83000 км. на старом «примусе»
Да-да, именно так - «Примус» - многие называют первый в мире гибридный автомобиль. Таким самого первого поколения, правда рестайлом, мне и довелось владеть полтора года. Но эти полтора года авто я пользовал нещадно, так как это было не просто базовое использование: дом-работа-дача, а ежедневная работа на нём в такси, для чего он, собственно, и приобретался. Ну, как тут водится, опишу на чём доводилось ездить до него. О, это была и гнилая вишнёвая девятка, из трёх месяцев владения коей, полтора она была в разного рода ремонтах, и 405-я пежо, прозванная «француженкой», и целых 2 минивэна Nissan Liberty разных комплектаций, и приятная купешка Mitsubishi Mirage Asti (
Отзыв о Mitsubishi Mirage), а также Mazda Capella.
Приус был взят с целью экономии топлива, так как в работе в такси это основной расход. С юных лет питаю страсть ко всему новому и необычному и на приусы давно поглядывал, но как и многие, его побаивался: дескать батарея стоит дорого, слишком сложный технически, внешность противоречивая. Однако, подойдя к необходимости продажи слишком прожорливого для такси и ломучего Liberty, изучил массу отзывов на дроме и решил остановиться именно на этой модели. Бюджет у меня был 230 т., хотел именно рестайл NHW11, так как у него более новая батарея (элементы подходят от 20-й модели), более шустрый мотор (72 л.с против 54 у дорестайла), ну и, в принципе, они свежее – выпускались до 2003 г. Именно такой 2003 г. я и нашёл в Адлере. Хозяин по телефону сказал, что машина в целом в порядке, батарея стоит от 20-ки, ошибок никаких нет. Только немного побрякивает рейка (я знал, что это их болезнь) и рулевые наконечники требуют замены и они уже куплены. После продажи Liberty ещё один контрольный созвон, торг до требуемой мне суммы и за 227 т.р. я стал счастливым (ненадолго) обладателем наполовину электрического чуда японского автотпрома. Забирал я его вечером и окрестные СТО на подъёмник нас уже не брали, так что осмотр кузова я делал сам с фонариком айфона. Видел, что его состояние не идеально, но не думал тогда что шпакля через пару месяцев начнёт отваливаться с порогов кусками. Поспешишь – людей насмешишь, вошёл ко мне в доверие старый перекуп-проходимец Сергей, который продавал дескать машину дочери, так как она уже купила двадцатого Приуса. На ходу после Liberty Приус мне очень понравился, да и посадка, пожалуй, самая удобная из всех авто что у меня были на тот момент. Это была моя первая тойота: мягкий пластик салона, приятные на ощупь велюровые сидения, все ручки, кнопки и крутилки удобно расположены, хороший головной свет. Я понял почему среди японцев тойота больше всех ценится. Переночевав у приятеля в Сочи, я заправил 20 литров 92-го и поутру выехал в сторону Краснодара, обнулив расход на компьютере. В Туапсе меня ждали трое попутчиков с Блаблакар. Расход по серпантинам от Сочи до Туапсе составил ровно 4 л. на 100 км. Радость переполняла – я ехал на полноценном и комфортном седане с-класса и он расходовал смешные 4 литра на сотню! В Туапсе посадил попутчиков и не останавливаясь ехал до Краснодара. Нагрузку машина не чувствовала, но расход немного подрос. Когда я остановился возле дома, компьютер показывал 4.4 л/100. Чуть более 10 литров топлива ушло на почти 300 км пути. Я посчитал этот результат великолепным. Вечером я выехал на заработки и после нескольких поездок у меня начали вылезать первые ошибки по рулевой рейке. К счастью после выключения зажигания они на длительное время исчезали. При зимней эксплуатации в качестве такси Приус потреблял 5-5.5 л/100. После Liberty, который кушал от 13 в городе я, конечно был просто в восторге.
Пару недель я радостно работал, периодически скидывая ошибку по рейке и ведя переписку с Тойота по поводу отзывной кампании (многие меняли рейку по ней бесплатно), но мне отказали, сославшись на то, что срок кампании уже вышел. Рейка побрякивала, ошибка периодически выскакивала, но я решил пока туда не лезть. Эйфория закончилась, когда выскочила ошибка по батарее и машина упала в аварийный режим. На краснодарском гибрид-сервисе провели диагностику и приговорили 1 элемент. За замену попросили 10000 рублей. Я уже было поехал за деньгами, но дома решил посмотреть в интернете объявления по продаже элементов и так я нашёл гаражного мастера, занимающегося батареями. Он за пару часов перебрал батарею и поставил «живой» элемент, взяв 5000 за работу и 1200 за сам элемент от 20-го кузова. Также он сказал, что батарея – это сборная солянка из разных по году выпуску элементов, как от 11-го, так и от 20-го кузова и что состояние у неё предсмертное, так что сколько она проездит он не знает. Он предложил собрать батарею из своих элементов за 50000 рублей. На тот момент я отказался от его предложения в надежде, что пока походит и так. Но чуда не произошло. Ещё через месяц у меня снова загорелась ошибка, и мотор перешёл в аварийный режим. Я снова приехал к гаражному мастеру Сергею и попросил выявить самые слабые элементы. Таковых оказалось 6 штук. За элементы отдал 7200 и 3000 за переборку. Про ошибку с батареей после этого забыл на полгода. После ремонта батареи поменял наконечники, втулки стабилизатора и ступичные подшипники спереди. После этих манипуляций началась рутинная эксплуатация старого гибрида в качестве такси, со средним пробегом по городу 200 км. и расходом 5-5.5 литров на 100 км. Потихоньку стал чувствовать экономию на топливе и получать удовольствие от ежедневной эксплуатации. Дальше с левого заднего порога у меня начала сыпаться шпакля и поползли рыжики по правым крыльям. Где-то в это же время, наводя порядок в бардачке, я нашёл карточку с телефоном, которую водители кладут под лобовое стекло. Я решил, что это номер прошлого хозяина и позвонил. Так я познакомился с Николаем – бывшим владельцем сего «чуда техники». Он продал машину за 170 т.р. с кузовными дефектами. Перекуп её наспех подмазал и продал мне за 227. Также, Николай дал мне контакт ещё одного хорошего специалиста по гибридам. У него уже летом я заменил ещё 2 элемента. Сергей объяснил, что такие элементы, из которых набрана моя батарея, у него, можно сказать, лежат на выброс. Ставить же более свежие не имеет смысла, так как из-за «перекоса» будет выпадать ошибка. Отдал за 2 старых элемента что-то около 3500 с работой и забыл про батарею ещё на несколько месяцев.
Как-то в пик июльской жары у меня выскочила ошибка по перегреву. Открыв капот, понял что перестала работать помпа инвертора, который преобразует постоянный ток от ДВС в переменный для зарядки батареи. Узел этот важен и недёшев. Для его охлаждения в Приусе предусмотрен отдельный контур с электрической помпой и красной жидкостью Super Long Life Coolant. Охладив машину, потихоньку с остановками доехал до дома и связался с Сергеем. Он посоветовал взять безщёточную помпу Bosch, которая служит гораздо дольше оригинальной. 2500 за помпу на экзисте и два дня ожидания, 1000 за замену. Антифриз при замене не сливается. Долить нужно грамм 150 и всё. Следующей зимой решил привести в порядок кузовщину, так как рыжики становились всё страшнее, а дыра в пороге всё больше. Левый порог и правое заднее крыло были переварены, правое переднее крыло в цвет заменено на контрактное, подкрашены передний и задний бампера. В Новый 2019 год Приус вошёл во всей своей красе. В январе у меня была поездка по делам в Питер и я ещё раз заехал к Сергею для диагностики батареи. По итогу поменяли 7 самых слабых элементов на его «утилёвые». Отдал 7000. После этого 5 с лишним месяцев батарея не беспокоила. Так и продал. При поездке в Питер периодически вылетала ошибка по ЭУР и он пропадал. Думаю, причина в неправильно установленном датчике ABS, который менял не у Сергея, а в обычном сервисе. Обод колеса протёр его провод, а мокрый снег попадая на контакт, вызывал ошибку. Основательно прокачал руки пока ехал до Москвы (где-то полпути без усилителя руля). На обратном пути проблемы не было, но ошибка ABS на панели горела до самого ремонта этого датчика Сергеем. Весной 2019 поменял «косточки» спереди, сайлентблоки задней балки, задние стойки, подтекающий радиатор печки, компрессор кондиционера, электрическую помпу, моторчик печки. Можно сказать, довёл до идеала. А так как собирался уходить на полгода на «вахту», выставил на продажу. Продавал не спеша за нормальные деньги где-то 2.5 месяца, постоянно работая на нём. Полностью обслуженная машина доставляет большое удовольствие от управления и плавности хода, если учитывать, что это с-класс, которому более 15 лет.
Поводя итоги, стоит заметить, что Приус был прекрасным опытом использования гибридного автомобиля и я вовсе не жалею о покупке. Он и кормил, и возил меня полтора года почти без остановок, не считая мелких ремонтов, которые простительны автомобилю столь почтенного возраста и невысокой цены. Купил бы я ещё гибрид? Скорее да. Но предпочёл бы либо следующий 20-й кузов (2003-2009 годы выпуска), цена 400-600 т.р. Специалисты считают эту модель самой удачной. Либо же последний 50-й (2015-н.в.), цена от 1 млн.р, потому что футуристично выглядит и просто свежий.
Минусы модели Toyota Prius nhw11 (2001-2003) г.в. :
-Низкая посадка (у меня стояли проставки 2 см )
-Мало сервисов по гибридам (можно обслуживать самому, если есть место, приборы и руки)
-Сложнее продаётся (многие всё ещё их боятся)
-Ломкий пластик центральной консоли
-Очень плотная компоновка узлов под капотом
-Техническая сложность гибридной части
-Мало живых из-за возраста
-Не может ездить с дохлой батареей только на ДВС
Плюсы модели:
-Расход топлива 4-6 литров 92-го бензина
-Отсутствует КПП (вместо неё очень надёжный планетарный редуктор)
-Отсутствует стартер и генератор (вместо них электромотор и ДВС)
-Простота и дешевизна ходовой части
-Удобная посадка и эргономика салона
-Достаточно места спереди и сзади (182 см. и 87 кг.)
-Долго служат колодки, так как частично тормозит электромотором
-Расход в пробках может быть меньше, чем по трассе, так как при медленной езде и простое ДВС глохнет и заводится сам при необходимости подзарядки батареи или ускорении
-Резвый старт с места из-за высокого крутящего момента электромотора
-Складывающиеся 60/40 задние сидения
-Экологичный и высокотехнологичный авто за скромные деньги
Спасибо за внимание! Задавайте вопросы в комментариях.