Доброго времени суток, уважаемые автолюбители и профессионалы!
С момента выхода первого гибрида Тойота Приус прошло более 20-ти лет, но у нас в России так и не утихают споры, хорошие ли это автомобили, оправданы ли они экономически и для чего нужен вообще этот сложный и непонятный «гибрид». Всё-таки для большинства потребителей гибридность автомобиля – это скорее минус, чем плюс. Так ли это?
Попробую рассказать о своих впечатлениях о Тойота Приус в 20-м кузове, левый руль, 2009 год выпуска, попал в РФ в 2012 году из Европы. С 2017 года у меня. Период владения 1,5 года и пробег 40 тысяч километров позволяют трезво без эмоций и прикрас описать особенности этого японского автомобиля.
Живу в городе Кемерово, 560 тыс.жителей, город серый пасмурный, расположен на равнине, улицы и проспекты в целом широкие, асфальт нормальный, есть пробки в час пик (4-5 км едешь 20-30 мин). Климат летом неустойчивый, от нулевых заморозков до плюс 35 жары и духоты, зима (с конца октября по середину апреля) в основном многоснежная и суровая, часто держится ползимы холоднее 30 градусов мороза, на моей памяти доходило кратковременно до минус 50. Много езжу по России, есть с чем сравнивать.
Для удобства разделю отзыв на пять частей:
1. Почему Приус?
2. Плюсы Приус 20.
3. Минусы Приус 20.
4. Расход – как он есть.
5. Есть ли жизнь после Приуса.
Часть первая. Почему Приус?
Имея стаж вождения и опыт владения автомобилями 20 лет, первые 10 лет ездил на продукции ВАЗ, была в том числе Нива, потом 10 лет эксплуатировал разные модели Тойоты, все с правым рулем, от 4-х до 18-ти лет от роду им было. Кратко подводя итоги, скажу, что ВАЗ мне точно не подходит, нет надежности, комфорта, уверенности в том, что поставил новую запчасть и она не развалится через 30 минут. Возможно новые модели типа Весты гораздо надежнее, не знаю…
Вернемся к стареньким праворульным Тойотам. Первые впечатления после ВАЗов были – печка дует куда нужно, при этом так не шумит, очень удобно сделан салон, под эргономику водителя, всё под руками и ногами, естественно удобство АКПП и кондиционера, и все болтики под капотом и снизу автомобиля откручиваются, а не отламываются, приржавевшие, удобно проводить мелкие ремонты, не срывая грани гаек и не удивляясь обилию ржавчины по днищу автомобиля. 15-18-летние автомобили без признаков гнили, с крепким металлом – вот чем берут эти старые правые тойотовские рули. Поэтому продавая одну Тойоту, покупал другой автомобиль той же марки, не свята веря в «императорское качество», а просто желая ездить и пользоваться машиной с наименьшим количеством проблем. Без минусов конечно тоже никуда – великоватый расход топлива, часто масложор на больших пробегах, валкость подвески, плохая шумоизоляция, и – неудобный на трассе правый руль.
Продав очередное чудо (без всяких кавычек, действительно достойный автомобиль) японского автопрома – Toyota Nadia, встал вопрос о покупке более экономичного и не старого, но желательно хоть немного похожего на Надю по удобству автомобиля. Бюджет на май 2017 года составлял от 500 до 600 тысяч рублей. Пересмотрел порядка 30-ти автомобилей, правый руль Тойоты Виш, Исис, Порте, Филдер, Хонды Стрим, Спайк, Фрид, левый руль – Ниссаны Х-Трейл, Кашкай, Кия Рио, Солярис, Сид, смотрел в том числе новые авто Датсун, Ларгус, Сандеро. Искал и не находил оптимального соотношения удобства-цены-качества.
Требования к автомобилю кроме цены 500-600 т.р., были: АКПП (возможно вариатор, но не робот, но если машина совсем будет по душе – можно и механику), бензин, передний привод, объем двигателя до 2 литров, мощность до 150 л.с., нормальная динамика, возможность ехать по магистрали 130-140 км/ч (у нас такая автомагистраль в Кузбассе есть одна) не из последних сил и не надрывая двигатель, удобное рабочее место водителя, не тесный салон, хорошее пространство для ног задних пассажиров, не маленький багажник. Внешний вид автомобиля мне не важен, сам же сижу внутри, цвет хотел серебристый или какой-нибудь светлый. Также хотелось круиз-контроль, приятную подсветку приборов (не оранжевую и не красную) и по возможности левый руль, а если это будет ещё и Тойота - #надабрать!
В итоге случайно посмотрел Тойоту Приус правый руль в 30 кузове, понял – это то что нужно, боялся только гибрида. Все остальное в машине полностью отвечало моим запросам, ну может быть хотелось немного побольше размером кузов. Начал читать, «курить форумы», за две недели «дозрел» и пришёл к выводу, что идеальный вариант Приус 20 с левым рулем. Нашел такой вариант недалеко от дома почти сразу, с одним хозяином в РФ и пробегом 5 лет в Кемерово, осмотр 10 минут, пробная поездка по городу и всё – беру!
Закрыл глаза на недостатки, а ими были старая резина, нет ветровиков, коврики родные затертые, не работает одометр, застыл на пробеге 59 тыс.км, (работает только суточный пробег, так по нему и считаю до сих пор), туманки подключены через самопальное реле (снял потом) в качестве ДХО и в трещинах, по ЛКП незначительные «косяки». На мой взгляд пробег был под 200 тыс. км, но вряд ли больше, руль не затерт, сиденья не ушатаны, царапин по пластику салона почти нет. Были и плюсы – целая «по костям», все стекла родные, все двери закрываются от легкого нажатия пальцем, салон целый и довольно чистый, все системы работают, подвеска крепкая. Сторговались. Сразу купил ещё комплект родных литых дисков и два комплекта резины, коврики в багажник и салон, сделал тонировку, приклеил ветровики, поменял фильтра, антифриз, масло, прикрутил брызговики. И началась ежедневная эксплуатация, город/трасса, жара/холод, пробки и максимальная скорость на трассе.
Обобщая скажу – я покупал не «гибрид», а надежную японской сборки Тойоту, в удобном кузове большого хетчбека. Гибридная установка мне дана как бы в подарок, для изучения и познания такой разновидности автомобиля, ну и если получится – экономии.
Часть вторая. Плюсы Приус 20.
Начнем с плюсов, их гораздо больше, большинство так же не связаны с гибридностью:
- крепкий и жесткий на кручение кузов, при поддомкрачивании двери закрываются одним пальцем, ни полмиллиметра перекоса; нет рыжиков на сколах (машине 10 лет!), под краской грунтовка, капот из алюминия.
- восемь подушек безопасности.
- мягкий и приятный пластик передней части панели.
- удобство рабочего места водителя, всё под рукой, интуитивно находишь в незнакомой поначалу машине нужные кнопки, рычажки.
- цифровой зеленый спидометр, с системой линз и зеркал кажется расположенным в глубине панели под лобовым стеклом, хорошо воспринимается.
- не устаешь в дальних поездках, спина не затекает, ноги не болят, рукам удобно.
- очень хорошая ткань сидений, летом не нагревается, абсолютно не жарко, зимой в минус 30 садишься в холодную машину в тонких штанах, минуту померз и нагрел собой сиденье, дальше ничего не мерзнет, без всякого подогрева и меховых чехлов.
- качественные для бюджетного авто материалы салона в целом.
- по поводу зимней эксплуатации всё отлично, печка жарит, стекла не обмерзают, в нашем климате обычной зимой до минус 30-35 проблем вообще нет.
- нет проблем с холодным запуском двигателя в любые морозы, т.к. вместо стартера большой электромотор, вместо аккумулятора огромная силовая батарея; сел в любой мороз, нажал кнопку – машина завелась.
- система антибукс грамотно дозирует тягу на колесах, забыл звук шлифования колес на обледеневшем перекрестке.
- отличнейшая работа АВС, ее просто не слышно и не чувствуется, никаких хрюканий и щелчков, всё тихо и эффективно.
- удобные пассажирские места сзади, достаточно места для ног, сажусь сам за собой при росте 182 см, колени не упираются, есть запас, наклон спинки сиденья оптимальный.
- багажник не огромный, но достаточно большой, трехуровневый – запаска с домкратом и есть место для мелочей, органайзер во весь пол, и ровный со сложенными сиденьями пол, с моим ростом можно спать не скрючившись, ещё слева есть ниша, куда прекрасно входит компрессор; удобная полка багажника; пятая дверь поднимается высоко давая хороший доступ.
- по салону размещены разные отсеки «бардачки», с приятной бархатной тканью внутри, либо с резиновым нескользящим покрытием, есть место для очков, удобные подстаканники и т.п.
- подлокотник внутри огромный, в нем есть доп.прикуриватель и съемная полочка, а также вертикальный кармашек.
- центральный подлокотник и подлокотники на дверях удобно расположены для рук, именно там, где нужно.
- карманы в дверях удобны под бутылку, вплоть до 1,5 литровой, но будет торчать и мешать ноге.
- простой бензиновый мотор с дешевыми и доступными расходниками; масло меняется самостоятельно за полчаса, фильтр доступен снизу.
- «вечная» коробка; ступеней нет, как в вариаторе, плавно набирает скорость без дерганий и задумчивости; с места можно давить «тапку» как тебе угодно, машина едет бодро.
- разгон с места резвый, впереди большинства двухлитровых авто, Камри 2,4 обгоняет Приуса только после 60 км/ч.
- устойчивая в поворотах и на волнах подвеска; центр тяжести авто занижен, машину никуда не сносит, едет уверенно.
- отличная аэродинамика, которая снижает шум от ветра на трассе.
- достаточная максимальная скорость, ограниченная электроникой (почему-то на шинах 195/65R15 – 180 км/ч, на 205/55R16 – 179 км/ч), скорость эту набирает достаточно быстро, без особого напряжения.
- круиз-контроль; здесь все просто и традиционно.
- монитор гибридной системы, позволяющий наглядно подбирать наиболее экономичный режим езды.
- хорошего качества звука аудиосистема, управление на руле.
- приятный кожаный овальной формы руль с необходимыми кнопками, удобно управлять радио, не отвлекаясь.
- небольшая страховка и транспортный налог всего 424 рубля.
- расход бензина (о нем поговорим отдельно).
Часть третья. Минусы Приус 20.
Теперь расскажу о минусах Тойота Приус в 20-м кузове:
- маленький клиренс – это классическая пузотерка.
- почему-то нет складывания зеркал с кнопки (хотя есть их эл.регулировка и обогрев).
- запуск двигателя с кнопки, но зачем вкладывать брелок в гнездо, теряется весь смысл отсутствия ключа.
- шумоизоляция желает лучшего.
- слабое ЛКП, капот постоянно посечен камешками.
- бензиновый двигатель живет своей жизнью и оборотами, которыми невозможно управлять, а это значит, что на некоторых режимах он надрывается на 4500 оборотов и не особо едет.
- дергания автомобиля при стоянке на светофоре по причине переключений с электро- на бензиновый двигатель, лечится переключением кнопкой на режим ЕВ, но не всегда, если двигатель не прогрет или мал заряд батареи – не переключится.
- боязнь перегрева инвертора из-за неисправности его помпы; тут я решил подстраховаться, купил контрактную помпу (3500 руб.), заменил сам, так сказать отработал навык, родную положил в багажник, заодно сменил антифриз, и потренировался прокачивать систему охлаждения инвертора; теперь езжу спокойно, помпа с собой, заменю ее за час на трассе в пути, если нужно будет.
- не очень хорошая обзорность через заднее стекло, мешает спойлер и нижняя часть постоянно в грязи, также на спойлере собирается целый сугроб снега.
- снизу на заднем бампере пластиковый черный аэродинамический обвес мешает ездить по неровностям и парковаться задом к бордюрам до касания колесом; просто снял его.
- не отключается антибукс, только принудительно включая аварийный режим, но за 1,5 зимы засел так один раз, причем на днище, на любой машине бы там застрял; в итоге откопался, отключил путем изучения в интернете этот самый антибукс и выехал без посторонней помощи.
- масложор, к 200 тыс.км нужно готовить – 3,5 литра масла на замену, потом долить оставшиеся 0,5 и купить ещё литр, и это при интервале замены 7-8 тыс. км; при быстрой езде по трассе расход масла может быть ещё больше, вплоть до 400 гр. на 1000 км.
Часть четвертая. Расход – как он есть.
Переходим к самому обсуждаемому вопросу о смысле гибридов – расходу бензина. Могу честно и достоверно об этом рассказать, т.к. веду таблицу по расходу с момента покупки Приуса. Бензин в основном 95-й, но иногда заливаю 92-й, смотря где заправляюсь. Бак 45 литров. При заправке обнуляется счетчик пробега на мониторе и вручную обновляю показатель расхода. Летом расчетный пробег на баке (не до лампочки, а до оставшихся двух делений) – 750 км, что город, что трасса. Зимой – всё индивидуально, от условий погоды и движения.
Минимальный зафиксированный расход. После заправки не газуя, специально экономил, но без ЕВ-режима, ехал до гаража 7 км – расход 2,9. Ездил в пригород, болела голова, скорость максимум 80, никого не обгонял, проехал 57 км, расход 3,7. Но это не езда. Реальный минимальный расход – летом ездили с палатками на озера в Хакасию, ехал 90-95 км/ч, полная машина, расстояние 600 км, расход 4,9.
Максимальный расход. Лето, город, жара, включен кондиционер, пробки, расход 7,0. Лето, трасса, скорость до 180 км/ч, держал 140-150 по пустой дороге, расход 7,5. Зима, минус 30-32, город, пробки, предновогодние поездки по магазинам, при этом я сидел в авто, не глушил, расход 12,5.
Средний летом по городу и трассе одинаковый 5,0 – 5,5. Средний зимой по трассе 5,5 – 6,5, по городу от 8 до 12 литров.
Итого. Средний расход за 1,5 года (с июня 2017 по декабрь 2018) – 6,0 литров на 100 км.
Как поется в известной песне – думайте сами, решайте сами – много это или нет.
Часть пятая. Если ли жизнь после Приуса.
Всё хорошее подходит к концу и скоро придет пора менять автомобиль на более новый или совсем новый, рассматриваю разные варианты.
Приус А, универсал, 5 мест, правый руль без пробега по РФ. Смущает правый руль, в любой момент могут запретить/ограничить, не верю правительству. Ну и по трассе конечно не удобно, кто бы что не говорил. Так соберешься ехать на Черное море, и будешь рисковать каждый обгон и поездка не в радость окажется.
Приус 30, левый руль, 2012-15 г.в. Всё хорошо, но нужно найти живой автомобиль, и цена будет негуманная за б.у.
Лада Веста универсал, смотрел в салоне, понравилась (серьезно говорю). Но не куплю, т.к. большие сомнения в надежности и нет нормальной АКПП.
Шкода Октавия (или в крайнем случае Рапид). Здесь нужно решить сначала свои финансовые проблемы. Также смущает (после старых Тойот) быстрая потеря стоимости авто. Но думаю, из новых автомобилей, это оптимальный вариант.
Оставить свой добрый старый Приус 20 ещё на неопределенный срок. Здесь одни плюсы – машину знаю, цена ее «законсервировалась» на долгие года, не гниёт, расходы на содержание очень скромные. Держу в уме масложор двигателя, а это скорее всего замена на контрактный через пару лет, благо цена его не превышает 35-40 тыс.рублей. Бояться неисправности гибридной системы – оснований совершенно нет.
К тому же существует известное финансовое правило – стоимость автомобиля должна лежать в пределах от полугодового до годового дохода ее владельца. Т.е. покупка пятилетнего Приуса 30 или нового Рапида за 1 млн. рублей подразумевает доход от 80 до 160 тысяч рублей в месяц. Его пока нет. Но есть к чему стремиться.
Вот такая несложная арифметика сибирского приусовода. Спасибо за внимание, всем легких дорог и хорошего настроения!