IN PRIUS WE TRUST
Месяц назад озаботился покупкой нового авто. Выбор был большой (ниже поймете почему), но нужно было что-то очень надежное и не очень дорогое. О Приусе не думал всерьез, но решил прочитать о нем на форумах в рунете (не только на Дроме) и, почитав, сильно удивился. Поимев до Приуса много разных авто, уже знаком как выглядят большинство автофорумов – в основном обсуждаются поломки. На Приусных форумах другая атмосфера – в основном обсуждается, кто сколько сэкономил на топливе и «что это за значок на панели?» Почитал. Мне понравилась. В целом можно сказать, что владение Приусом – это своеобразный культ, поклонение, «религия». Владельцы Приусов «свято верят» в несколько важных постулатов:
(1) Адепты (владельцы) верят, что Приус экономит им деньги. И по вере их и воздается им. Конечно можно спросить, а сколько вы переплачиваете за Приус изначально, ведь аналогичный традиционный бу авто стоит дешевле (в моем случае в 2-3 раза дешевле). Но тут вспоминаются слова тойоты, сказанные в 2008г, о том, что до сих пор производство гибридов для них было не прибыльным. То есть машина какбэ стоит дороже, того что за нее просят. То есть покупатель какбэ еще и «зарабатывает», когда покупает Приус. Ну хорошо, если так… Но сколько придется заплатить за ремонт, если что-то сломается? Но по этому поводу есть второй постулат, но в целом я тоже верю, что Приус экономит мне деньги. Здесь есть реклама, не про Приусы, конечно, но смысл похож: «Мужики садятся в старую машину и надевают защитные очки. Машина едет и из приборной панели в них летит струя мелких монет, очки оказывается именно для этого и нужны, чтобы защитить глаза от монет. Мужики куда-то приезжают и уже сидят по шею в монетках. Слоган «Не меняйте автомобиль – просто поменяйте масло. Специальное масло для пробежных авто поможет прослужить вашему авто дольше – и тем самым вы сможете сэкономить себе деньги». В Приусе также – едешь и тебе кажется, что он экономит тебе деньги.
Разумеется особым спортом – развлечением для Приусоводов является измерение расхода топлива (за последние 5 минут, поездку, заправку, жизнь). Как известно, мужики меряются «У кого меньше?» только двумя вещами: размером сотового и расходом топлива у своих машин. И Приус здорово им в этом подыгрывает, эксплуатирую «низменные» мужские инстинкты. У нас действительно меньше.
(2) Второй важный постулат утверждает, что Приусы не ломаются. Аргументы просты: меньше деталей – меньше чему ломаться. Стартер и генератор стали частью коробки. Причем они такого размера, что например стартер заводит машину в любую погоду. Да, много электроники, но это японская электроника. Когда последний раз ломался ваш японский ЖК телевизор? (Правильный ответ: никогда). «Страшилки» про батарею имеют свои корни в сохранившихся советских воспоминаниях про советские батарейки. Как долго старинная игра «За рулем» (там, где крутится диск) могла проработать на одной батареи? Но от прогресса не уйдешь, говорят, что Приусная батарея служит очень долго. Верю ли я в это? А куда деваться – купил уже.
(3) Также адепты верят, что Приус – это очень экологичный машинко, и слащавые приусные ТВ рекламы – едет Приус – и цветы распускается вокруг – стараются убедить нас в том же. Это тоже спорный вопрос, но я тоже верю. Доходит до абсурда – нужно проходить контроль выхлопа – а механик говорит, что мне этого не надо делать – так как это Приус. «Верующий» механик попался. На самом деле - надо, все прошел без проблем в другой мастерской.
Месяц назад я бы не поверил, что куплю высокотехнологичный бу автомобиль, так как мне это казалось безумной затеей. Но почитал на форумах о Приусе и поверил в него. И пусть воздастся мне по вере моей.
XEP BAM
Да, именно так и было написано на номере автомобиля, на котором приехал на встречу со мной «мой» автодилер. Разумеется, это происходило в Америке, разумеется, это было написано латинскими буквами (но именно так как я написал выше - и тоже латинскими), и является абракадаброй на английском, разумеется, я уже видел именно такой номер в фотоприколах и раньше, разумеется, дилер – наш человек, но должен Вам сказать, что когда видишь такой номер вживую – невольно вздрагиваешь. Мэссадж очень сильный и ясный.
История машины проста (дело происходит в Америке): кто-то купил ее в далеком 2006, откатал 100к миль, засрал салон и сдал машину обратно своему Тойтовскому дилеру, видимо в процессе обмена на новую тойтоту. Дилер не стал париться с такой грязнущей внутри и немного поцоканной снаружи машиной и отдал ее на автоаукцион, где она и была куплена «моим» дилером за цену немного ниже рыночной (ну, по крайне мере он мне за такую цену ее продал, сколько она ему обошлась – не знаю, да и это уже не важно). Карфакс при покупке не глянул, но позже посмотрел, все вроде чисто. Да зачем интересоваться такими вопросами, когда уже купил? Не знаю.
Машина вроде как с хорошей комплектацией – но я не парился на этот счет при покупке, общие ощущения от непривычной машины перебивали все мысли о еще каких-то «наворотах» («Она еще и это умеет делать?!»). Но есть нижние противотуманки, на колесах стоят тойотовкие болты-секретки – переходника не было в машине, пришлось ехать в дилерство – 19 долларов. В дилерстве на входе висит большая таблица с расценками на плановое техобслуживание, в основном цены трехзначные в долларах (вот где они деньги зарабатывают), и самое забавное, что на таблице было пять строк – цены в этом дилерстве и четырех других тойтовских в округе. Цена различались на 10-20 дол. Могу предположить, что это сделано, чтобы убедить клиентов, что «это везде так дорого, а не только у них».
Салон машины отмывал три волшебных дня. Стало чисто, но все равно какой-то специфических запах чужого (и даже какого-то чуждого) пота сохранился. Кроме того обивка довольно маркая, у меня следы оставались на сиденьях даже от падающего с меня в процессе уборки пота. Особенно достается обивке бардачка-подлокотника между передними сиденьями – застелил его полотенцем, не хочу пачкать, кроме того еще помню о том, насколько он был пропитан чужой грязью и потом (и до сих пор остался пропитан – просто не видно после химчистки).
МАРСИАНСКИЕ ХРОНИКИ
Пользуюсь машиной всего несколько дней. Разумеется это марсианский космоавтомобиль. Напишу то, что понравилось:
(1) Приборка – нет спидометра, но цифры скорости горят у самого низа ветрового стекла. Вначале показалось дешевым «понтом» (циферблат спидометра то красивее выглядит), но быстро убедился – до чего удобно! Почти не нужно глаза отводить от дороги – всегда ясно видна точная скорость. Правда – удобно.
(2) Кондиционер – хорошо работает, причем независимо от двигателя. Сидишь в машине в ожидании кого-нибудь, жара, а кондиционер работает от батареи. Время от времени включается двигатель – зарядить батарею, затем выключается. В машине – прохлада…
(3) Управляемость – по крайней мере очень неплохая. Подвеска немного жестковата на накаченных до 33 (2.5) колесах. Руль чуткий, но не очень информативный на скорости. Такое ощущение, что ты рулем напрямую колесами и не управляешь. Да в этой машине ты ничем напрямую не управляешь…
(4) Полочки и бардачки в салоне. Их много. Сколько их точно - не известно никому, кроме конструкторов. Я каждый день нахожу еще одну потайную полку за какой-нибудь с виду неприметной панелькой.
(5) На задних сидениях не широко - но просторно для ног.
(6) Про динамику – я еще не понял. Машина едет – но не так, как мы к этому привыкли. Как это бывает обычно: нажимаешь газ до упора, толчок кикдауна, тебя вжимает в кресло, рев двигателя, рывок переключения передачи, опять вжимает и рев двигателя. Адреналин… В Приусе такого нет – он просто непрерывно и «почти молча» ускоряется. Нет адреналина. Но насколько быстро ускоряется – я еще не понял, но по крайней мере – ну хуже других. Здесь, кто-то может сказать: а как же скорость, разгон, динамика, «БМВ – мы не просто производим автомобили, мы приводим Вас в восторг»? Ну, друзья, это другая «религия», и другой разговор.
В Приусе много «приятных мелочей»: ключ-брелок – просто подходишь к машине, открываешь дверь и едешь. Ключ лежит в кармане. Камера заднего вида, самовключающийся и выключающийся свет в салоне, множество кнопок на руле, блютус какой-то, навигация. И самое забавное, что в Приусе это все почему то не кажется «наворотами», а кажется чем-то само собой разумеющемся, обычным, к чему привыкаешь мгновенно.
Могу предположить, что это связано с самой концепцией взаимодействия водителя и Приуса. Приус - это не просто машина, это своеобразная комплексная система для комфортной езды и управления. Это своеобразный электронный гаджет – как iPhone или iPad – вроде все обычно, все это мы уже видели и знаем, но как приятно пользоваться, как приятно, что все, что нужно – собрано наконец вместе. В Приусе чувствуешь себя пользователем, а не водителем.
Можно сказать, что Приус - это отличный электронный гаджет с приятной и удобной функцией повседневного автомобиля.
____
ПС: очень надеюсь, что я никого не обидел своим нетрадиционным отзывом. Я с удовольствием читал и читаю про Приусы подробные технические отзывы, но решил написать о нетрадиционной машине – нетрадиционный отзыв. Надеюсь, Вам понравилось.
В Приус мы веруем. Харрисон Форд верит, Дикаприо верит, Том Хэнкс верит. Поверьте и Вы.