после холодной ночной стоянки при оборотах около 2000. Списываю это на цепной привод двигателя, т.к. опоры смотрели – живые. На старом ремённом движке 4А такого не было. Впрочем, через 2-3 мин. обороты сами падают и дрожь пропадет.
Расход топлива измеряю, доливая бензин от горлышка до горлышка на проверенных заправках. Пользуюсь 92-м. Резина размерностью 205/65 R15 не даёт искажений пробега, проверено по километровым столбам на длительном расстоянии. Так, при движении по трассе в диапазоне 100-120км/ч с частичной нагрузкой, но не менее 4 человек в салоне, расход 8,1-8,5л на сотню (в начале апреля по холоду доходило до 9л), в преимущественно городском цикле – не более 9,6л. Но город у нас небольшой, пробок не бывает, возможно, в мегаполисах расход будет больше.
Салон.
Своими размерами внушает уважение. Троим мужикам ростом свыше 180см. (у самого метр 86) удаётся приемлемо комфортно устроиться друг за другом на трёх рядах сидений. Разложив два задних ряда, получаем более чем двухметровую практически ровную спальную площадку для двоих взрослых, можно при желании ещё и детей разместить. Количество трансформаций салона велико, особенно радует возможность разложить столик из малого сиденья среднего ряда, можно пообедать в пути или поработать на ноутбуке. Второй ряд катается на салазках в большом диапазоне.
В дальних поездках всей семье теперь хватает жизненного пространства. Дети спокойно спят или играю каждый на своём ряду, могут вообще разложить вместе второй и третий ряд.
В обычном режиме я складываю заднее правое сиденье для увеличения багажника при перевозке крупных грузов – получается шестиместный салон. На «шестое» место легче залазить, складывая меньшую половину второго ряда. Во внутреннее, закрытое полкой, отделение багажника спокойно влезает куча дополнительной поклажи в объёме двух мешков картошки.
Очистителем кожи обработал сиденья, ощущения только в сторону плюс в отличие от тканевых или велюровых. Кожа подушек передних сидений, правда, кое-где по бокам заметно потёрлась, думаю за ней должным образом не ухаживали, поэтому изначально на них были одеты чехлы. Остальные сиденья в порядке.
Запаска-банан находится под полом среднего ряда с левой стороны и откручивается из салона. Пришлось попробовать, очень нудное занятие откручивания-закручивания винта, особенно необходимость стоя на коленях нанизывать держатель с запаской на шпильку. Хорошо, что в пути нет надобности вещи из багажника вытаскивать. Специально для замены стал возить с собой ключ-трещётку из набора с удлинителем и головкой на 22.
Отметил ещё одно для меня приятное отличие данной комплектации от японской. Отсутствие звуковой сигнализации вставленного ключа зажигания при открытой водительской двери. Как она меня доставала на предыдущей машине!
В передней консоли два выдвижных подстаканника на микролифтах и в каждой двери отформованные места под поллитровые бутылки. На Спасио по бокам передней панели были удобные подстаканники – удобно было в дороге, не отвлекаясь, пить напитки. Здесь такой конструкции нет, поэтому пришлось привыкнуть к выдвижным подстаканникам.
Для каждого ряда сидения на потолке свои светильники. Первый раз, когда они не погасли после закрывания всех дверей, упорно стал искать не закрытую. И тут через 15 секунд они сами плавно гаснут… При открывании зеркалец в солнцезащитных козырьках их подсветка автоматически загорается – забота о возможных автовладелицах. Мелочь, а приятно.
Все стеклоподъёмники с режимом «авто». Интересно, что стёкла своих дверей возможно поднимать – опускать определённое время после отключения зажигания.
На ходу впереди по салону ничего нигде не скрипит. Проехался несколько раз на третьем ряду – понравилось, довольно комфортно, совсем другие впечатления в движении. Правда запаса над головой почти нет и по щебёнке пластиковая крышка подпола в багажнике брянчит, зато на асфальте - красота.
Есть минус от широкой задней боковой стойки – скрывает большой сектор дороги. Особенно не удобно при выезде на главную дорогу под острым углом, необходимо особое внимание. Боковые зеркала большие, хороший обзор и расстояния не искажают.
Есть претензия к работе кондиционера, слабо охлаждает, хотя наличие хладагента проверяли при покупке. Надо будет проверить испаритель, возможно прокачать систему. Пока на жаре приопускаю стёкла и включаю вентилятор – помогает.
Подводя итог первым впечатлениям, скажу, что авто своих денег стоит. Ничего похожего с левым рулём за такую сумму даже близко не возьмёшь. Да, уже после посмотрел варианты покупки такого же авто прямо из Владика. Получается, что с учётом путевых расходов и сетки выиграл бы тысяч 20, от силы 25. Наверное, из-за этой разницы я бы не стал совершать такое путешествие.
Признателен всем, кто дочитал моё творение до конца. Обязательно черкну впечатления от эксплуатации через год.