Вот и закончилась зима! Да-да, май – это как раз конец зимы, и то в начале месяца успел пойти снежок… Одно слово, всего четыре буквы, а сколько ужаса было пережито.
Все машины до Альфы были полноприводными. Не такими, как Субару, например, без всяких симметричных приводов и блокировок, но и неполноценного полного привода хватало в городе всегда, а из реального бездорожья были только городские весенние дороги, где нужна только крепкая подвеска и нервы.
Поэтому по поводу зимы и Альфы были некоторые сомнения, а не плюну ли я на это всё и не куплю ли опять более проходимый авто после первого сугроба, в котором я и застряну. Много был наслышан про неотключаемый антибукс, длинный кузов и, конечно, недопривод во Владивостоке.
Скажу сразу – опасения были напрасны. Да, на полном приводе не было сомнений, а проеду ли вооон в том месте, а заеду ли вооон на ту сопку. А на Альфе поначалу приходилось каждый раз думать, а надо ли вообще туда ехать или парковаться в этой обледеневшей ямке.
Первый (и единственный) пережитый на этой машине настоящий ужас был 17 ноября. Этот день надолго запомнился жителям Владивостока =) Кто не знает, что за день – небольшая предыстория. Утром передали, что возможны небольшие осадки, снег с дождём. С обеда пошёл дождь со снегом, а к вечеру – конкретный снег. На дороге за 7 часов езды не увидел ни одной машины спецтехники (как и никто другой её не видел), в городе были 10-ти балльные пробки. Хотя они были, скорее, 100 балльные. Люди ночевали в машинах на обочине, горожане разносили по пробкам еду и тёплый чай, бесплатно предлагали ночлег людям с детьми, ГАИ в случае аварии ждали по двое суток, в общем – денёк запоминающийся…
Именно в этот день, точнее, вечер, я оказался на Русском острове, никакого штормового предупреждения, никакой отмены занятий, ничего такого не было. Открыв в 20:00 навигатор, понял, что, если я за ночь доеду до дома на машине в собранном виде, это будет чудо. На всей карте города не было ни метра без пробки.
Теперь о самой машине на льду. Конечно, это Приус, во всех его плохих проявлениях. При проскальзывании машина пытается зацепиться колесом, которое проскальзывает меньше, подтормаживая другое. При движении по льду это даёт неплохое сцепление с дорогой, машина до последнего едет ровно и следует за поворотами руля, на адекватной скорости зад не заносит, перед практически не сносит. Но стоит остановиться на льду на подъёме – машина трогается с большим трудом. Первые пару секунд она пытается покрутить колёса, не находит зацепа иии…перестаёт крутить колёса. Педаль газа нажата в пол, машина чем-то скрипит и мигает лампочкой антибукса, а колёса едва шевелятся. Со стороны может показаться, что водитель не может найти педаль газа или вообще заснул, а на самом деле он скоро продавит в полу дырку и оглушит воплями пассажира.
Однако скажу, что Альфа довезла в тот день по идеально гладкому льду с Русского острова практически до самого дома. Используя магию вне Хогвартса, машина поднялась и в сопку на Катерной, и на Окатовую, и в другие подъёмы. Удивило то, что впереди идущий 20-й Приус ни на сантиметр не сдвинулся в подъём на Окатовую после остановки. И только с помощью троих толкающих парней он всё-таки заехал туда (никогда не думал, что Приусы такие тяжёлые…). Инсайт, буксующий рядом с 20-й, заехал с лёгкого толчка двоих парней, а вот Альфа заползла лишь с помощью пары моих седых волос. То ли дело в резине, то ли антибукс всё же работает по-разному, то ли в Альфе больше веса на передние колёса.
В принципе, после того дня никакой больше снегопад не доставил проблем. Если выехал со двора – на основной дороге уж точно не застрянет. Ездил и по колее после паркетников, цепляя снег днищем, выезжал со стоянки в первый день после снегопадов, ездил по заснеженным дорогам в крае, нигде ни разу не застрял. Поэтому ничего страшного в переднем приводе нет, главное сознательно не лезть в сугробы, а если уж залез – не останавливаться.
К концу зимы вспомнил, что как-то можно отключить антибукс. Посмотрел, попробовал – и правда можно, из сугробов машина выезжает увереннее. Если кто не знаком – алгоритм не очень сложный. Надо поставить машину в сервисный режим:
• ставим машину на ручник;
• на заглушенной машине нажимаем педаль газа, отпускаем, нажимаем дважды на кнопку запуска двигателя (в общем, положение «ключа» до запуска двигателя, когда включается магнитола, печка, идёт проверка систем и т.д., на надпись READY не горит);
• в этом положении дважды нажимаем на газ;
• переводим селектор в режим нейтрали, опять дважды нажимаем на газ;
• ставим в режим паркинга, снова дважды на газ;
• нажимаем тормоз и запускаем двигатель.
Если на панели загорелась лампа антибукса и мигает лампочка сервисного режима, то вуаля – всё готово. На самом деле, весь процесс занимает меньше минуты, после выключения двигателя машина сама вернётся в обычный режим. Да, кнопкой было бы гораздо проще, но не для этого Приус, не для этого…
Расход зимой сильно зависит от времени прогрева машины. Хотя многие говорят, что гибриды греть вообще не надо, мне как-то ближе здравый смысл и хоть немного тёплый салон. Поэтому запускаю машину с телефона, выхожу, дохожу до стоянки – машина прогрета. Когда это пять минут, когда все 20, поэтому средний расход по городу при -15 – -20 колеблется от 6 до 8.5 литров на сотню. Так же на расход влияет печка. Если включать её на градусов 30, то двигатель будет работать большую часть времени в пути, отсюда и расход почти как у негибридов. Ещё раз обращу внимание, что это средний расход с прогревами, стоянками с включенным двигателем, пробками и т.д., т.е. заправился до полного, скатал половину, заправился до полного и посчитал.
А ещё есть в гибриде приятный бонус – машина заводится в любой мороз. После трёхдневного простоя при -30 завелась как обычно. Бегающие рядом с проводами люди и так в душе тебя ненавидят, а когда они просят прикурить, а под капотом просто нет аккумулятора – ненавидят ещё больше, даже в 2018 году смотря на шестилетний Приус, как на космолёт. Хотя он, конечно, есть, просто спрятан в багажнике под обшивкой.