Здравствуйте, дорогие ребята и уважаемые товарищи взрослые!
Позволю себе традиционное, хоть и скучное начало. Я искренне благодарен содержателям уважаемого портала и особенно его корреспондентам за отзывы, которые помогли мне с выбором машины и позволили узнать много полезного. Поэтому я, в свою очередь, по прошествии 14-ти месяцев эксплуатации, считаю своим долгом сообщить всем желающим, а особенно мучающимся от необходимости выбора, что думаю о своей машине. Особенно хочется позаботиться о читающих чайниках, поскольку я и сам еще не вышел из чайного возраста.
Ну, предыстория. Поскольку технического склада во мне ноль, то машину я не желал всеми фибрами своей души. Однако свобода есть осознанная необходимость. Второй ребенок родился, значит, хватит ерундой заниматься. Пошел я учиться в автошколу, все экзамены посдавал сразу и без единой ошибки, права получил, да вот беда – ездить не научился. Ладно, думаю, город у нас маленький, не Владивосток, освоюсь. Долго ли, коротко, дошло до покупки. Специфика жизни и работы определяла выбор. Я технически безграмотный чайник, поэтому ничего мне, пожалуйста, старого, поломатого, и слишком большого не надо. И я лучше буду платить за хорошие двигатель и ходовку, чем за обвесы-джипиэсы. Работа у меня такая, что иной раз нужно что-нибудь объемное перевезти. И хотя психика у меня добрая, но седаны я ненавижу. Да и семья все-таки. Дороги у нас плохие, зимы снежные, значит, нужен полный привод. На джип в сколь-нибудь человеческом состоянии денег не хватит. Значит, мне нужен относительно свежий полноприводный универсал. И с АКПП мне жить будет проще. Ну что ж, определились. Теперь смотрим объявления. Да вот думаю, сейчас как начнется головняк, ехать куда-нибудь в Хабаровск или Владивосток, смотреть там кучу машин, мучиться самому и мучить друзей-знакомых. Избежать бы всего этого дал Бог, вот было бы здорово. Выбор в наших краях невелик, ну да ладно, посмотрю и здешние объявления, вдруг чего путнее попадется. Ребята, вы не поверите, получилось, как я хотел. Пошел, купил первую газету с объявлениями. Смотрю варианты, среди них «Т. пробокс», 2003, б/п, п/с, 4WD, автомат. Дык это ж то, что мне нужно! Я делаю единственный звонок, и договариваюсь о встрече. Лезу на дром, смотрю отзывы, а народ говорит, что, мол, ходовка очень крепкая, и двигатель хороший. А мажоры ругаются, им не нравится внешний вид. Да фен с ними, с мажорами, пусть возят свое пиво и девочков на заднеприводных пятнадцатилетних капитанах, ой извиняюсь, «Марках».
Теперь, с вашего позволения, история. Идем с женой и грамотным начальником на встречу с продавцом, смотрим машину. Жена изначально пробоксов боялась – ее пугали задние лавки и общая деревянность. Смотрю, ее страх рассеялся – салон не грузовой, а пассажирский, сзади диван, а не лавка. У дивана никаких регулировок нет, он только складывается вперед для увеличения багажника. Образуется ровный пол длиной около 180 см, то есть как раз мне поместиться. Спать будет удобно, но для того, чтобы полностью сложить заднее сиденье, передние нужно существенно сдвинуть вперед. Жене на переднем сиденье нормально, а вот мне делается тесновато. Ехать в таком положении можно, но не на далекие расстояния. Ладно, не страшно, мне междугородними перевозками длинномерных грузов пока заниматься не светит. Впрочем, заднее сиденье можно просто наклонить вперед, а не складывать полностью, тогда и передние сиденья сдвигать не нужно. Багажник сам по себе огромный, однако его объем частично создан за счет простора задних пассажиров. За собой, с максимально отодвинутым передним сиденьем, я сижу, упершись в переднюю сидушку коленями. Это минус, но заднее сиденье предназначено преимущественно для детей и тещи, у которых габариты меньше, они там нормально помещаются. Значит недостаток тоже не критический. Сидушки расположены высоко, гораздо выше и лучше, чем в седанах. Все, включая задний диван, обшиты тканью. У передних – небольшая боковая поддержка. Они вручную регулируются по высоте, наклону и взад-перед. Есть скромненькая кассетная магнитолка, стереодинамики, кондиционер, АБС, 2 подушки безопасности, центральный замок, метелка сзади, тонировка, электроповоротники зеркал. Впереди – электростеклоподьемники. Единственный явный элемент деревянности – подъем задних стекол вручную. Салон из жесткого темно-серого не царапкого пластика. Обычно людям это не нравится, но по мне – наиболее практичный вариант. Руль регулируется вперед-назад и по высоте. Приборная панель – один огромный спидометр с небольшим жидкокристаллическим экранчиком, на котором видны показания одометра, уровень топлива и часы. Все четко просматривается, не блекнет. Тахометра нет, вместо него лампочки – синяя загорается, пока двигатель не прогрелся, а красная показывается на секунду после старта в порядке самотестирования. Еще она должна показаться, если двигатель перегреется. Карманы есть в передних дверях и под рулем, бардачки слева, под торпедо и по бокам багажника. В центральной части спрятан выдвижной столик. Рядом с селектором АКПП – подстаканники с держачками. На полу в салоне – серый ворс и резиновые коврики, в багажнике – подобие толстой серой рифленой клеенки. В общем, без больших изысков, но вполне удобно. Экземпляр попался в наиболее богатой комплектации. Был бы на мой вкус еще цвет не белый, вообще б замечательно. Да ладно, я не расист, мне машина нужна, а не цвет кожи. Переглянулись мы с женой – надо начинать придираться-торговаться. А придраться, кроме небольшой царапины на тонировке, и не к чему! Салон чистый, не потертый, не прокуренный, двигатель шепчет, амортизаторы упругие. Кузовных дефектов не найдено. Все японские книжки-бумажки-аукционник аккуратно лежат в переднем бардачке. Из дат в бумажках явствует, что машина сделана в октябре 2003, а в октябре 2008 выставлена на продажу. Значит, эксплуатировали ее до меня 5 лет. В одном из багажниковых бардачков на штатных креплениях домкрат и балонник в упаковке. Запаска – на креплении под багажником. Судя по идеальному состоянию машины, пробег - 95 ткм, честный. По словам продавца, машина была привезена откуда-то из южной Японии через фирму специально на продажу под последние низкие пошлины, и ждала своей участи. Не конструктор, не бой, не топляк. Поскольку с геометрией везде порядок, зазоры ровные, ничего не перекошено, двери не скрипят, то я словам поверил. Дальше я подумал, что если вариант меня устраивает, то нечего больше суетиться. Заехали на диагностику, сканер ошибок не обнаружил. Продавец скинул символических 10 тыр, и за 200 тыр я купил машину. До сих пор ищу подвох, почему так дешево, и уже более года никак не нахожу. Продавец сказал, что весной 2009 г. поставил машину на продажу за адекватные по тому времени 240 тыр, да мол кризис, у народа денег нет, пришлось к началу осени цену сбавить. А тут я.
Теперь плавно перехожу к эксплуатации. Сначала я машину подготовил. Вместо 13 дюймовых колес поставил 175/70R14, всесезонку на штамповке. На литье тратиться не решился. Машина стала сидеть выше, потеряв немного своего фирменного бегемотоподобия. Встал как то рядом с «Короной» знакомого на 15 дюймовой резине, а знакомый, к моему глубокому удовлетворению отметил, что дорожный просвет у «Пробокса» поболее, да и водитель сидит выше. Промыл двигатель, залил масло Mobil 1, полусинтетику, 10W40, поменял воздушный и топливный фильтры. В сервисе посмотрели на тосол и прочие жидкости, и сказали, что можно пока не париться. Сигналку поставил нормальную, с хорошим радиусом действия, автозапуском и обратной связью. Купил пластмассовые коврики с бортиками, чтобы грязь и вода на ворс не попадали, накидки на сиденья, детское кресло, ну и всякие полагающиеся в машине мелочи. Скучную таблицу расходов составлять не буду, на всю эту подготовку у меня ушло около 25 тыр., как я примерно и рассчитывал.
Двигатель 1NZ– 1,5 л (есть «Пробоксы» с 1,3 л – 2NZ) оказался с цепью ГРМ, которую не нужно менять на 100 ткм, что меня порадовало. Такие стоят на целой куче моделей «Тойоты». Сделан из алюминиевого сплава, по отзывам – простой, надежный, с хорошим ресурсом, но! не предназначенный разработчиками для капитального ремонта. Как его где-то назвали, «одноразовый». Хотя как невозможность капиталки реализована технически, я сейчас не скажу. Оснащен фирменной тойотовской системой WWT-i, т.е. интеллектуальной сменой фаз газораспределения. Она позволяет двигателю работать в оптимальном режиме в зависимости от условий эксплуатации, и кажется даже экономить топливо. Все его называют резвым, а я стал было лить 92 бензин, и думаю: а где резвость? Туповат-с. Залил как-то 95 – О!, совсем другое дело. Обгонять весело и интересно, в горку идет даже груженый хорошо и резво, да и звук работающего двигателя чем-то лучше. Тише, что ли, не знаю. В общем, с тех пор 95 лью всегда. На плохой 95 жалуются часто, но там, где я обычно заправляюсь, вроде ничего.
По расходу. По настоящей трассе мне еще ездить не пришлось, поэтому минимального расхода не знаю. Когда ездишь в смешанном режиме из Совгавани в Ванино, да по городу, то 7,5. В городе летом 7,8-7,9, зимой, когда ночует в гараже с лампочкой под картером, то 10. Когда машина стоит на улице на автопрогреве, то 12. Можно и больше, вопрос философский. Но я не злоупотребляю ресурсом двигателя и машину зимой обычно ставлю в гараж. Я думаю, в наших условиях указанный расход вполне приемлем. Будь машина на родных 13-дюймовых дисках и переднеприводная, расход мог быть и меньше, но это не та экономия, на которую стоит идти.
Кстати, о лампочке и прогреве. Великолепная вещь. Кладешь на пол под картер 300 ватт, и после зимней ночи двигатель прогревается за 6 минут. Причем это не я так думаю, а он, т.к. гаснет синий индикатор на приборной панели. Без лампочки прогрев минут 12 или чуть больше. Салон, когда машина стоит на улице, надо сказать, прогревается медленно. Через 15 минут и то холодно. А в движении через 5-7 минут уже тепло.
Ходовка в меру жесткая. Мелкие ямки ощущаются при медленном движении и незаметно проскакиваются на скорости. Сзади у машины мост. Полный привод включается через вязкостную муфту. Т.е., если начинают пробуксовывать передние колеса, то автоматически, с некоторой задержкой, подключаются задние. Реально, качество работы такой системы я до сих пор не могу оценить. Здесь наверно не помешала бы блокировка межосевого дифференциала или более качественная прокладка между сиденьем и рулем, гыы! С одной стороны, машина умеет и буксовать. С другой, по снегу ползет до последнего, пока окончательно не сядет на брюхо. А на зимних заледеневших подъемчиках я спокойно еду, не ощущая неудобств, тогда как маркообразные как нормальные герои, не одолев препятствия, движутся в обход.
Работа АКПП, по отзывам сидевших в машине опытных товарищей, очень неплохая. Однако, в горку или при резком ускорении на обгоне, она имеет свойство 1-2 секунды потупить. В эти мгновения машина не едет, а я думаю о преимуществах механической коробки. Говорят, это специальное свойство, которое сделано из заботы о водителе – вдруг он через полсекунды передумает давить на педальку. Надо не топать в пол, давите на педаль газа плавно, тогда и тупости не будет.
Руль с гидроусилителем. Машина верткая, на все движения руля реагирует четко.
Что касается обзора, то он очень хорош впереди за счет короткого капота, которого водителю практически не видно. Однако по бокам обзор несколько ограничен – за широкими стойками образуется мертвая зона. Но ничего, к этому привыкаешь.
Салон, конечно, шумноват. На нормальной дороге вполне уютно, ну а на плохой – не очень. Хотя, я бы на виброшумной шкале расположил его где-то посередине между «Жигулями» и нашим конторским «Терранчиком». Говорят, что на «Пробоксе» отсутствует шумоизоляция. Я не знаю, как в грузовом варианте, но в пассажирском под багажником имеется двухсантиметровый слой войлока – наверно не спроста. Ворсистое покрытие пола салона тоже, вероятно, имеет смысл, да может и под ним что-то есть. Двигательный отсек также отделен от салона какой-то ворсистой чебурашкой. В общем, некоторая шумоизоляция в машине есть, вполне достаточная для коммерческого универсала, но не более того.
Обслуживание. Кроме смены масла в двигателе, по случаю 100 ткм, сменил-таки жидкость в АКПП, раздатке и мосту. Подтянул ремень гидроусилителя. Через год после покупки попросил в сервисе посмотреть ходовку. Посмотрели, сказали, что никаких проблем не видно, да и сама машина на дороге ведет себя прекрасно. На зиму пропшикал силиконовой смазкой все резинки снизу. Еще поставил специальные усиленные зимние дворники.
Проблемы? Один раз оставил машину на ночь на морозе и забыл включить автопрогрев. Утром не завелась. Снял аккумулятор, подзарядил, завел машину. Дальше, понаблюдав как аккумулятор себя ведет, понял, что его, пожалуй, пора менять. Ему уже по сроку службы положено. Купил новый, корейский. Экспериментов с морозоустойчивостью с тех пор не ставлю. Потом появился скрип при прохождении неровностей в районе задних колес. Заехал в сервис, проблему решили за полторы минуты. Кольцевую резинку, в которой проходит тросик стояночного тормоза, нужно побрызгать силиконовой или молибденовой смазкой. Я не знаю, может это задумано так, чтобы резинки раз в полгода смазывать, или «инженеры Тойоты» малость промахнулись, но знакомый скрип от проезжающих мимо «Пробоксов» и «Саксидов» слышу регулярно. Видимо, не все знают, что проблема решается просто. Еще из печки, на ноги, по центру, и в лобовое стекло дует хорошо, а на боковые стекла – очень слабо. Наверно, при прохождении очередного ТО надо салонный фильтр поменять. Больше проблем, в которых хоть как-то можно винить машину, не было.
Что до меня, то я в первую же неделю своей «учебной езды», разворачиваясь назад, и не убедившись в отсутствии на дороге чего попало, помял порог. Еще, выезжая со второстепенной, и ведя содержательную беседу, излишне легкомысленно высунулся из-за сугроба. В итоге цакнул «Атлас» в бак. В баке небольшая вмятина, а я разбил фару, пластмассовый фальшрадиатор и пластиковый клык. Привезли мне все это добро с владивостокских авторазборок, поменял. За зиму, выезжая из узкой снеговой траншеи до гаража, наделал «мелких кузовных дефектов» на дверях. Не я один, конечно, такой умный, рядом сосед шоркал «Делику». А все почему? Потому, что не надо лениться потратить время и расчистить дорогу пошире. Да и вообще, начинающему водителю следует быть особенно внимательным и осторожным, и умерять по отношению к новой машине свой испытательский задор. Говорят, конечно, что нет людей, которые не репают машины, есть люди, которые их быстро восстанавливают, но, однако, убеждаешься, что опыт – и правда, сын ошибок трудных. Да и самое главное – слава Богу, не начудил я ничего фатального, все живы и здоровы, а остальное – мелочи. Узнавал я, сколько стоит ремонт полученных травм, оказалось - дорог кузовной ремонт! Товарищи в один голос сказали, мол, не занимайся ерундой. Ну, я и не стал. Кое-что поправил, где потрескалась краска – загрунтовал и покрасил, чтоб не ржавело. Стало гигиенично и мало заметно, и я решил на этом остановиться.
Итоггг. Подследственный – конечно, автомобиль не для имиджа. Поэтому если для вас хороший понт всего дороже, то смотрите другие машины. Хотя, не белый пассажирский вариант «Пробокса»/ «Саксида», да на 14 дюймовом литье уже вполне недурно смотрится.
Что касается вместимости, надежности, и тактико-технических характеристик, то среди одноклассников за сравнимые деньги ему нет равных. Да что там, все жалуются на хлипкую ходовку адэшек и «Вингроудов», а «Филдер» - уже довольно-таки другие деньги. Если говорить о коммерческих универсалах, то вряд ли кто возьмет «Филдер» для развозки, если рядом есть «Пробокс». Поэтому, если сомневаетесь в выборе машины – не сомневайтесь. Я на своем еще планирую покататься. Самый существенный его недостаток для меня – небольшой дорожный просвет. С ним в наши зимы бывает нелегко. Отсюда радикальный вывод – кажется, следующей моей машиной должен стать «Форик».
Удачи на дорогах, ребята!