Решил написать свой второй отзыв о машине. Немного странно, что отзывов именно об Альфах так мало – по городу их становится всё больше. Не так, как тридцаток, конечно, но и не так уж мало.
В общем, отзывом это назвать будет сложно, потому что не прошла и неделя с момента приобретения. Пока что – исключительно ощущения и описание машины. Что нравится и что нет. А по мере эксплуатации буду дополнять.
Прошлым авто был кроссовер Opel Antara корейского производства (Winstorm). Машина устраивала всем, но всё равно решил поменять. Почему? Потому что внедорожными характеристиками пользовались около 5 раз в год для вылазок на пикник в труднопроходимые для легковушек места и около 10 дней в году из-за гололёда и снега. Итого – 15 дней в году. Это около 4% от общего количества дней в году, когда мы ездим исключительно по асфальту. Ну и иногда – парковка на бордюре. Если немного подумать и подсчитать, то при расходах на топливо в два или даже три раза больше преимущество в 4% случаев мягко говоря не окупается. Да и обслуживание весьма недешёвое. Вывод – нужен легковой экономичный авто, желательно дороже и новее. Пересаживаться на обычную легковушку не хотелось, относительно экономичные гонки типа Civic Type-R или Impreza WRX нравятся, но инстинкт самосохранения не даёт купить такую машину, потому что ездить на них аккуратно – преступление. Да и то же самое обслуживание не очень уж дешёвое…
Никаких особых мук выбора не было – рассматривал только гибриды, но Хонды с их 1,3 как-то не вызывают особого уважения, а CRZ слишком мала. Хотел брать обычную 30, но не срасталось как-то, да и цена не сильно ниже, чем на Альфы при идентичном двигателе, батарее и подвеске. А в остальном – Альфа в выигрыше: больше, комфортнее, необычнее… Ещё, конечно, есть гибридные Камри и Саи, но там и цена другая.
Почему гибрид? Да, за экономию топлива платишь изначально на 100-200 тысяч больше по сравнению с обычными авто, они по мнению многих «не едут», да ещё и пузотёрки. Петухмобили, машина таксиста и т.д., да Марк вздёрнет, да троллейбус и электричка;) Ну и ещё много всего…
Так вот, отвечаю на вопрос. Покупая гибрид, вы платите на только за экономичность, которая окупается около 2 лет. Вы платите за комфорт в пробках: отсутствие вибрации, шума. За оснащение: мультируль, офигительная акустика, необычное оформление панели, множество прикольных опций и вспомогательных систем. За беспроблемный запуск в минус 35. За комфортный салон, мягкость подвески, хорошую управляемость, впечатляющую динамику. Прибавьте ко всему этому простоту обслуживания, невероятную надёжность (при бережной эксплуатации), безопасность. Кроме того, можно ехать 150-170 км/ч, не думая об очередной вылетающей в трубу штуке рублей. В общем, доказывать можно долго, но рано или поздно любой адекватный человек, поездивший на разных машинах, скажет, что Приус – это хорошая машина. Нравится или нет – личное дело каждого, но хорошая – факт.
Итак, досталась пятиместная Альфа в комплектации S, без всяких ледовских фар и задних туманок, но с камерой с разметкой, головным устройством Панасоник, сонарами и штатными передними туманками. В остальном – всё как у всех.
Для тех, кто знаком с принципом работы Приусов – можно пролистнуть вниз, вам тут читать нечего. Кто не особо разбирается в их установках – прочитайте моё далёкое от профессионального понимание принципа их работы.
За счёт чего же Приусы такие экономичные? Правильно, у них есть электрическая батарея. Точнее – сразу несколько, соединённых между собой в одну большую. Электроэнергия в ней накапливается от работы бензинового двигателя, когда это необходимо, и от рекуперативного торможения, т.е. относительно плавного замедления не за счёт тормозных колодок, а за счёт подзарядки батареи. Удивительно, но этого хватает, чтобы снизить расход в два и даже три раза!
Когда же работает батарея, а не двигатель?
Когда вы стоите, а не едете. Электричество тратится на обогрев/охлаждение салона, аудиосистему, освещение, электроусилитель руля и т.д.
Когда вы едете на небольшой скорости без резких ускорений (стоянки, дворы и самое главное – пробки).
Когда вы движетесь накатом, т.е. для поддержания скорости не требуется значительной энергии.
Во всех остальных случаях работает ДВС, а батарея ему помогает. Например, при наборе скорости батарея добавляет мощности и т.д.
Батарея, конечно, не бесконечная. Она садится, как и в телефоне, поэтому Приус может запустить ДВС и на парковке, но в большинстве случаев только когда садится батарея с целью её подзарядки. Конечно, Приус ещё и прогревает двигатель, а печка не возьмёт тёплый воздух из ниоткуда…
Объяснено далёким от физики человеком, но в общем, надеюсь, правильно.
Теперь непосредственно про ощущения от передвижения на гибридном авто. К своим двадцати годам я поездил на четырёх машинах: Wish, Lite Ace, Voxy и Winstorm (Antara) и накатал больше ста тысяч километров, поэтому сравнивать есть с чем. Prius отличается от обычных бензиновых и тем более дизельных авто. Никакой реальной связи педалей или автомата с узлами машины нет (не говоря уж про механику). Почувствовать автомобиль можно, но нужно привыкнуть. На турбодизеле привык жать на педаль легонько, чтобы не напрягать турбину и не увеличивать расход. Там, нажав на половину, было значительное ускорение, на ¾ - ощущение и звук взлетающего дизельного Боинга. Поэтому первый день было чувство, что машина зависла или тупо сломалась – педаль жму, а она вообще не едет. Да ещё и нет никакого рёва, никакой вибрации, прохожие не разбегаются… В общем, удивление.
Потом, конечно, понял, что эта машина заточена под маленький расход, поэтому реакция на педаль газа притуплена, электродвигатель пытается дотянуть машину хотя бы до 20 км/ч и только потом запустить ДВС, чтобы его эффективность была наибольшей. Из-за этого – на педаль надо жать немного сильнее, если нужно значительно ускориться.
Торможение вызывало ещё одну волну удивления. Я давно знаю, что Приусы тормозят практически всегда рекуперацией, а не колодками, но одно дело сидеть на пассажирском и другое – управлять всей этой системой. Можно, конечно, не париться и тормозить в последний момент колодками, жать на газ до упора и ездить с постоянным обогревом стекла, чтобы ДВС не выключался вообще ни на минуту. Но тогда и не стоит удивляться, что ваш гибрид ест как обычный автомобиль:)
Спустя день езды ко всему привык. Эмоции только положительные: автомобиль тянет хорошо для своих недо1.8 за счёт электромотора, подвеска очень тихая и для легковушек мягкая, крены в поворотах практически отсутствуют…
Теперь перейду к непосредственно описанию машины.
Салон намного больше, чем в 30-м Приусе, по объёму напоминает Виш. Места валом, как сзади, так и спереди. Багажник тоже большой, как и в любом универсале-минивэне. Пластик показался в некоторых местах получше, чем в обычном Приусе, но всё равно ооочень далёким по качеству от европейских авто. Салон издаёт характерные для любых недорогих Тойот звуки: поскрипывания пластика на неровностях, негромкое потряхивание непонятно чего на ямках, но в целом – салон претензий не вызывает, всё это компенсируется очень тихой и мягенькой ходовкой, а в моём случае – ещё и орущей музыкой))
Передняя консоль – ну просто космолёт в реальной жизни. Кнопок не так много, как в обычных машинах, из-за чего смотрится лаконично и дорого. Очень удобное управление климатом с помощью джойстика, пара нажатий – и любые настройки готовы. Кнопки на руле так же не вызывают претензий, хотя Тойотовское размещение не считаю очень уж удобным. Радует разнообразие прикольно открывающихся подстаканников, прямо располагают к ночным покатушкам по видовым города с заездом в пит-стопы за кофе. Всяких ящичков хватает, чтобы заныкать что-нибудь нужное и потерять. Освещение салона самое обычное, хотя подсветка в дверях и в козырьках над зеркалами очень даже радует.
Головное устройство – Панасоник чего-то там ****W61. Разумеется, на японском. С Гугл Переводчиком по фото разобраться не составило никаких проблем. Сконнектил с телефоном по Bluetooth, вбил быстрый набор из телефонной книги, настроил звучание, поменял цветовую схему, отключил японских говорилок и т.д. Качество музыки – шикарное! Всего шесть колонок (вроде бы, JBL), но при недолгих разбирательствах с эквалайзером появляется ощущение, что двери сейчас вылетят, а стекло треснет от вибрации и уровня басов. Всё дело в хорошей магнитоле и функции выравнивания частот (или как там она называется?). Это, конечно, не авто с сабвуфером и дорогущей аудиосистемой, но для штатной музыки просто отлично. Пятнадцати минут хватает, чтобы оглохнуть и убавить громкость до приемлемой.
Кресла обычные. Они удобные, но не хватает электрорегулировки и поясничного подпора, ну не хотят эти япошки ставить такие мелочи в обычные авто!:( Сзади, как уже писал, места валом, измеряю всё тем, можно ли закинуть ногу на ногу, не сдвигая переднее сиденье – можно, проверял.
Багажник широкий, длинный, под полом очень большой ящик, в который можно положить все необходимые в пути вещи, так что багажник останется пустым. Но! Вместо докатки – какой-то тюбик с непонятно чем и кучкой непонятно чего… Я, конечно, верю, что он помогает, что им можно починить колесо… Но если ночью в дождь или хуже того – в снег – на трассе пробьет колесо где-то сбоку, то этот тюбик полезнее будет выпить и сдохнуть, чем пытаться заклеить колесо. Поэтому в планах купить докатку и запихать её туда, подпилив ящик или вовсе выкинув его.
Теперь расскажу про ходовые качества. Пересев с кроссовера, ощущение, что еду на картинге. Сидишь намного ниже, управление острое, кренов нет, ощущается лёгкость и юркость авто. И это в Альфе! Что уж говорить про обычный Приус… Подвеска мягкая, ямки и стыки отрабатывает тихо и незаметно, после жесткости кроссовера просто бальзам на пятую точку.
Двигатель дефорсированный 1.8, причем коробка не автомат, не вариатор, а вообще непонятно что. Её называют планетаркой, обычно это слово ставят рядом со словом что-то там Аткинсона или как-то так. Сделаю умный вид и напишу планетарка Аткинсова с рекуперацией и дефорсированием. Если вам эти слова о чём-то говорят, то прошу прощения)) Мне они говорят только о том, что двигатель экономичный сам по себе и тянет не очень. Затяжные подъёмы – явно не его стихия. Но из-за электродвигателя (или электромотора, в чём вообще разница?) разгон получается резким, можно сказать подрывным. В режиме Power по мокрому асфальту со светофора прокручивает колёса вплоть до 40 км/ч с весёлым визгом зимних шин и рёвом ДВС. Зрелище, конечно, странное: минивэн подъехал на электротяге, а усвистел на гремящем ДВС, после чего опять плавно покатился на электротяге, но в целом – на удивление быстрый разгон. Сделать всякие 2,5 «чисто пацанские» древние диваны вряд ли получится, но составить конкуренцию двушкам – запросто.
Теперь о самом главном в Приусе – о расходе. Рекорд за пять дней – 4,8 литра на сотню. Это 30% по городу и 70% по трассе на 30км со скоростью около 90 км/ч с печкой и прогревом двигателя. Можно добиться и ещё меньшего расхода, благо дизельный авто научил экономичному стилю вождения, а общее понимание техники Pulse&Glide позволяют улучшить этот показатель. Как-нибудь проеду без печки и не торопясь, посмотрю на расход, порадуюсь :))) В городе – 6,5 литра, но опять же – при понимании принципов экономичного вождения. Первый день расход был 7,5 литра. В пробках с прогревами и печкой – около 8. Экономия «на лицо»!
Ах да, про пузотёрчитость! Боялся, что парковка на тротуаре больше не пройдёт, но нет! Если заезжать по диагонали и достаточно медленно съезжать, то вполне себе можно залезть на средний бордюр и ничего не зацепить. Довольно сильные ухабы по дороге на стоянку тоже пугали, но на небольшой скорости они только играют на пластике салона и моих нервах, так что не всё так плохо!
Сегодня при прогреве заметил очень-очень маленькие подёргивания машины, хотя она была на ручнике и селектор в положении P. Дёрнулась едва заметно пару раз и всё, двигатель работает ровно. Ощущение, что пытался переключиться на работу от батареи, но молотящая печка и непрогретый двигатель не давали это сделать, ощущения очень схожи с подключением ДВС и характерными едва заметными тычками… Нормальный человек бы и не заметил. Читал, что такое бывает и это никакая не проблема, дело в планетарке и т.д., но кто-то говорит про чистку заслонки, егр и замену свечей. Кому верить? В планах чистка ближе к лету, стоит ли переживать по этому поводу? Подскажите, кто сталкивался!)
Отзыв буду пополнять, фото чуть позже!
Если какие-то есть вопросы по машине/пожелания по дальнейшему отчёту – пишите:)